Инфляционная и антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 13:52, научная работа

Описание работы

Исходя из вышесказанного, целью научной работы является столь полное и всестороннее изучение содержания инфляционной и антиинфляционной политики.
Задачами моей работы являются:
1) Раскрыть сущность и инструменты антиинфляционной политики
2) Проанализировать проведение борьбы с инфляцией в переходной экономике Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение 3
1 Инфляционная политика 5
Сущность и предпосылки проведения антиинфляционной политики государства 8
Инструменты и механизмы действия антиинфляционной политики
Особенности государственной политики занятости в Республике Беларусь 24
Антиинфляционная политика Республики Беларусь 33
Заключение 38
Список использованных источников 40

Файлы: 1 файл

курсовая Лапик.docx

— 122.60 Кб (Скачать файл)

Белорусская экономика длительное время развивалась на базе приоритетности отраслей производственного назначения, имела большие объемы незавершенного производства и характеризовалась высоким уровнем монополизации и скрытой безработицы, что создало предпосылки для развертывания в нашей стране мощных инфляционных процессов в начале 90-х годов. Недостаточно жесткая финансовая политика государства в этот период способствовала усилению инфляции. С середины 1993 г. инфляция спроса уступила в Беларуси место инфляции издержек, основными факторами которой явился значительный рост издержек, обусловленный повышением цен на сырье, труд и др.

С целью предотвращения инфляции или смягчения ее последствий государство проводит на разных стадиях инфляционного процесса антиинфляционную политику. Беларуси завершает разработку пакета антиинфляционных мер, которые позволят сдержать инфляцию в 2012 году на уровне 19%, а возможно и в пределах 15-16%, он направлен на стабилизацию ценовой ситуации, предупреждение необоснованного роста потребительских цен, обеспечение выхода на прогнозный параметр инфляции. Но он будет эффективен лишь в случае воздействия на причины и механизм инфляции. С этой точки зрения политику государства, осуществляющего компенсационные выплаты, надбавки, административный контроль за ценами, нельзя в полном смысле назвать антиинфляционной, так как она касается лишь последствий инфляции и не может устранить ее причины[21].

Во всем мире на практике разработан и апробирован комплекс мер антиинфляционного регулирования как на долгосрочную перспективу (антиинфляционная стратегия), так и на короткий отрезок времени (антиинфляционная тактика). Для успешной реализации долгосрочной стратегии необходимо правительство, пользующееся доверием большинства граждан и твердо придерживающееся курса на подавление инфляции. Большое значение для обуздания инфляции имеет правильная долгосрочная денежная политика, направленная на введение жестких ограничений роста денежной массы, независимо от состояния бюджета, уровня безработицы и т.д. Как правило, при решении этой задачи используется арсенал инструментов, находящихся в распоряжении Центрального банка: изменение ставки межбанковского кредита и нормы обязательных резервов, проведение операций на рынке ценных бумаг с государственными долговыми обязательствами. Повышая ставку процента и норму обязательных резервов, Центральный банк задает всем звеньям банковской системы не инфляционную линию поведения, а осуществляя операции на открытом рынке, он непосредственно влияет на состояние денежного обращения.

Долгосрочное антиинфляционное регулирование, опираясь на рациональную денежную политику Центрального банка, должно подкрепляться мерами по решению стратегической задачи — уменьшения дефицита бюджета на основе сокращения его расходной и увеличения доходной части. Понятно, что эти механизмы рассчитаны на долгосрочную перспективу и должны дополняться методами краткосрочной антиинфляционной тактики. Максимальный эффект будет получен, если, во-первых, увеличить объем предложения без увеличения совокупного спроса и, во-вторых, снизить текущий спрос без уменьшения предложения.

Для наращивания объема предложения применяется такой метод, как льготное налогообложение предприятий, повышающих уровень товарности национальной экономики, особенно в тех ее секторах, где формируются рыночные отношения, например информационное производство, охваченное товарными отношениями только на 30%. Средствами антиинфляционной тактики могут быть импорт потребительских товаров и реализация части государственных резервов, разумно организованная приватизация государственной собственности.

Цель краткосрочного регулирования текущего спроса состоит в увеличении объема сбережений и уменьшении уровня их ликвидности. Это можно осуществить, например, путем повышения процентов по срочным вкладам, временного замораживания вкладов до востребования, широкого распространения акционерной формы собственности. В любом случае меры краткосрочного регулирования, предпринимаемые правительством, должны сочетаться с долгосрочной антиинфляционной стратегией, направленной на установление равновесия денежного и товарного рынков. Какие же существенные изменения произошли в Беларуси за 2009 год.

Так в среднем за  первый квартал 2012 года ставка по новым срочным депозитам населения составила 45-52% годовых. По данным НББ, в январе 2012 года по шести системообразующим банкам прирост срочных вкладов физлиц в белорусских рублях составил Br1,23 трлн, или 13,2% до Br10,6 трлн. [22].

Это свидетельствует о росте доверия населения к национальной валюте и банковской системе в целом, а также к проводимой Национальным банком процентной политике, которая направлена на поддержание процентных ставок по срочным вкладам населения в национальной валюте на уровне, существенно превышающем как инфляцию, так и доходность сбережений в иностранной валюте. Несмотря на непростую ситуацию на международных рынках, Беларуси удалось принять достаточные меры, чтобы сбалансировать экспортно-импортные операции. Экспорт товаров в 2011 году составил 40,3 млрд. долларов и возрос на 15 млрд. долларов или на 59,4 %. В 2011 г. в Республику Беларусь ввезено товаров на сумму 45,7 млрд. долларов. Прирост импорта составил 10,8 млрд. долларов или 31,1%. Приложены максимальные усилия, чтобы минимизировать расходы на импорт в течение года. Выполнены все показатели социальной сферы: в полном объеме осуществлялись выплаты пенсий, стипендий и социальных пособий, профинансированы все государственные программы. Снижение индекса потребительских цен в Беларуси в 2009 году эксперты связывают не только с оздоровлением национальной экономики после кризиса, но и со слабым потребительским спросом. На фоне проблем со снижением доходов граждане несколько умерили аппетиты, ограничив различные покупки, в том числе и за счет кредитных ресурсов. В свою очередь снижение спроса на различные товары и услуги не позволяло продавцам поднимать цены. Кстати, снижение потребительской активности – процесс достаточно инерциальный и может продолжиться и в нынешнем году. В 2010 году инфляция вполне способна оказаться даже ниже 9-11 %, запланированных на 2010 год. За период с 2008 по 2010 годы планировалось акционировать 519 предприятий, но позже правительство своими постановлениями несколько раз корректировало первоначальные планы, в основном – перенося сроки акционирования на более поздний период. В Беларуси в 2009 г. форму собственности сменили 169 предприятий республиканской собственности, на базе которых создано 108 открытых акционерных обществ. В целях формирования и развития конкурентной среды на товарных рынках республики Министерством экономики в январе-декабре 2009 года продолжена работа по предупреждению, ограничению и пресечению монополистических проявлений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и органов государственного управления. С целью совершенствования и усиления мер антимонопольного регулирования, направленных на создание для субъектов хозяйствования условий конкуренции на товарных рынках, принят Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2009 г. № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции».

В качестве меры, обеспечивающей эффективность проведения государственной антимонопольной политики, будет организован мониторинг товарных рынков по выявлению и пресечению недобросовестной конкуренции, который будет осуществляться всеми органами государственного управления, в том числе облисполкомами и Минским горисполкомом. Если сделать глобальный вывод, то получается, что у Беларуси есть хороший потенциал, как у любой страны, в которой только зарождается система рыночных отношений.

Беларусь по темпам роста потребительских цен возвращается в лихие девяностые. Инфляция за январь-август побила рекорд последнего десятилетия. Впрочем, пугает не только это. История суверенной Беларуси показывает, что ценовой бум, если уж он начинается у нас в стране, то длится не один год. 

С начала года (за январь-август) инфляция достигла 53,6%.  Это самый высокий рост потребительских цен за последнее десятилетие, с 2001 года Беларусь не знала столь высоких темпов. 

 

Рисунок 1- Инфляция в Беларуси: 2001-2011 годы

Изначально ничего не предвещало, что в этом году страна пойдет на инфляционный рекорд. В первом квартале инфляция была сравнительно высокой (за январь-март - 6,1%), но говорить о грядущем инфляционном буме оснований не было. 

По оценкам Министерства экономики, множественность курсов белорусского рубля, возникшая во втором квартале, стала одним из катализаторов высоких инфляционных процессов. Как результат, инфляция к сентябрю достигла 53,6%. И если за июль рост цен составил 3,5%, то за август - уже 8,9%. Кроме того, высокие темпы инфляции в августе связаны с тем, что в июле продолжала расти рублевая масса.

Министерство экономики не питает особых иллюзий относительно обуздания инфляции. 

 

Заключение

В современном мире существует немало проблем, которые мы модем со всеми основаниями назвать глобальными. Инфляция - одна из них. Она существовала со времен экономического развития человечества, но целиком проявилась сравнительно недавно, поразив сразу экономики всех стран: развитых и развивающихся. Вся прогрессивная экономическая мысль человечества, положила немало усилий для борьбы с ней, но инфляция окончательно побеждена не была, т.к. появились новые и более сложные ее формы. В некоторых странах определенные успехи уже достигнуты, другие как и Россия, находятся в начале этого пути, что ставит их в привилегированное положение. Они, используя накопленный исторический опыт, могут избежать чужих ошибок.

Основными причинами инфляции в Республике Беларусь являются:

  1. Дефицит государственного бюджета;
  2. Ограничение конкуренции;
  3. Долларизация экономики;
  4. Мировой кризис.

Все вышеперечисленные причины являются основными, но не единственными, которые оказывают влияние на инфляционные процессы в стране. Как и во всем мире у нас в Республике Беларусь разработан комплекс мер антиинфляционного регулирования, как на долгосрочную перспективу, так и на короткий отрезок времени. Большое значение для обуздания инфляции имеет правильная бюджетно-налоговая и  долгосрочная денежная политика, направленные на введение жестких ограничений роста денежной массы, независимо от состояния бюджета, уровня безработицы и т.д. Как правило, при решении этой задачи используется арсенал инструментов, находящихся в распоряжении Национального банка: изменение ставки межбанковского кредита и нормы обязательных резервов, проведение операций на рынке ценных бумаг с государственными долговыми обязательствами. Повышая ставку процента и норму обязательных резервов, Национального банк задает всем звеньям банковской системы не инфляционную линию поведения, а осуществляя операции на открытом рынке, он непосредственно влияет на состояние денежного обращения. Несмотря, на мировой экономический кризис, наше правительство принимает меры по стабилизации экономики в стране. Так, за последние несколько лет, сделаны значительные шаги для снижения инфляции. Ведется активная антимонопольная политика, акционируются предприятия, повышается конкуренция. Благодаря проводимой Национальным банком процентной политике, растут вклады населения в национальной валюте. Подводя черту под сделанной курсовой работой, хочется сказать, что у Беларуси есть хороший потенциал, как у любой страны, в которой только зарождается система рыночных отношений. Белорусская экономика - свежая глина, из которой, если захотеть можно вылепить всё что угодно, чем мы и занимаемся. Единственно чего нам не хватает - это опытной, умной, экономически и политически эрудированной команды гончаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

  1. Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина; под общ. ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича.  М.: Дело и сервис, 2007. С. 233–253.
  2. Андрианов,В. Инфляция и методы ее регулирования / В. Андрианов //Общество и экономика.  2006.  №4. С. 135–162.
  3. Базылев, Н. И. Макроэкономика / Н. И. Базылев. Минск: Соврем. шк., 2007.  С. 160 – 178.
  4. Введение в рыночную экономику / под. ред. А.Лившица М: Высшая школа, 2002.
  5. «Деньги, кредит, банки.»:учебник/ кол.авт.; под ред.засл.деят.науки РФ, д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина. - 5-е изд., стер.-М.:КНОРУС,2007.-560с.
  6. Екатерина Шохина «Инфляция — проблема дефицита предложения, а не избытка спроса» «Эксперт» №16(463), 25 апреля 2005
  7. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: учебник /С.Н. Ивашковский. 3-е изд.  М.: Дело, 2002. С. 126–146.
  8. Ковалев М. "Как обуздать инфляцию?" // Банковский вестник № 10,2006.
  9. Лемешевский, И.М. Макроэкономика. (Экономическая теория. Ч. 3): учеб. пособие для студентов экономических специальностей вузов / И.М. Лемешевский.  Минск: ООО «ФУАинформ», 2004. С.240–304, 487 – 491.
  10. Макроэкономика: Учеб. Пособие/ М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. – 2-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2004. – 426с. 
  11. Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т. / К.Р.Макконнелл, С.Л. Брю. М.: Республика, 1992. Т.2. С. 338–360.
  12.     Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь [и др.]; под ред. А.В. Бондарь.  Минск: БГЭУ, 2009. С. 197–231.
  13.     Социально-экономическое развития Республики Беларусь в 2006 году. Уровень инфляции и динамика цен // Экономический бюллетень. 2007. №2. С. 19–25.
  14.     Социально-экономическое развития Республики Беларусь в 2007 году. // Экономический бюллетень  2008. №2. С. 8–14, 21–25.
  15.      Статистический ежегодник 2011год.
  16.     Тарасевич, Л. С. Макроэкономика: учебник / Л. С. Тарасевич, [и др.]; под общ. ред. Л. С. Тарасевича. 5-е, испр. и доп. М.: Юрайт–Издат, 2004. С. 295 – 340.
  17. [Электронный ресурс] - (http://dengi.onliner.by/2012/03/07/za-dva-mesyaca-2012-goda-chistaya-prodazha-valyuty-biznesom-i-naseleniem-dostigla-3185-mln)

Дата выхода: 29.04.2012

  1.   [Электронный ресурс] - http://belstat.gov.by/homep /ru/ indicators/ pressrel/gdp_rgdp.php.

Дата выхода: 29.04.2012

  1.   [Электронный ресурс] -http://news.tut.by/ economics/ 277790. html

 Дата выхода: 29.04.2012

  1.   [Электронный ресурс] - http://belstat.gov.by /homep/ru/indicators/ pressrel / prices_cis.php

Дата выхода: 29.04.2012

  1.   [Электронный ресурс] - http://www. interfax.by/news/belarus/ 106931

Дата выхода: 29.04.2012

  1.   [Электронный ресурс] - http://www.interfax.by /news/belarus/ 106103

Дата выхода: 29.04.2012

 

 

 


Информация о работе Инфляционная и антиинфляционная политика