Характеристика социально-экономического положения Восточно-сибирского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 08:57, реферат

Описание работы

В состав Восточно-Сибирского экономического района входит республики Бурятия, Тыва, Хакасия; Красноярский край (включая Таймырский и Эвенкийский автономные округа), Иркутская (включая Усть-Ордынский Бурятский автономный округ), Читинская (включая Агинский Бурятский автономный округ) области.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1. Оценка природно-ресурсного потенциала…………………………….… 4
2. Население и трудовые ресурсы………………………………………….10
3. Оценка структуры хозяйства……………………………………………. 11
3.1 Промышленность…………………………………………………….…..11
3.2 Сельское хозяйство……………………………………………………...15
4. Транспорт и межрайонные связи………………………………………17
5. Формирование рыночных отношений и рыночная инфраструктура….19
6. Территориальная организация хозяйства……………………………... .21
Заключение………………………………………………………………..22
Список литературы……………………………………………….............23

Файлы: 1 файл

Реферат по региональной экономике.docx

— 56.56 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Оценка структуры хозяйства
    1. Промышленность

 Восточно-Сибирский экономический район произвел в 2011 г. 7,3% общероссийского объема промышленной продукции. Он специализируется на производстве электроэнергии, никеля, меди, алюминия, платины, золота, автопокрышек, деловой древесины, целлюлозы, оборудования для золотодобывающей промышленности, контейнеров, вагонов, электротехнического оборудования и др.

Удельный вес промышленности района в общероссийском промышленном производстве за 2000-2011 гг. вырос в 1,2 раза (с 4 до 6,6%) — главным образом за счет ускоренного роста добывающих отраслей. Обрабатывающие отрасли, особенно машиностроение и металлообработка, развивались медленными темпами. Поэтому Восточная Сибирь является поставщиком сырья и полуфабрикатов в другие регионы страны.

Ведущие позиции в экономике  района занимает промышленность. На ее долю приходится 76% суммарной продукции промышленности, сельского хозяйства и строительства в стоимостном выражении. Ведущие отрасли: энергетическая, цветная металлургия, нефтехимическая, лесозаготовительная и целлюлозно-бумажная, машиностроительная и др. Они производят 92%

товарной продукции промышленности, сосредоточивают 83,4% основных промышленно-производственных фондов и 85,1% промышленно-производственного персонала.

Основой промышленного комплекса  района является топливно-энергетическая индустрия, которая базируется на использовании гидроресурсов и угля. На ее долю приходится 29% промышленной продукции района: 17,0% — электроэнергетика, 10,2% —топливная промышленность.

Работают крупные гидроэлектростанции: Саянская (установленной мощностью 6,4 млн кВт), Красноярская (6 млн кВт), Братская (4,6 млн кВт), Усть-Илимская (4,32 млн кВт) — и небольшие по мощности — Иркутская (0,66 млн кВт), Хантайская (0, 44 млн кВт) и Майнская (0,32 млн кВт). Завершилось строительство Богучанской ГЭС (4 млн кВт). Следует отметить, что в Ангаро-Енисейском бассейне самые низкие затраты на выработку гидроэнергии в стране. Стоимость выработки 1 кВт обходится в 4 раза меньше, чем в Волжском, в 1,8 раза меньше, чем в Амурском, и в 3,4 раза меньше, чем в Обском бассейнах.

Добыча угля в основном производится на территории Красноярского  края и Иркутской области. Крупные  месторождения находятся в Канско-Ачинском (разрезы Назаровский, Бородинский и Березовский), Иркутском (Черемховский, Азейский) и Минусинском (Черногорский) бассейнах. Ведется добыча в Тунгусском бассейне (Норильское и Кайерканское месторождения), на Гусиноозернском разрезе в Бурятии и Харанорском — в Читинской области.

Более 1/3 производимой электроэнергии приходится на тепловые электростанции. В Канско-Ачинском бассейне работают Назаровская (установленная мощность 2,4 млн кВт), Бородинская (2,4 млн кВт) и Березовская ГРЭС-1 (6,4 млн кВт). Относительно крупные тепловые электростанции размещены в Тулуне, Черногорске, Гусиноозерске и Норильске.

На долю цветной металлургии приходится 32,4% промышленной продукции региона. За счет уменьшения затрат на топливно- энергетическую базу выпуск продукции многих производств этой отрасли обходится в 2—3 раза дешевле, чем в европейской зоне

Второй важной предпосылкой развития энергоемких производств цветной металлургии в районе является наличие многих видов основного (дефицитного в стране) сырья — никеля, меди, свинца, цинка, олова, вольфрама, молибдена, кобальта и др.

В настоящее время цветная  металлургия района представлена рядом отраслей, старейшей из которых является золотодобывающая — в Читинской (Балей и Вершино-Дарсунск) и Иркутской (Бодайбо) областях, в Красноярском крае (Норильск и Олимпиадинское). Важнейшие центры добычи полиметаллических руд: олова — Шерловая гора (Читинская область), вольфрама и молибдена — Закаменск (Джидинский комбинат в Бурятии), Сорск (Красноярский край, Жирекенский комбинат (Читинская об-

ласть). Медь, никель и кобальт добываются и выплавляются в Норильске.

На территории Иркутской  области и Красноярского края сложился крупный комплекс алюминиевой  промышленности, предприятия которого размещены в Шелехове, Братске, Красноярске и Саянске. В Ачинске работает крупный глиноземный комбинат.

Слюдяная промышленность получила развитие в Иркутской

области (в Маме и Слюдянске добыча сырья, в Иркутске — переработка).

Черная металлургия развита слабо (1,3% товарной промышленной продукции). В регионе функционируют два передельных завода — в Красноярске и Петровске-Забайкальском. Помимо этого добывается железная руда на Коршуновском (Иркутская область), Ирбинском и Краснокаменском (Хакасия) месторождениях.

В районе производится 0,6 млн. т. проката черных металлов, а потребность в них составляет почти 5 млн.т. Производство стали в Сибири обходится на 15—20% дешевле, чем в европейской зоне.

Машиностроение в основном размещено в областных, краевом  и республиканских центрах: в  Красноярске выпускаются оборудование для лесной и целлюлозно-бумажной промышленности, зерноуборочные комбайны, тяжелые мостовые краны, суда, бытовые холодильники, телевизоры, экскаваторы; в Иркутске — оборудование для горно-добывающей промышленности и цветной металлургии, фрезерные станки, радиоприемники; в Чите — компрессоры; здесь находятся предприятия по ремонту железнодорожных локомотивов; в Улан-Удэ выпускаются приборы и суда; в Абакане — контейнеры и вагоны, стальное литье; в Дивногорске — электротехническая продукция; в Сосновоборске — автоприцепы; в Боготоле — инструмент.

Химическая и нефтехимическая  промышленность развита недостаточно. На ее долю приходится 7% выпуска товарной продукции региона, 5,5% основных промышленно-производственных фондов и 5,6% промышленно-производственного персонала. На общероссийском фоне Восточная Сибирь производит 5% минеральных удобрений, 12% синтетических смол и пластмасс, 2% синтетического каучука, 14% искусственных и химических волокон и 22% каустической соды.

Крупнейшим центром нефтехимической  промышленности является Ангарск, где расположено производственное объединение ≪Ангарскнефтеоргсинтез≫, которое производит ударопрочный полистирол, термопласты, пластмассы, полипропилен, полистирол, этилен и др.

В Красноярске размещены  предприятия по гидролизу древесины, производству кордной ткани, каучука, автопокрышек, резинотехнических изделий  и др.

В отдельных производствах  химической продукции удельный вес топливно-энергетической составляющей в суммарных затратах достигает значительной величины: фосфора — 36—40%, синтетических волокон — 40—45%, синтетического каучука — 45—50%. В Восточной Сибири экономически выгодно размещать такие топливо- и энергоемкие производства химического комплекса, как производство синтетического каучука (экономия 30—35% по сравнению с размещением в европейской зоне), хлор продуктов (50—53%), карбида кальция (43—47%), желтого фосфора (60—64%), синтетических волокон (37—40%), термопластов (28—33%), целлюлозы (36—39%).

Лесная и лесоперерабатывающая промышленность производит 8,7% общего объема промышленной продукции, сосредоточивает 3,9% основных промышленно-производственных фондов и 4,7% промышленно-производственного персонала.

Расчетная лесосека региона  используется на 1/3, хотя себестоимость древесины на 20% меньше, чем в европейской зоне. В 2011 г. Восточная Сибирь производила 26% деловой древесины страны, 22% пиломатериалов, 28% целлюлозы, 2,8% бумаги, 4,8% древесно-стружечных плит, 16% картона, 14% фанеры.

Крупные целлюлозно-бумажные комбинаты (картонные) работают в Братске, Усть-Илимске, Красноярске, Байкальске, Селенге.

Легкая и пищевая промышленность дают 10,3% товарной продукции промышленности района. Регион производит 10% шерстяных тканей в России.

Легкая промышленность в основном размешена в крупных индустриальных центрах: кожевенные предприятия — в Чите, Улан-Удэ, Ангарске, Черногорске; обувные — в Иркутске, Красноярске, Кызыле; меховые — в Красноярске, Улан-Удэ, Чите; предприятия по переработке шерсти и производству шерстяных тканей — в Улан-Удэ, Черногорске, Красноярске и Иркутске; предприятия, выпускающие хлопчатобумажные ткани, — в Канске.

Среди отраслей пищевой промышленности выделяется мясная (23% ее продукции приходится на производство мясных консервов), а также молочная. Крупные предприятия мясопереработки размещены в Республике Тыва (Кызыл-Мажалыкский и Кызылский мясокомбинаты). Развиты также соляная, мукомольно-крупяная, комбикормовая и другие отрасли.

 

    1. Сельское хозяйство.

Восточно-Сибирский экономический  район—крупный сельскохозяйственный регион с развитым животноводством, особенно овцеводством и зерновым земледелием (главным образом в южной части района). В 2011 г. регион произвел 5,8% сельскохозяйственной продукции страны. В растениеводстве почти 83% посевной площади занято зерновыми культурами — пшеницей, овсом, рожью, гречихой, ячменем. Под картофелем занято 4%, под овощами — 2% общей площади посевных площадей региона. Из технических культур выращивают подсолнечник и лен-долгунец, из кормовых — травы и кукурузу на силос. В животноводстве преобладают молочно-мясное направление и свиноводство (к западу от озера Байкал); мясошерстное направление (в Республике Тыва и Забайкалье). На юге Тывы и Забайкалья разводят верблюдов и яков. Во всех животноводческих районах важную роль играет коневодство. На севере района развиты оленеводство, звероводство, пушной промысел, вокруг крупных промышленных узлов — пригородное хозяйство.

Формирование фермерских хозяйств в регионе идет медленно. В структуре производства основных видов сельскохозяйственной продукции  они произвели зерна в 2011 г. — 15%, картофеля —1,2 овощей — 0,4, мясной продукции — 2,3, молока — 1,4%.

В настоящее время обеспеченность населения Восточной Сибири за счет собственного производства составляет по зерну —83%, мясу — 71%, молоку — 74%, картофелю — 98%, овощам — 52%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Транспорт и межрайонные связи.

После Великой Отечественной войны были построены железные дороги: Тайшет — Лена; Ачинск — Абакан; Улан-Удэ — Наушки; Каримская — Забайкальск; Борзя — Соловьевск. Для расширения межрайонных связей с Кузбассом были построены две железнодорожные ветки: Новокузнецк — Абакан — Тайшет и Белово — Ачинск. Для строительства крупных гидроэлектростанций были сооружены железные дороги Хребтовая — Усть-Ильимск и Решоты — Богучаны. Все они были ответвлениями от Транссибирской магистрали. На территории района берет свое начало Байкало-Амурская магистраль (Усть-Кут). Большое значение для освоения природных ресурсов Красноярского края имеет строительство железной дороги Абалаково—Норильск. Плотность железных дорог составляет 21 км (в среднем по России — 50 км) на 10 тыс. кв. км.

Сооружен нефтепровод  Туймазы (Башкирия) — Омск — Красноярск — Ангарск (вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали), который  в 3 раза удешевил доставку поволжской нефти в район (в конце 70-х гг. XX в. она была заменена более дешевой  — западно-сибирской). Новый нефтепровод Александровское —Томск — Анжеро -Судженск — Красноярск —Ангарск в 2,3 раза сократил путь нефти в Восточную Сибирь.

Общая протяженность рек  Восточной Сибири — 85 тыс. км, из них освоено судоходством более 25 тыс. км. Речной транспорт является важнейшим средством сообщения с северными и северо-восточными районами. Однако износ речных судов составляет 71—75%, в связи с чем грузоперевозки речным транспортом уменьшились с 6 млн. т. в 1990 г. до 3,8 млн. т. в 2011 г. Важнейшую роль играют морские порты Диксон, Дудинка, Игарка и Нордвик.

Протяженность автомобильных  дорог с твердым покрытием  за 1946—2011 гг. увеличилась почти в 5 раз. Удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в обшей протяженности автомобильных дорог общего пользования в 2011 г. составил 94%. Автодороги строились параллельно железным дорогам, был также реконструирован автомобильный тракт Абакан — Кызыл, проложена новая автомагистраль Абаза — Ак-Довурак. По густоте автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием Восточная Сибирь занимает предпоследнее место среди экономических районов страны (15 км на 10 тыс кв. км территории).

В 2011 г. перевозки грузов автомобильным транспортом в районе составили 335 млн т (5,5% общероссийских), а перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования —638 млн человек (3,2% общероссийских).

На долю авиационного транспорта приходится почти 1% грузооборота и 5% перевозки  пассажиров.

Во внутренних перевозках на железнодорожный транспорт приходится 40%, речной — 10%, автомобильный 48,8%, авиационный — 1,2%.

Большая часть грузов отправляется в Западную Сибирь (48%), на Урал и другие европейские регионы (32%), в Среднюю Азию и Казахстан (5%), на Дальний восток (15%). Вывозятся железная руда, лесопродукция, концентраты цветных металлов, алюминий, контейнеры, станки, мостовые краны, зерновые комбайны, электротехническое оборудование и др. Завозятся нефть, прокат черных металлов, сталь, нефелины, бокситы, зерно, овощи, машины и оборудование и др. — в основном из Западной Сибири (42%), с Урала (28%) и других европейских районов (20%), Дальнего Во-

стока (10%). Вывоз в 2,5 раза превосходит ввоз.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Формирование рыночных отношений и рыночная инфраструктура.

Информация о работе Характеристика социально-экономического положения Восточно-сибирского района