Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 19:22, реферат
В рыночной системе действуют специфические стимулы и принципы хозяйствования, основанные на свободе выбора профессиональной деятельности, выбора ресурсов, технологий, свободе выбора для каждого покупателя. Рыночная система и выбор органически взаимосвязаны друг с другом. Но рыночная система не способна эффективным образом удовлетворять коллективные или общественные потребности населения, т.е. рынок не создает общественных товаров и не может самостоятельно нейтрализовать внешние эффекты. Общественные товары – это товары, для которых характерны такие признаки, как всеобщая доступность, неделимость и равенство в потреблении, а также неисключаемость из потребления.
Введение……………………………………………………………………3
Общественные блага………………………………………………………4
Фиаско рынка в производстве общественных благ……………………..7
Роль государства в поставке общественных благ……………………….8
Заключение………………………………………………………………..10
Список использованной литературы……………………………………1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра Экономической политики
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Микроэкономика
на тему: Государство как поставщик общественных благ
Студентка
ФМ, 1-й курс, ДКИ-1 Веремейчик Екатерина
Проверила
Доцент, кандидат экономических наук Воробьева Ираида Ивановна
МИНСК 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Общественные блага………………………………
Фиаско рынка в производстве общественных благ……………………..7
Роль государства в поставке общественных благ……………………….8
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………11
Введение
В рыночной системе действуют
специфические стимулы и принципы
хозяйствования, основанные на свободе
выбора профессиональной деятельности,
выбора ресурсов, технологий, свободе
выбора для каждого покупателя. Рыночная
система и выбор органически взаимосвязаны
друг с другом. Но рыночная система не
способна эффективным образом удовлетворять
коллективные или общественные потребности
населения, т.е. рынок не создает общественных
товаров и не может самостоятельно нейтрализовать
внешние эффекты. Общественные товары
– это товары, для которых характерны
такие признаки, как всеобщая доступность,
неделимость и равенство в потреблении,
а также неисключаемость из потребления.
Общественное благо – один из случаев
несовершенства рынка, когда необходимо
вмешательство государства.
Такие общественные блага, как национальная оборона, контроль за загрязнением окружающей среды, борьба с инфекционными заболеваниями, общее водоснабжение, не могут быть отданы на откуп конкурентному рынку, который не в состоянии обеспечить их производство в требуемых объемах. Расхождения между частными и общественными интересами вынуждают правительство заниматься обеспечением общественных благ, возмещая затраты на их производство нерыночным путем.
Общественные блага
Центральной категорией экономической теории является благо, т.е. все то, что заключает в себе определенный положительный смысл; предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенные человеческие потребности и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей. Если благо потребляется одновременно и целиком всеми пользователями, то оно называется общественным. Общественные блага охватывают выгоды, которые человек получает от проживания или нахождения в определенном месте и в определенное время и от принадлежности к какому-либо государству и/или сообществу.
С древних времен люди понимали, что есть некоторое количество благ, которые выгодно производить сообща. Прообразом общественных благ были блага, производимые и потребляемые коллективно – укрепление древних поселений, колодцы, оросительные каналы, пристани, маяки. С появлением государства как института власти в его обязанность во всех странах вменялось производство тех благ, от которых напрямую зависит национальная безопасность, целостность государства, единое экономическое пространство.
Общественное благо – товар или услуга, которые потребляются коллективно всеми членами общества, независимо от того, в какой степени каждый член общества оплатил пользование этим товаром или услугой. Продажа общественного блага на рынке означала бы, что его покупатель делает это благо доступным не только для своего личного пользования, но также для использования любым другим членом общества. Если бы некто производил общественное благо для своей выгоды, с целью получения дохода, то этот производитель также приносил бы пользу и всем остальным гражданам. Например, обеспеченный человек прибегнул к услугам частной охранной компании для обеспечения безопасности в своем доме. Это приведет к возникновению положительного внешнего эффекта для его соседей. Общественное благо приводит к положительным внешним эффектам, как только оно становится доступным для других потребителей. Общественные блага имеют следующие особенности:
Все общественные блага можно разделить на «чистые» и «условные».
На первые принцип исключения действительно не распространяется. Например, возможности пользоваться светофором у пешеходов и водителей автомобильных средств не изменятся, если по каким-либо причинам увеличится численность «пользователей» светофором.
Доступность «условных» общественных благ имеет некоторую зависимость от количества пользователей. Так, например, увеличение числа вызовов «скорой помощи» может привести к тому, что к кому-то медицинские работники могут прибыть с некоторой задержкой. Однако эта специфика не столь заметна, чтобы отнести «условные» общественные блага к обычным товарам. Для случая «условных» общественных благ появляется возможность использования рыночных принципов, когда, например, медицинские учреждения могут легально оказывать различные платные услуги.
Границы предоставления общественных благ
Важнейшей характеристикой общественных благ является территориальная граница их потребления. По сути требуется найти то сообщество, которое потребляет данное благо. Границы этого сообщества могут не совпадать с границами общества, финансирующего и производящего благо. С точки зрения дифференциации границ потребления и предоставления выделяются международные, общенациональные (общегосударственные) и местные общественные блага.
Международные общественные блага либо доступны всем жителям планеты (борьба с загрязнением воздуха и расширением озоновой дыры, международная стабильность и т. п.), либо предоставляются жителям определенного региона Земли, нескольким странам. К числу общественных благ, в том числе международных, в наши дни экономисты относят стандарты, сокращающие трансакционные затраты, в том числе меры длины и веса, язык, денежную систему, результаты фундаментальных научных исследований, международную и региональную стабильность.
К общегосударственным общественным благам относятся блага, которые доступны для всех жителей какой-либо определенной страны, например, национальная оборона, поддержание общего правопорядка, деятельность федеральных исполнительных, законодательных и судебных властей и мн. др.
Под местными общественными благами понимаются любые общественные товары и услуги, доступ к которым имеет не все население страны, а лишь некоторая географическая часть (несколько регионов, один регион, город, район и т. д.). Диапазон конкретных примеров местных общественных благ весьма широк: от региональных экологических программ до уличного освещения и городского парка.
Фиаско рынка в производстве общественных благ
Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные товары»). Эти товары либо вообще не производятся рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве.
Особенность общественных товаров состоит в том, что ими может пользоваться каждый, но не обязан за них платить. К тому же обычно нельзя ограничить их использование.
Дорожными знаками,
регулирующими правила
Общественные
блага бесплатны для
Рынок не может решить проблему производства благ для общественного пользования, ибо нельзя ограничить их потребление, согласовать издержки с «полезностью», устранить неизбежные проблемы (например, проблему «безбилетника», определение категорий пользователей). Удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом, предполагает создание соответствующей институциональной структуры, непосредственное участие государства.
Роль государства в поставке общественных благ
Экономические функции государства, выделяемые в общей экономической теории - стабилизационная и распределительная - направлены на приведение экономической системы в желательное состояние, включают в себя контроль за действием внешних эффектов и эффектов безбилетника, и не могут быть расфасованы по отдельным потребителям, поэтому могут быть отождествлены с производимыми государством общественными благами.
Институциональные
теории, подходящие к деятельности
государства в экономике более
комплексно, выделяют в качестве основных
следующие экономические функци
Первая функция
представляет государство как спецификатора
прав собственности в обществе, что
упорядочивает
Можно выделить следующие основные виды производимых государством общественных благ:
1. Институциональные общественные блага - формальные и неформальные институты, нормы и правила, обязательные для исполнения всеми гражданами национального государства, включая закрепленный механизм защиты от нарушения;
2. Защитные организационно-
3. Общественные блага чистого и смешанного характера - вещественные и невещественные блага, производство которых осуществляет государство как проводник принципа социальной справедливости данного общества;
4. Управленческие
системообразующие блага - услуги
по управлению процессом
Рассматривая
роль государства в
Исходя из вышеизложенного, целесообразно рассматривать производство общественных благ в качестве единственной глобальной экономической функции государства в воспроизводственном процессе.
Формы участия
государства в обеспечении
Заключение
Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны.
Информация о работе Государство как поставщик общественных благ