Характеристика основных типов экономических систем.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 23:10, реферат

Описание работы

Экономические системы — это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.
Вне системного характера экономики не могли бы воспроизводиться (постоянно возобновляться) экономические дела и университеты, не могли бы существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и действий, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики.
Корректное и научно обоснованное обнаружение закономерностей функционирования экономической системы постоянно имело судьбоносное значение.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
1. Понятие экономической системы………………………………………..
2. Главные типы экономических систем:
2.1. Традиционная экономическая система………………………………….
2.2. Рыночная система…………………………………………………………..
2.3. Командная экономическая система…………………………………………
2.3. Смешанная экономическая система………………………………………..
3. Отличительные черты экономических систем: рыночной, командно-административной и смешанной…………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………...
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Экономические системы.docx

— 93.68 Кб (Скачать файл)

Характерные черты экономик традиционного типа:

  • Слабое развитие техники и технологий производства;
  • Большая доля ручного труда во всех отраслях экономики;
  • Незначительная роль в традиционной экономике предпринимательства, в том числе и малого при постоянном увеличении масштабов деятельности крупных подразделений;
  • Преобладание во всех сторонах жизнедеятельности общества традиций и обычаев.

2.2. Рыночная система

На смену традиционной пришла рыночная система (капитализм).

базу данной системы составляют:

1) право частной принадлежности;

2) частная хозяйственная  инициатива;

3) рыночная организация  распределения ограниченных ресурсов  общества.

Право частной принадлежности - есть признаваемое и защищаемое законом право отдельного человека владеть, воспользоваться и распоряжаться определенным видом и объемом ограниченных ресурсов (к примеру, участком земли, месторождением угля либо фабрикой), а означает, и получать от этого доходы.

Конкретно возможность владеть таковым видом производственных ресурсов, как капитал, и получать на данной базе доходы обусловила второе, частенько употребляемое, заглавие данной экономической системы - капитализм.

Сначала право частной принадлежности защищалось только силой орудия, а собственниками были лишь повелители и феодалы. Но потом, пройдя долгий путь войн и революций, человечество создало цивилизацию, в которой стать частным собственником сумел каждый гражданин, если его доходы дозволяли приобрести собственность.

Частная хозяйственная инициатива - есть право каждого владельца производственных ресурсов без помощи других решать, каким образом и в какой мере их употреблять для получения дохода. При этом благосостояние каждого определяется тем, как удачно он может реализовать на рынке ресурс, которым обладает: свою рабочую силу, навыки, изделия рук собственных, собственный земельный участок, продукцию собственной фабрики либо умение организовывать коммерческие операции. Тот, кто предложит покупателям лучший продукт и на более выгодных условиях, оказывается победителем в борьбе за средства покупателей и открывает себе дорогу к росту благосостояния.

И, наконец, фактически рынки, то есть определенным образом организованная деятельность по обмену продуктами.

Конкретно рынки:

1) определяют степень  удачливости той либо другой  хозяйственной инициативы;

2) сформировывают величину  доходов, которые собственность  приносит своим владельцам;

3) диктуют пропорции распределения  ограниченных ресурсов меж альтернативными сферами их использования.

В рыночной системе основную роль играет «механизм цен», то есть цены служат ориентиром для ответов на основные вопросы экономики:

«Что производить?» —  то, что пользуется спросом у потребителей.

«Как производить?» —  с минимальными затратами.

«Для кого производить?»  — для тех, кто готов платить («как распределять? — в соответствии с доходами и вкусами потребителей).

Рынки, основанные на конкуренции, стали самым удачным из узнаваемых человечеству способов распределения ограниченных производственных ресурсов и созданных с их помощью благ.

Конкуренция играет сейчас огромную роль в организации хозяйственной деятельности, накладывая значимый отпечаток на устройство экономики. Достоинство конкуренции состоит в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от весомости экономических аргументов соревнующихся.

Естественно, и рыночная система имеет свои недочеты. В частности, она порождает большие различия в уровнях доходов и богатства, когда одни купаются в роскоши, а остальные прозябают в бедности. Следить это мы можем сейчас и в России.

Такие различия в доходах  издавна побуждали людей трактовать капитализм как “несправедливую” экономическую систему и грезить о более совершенном устройстве собственной жизни. Эти мечты привели к появлению в XIX в. публичного движения, названного “марксизмом” в честь его главенствующего идеолога - германского журналиста и экономиста Карла Маркса. Он и его последователи утверждали, что рыночная система исчерпала способности собственного развития и стала тормозом для дальнейшего роста благосостояния человечества. А потому её предлагалось заменить новой экономической системой - командной либо социализмом (от латинского “социум” - общество).

2.3. Командная экономическая система

Рождение командной экономической  системы явилось следствием ряда социалистических революций, идеологическим знаменем которых был марксизм.

Командная экономическая система (примером может служить экономическая система СССР) характеризуется значительным преобладанием государственной собственности над частной (в первую очередь речь идёт о собственности на средства производства). Руководство экономической политикой и экономическое планирование при командной экономической системе осуществляется централизованно, так же принимаются важнейшие решения и распределяются продукты производства (блага).

В согласовании с марксистской теорией человечество могло бы резко  ускорить свой путь к увеличению благосостояния и устранить различия в личном благополучии людей методом ликвидации частной принадлежности и ведения  всей хозяйственной деятельности страны на базе одного общеобязательного (директивного) плана, который разрабатывается управлением страны на научной базе.

 В период расцвета  социалистического лагеря (50-80-е  годы) в его странах жило более трети населения Земли. Так что это, пожалуй, наикрупнейший экономический опыт в истории человечества. Опыт, который начался с угнетения элементарных свобод людей и сопровождался большими жертвами. Но в начале 90-х годов настоящие итоги десятилетий “планового развития” СССР и государств Восточной Европы оказались более чем грустными.

 Выяснилось, что:

1) подавляющее большая часть производимой в этих странах продукции - низкого свойства и устаревшей конструкции, а поэтому не пользуется спросом ни на внутреннем, ни на мировом рынке;

2) уровень благосостояния  и длительность жизни людей  ниже, а детская смертность выше, чем в странах, проживших XX век в рыночной экономической системе;

3) технический уровень  производственного сектора намного  ниже, чем в странах, где заслуги  науки и техники не “внедрялись  по плану научно- технического прогресса”;

4) природа загрязнена  существенно сильнее, чем в  странах рыночной и смешанной  экономических систем, несмотря  на все “решения партии и  правительства по охране окружающей среды”. И распределением благ сопровождалось для личного использования “в порядке очереди” либо на базе талонов, которые работникам выдавало начальство “за долгий и безупречный труд”.

Планирование бывает порой  полезным и в масштабах страны, к примеру, в условиях военного времени, когда интересы отдельных людей и компаний отступают на задний план по сравнению с задачей защиты страны от агрессора. Куда ужаснее выходит с внедрением единых планов для всей страны в мирное время.

Дело в том, что командная  система совсем не случаем начинается с ликвидирования частной принадлежности. Правительство может командовать внедрением экономических ресурсов лишь в том случае, если закон не защищает право частного собственника на самостоятельное распоряжение принадлежащими ему ресурсами.

Предприятия управляются  из единого центра, тем же способом распределяется продукция. Размер заработной платы директивно устанавливается один раз и навсегда. Как следствие – возникает уравнительный подход к оплате труда и отсутствует материальная заинтересованность в результатах труда. Поэтому развитие бюрократического центра и монополизация производства и сбыта не в состоянии эффективно воздействовать на рост экономики. Кроме того, трудности в определении потребностей за длительный период времени вызывают появление дефицита и проблемы перераспределения. Существующая система распределения создаёт элитную группу людей, имеющих преимущественные права на т.н. общественные блага. Такой порядок распределения и невозможность системы приспосабливаться к изменениям окружающего мира делает административно-командную систему недееспособной.

Если все ресурсы (причины  производства) объявляются общенародной собственностью, а реально ими  полновластно распоряжаются государственные и партийные чиновники, то это влечет совсем опасные экономические последствия.

Доходы людей и компаний перестают зависеть от того, как  успешно они употребляют ограниченные ресурсы, как итог их труда вправду  нужен обществу. Становится важным:

 а) для компаний - степень  выполнения и перевыполнения  плановых заданий по производству продуктов. Непринципиально, что эти продукты могли быть совершенно неинтересны покупателям, которые - будь у них свобода выбора - предпочли бы другие блага. Равным образом, никого не тревожило, что на изготовление этих продуктов традиционно тратилось непомерно много ресурсов, а сам продукт оказывался очень драгоценным;

 б) для людей - характер  взаимоотношений с начальством,  которое распределяло более дефицитные продукты (машины, квартиры, мебель, путевки за границу и т.д.). Либо занятие должности, открывающей доступ в “закрытые распределители”, где такие дефицитные блага можно приобрести свободно.

В итоге в странах командной  системы:

1) даже самые обыкновенные  из нужных людям благ оказались  “дефицитом”;

2) масса компаний постоянно  несли убытки, и даже была таковая  поразительная их категория, как “планово-убыточные предприятия”. При этом работники таковых компаний все равно регулярно получали заработную плату и премии;

3) самой большой фортуной  для людей и компаний было  “достать” какой-то импортный продукт либо оборудование.

В итоге конец XX в. Стал эрой глубочайшего разочарования в возможностях планово-командной системы, а бывшие социалистические страны занялись нелегким делом возрождения частной принадлежности и системы рынков.

2.4. Смешанная экономическая система.

Смешанная экономическая система характерна для организации экономической жизни, при которой капитал и земля  находятся в частной собственности, но распределение важных ресурсов осуществляется как рыночными методами, так и при участии государства.

Смешанная экономическая  система включает в себя элементы, как современной рыночной экономической системы, так и плановой экономической системы (командно административная экономика).

При смешанной экономике, характерной для большинства  современных государств, разумно  сочетаются гарантированные государством свободы (выбора, предпринимательства, потребления и т.д.) и принципы социального государства – социальные гарантии, социальная защищённость и  социальная справедливость. Результатом  этого соединения стало появление  понятия «социальное рыночное хозяйство». Существует несколько видов таких моделей. Различаются они особенностями, обоснованными региональными, политическими, историческими и географическими свойствами того или иного государства.

Американская модель характеризуется  поощрением наиболее активных

бизнесменов и компаний, и обогащением наиболее активно действующей части общества.

В Японии производительность труда растёт более быстрыми темпами, чем благосостояние населения. Низкий уровень заработной платы даёт возможность снижать себестоимость продукции и, соответственно, повышать её конкурентоспособность на мировом рынке. Отличительной чертой такой системы является высокое развитие самосознания нации.

Отличительной чертой шведской модели является преобладание целевого социального расходования государственных средств. Такая возможность достигается высокими ставками налогообложения

Существует также классификация  экономических систем по историческому признаку. Эту классификацию ввели сторонники теории постиндустриального общества. Согласно этой теории, выделяют доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные экономические системы (см.табл.2.1)

                                    Экономические системы

Доиндустриальная

Индустриальная

Постиндустриальная

Главная сфера  экономики

Сельское хозяйство

Промышленность

Сфера услуг

Лимитирующий  фактор

Земля

Капитал

Информация

Господствующая  социальная группа

Землевладельцы

Собственники капитала

Собственники информации


Современная экономическая  система большинства развитых государств мира носит конкретно смешанный  характер. Как правило, сейчас правительство участвует в экономической жизни общества по двум причинам:

1) некие потребности общества  в силу их специфики (содержание  армии, выработка законов, организация  уличного движения, борьба с эпидемиями  и т.д.) Оно может удовлетворить лучше, чем может быть на базе лишь рыночных устройств;

2) оно может смягчить  нехорошие последствия деятельности  рыночных устройств (очень огромные  различия в богатстве людей,  вред для окружающей среды от деятельности коммерческих компаний и т.д.).

Поэтому для цивилизации  конца XX в. Преобладающей стала смешанная экономическая система.

Информация о работе Характеристика основных типов экономических систем.