Инфляционные тенденции РБ 2011.Цифровые данные. Статистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 19:53, реферат

Описание работы

Экономику Беларуси относят к переходному типу, а для любой страны с такой экономикой наиболее острой остается проблема инфляции. На сегодняшний день в развитых странах эта проблема решается довольно успешно, во всяком случае, сейчас уже не наблюдается таких темпов инфляции, которые были в Германии, Англии, США и т.д. в XIX-XX веках.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 251.60 Кб (Скачать файл)
 
 

Экономику Беларуси относят к переходному  типу, а для любой страны с такой  экономикой наиболее острой остается проблема инфляции. На сегодняшний  день в развитых странах эта проблема решается довольно успешно, во всяком случае, сейчас уже не наблюдается  таких темпов инфляции, которые были в Германии, Англии, США и т.д. в  XIX-XX веках.

В связи с  большим ростом цен в Беларуси за текущий 2011 год возникает сильное  желание разобраться в причинах инфляционных процессов, приведших, как  видно из рис.9, к повышению цен  на 187,1% за октябрь 2011 г. (табл.2) по сравнению  с ценами декабря 2010 г.

 

График. Индекс потребительских цен и тарифов  на товары и платные услуги населению  в 2011 году

Примечание - Источник [16]

Инфляция  обусловлена причинами, которые  глубоко скрыты внутри экономики  Республики Беларуси. Чтобы выявить  эти причины, на мой взгляд, полезно  проследить развитие инфляции в РБ с момента её выхода из состава  СССР.

В развитии инфляции в Республике Беларусь с 1991 г. и до наших дней прослеживаются 5 периодов, имеющих качественные характеристики:

1) 1991-1994 гг. - снижение всех макроэкономических  показателей (1992-1994 гг. - гиперинфляция  с выраженным инфляционным скачком  цен);

2) 1995 - 1996 гг. - период высокой инфляции, но  уже с наметившейся тенденцией  снижения ее темпов (приостановление  обвального спада производства, снижение уровня дефицита госбюджета, а к концу периода - проявление  положительной динамики ВВП, в  1996 г. прирост ВВП составил 2,8 %); м

3) 1997 - 1999 гг. - новый виток раскручивания инфляции и ее всплеск в 1999 г. (1997-1998 гг. - относительно высокие темпы прироста ВВП 11,4% и 8,4 %);

4) 2000-2001 гг. - период снижения темпов инфляции  и их относительная стабилизация  с замедлением темпов социально-экономического  развития страны в начале периода  (прирост ВВП в 1999 г. составил 3,4 %, в 2000 г. - 5,8%, в 2001 г. - 4,1 %).

5) 2002 - 2010 гг. Следующий этап развития экономики  РБ можно назвать как межкризисный. В данный период мы видим стабилизацию инфляции, вернее ее постоянное уменьшение, и только с 2007 г. наблюдается рост инфляции.

Несмотря  на то, что в 2010 году наблюдалось  снижение инфляции, нынешний 2011 год  характеризуется довольно большим  темпом. По данным Белстата, в Беларуси за октябрь потребительские цены выросли на 8,2%.

По данным комитета, за 10 месяцев инфляция составила 88,7%. Индекс потребительских цен  на товары и услуги в октябре по сравнению с сентябрем 2011 составил 108,2 %, с начала года - 188,7%. Индекс цен  на производственные товары в октябре 2011 г. по сравнению с сентябрем  составил 110,5%, с начала года - 203,6%. На непродовольственные товары цены в  октябре к сентябрю возросли на 6%, по сравнению с декабрем прошлого года - на 97,5%. [20, c.75]

К причинам возникновения инфляции в Республике Беларусь можно отнести следующие:

Ш Рост кредитной эмиссии. Согласно современной денежной теории, главная причина инфляции всегда и везде одна эмиссия. Увеличение активов центрального банка влечет высокие темпы роста денежной массы, что неизбежно приводит к инфляции. Десятки авторов на примере высокой инфляции в самых разных странах убедительно доказали, что первопричина инфляции - эмиссия. По мнению ученых эмиссия в масштабах свыше 1% в месяц не есть регулирующее расширение денежного предложения и коэффициента монетизации. Она лишь вызывает инфляцию и тем самым снижает коэффициент монетизации. Исследование влияния других факторов инфляции важно и необходимо только после финансовой стабилизации.

Механизм  трансформации эмиссии в инфляцию:

Инфляция  спроса. В белорусской экономике инфляция спроса проявляется следующим образом: спрос населения и субъектов хозяйствования не встречает требуемых по качеству отечественных товаров и изделий и вызывает повышенный спрос на импортные товары, что приводит к превышению спроса на валюту над ее предложением, из-за чего падает валютный курс и, вместе с ним, растут рублевые цены на импортные факторы производства, которые, в свою очередь, через инфляцию издержек повышают цены на отечественные, в том числе и потребительские товары.

Инфляция  издержек. Стоимость факторов производства в белорусских условиях растет:

во-первых, из-за падения курса и повышения  рублевых цен на импортные факторы  производства (в первую очередь сырье, материалы, комплектующие);

во-вторых, из-за повышения долларовой стоимости  импортного сырья и энергии (например, нефть в 2000г. с до 135 долл. за тонну);

Ш низкая или даже отрицательная рентабельность предприятий. Учитывая, что именно эта причина вызывает эмиссию, фактическая первопричина инфляции - неэффективные производственные процессы. Причем, начавшийся подъем в России только усугубляет ситуацию. Российские товары массового спроса, произведенные на реформированных предприятиях, в условиях жесткой конкуренции, начинают вытеснять белорусские и не только с российского рынка, но и с внутреннего белорусского. Доля импорта в потребительских товарах растет, что ведет к более существенному влиянию эмиссии на курс и индекс потребительских цен.

Ш популистская политика государства, через которую проводилось финансирование государственных программ. Такая политика привела к росту заработной платы, которая превышала рост производительности труда. В результате неоправданно увеличилась денежная масса, не подкрепленная товарами.

3.2 Основные  направления антиинфляционной политики  РБ

Белорусская экономика длительное время развивалась  на базе приоритетности отраслей производственного  назначения, имела большие объемы незавершенного производства, характеризовалась  высоким уровнем монополизации  и скрытой безработицы, что создало  предпосылки для развертывания  в нашей стране мощных инфляционных процессов в начале 90-х годов.

С целью предотвращения инфляции или смягчения ее в каждой стране разрабатывается пакет антиинфляционных программ. В Беларуси действовал, утвержденный правительством, план антиинфляционных мер на 2011 год, однако в связи с  высокой инфляцией в этом году и неэффективности ее регулирования  с помощью разработанных раннее мер, правительство было вынуждено  искать новую программу реформ. Разработка новой антиинфляционной программы  была основана на изменении государственных приоритетов относительно валютного курса и золотовалютных запасов, а именно государство отказалось от поддержки национального курса валюты за счет уменьшения золотовалютных запасов страны.

Для стабилизации экономики в настоящее время  правительство будет ограничивать рост доходов населения в валюте, будет продолжаться программа сокращения государственного финансирования (сокращение кредитов агросектору и государственного финансирования строительства жилья). Из-за кризиса политика государства будет включать в себя такие элементы, как продажа государственной собственности, продажу земли активную деятельность на рынке ценных бумаг и т.д.

Основной  мерой по снижению инфляции в РБ в этом году, как и предыдущих, по прежнему оставались кредиты других стран. Например, соглашение между Беларусью и Евразийским банком развития о предоставлении финансового кредита из средств Антикризисного фонда ЕврАзЭС было подписано 9 июня 2011 года. Общий объем кредита составляет $3 млрд. Средства должны поступить шестью траншами в течение 2011-2013 годов. Первый транш кредита в размере $800 млн. поступил в Беларусь в июне. Общая сумма кредита в 2011 году запланирована в размере $1,24 млрд. Правительство Беларуси также намерено добиваться получения кредита от России и МВФ.

Также в Беларуси с 11 ноября 2011 была увеличена ставка рефинансирования на 5 процентных пунктов - с 35% до 40% годовых. Соответствующее  постановление №503 от 8 ноября текущего года принято правлением Национального  банка.

Одновременно  Комитет по монетарной политике Национального  банка принял решение о повышении  с 11 ноября текущего года процентных ставок по операциям регулирования ликвидности.

Процентные  ставки по постоянно доступным и  двусторонним операциям поддержки  ликвидности увеличены до 60% годовых, по постоянно доступным операциям изъятия ликвидности - до 30% годовых.

Очередное повышение  ставки рефинансирования и ставок по операциям регулирования ликвидности  является последовательным шагом по ограничению инфляционных процессов  и стабилизации ситуации в экономике  и финансовой сфере в целом. Эта  мера позволит также поддержать возобновившийся  в последние месяцы рост срочных  рублевых вкладов населения в  банках, стабилизировать инфляционные ожидания в экономике, а также  станет дополнительным фактором по усилению сбалансированности платежного баланса", - пояснили в управлении информации Нацбанка. [21]

В 2011 году была проведена полноценная смена  курсовой политики, согласно которой  курс на валюту будет определяться, исходя из спроса и предложения на нее. Это будет способствовать структурной  перестройке экономики "При этом Нацбанк, как его попросил об этом глава государства, будет ежедневно отслеживать ситуацию и при необходимости вмешиваться, отбивать спекулятивные атаки, - сказал эксперт. - Также предполагается, что, скорее всего, Нацбанк все-таки будет выходить на валютный рынок с интервенциями, чтобы сглаживать колебания на валютном рынке". Одновременно с мерами курсовой политики от Нацбанка требуется не проводить никакой эмиссии, все стройки и проекты должны финансироваться за счет здоровых неэмиссионных источников [22].

Для предотвращения темпов роста инфляции 20 сентября 2011 была также снижена финансовая нагрузка на физических лиц по погашению имеющейся кредитной задолженности в иностранной валюте в связи с увеличением курсов иностранных валют. Так, при наличии объективных обстоятельств (увеличение рублевого эквивалента размера платежей по кредитному договору, снижение уровня доходов, потеря работы, длительная болезнь), а также социально значимым категориям кредитополучателей (многодетным семьям, инвалидам, пенсионерам, ветеранам, бывшим узникам и другим) кредитным комитетам учреждений банков дано право предоставлять отсрочку погашения основного долга на срок до шести месяцев. Банки также могут устанавливать на срок до шести месяцев индивидуальные графики погашения основного долга с учетом платежеспособности кредитополучателя с последующим предоставлением рассрочки уплаты недоплаченной суммы основного долга в пределах конечного срока пользования кредитом. Возможно также продление сроков возврата кредитов, предоставленных в иностранной валюте.

Мероприятия по изменению условий кредитования осуществляются после оценки способности  кредитополучателя исполнять свои обязательства перед банком. При  этом граждане, получившие кредиты  в иностранной валюте и испытывающие затруднения по их погашению, должны обратиться в банк с письменным заявлением.

Ранее банками  уже были приняты меры по снижению финансовой нагрузки на физических лиц  по погашению кредитов в иностранной  валюте, в частности снижена процентная ставка до 10% (Беларусбанк) годовых. Кроме того, по заявлениям кредитополучателей сроки пользования кредитом продлеваются на 5 лет по кредитам на финансирование недвижимости и на 3 года по кредитам на потребительские нужды.

Одновременно, в связи с ростом стоимости  привлекаемых ресурсов, в том числе  обусловленным повышением ставки рефинансирования Нацбанка, Беларусбанк принял решение об изменении с 22 сентября процентных ставок по вновь заключаемым с физическими лицами кредитным договорам в белорусских рублях на потребительские нужды и финансирование недвижимости. При этом данное повышение не затронуло размер процентных ставок по кредитам многодетным семьям.

В Беларуси в 2011 году был создан Банка Развития. Ему планируется передать кредиты, ранее выданные предприятиям в рамках госпрограмм. И все кредитование по госпрограммам будет в дальнейшем осуществляться этим специально созданным  банком. Это делается для стабилизации экономической ситуации и инфляционных процессов в стране.

Правительством  Беларуси большие надежды возлагаются  на создание ЕЭП (Единого экономического пространства). При вступлении в  него государство надеется повысить конкурентноспособность белорусских предприятий, снизить стоимость энергоресурсов, увеличить объем рынка сбыта товаров а также уменьшить уровень цен. Сейчас по этому направлению ведется активная работа.

Можно сказать, что в целом за последнее время  Нацбанком и правительством принят ряд последовательных мер по ограничению инфляционных процессов, с помощью денежно-кредитной и фискальной политики. Вместе с тем для государства очень важно проведение последовательной антиинфляционной политики и настойчивость в использовании инструментов, регулирующих инфляцию, чтобы пакет действий по снижению цен возымел надлежащий эффект.

Снижение  курса национальной валюты и замедление роста цен говорит об эффективности  государственной программы по борьбе с инфляцией и вселяет уверенность  в завтрашнем дне.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО (не обязательно )

В 2011 году инфляция в Беларуси составила 108,7% против 9,9% в 2010 году, 10,1% в 2009 году и 13,3% в 2008 году.

О этом  сообщается в пресс-релизе Белстата.

В 2011 году инфляция в Беларуси достигла своего наибольшего  уровня с 2000 года, когда потребительские  цены выросли также более чем  в 2 раза - на 107,5%.

Минэкономики  Беларуси оценивало прирост потребительских  цен в 2011 году на уровне 118%, однако правительство  в ноябре-декабре ужесточило госрегулирование цен, что позволило перенести  часть инфляционного потенциала на 2012 год.

Информация о работе Инфляционные тенденции РБ 2011.Цифровые данные. Статистика