Государственный сектор в экономике современной России: экономические и социальные функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы дать целостное представление о тех проблемах, которые решает экономика государственного сектора, рассмотреть позиции государственного сектора в экономике современной России на основе самых последних статей, книг, постановлений правительства, таблиц которые показывают самые последние данные.

Содержание работы

Введение
1 Государственный сектор
1.1 Понятие государственного сектора
1.2 Масштабы государственного сектора
1.3 Регулирующее воздействие государственного сектора
2 Государственный сектор в экономике современной России
2.1 Масштабы государственного сектора в экономике России
2.2 Государственные финансы РФ
2.3 Стабилизационный фонд РФ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

kazedu_116714.docx

— 50.07 Кб (Скачать файл)

- финансовый комплекс – государственные  банки и негосударственные, но  так или иначе аффилированные  с государством пенсионные фонды  и страховые компании, прежде  всего − Сбербанк, Внешторгбанк, Россельхозбанк, Газпромбанк, Внешэкономбанк, Еврофинанс-Моснарбанк, Росэкимбанк, Российский  банк развития, НПФ «Газпром», «СОГАЗ»  и т.д. Доля около двух десятков  таких кредитных организаций  в совокупных активах сектора  приближается к 40%. Сбербанк контролирует  около 54% рынка банковских вкладов  физических лиц. Группировка госбанков  активно растет. Внешторгбанк, в  свое время купивший Гута-банк  и преобразовавший его в ВТБ-24, в этом году поглотил санкт-петербургский  Промстройбанк. Газпромбанк объявил  о своих планах купить в  разных регионах России 3-5 мелких  банков и преобразовать их  в свои филиалы. В будущем году  ряд этих банков (ВЭБ, Росэкимбанк, Российский банк развития) войдут  в создаваемую «Национальную  корпорацию развития» (Банк развития), которая, кроме прочего, станет оператором  созданного при федеральном бюджете  инвестиционного фонда;

- информационный комплекс –  включает в себя ВГТРК с  радио и телеканалами, холдинг  «Газпроммедиа», контролирующий многие  средства массовой информации (НТВ, «Известия», «Эхо Москвы» и др.), РАО «ЕЭС» (REN TV и др.), «Российская газета» и другие издания, включая издания Федерального собрания, министерств и ведомств.(12)

 

2.2 Государственные финансы РФ

 

За годы перестройки структура государственных расходов в России изменилась, приблизившись к структуре бюджетных расходов стран с рыночной экономикой. В ней также (в результате снижения доли военных расходов и ассигнований на нужды народного хозяйства) значительное место заняли социальные расходы (Приложение А и таблица 2.2.1). К сожалению, эти показатели еще очень далеки от европейских.

 

Таблица 2.2.1 – Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на социально – культурные мероприятия в 2005 г

 

Млрд. руб.

В процентах к итогу

Расходы - всего

3642,0

100

в том числе

   

на образование

801,8

22,0

на культуру, кинематографию и средства массовой информации

153,8

4,2

на здравоохранение и спорт

797,1

21,9

на социальную политику

1889,3

51,9


 

Напомним, что консолидированный бюджет – это сумма центрального (федерального) бюджета и бюджетов регионов. В последние годы соотношение между ними менялось в пользу центра: если в 2000 году оно составляло 50:50, то к настоящему времени – примерно 60:40. Это говорит о развитии процессов централизации в Российской Федерации, усилении власти и возможностей центра распоряжаться ресурсами страны. Не будем здесь вдаваться в вопрос, в какой мере это соответствует интересам регионов, тем более, что интересы эти очень разные (одни - у регионов-доноров, другие  у дотационных регионов). Тема эта особая, дискуссионная, если к тому же учесть, что в стране начал претворяться в жизнь закон о местных органах власти, который предполагает передачу части средств региональных бюджетов на более низкий уровень - муниципалитетам и другим органам местной власти. Рассмотрим роль, которую играет федеральный бюджет. Сопоставим структуру консолидированного бюджета и структуру бюджета федерального (таблица 2.2.2)

Таблица 2.2.2 – Структура расходов консолидированного и федерального бюджетов России в 2005 году (%)

Структура расходов

Бюджет

 

консолидированный

федеральный

Все расходы

100,0

100,0

Государственное управление

4,6

3,0

Оборона, правоохранительные органы

16,6

27,0

Поддержка реального сектора*

20,0

6,6

Социальные расходы

31,0

13,0

Обслуживание государственного и муниципального долга

5,0

8,8

Помощь другим бюджетам

-

32,4


 

Промышленность, энергетика, сельское хозяйство, транспорт и связь, дорожное и жилищно-коммунальное хозяйство.

Как видим, федеральный бюджет несет основную нагрузку по расходам на оборону страны и ее правоохранительные органы и по обслуживанию государственной задолженности. А треть его расходов перераспределяется в пользу регионов.

Способность государственного сектора поставлять общественные блага и осуществлять перераспределение зависит от доходов, которыми он располагает. Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность извлекать доходы не только за счет реализации товаров и услуг на рынке, но и за счет налогообложения. Именно налоги - основная форма доходов современного государства, обеспечивающая его функционирование.

Доходы общественного сектора складываются из налоговых поступлений, а также доходов принадлежащих государству предприятий и организаций (таблица 2.2.3). Налоги в данном случае понимаются широко. Они включают все виды доходов, аккумулируемых государством на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения. Изучение специфики налоговых поступлений, их видов и способов формирования, влияния налогов на хозяйство и путей оптимизации налоговой системы относится к числу важнейших задач экономики государственного сектора.

Таблица 2.2.3 – Распределение доходов консолидированного бюджета Российской Федерации по уровням бюджетной системы в 2005 г

 

Федеральный бюджет

Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации

Доходы- всего

5127,2

2999,9

из них:

   

налог на прибыль организаций

377,6

955,3

налог на доходы физических лиц

0,0

707,0

единый социальный налог

267,5

0,4

налог на добавленную стоимость:

   

на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

1025,7

0,1

на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

446,5

-

акцизы по подакцизным товарам (продукции):

   

производимым на территории Российской Федерации

89,5

146,6

ввозимым на территорию Российской Федерации

17,6

-

налоги на совокупный доход

-

71,7

налоги на имущество

0,0

253,1

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

872,3

56,3

задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

9,8

33,2

доходы от внешнеэкономической деятельности

1680,9

-

доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

80,3

154,9

платежи при пользовании природными ресурсами

57,9

15,1

безвозмездные поступления

86,6

442,3

доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

-

56,2


 

Например, налог на физических лиц в развитых странах дает от четверти до 40% всех налоговых поступлений. У нас – всего 17%. И неслучайно: подавляющая часть населения настолько еще бедна, а преуспевающее меньшинство лишь начинает привыкать платить налоги «добровольно» (и то в основном под нажимом налоговых органов), что рассчитывать на быстрое расширение базы личного подоходного налога не приходится.

Изменить налоговую структуру и сделать ее более адекватной рыночной экономике, ориентированной на рост, можно, но для этого требуется повысить благосостояние широких слоев населения. И в то же время глубокая дифференциация уровня доходов в России вряд ли и дальше будет оправдывать существующую систему индивидуального налогообложения, когда все уровни доходов облагаются по единой шкале – в 13%.

 

2.3 Стабилизационный фонд РФ

 

Говоря о государственных финансах России – этой важнейшей составной части государственного сектора, - нельзя не сказать о Стабилизационном фонде.

Стабилизационный фонд Российской Федерации (далее - «Фонд»), основанный 1 января 2004 года, является частью федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс).(1)

Фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.

Фонд аккумулирует поступления средств вывозной таможенной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефть), при цене на нефть сорта Юралс, превышающей базовую цену. (1)

Средства Фонда могут быть использованы на покрытие дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой цены. Если накопленный объем средств Фонда превышает 500 млрд. рублей, сумма превышения может быть использована на иные цели. Объем использования средств Фонда определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

В 2005 году средства Фонда превысили уровень в 500 млрд. рублей, и их часть была направлена на выплату внешнего долга Российской Федерации и покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации в следующих объемах:

  1. 93,5 млрд. рублей (эквивалент 3,3 млрд. долларов США) было направлено на погашение долга перед Международным валютным фондом;
  2. 430,1 млрд. рублей (эквивалент 15 млрд. долларов США) - на погашение долга перед странами-членами Парижского клуба;
  3. 123,8 млрд. рублей (эквивалент 4,3 млрд. долларов США) - на погашение долга перед Внешэкономбанком по кредитам, предоставленным Министерству финансов Российской Федерации в 1998-1999 годах для погашения и обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации;
  4. 30 млрд. рублей (эквивалент 1,04 млрд. долларов США) направлено на покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации.

Средствами Фонда управляет Министерство финансов Российской Федерации. Порядок управление определяется Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации по договору с Правительством Российской Федерации.

Согласно предназначению Фонда - служить стратегическим финансовым резервом государства, его средства могут размещаться в долговые обязательства иностранных государств, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации наделило Министерство финансов Российской Федерации полномочиями по распределению активов Фонда в разрезе валют, весов и сроков и утвердило порядок управления средствами Фонда.

В соответствии с утвержденным порядком управление средствами Фонда может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):

  1. путем приобретения за счет средств Фонда долговых обязательств иностранных государств;
  2. путем приобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте в Банке России. За пользование денежными средствами на указанных счетах Банк России уплачивает проценты. Порядок расчета и зачисления указанных процентов утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

В настоящее время Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Фонда согласно второму методу (путем размещения средств на валютных счетах в Банке России). При этом согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности портфелей, сформированных из долговых обязательств иностранных государств, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации определило, что к долговым обязательствам иностранных государств, в которые могут размещаться средства Фонда, относятся:

- долговые обязательства в форме  ценных бумаг правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании  и США, номинированные в долларах  США, евро и английских фунтах  стерлингов;

- долговые обязательства, страны-эмитенты  которых имеют рейтинг долгосрочной  кредитоспособности не ниже уровня  «ААА» по классификации рейтинговых  агентств «Фитч Рейтинг» или  «Стандарт энд Пурс» (Fitch-Ratings или Standard & Poor's) либо не ниже уровня  «Ааа» по классификации рейтингового  агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody's Investors Service);

Информация о работе Государственный сектор в экономике современной России: экономические и социальные функции