Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:48, курсовая работа
Поэтому, целью нашей работы является изучение процесса формирования и регулирования государственного долга в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение понятиям «государственный долг», «государственный займ»;
определить особенности внутренних займов как наиболее быстро развивающегося способа заимствований;
определить классификационные признаки государственных займов и тем самым рассмотреть классификацию;
определить принципы управления государственным долгом;
Введение
3
1. Теоретические аспекты проблемы государственного долга
5
1.1. Понятие и сущность государственного долга, государственные займы и их классификация
5
1.2 Особенности субфедерального, внутреннего государственного долга
12
2. Государственное регулирование внешнего и внутреннего долга России
15
2.1 Принципы управления государственным долгом
15
2.2 Анализ управления государственным долгом в России
17
3. Пути совершенствования управления государственным долгом
29
Заключение
36
Список литературы
40
Вместе с тем в структуре государственного долга России при некотором снижении внешней задолженности наблюдается рост внутренних и "новых" внешних долговых обязательств. С экономической точки зрения это свидетельствует о начале реализации стратегической концепции в области государственного долга, суть которой заключается в постепенном стирании разделения долговых обязательств на внешние и внутренние. Государственный долг становится все более единым, и управление финансовыми обязательствами государства переходит к единому центру [18, С. 113].
Показатель "государственный долг/доходы" используется международными финансовыми организациями для оценки долговой устойчивости суверенного заемщика, то есть такого состояния государственного внешнего долга, при котором правительство выполняет обязательства по его обслуживанию в полном объеме без ущерба темпам экономического и социального развития и необходимости прибегать к списанию или реструктуризации задолженности.
По состоянию на 1 июля 2011 г. объем государственного долга Российской Федерации составил 4,6 трлн. руб., в том числе государственный внутренний долг - 3,6 трлн. руб., государственный внешний долг - 36,8 млрд. долл. США (эквивалентно 1,0 трлн. руб.). В предстоящий период объем государственного долга будет ежегодно возрастать, достигнув к концу 2014 года уровня 12 трлн. руб. или 17% ВВП. При этом объем внешних обязательств государства вырастет почти в 2 раза, составив около 2,0 трлн. руб., внутренних - в 2,8 раз, достигнув почти 10 трлн. руб. [18, с. 116].
Динамика объема государственного долга РФ в % к ВВП представлена в таблице 1.
Таблица 2.1
Динамика объема государственного долга РФ за 2004-2014 гг.
Годы |
Внешний долг, млрд.руб. |
Внутренний долг, млрд. руб |
Совокупный долг в % к ВВП |
2004 |
3166 |
779 |
23,2 |
2005 |
2201 |
875 |
14,2 |
2006 |
1371 |
1065 |
9,0 |
2007 |
1102 |
1301 |
7,2 |
2008 |
1192 |
1500 |
6,5 |
2009 |
1138 |
2095 |
8,3 |
2010 |
1218 |
2940 |
9,3 |
2011 |
1242 |
4732 |
11,2 |
2012 |
1487 |
6621 |
14,1 |
2013 |
1778 |
8467 |
16,1 |
2014 |
1974 |
9977 |
17,0 |
Низкие показатели государственного долга выгодно отличают Россию от значительного большинства как развитых стран, так и государств формирующихся рынков. При этом, однако, кредитные рейтинги, присвоенные России ведущими международными агентствами (BBB с позитивным прогнозом от Fitch, Ваа1 со стабильным прогнозом от Moody's и ВВВ со стабильным прогнозом от Standard&Poor's), свидетельствуют о том, что наша страна явно недооценена [19, С. 133].
Исходя из параметров, заложенных в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации в 2012-2014 гг., и с учетом планируемых объемов заимствований, в предстоящий период значения показателей долговой устойчивости Российской Федерации будут по-прежнему вне опасных зон (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Показатели долговой устойчивости Российской Федерации
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Пороговое значение |
1.Отношение гос. долга РФ к ВВП |
11,2% |
14,1% |
16,1% |
17,0% |
25% |
2.Доля расходов на обслуживание гос. долга РФ в общем объеме расходов федерал. Бюджета |
3,2% |
3,6% |
4,0% |
4,5% |
10% |
3.Отношение расходов на обслуживание и погашение гос. долга РФ к доходам федерал. Бюджета |
8,2% |
9,7% |
10,4% |
11,8% |
10% |
4.Отношение государ. долга РФ к доходам федерал. Бюджета |
58,0% |
76,3% |
87,7% |
94,5% |
100% |
5.Отношение гос. внешнего долга РФ к годовому объему эскпорта товаров и услуг |
8,7% |
10,9% |
12,5% |
13,2% |
220 % |
6.Отношение расходов на обслуживание госуд. внешнего долга РФ к годовому объему экспорта товаров и услуг |
0,6% |
0,6% |
0,6% |
0,7% |
25% |
Приведенные данные свидетельствует, что возросшие объемы заимствований в плановом периоде увеличат нагрузку на федеральный бюджет, однако по числу большинства индикаторов, рассчитанных в соответствии с международной методикой, бюджетная устойчивость сохранится. Вместе с тем в связи с ростом бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение расходных обязательств по обслуживанию и погашению долга в 2012 - 2013 годах может произойти превышение предельного значения (10 %) показателя ликвидности федерального бюджета (отношение бюджетных ассигнований на обслуживание и погашение долга к доходам федерального бюджета) в 2012 г. - на 1,7 процентного пункта, в 2013 г. - на 2,4 процентных пункта.
Вместе с тем, по ряду параметров имеющийся «запас прочности» не может рассматриваться как безусловный в плане обеспечения долговой устойчивости Российской Федерации. Во-первых, темпы роста государственного долга и, соответственно, расходов на его обслуживание являются весьма высокими. Так, по сравнению с 2008 г. в 2011 г. расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации вырастут в абсолютном выражении в 2,3 раза или в 1,4 раза в процентном отношении к расходам федерального бюджета [21, C. 153].
Во-вторых, имеются риски ухудшения макроэкономической ситуации, что соответствующим образом скажется и на показателях долговой устойчивости. В соответствии с бюджетными проектировками расчеты уровня ВВП и доходной базы федерального бюджета на период 2012-2014 гг.
В-третьих, весьма вероятным является сценарий, при котором в планируемом периоде Россия может лишиться одного из важнейших факторов финансовой стабильности - «подушки безопасности» в лице Резервного фонда. Его объем, ожидаемый к 1 января 2013 г., составит 1,6 трлн. руб. при условии, что цена на нефть в 2012 году не опустится ниже 93 долл. США за баррель, а пополнение составит 164,0 млрд. руб. Однако в случае развития макроэкономической ситуации в 2012 г. по худшему сценарию, нам не только не удастся достичь планируемых объемов Резервного фонда, но и придется направлять на выполнение в 2013 г. расходных обязательств как чистые поступления от заемных источников, так и значительные средства из самого Резервного фонда вплоть до его полного исчерпания. Отсутствие «подушки безопасности» существенно повысит уязвимость государственного бюджета, приведет к росту стоимости заимствований и, следовательно, к увеличению расходов на обслуживание госдолга. Согласно результатам проведенного стресс-тестирования долговых показателей России, в случае установления и сохранения в предстоящий период фактических цен на нефть на уровнях на 50 долл. США ниже прогнозируемых, уже в 2013-2014 гг. показатель «государственный долг к ВВП» превысит 20-21%. Это фактически «отбросит» Россию в ситуацию 2004 года, когда страна еще не имела суверенных кредитных рейтингов инвестиционной категории от всех трех ведущих международных рейтинговых агентств.
В-четвертых, согласно расчетам, в случае развития негативного сценария, при котором цена на нефть упадет до 60 долл. США за баррель и останется на этом уровне в течение года, дефицит федерального бюджета превысит 5% ВВП [22, C. 167].
Это потребует изыскания дополнительных источников его финансирования. Потенциально, в качестве таковых могут рассматриваться средства ФНБ, поступления от приватизации и повышения налогов. Однако использование средств ФНБ лишит «подушки безопасности» хронически дефицитный бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, доходы от продажи госимущества носят конъюнктурный характер, а увеличение налогового бремени на экономику крайне нежелательно в связи с возможными негативными социальными последствиями.
В условиях реализации неблагоприятного сценария основным источником покрытия дефицита федерального бюджета станут госзаимствования. Принимая во внимание, что объемы последних уже установлены на беспрецедентно высоком уровне, речь идет о накоплении существенных бюджетных рисков, связанных, как минимум, со значительным ухудшением для Российской Федерации, как суверенного заемщика, финансовых условий заимствований на рынках капитала и резким ростом долговой нагрузки на федеральный бюджет, а, при самом негативном развитии событий, о невозможности привлечения заемных ресурсов в необходимых объемах на приемлемых условиях. Таким образом, такой фактор государственных заимствований как низкий текущий уровень государственного долга требует постоянного мониторинга. Пока он позволяет проводить политику наращивания госзаимствований, не опасаясь кардинального ухудшения состояния долговой устойчивости Российской Федерации. При развитии макроэкономической ситуации по сценариям, близким к утвержденному прогнозу социально-экономического развития страны, в предстоящий период показатели долговой устойчивости Российской Федерации останутся на относительно безопасных уровнях. При планируемых объемах заимствований долговая нагрузка на федеральный бюджет будет оставаться в пределах параметров, позволяющих надлежащим образом осуществлять обслуживание государственного долга, будут сохранены предпосылки для поддержания суверенных кредитных рейтингов на инвестиционном уровне. Тем не менее, учитывая высокую зависимость российской экономики и состояния федерального бюджета от конъюнктуры мировых сырьевых рынков, поддержание умеренной долговой нагрузки является стратегической задачей. Ее решение будет означать сохранение важнейшего конкурентного преимущества нашей страны. Разумная заемная политика будет создавать условия для роста возможностей в частном секторе, обеспечит инвестиционную привлекательность национальной экономики в целом [24, C. 114].
В целом можно выделить положительные моменты в вопросе внешнего долга:
1) снижается общий объем;
2) повышается доля рыночных инструментов (ОВГВЗ);
3) снижается долговая нагрузка на экономику;
4) из-за благоприятной внешней конъюнктуры тенденция уменьшения внешнего долга будет сохраняться и в дальнейшем.
Внутренний долг государственный - финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны. В РФ включает в себя долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ.
Структура современного внутреннего долга РФ:
1. Государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС), с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС):
2. Облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), с амортизацией долга (ОФЗ-АД).
Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации (далее - внутренний долг) по состоянию на 1 января 2012 года установлен законопроектом в размере 5 148,4 млрд. рублей, что на 38,1 % выше, чем на 1 января 2011 г.
В 2013 году внутренний государственный долг увеличится в 2,4 раза по сравнению с 2010 г.
Динамика объема и структуры внутреннего госдолга представлена в табл. 2.3.
Таблица 2.3
Динамика и структура внутреннего госдолга РФ
(млрд.руб)
На 01.01.2011 Года |
На 01.01.2012 года |
На 01.01.2013 года |
На 01.01.2014 года |
2013 г. к 2010 г., % | |||||
млрд, руб. |
Струк % |
млрд, руб. |
струк, % |
млрд, руб. |
% |
млрд, руб. |
струк.% |
||
Государ. внутрен. долг, всего |
3726,7 |
100 |
5148,4 |
100 |
6976,4 |
100 |
8826,3 |
100 |
236,8 |
в том числе: |
|||||||||
государ. ценные бумаги |
2933,0 |
78,7 |
4076,6 |
79,2 |
5621,1 |
80,6 |
7147,7 |
81,0 |
243,7 |
государ. Гарантии |
787,1 |
21,1 |
1064,8 |
20,7 |
1355,3 |
19,4 |
1678,8 |
19,0 |
213,3 |
прочая задолжен. |
6,6 |
0,2 |
6,9 |
0,1 |
0,0 |
0 |
0,0 |
0 |
0 |