Инфляция: ее определение, измерение, формы, причины и механизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 10:48, реферат

Описание работы

Термин инфляция (от латинского inflatio - вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX веке этот термин употреблялся также в Англии и во Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в ХХ веке сразу после первой мировой войны. В советской экономической литературе понятие возникло лишь в середине 20х годов.

Файлы: 1 файл

referat.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

 

По Кейнсу сам факт увеличения скорости обращения денег указывает на переход от стадии умеренной инфляции к подлинной инфляции. Критерий умеренной инфляции: рост цен ниже уровня процентных ставок. Это создает условия для экономического развития. Признак подлинной инфляции - индекс цен обгоняет рост процентных ставок, что означает обесценение ссудных денег и проедание основного капитала. Главной причиной ускорения оборота денег Кейнс считал "бегство" от денег, вызванное их инфляционным обесцениванием.

Важным направлением антиинфляционной политики в развитых экономиках является регулирование валютного курса. Рост инфляции ведет к снижению курса национальных валют. Задача регулирования состоит в том, чтобы не допустить обратного воздействия обесценения национальной валюты на рост внутренних цен, т.е. не допустить возникновения инфляционной спирали: цены - валютный курс - цены. В России подобная спираль активно действовала в 1991-1993 гг. Резкое обесценение рубля по отношению к доллару, происходившее в 1992-1993 гг., провоцировало повышение внутренних цен. В результате темпы инфляции стали опережать темпы роста курса доллара. Одной из немногих действенных мер по стабилизации экономики со стороны Минфина и Центробанка было регулирование валютного курса рубля. В 1995 г. темпы прироста курса доллара замедлились по сравнению с 1994 г. более чем в 2 раза. Это положительно сказалось на снижении инфляции в 1995 и 1996 гг.

Положение в экономике России достаточно очевидно объясняется при сравнении  с экономической политикой промышленно  развитых стран. Их антиинфляционная политика в отличие от российской строится не просто на снижении индексов абсолютных цен, а на одновременном устранении диспропорций относительных цен. В России отход от мирового опыта состоит в отрыве проблемы подавления инфляции от задач борьбы с диспаритетами относительных цен. Можно снизить уровень инфляции до нуля, но это не приведет к оживлению экономики, если не будут ликвидированы непомерно большие диспаритеты товарных цен - цены труда, процентной ставки - цен инвестиционных ресурсов - рентабельности реального сектора и т.п.

Нынешнюю правительственную  политику борьбы с инфляцией можно  назвать "верхушечной". Если бы Правительство  Российской Федерации рассчиталось со своими долгами, а предприятия  погасили свои долги, если бы федеральный  бюджет финансировал расходы, не прибегая к их секвестру, если бы государственный долг не рос, а погашался с выплатой процентов по ставке рефинансирования, то уровень инфляции сейчас был бы неизмеримо выше. Многие живут за счет "проедания" капитала, а проще говоря, за счет сброса акций. Малейшее движение в сторону развития производства грозит обвалом всей политики "экономической стабилизации".

Мы считаем, что следует  отказаться от формулы "сжатие денежной массы - снижение инфляции". Движение выступает за подавление инфляции путем  создания условий для подъема производства, за формулу "накопление капитала - рост производства - снижение инфляции".

Необходимо пойти на реальное отделение предприятий  от государства, а также на отделение  финансово "здоровых" и адаптировавшихся к рынку предприятий от предприятий-банкротов. Необходимо определиться с приоритетами государственной поддержки, создать экономический механизм сдерживания роста цен (прежде всего посредством налогов).

Факторами сдерживания  инфляции могут стать рост объемов  федеральных закупок и продаж товаров и услуг по фиксированным государством ценам, а также проведение политики "государственного дирижизма", применявшейся в ряде зарубежных стран.

Необходимо в кратчайшие сроки  принять федеральные законы о  государственной политике в области ценообразования, механизме ценообразования в различных секторах экономики, увязав действие этих законов с антикризисными мерами и финансовой стабилизацией в России.

 

Заключение.

 

Окончившиеся неудачей попытки финансового оздоровления народного хозяйства как первого шага в осуществлении перехода к рыночной экономике только усугубили тяжесть финансового положения страны. Идея, заложенная в основу большинства "оздоровительных" программ, заключалась в привидении материально-вещественных и стоимостных пропорций в относительно равновесное состояние и осуществлении на этой основе либерализации цен. Предполагалось, что удастся избежать их стремительного роста.

Представляется, однако, что в основу данной идей была положена ложная посылка, поскольку равновесие при административно-управляемой и рыночной экономике достигается в различных точках экономического пространства. Именно в этом видятся причины неудачных мер по финансовому оздоровлению и того ухудшения общеэкономической и финансовой ситуации, которое имело место в 19891991 г.г., выразившегося в мощнейшем потоке инфляции.

Истоки инфляционных явлений коренятся в сложившихся  и постоянно воспроизводимых  макроэкономических диспропорциях; в  созданной в административной экономике  форме управления, предопределяющей модель ценообразования, способ принятия инвестиционных и внешнеэкономических решений; в специфической модели бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики. Разделение глубинных причин инфляции на структурные, управленческие и монетарные очень условно, поскольку все они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, между ними существуют множественные прямые и обратные связи. Макроэкономическая структура определяет характер механизма управления и оказывает существенное воздействие на финансовые пропорции и отношения.

В заключение необходимо отметить, что  методы регулирования инфляции будут  эффективны лишь в случае их адекватного  соответствия ее сущностным причинам. Поскольку инфляция в нашей стране носит, во-первых, структурно-системный  характер, то есть порождена сложившейся структурой экономики и действовавшей длительное время системой управления хозяйством, и только во-вторых, традиционными монетарными факторами, рычаги регулирования этого процесса должны базироваться на снятии всех барьеров на пути действия рыночных механизмов, обеспечении условий структурной перестройки экономики и включать в себя широкий спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых регуляторов.




Информация о работе Инфляция: ее определение, измерение, формы, причины и механизм