Инфляция, ее причины, виды, экономические и социальные последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 16:57, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие смысла процесса инфляции, посредством рассмотрения понятия инфляции, ее причин и видов.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть историю инфляционных процессов и выявить их влияние на экономику;
-выявить возможные причины инфляции и, проанализировав их, рассмотреть меры по их устранению;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Инфляция: сущность, причины и история развития инфляции
1.1 Сущность инфляции и формы ее проявления…………………………..5
1.2 История развития инфляции……………………………………………..6
1.3 Причины возникновения инфляции……………………………………..9
2. Виды инфляции и кривая Филлипса
2.1 Виды инфляции…………………………………………………………...13
2.2 Инфляция и безработица: кривая Филлипса. Теория естественного уровня безработицы……………………………………………………………..18
3. Социально-экономические последствия инфляции и антиинфляционные меры государства
3.1 Результаты инфляции в экономике и социальной сфере общества…...21
3.2 Подходы регулирования и пути преодоления инфляции…...………....26
3.3 Концепции антиинфляционной политики России……………………...28
Заключение…………………………………………………………………...…..32
Список литературных источников…………………………………………...…34

Файлы: 1 файл

Самсонов.docx

— 91.06 Кб (Скачать файл)

Определенное воздействие  на темпы инфляции оказывает уменьшение текущего спроса при неизменном предложении. Это может быть достигнуто за счет повышения процентных ставок по вкладам, стимулирующим более высокую  норму сбережения [19]

 

3.3 Концепции антиинфляционной  политики России

 

 

Зафиксированный официальной  статистикой рост цен в России превысил в целых полтора раза максимальный предел, утвержденный бюджетом на 2008г. Это подтвердило неспособность  власти строить верные макроэкономические прогнозы и провал реализуемых ею антиинфляционных мер.

На протяжении последних  пяти лет Банк России (ЦБ) вместе с  Минфином проводили политику сдерживания  цен, основанную на примитивных принципах  «стерилизации». Она заключалась  в рублевых заимствованиях денежных властей (чтобы сократить «избыточную» ликвидность) и последовательном снижении курса главной валюты международных расчетов - доллара США - на внутреннем рынке (чтобы ЦБ при покупке валюты эмитировал меньше рублей).

Практика доказала, что  такие меры не обеспечили ценовой  стабильности. Да они и не могли  этого сделать. И потому, что имеют  естественные рубежи реализации, и  потому, что их использование не только бессмысленно в борьбе с инфляцией, но и крайне опасно. На самом деле, какой прок в «стерилизационных» займах, если денежная ликвидность  уходит с рынка не навсегда, а  лишь на время, возвращаясь вскоре с  добавкой в виде процентов? Неоднократное  же рефинансирование долга и его  рост в связи со «стерилизацией»  выплаченных ранее процентов  чреваты резкой дестабилизацией  в самый неподходящий момент -- когда  инвесторы, испуганные какой-либо негативной информацией, прекратят вновь давать в долг и вся ликвидность чуть ли не разово обрушится на рынок. В  этом смысле важно помнить, что к  настоящему времени совокупная задолженность  правительства и ЦБ в рублях достигла 1,5 трлн. руб. и на нее начисляются  проценты в сумме до полумиллиарда  рублей ежедневно.

А какой прок в снижении цены доллара на внутреннем рынке  России, если она ведет к наращиванию  притока спекулятивного капитала из-за рубежа и поэтому провоцирует  повышенную скупку валюты Банком России и его эмиссионную активность? И до какой поры планируется проводить  такую политику -- пока курс валюты не опустится до 20, 10 или 5 руб. за доллар? А когда ситуация развернется  и валюта станет уходить из страны, ЦБ пойдет на ускоренный рост курса  доллара, провоцируя взлет цен опять  же в самый неподходящий момент?

Такая политика властей привела  к существенным потерям в росте  российской экономики. За пять лет, постоянно  дешевеющий импорт товаров вырос  в годовом исчислении с $54 млрд. до $210-220 млрд., или в четыре раза, вытесняя отечественного товаропроизводителя.

Стало очень неразумным инвестировать  в реальное производство. Импорт, имеющий  из-за непатриотичной курсовой политики ЦБ искусственно завышенную конкурентоспособность, делал такие инвестиции неэффективными, несмотря даже на возможность покупок  импортного оборудования по относительно низким ценам.

Но деньги, вытесненные  из производства, нашли альтернативу -- и был отмечен существенный рост цен на недвижимость, закупок  предметов роскоши и иных непроизводительных расходов. Одновременно с тем неоднократно объявленная и поэтому чуть ли не гарантированная ЦБ прибыльность горячего капитала здорово исказила мотивы инвестиций в Россию. Очень  выгодно стало конвертировать иностранную  валюту в рубли и, не рискуя, снимать  курсовую пену -- пока деньги в России наращивают спекулятивный жирок, цена иностранной валюты падает, и теперь ее можно купить «на выходе» много  больше, чем «на входе». Именно поэтому  ускоренно развивался сектор финансового  посредничества, в котором сегодня максимальные зарплаты, не сопровождаемые, между прочим, товарным наполнением. Одновременно драматическими темпами усиливалась и продолжает усиливаться зависимость банков и других финансовых учреждений от внешних источников.

А функция рубля во многом стала сводиться лишь к обслуживанию операций на фондовых биржах и товарооборота  между импортерами, магазинами и  потребителями зарубежного ширпотреба, вместо того чтобы обеспечивать всю  цепочку расчетных взаимоотношений  российских заказчиков и подрядчиков. Рубль оказался слабо востребованным реальной экономикой и поэтому избыточным, подверженным инфляции.

Спасение в росте. Между  тем эффективная, а не показушная борьба с инфляцией должна вестись  исключительно посредством мер, стимулирующих рост экономики. Растущая экономика -- это естественный и поэтому  единственно надежный инструмент стабилизации цен.

Роль ЦБ. Если дополнительные деньги становятся действительно потребны национальной экономике, то эффективный  предприниматель всегда находит  возможность взять их в банках своей страны или за рубежом (пусть  и по относительно высокой цене), а экспортер -- добровольно конвертирует полученную выручку в национальную валюту. И, наоборот -- при избытке  денег в экономике они активно  идут во вклады в банки (понижая стоимость  кредитов) или инвестируются за рубеж. Роль эмиссионного центра должна заключаться  лишь в удержании ставок процента в заданном коридоре, чтобы не допускать  большой амплитуды колебаний  кредитного рынка.

Однако для России такая  ситуация будет возможна, лишь когда  ЦБ прекратит тупо «стерилизовать»  ликвидность, а станет для коммерческих банков нетто-кредитором. Тогда он сможет диктовать ценовые условия рынку, а не быть его заложником. Заимствования  самого ЦБ тоже будут нужны, но только для изъятия временно избыточной ликвидности, т. Е. когда есть уверенность, что, во-первых, ликвидность избыточна  и, во-вторых, это избыток временный. Нетто-кредитование со стороны ЦБ будет  гарантировать прибыльность его  операций на открытом рынке и, значит, иметь антиинфляционный эффект.

Также до той поры, пока не будет преодолен сырьевой перекос, ЦБ должен задавать рынку жесткую  курсовую динамику, а не допускать  свободного плавания рубля, пагубность которого очевидна. Причем в целях  неухудшения внешних условий  функционирования отечественного товарного  производства курс заданной корзины  иностранных валют к рублю  должен не падать, как в последние  годы, а расти темпом не ниже, чем  разница в темпах роста товарных цен в рублях и в валютах  корзины.

Отказ от государственных  займов. Заимствования правительства  России выглядят все более незаконной и нелепой затеей на фоне больших  доходов бюджета, которые аккумулируются в стабфонд и в последующем  используются для низко доходного  кредитования правительств зарубежных государств. Кроме того, они формируют на рынке чрезмерно высокое предложение иностранной валюты со стороны зарубежных спекулянтов, привлеченных легким заработком на инвестициях в государственные ценные бумаги.

Госзаймы искусственно завышают ставки в экономике и дестимулируют  финансирование реального сектора. Они же требуют процентных выплат в пользу инвесторов. Таким образом, эти заимствования создают двойной  инфляционный эффект - препятствуют росту  товарного предложения и увеличивают  платежеспособный спрос. Полное прекращение  госзаймов высвободит ресурсы для  роста товарного производства.

Освобождение от налогов. Сегодня развитие бизнеса в России затруднено чрезмерным вмешательством государства в его деятельность, многочисленными проверками, поборами и отчетностью. Пожалуй, наибольшие проблемы создает налогообложение.

Стоит освободить для начала хотя бы малый и средний бизнес от всех видов налогов и сборов, кроме тех, что мотивированы услугами со стороны государства (в первую очередь передачей в частную  эксплуатацию земли и недр). Такое  освобождение не приведет к значимым потерям бюджета, но частично отменит  нерыночный принцип взаимоотношений  бизнеса и государства, когда  государство требует денег от бизнеса, ничего не предоставляя ему  взамен. Между тем, сам бизнес продолжит  выполнять значимую социальную роль - пополнять прилавки товаром и  обеспечивать работой и заработком граждан. Освобождение от налоговой  повинности даст бизнесу значительную экономию времени и денег, выведет  его из тени. В свою очередь это  послужит мощным стимулом роста производства и, соответственно, вклада в борьбу с инфляцией.

Надо применить и иные меры экономического свойства, получение  видимого антиинфляционного эффекта  от которых не потребует длительной подготовки. В частности, ввести близкие  к запретительным пошлины на экспорт  энергоносителей. Это позволит обеспечить долгосрочную сырьевую безопасность России, пополнить внутренний рынок топливом и ужесточить конкуренцию за потребителя. Что, конечно же, приведет к снижению цен [15]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и  опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую  систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности  денег, она подрывает возможности  хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных  преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться  как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования  производства, ибо рост цен оказывается  неизбежным результатом глубинных  процессов в экономике, объективным  следствием нарастания диспропорций между  спросом и предложением, производством  предметов потребления и средств  производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции - в различных его проявлениях - носит не случайный характер, а  весьма устойчивый.

Глубинные причины инфляции находятся как в сфере обращения, так и в сфере производства и очень часто обуславливаются  экономическими и политическими  отношениями в стране, а её последствия  могут проявляться в течение  многих десятилетий. Но важно знать  не то, каким последствиям может  привести инфляция, а то, как избежать этих негативных последствий. Именно по этому разработка антиинфляционных программ становиться одной из важнейших  задач государства, в котором  неистовствует инфляция. Известно, что антиинфляционная стратегия  предусматривает целый комплекс долгосрочных мер, но они оказываются  не эффективными, если не ведется работа по погашению инфляционных ожиданий. Для того, чтобы решить эту проблему, необходимы комплекс мер по укреплению рыночных механизмов и доверие большинства  населения правительству.

И, конечно, чтобы сдержать инфляцию, необходимо всемерно сокращать  бюджетный дефицит. Это важно  потому, что в принципе нет путей  ликвидации бюджетного дефицита, не ведущих  к усилению инфляции. Решить проблему можно двумя путями - увеличивая налоги или сокращая государственные  расходы. Так как возрастание  налоговых поступлений даёт лишь кратковременный эффект, а на деле приведёт к подрыву стимулов к  труду, сокращению инвестиций, замедлению развития производства и в итоге  к сокращению базы налогообложения, то рационально отказаться от этого  пути. Следовательно, остаётся второй путь - сокращение расходной части. Но реализовывать этот путь нужно  постепенно, предвидя возможные социально-экономические  последствия.

Все меры антиинфляционной стратегии будут действенны, если они подкреплены процессом развития и стабилизации производства.

Одновременно со стратегическими  мерами необходимо использовать и меры долгосрочного тактического воздействия. Такая тактика даёт результат  в том случае, если она увеличивает  предложение без изменения спроса, или наоборот, снижает спрос без  снижения предложения. Решение первой проблемы связано с усилением  товарности рынка; проще говоря, необходимо продавать всё, что можно продать: неиспользуемые факторы производства, недвижимость, незавершённое производство, отходы производственной деятельности, - всё, на что может быть спрос. Рассасывание денежной массы и уменьшение денежного  спроса может способствовать разумно  организованная приватизация, возможность  вкладывать денежные средства в акции  предприятий. В конечном итоге создаются  условия для поддержания предельно  низких темпов инфляции, не влияющих на рыночный механизм и не мешающих нормально  развиваться рыночной экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературных источников

 

1.Горегляд В. Инфляция - форма нарушения рыночного равновесия / В. Горегляд // Проблемы теории  и практики управления. - 2006. - №  7.

2.Плышевский Б. Инфляция: причины и механизм / Б. Плышевский // Экономист. - 2008. - №7.

3.Ольшевский В. Теория  инфляции: исторический аспект / В.  Ольшевский // Вопросы экономики. - 2006. - № 1.

4.Зломанов Л. К вопросу  о роли государства в корпоративной  экономике России / Л. Зломанов // Общество и экономика. - 2006. - №  6.

5.Андрианов В. Инфляция  и методы и ее регулирования  / В. Андрианов // Маркетинг. - 2006. - № 3.

6.Красавина Л. Снижение  темпа инфляции в стратегии  инновационного развития России / Л. Красавина // Деньги и кредит - 2006. - № 9.

7.Пашковский В. Особенности инфляционных процессов в России / В. Пашковский // Деньги и кредит. - 2006. - № 10.

8.Реботенко С. Таргетирование инфляции как новый инструмент регулирования финансового рынка / С. Реботенко // Финансы. Деньги. Инвестиции. - 2006. - №2.

9.Орусов Д. Финансовый анализ причин инфляционного процесса в российской экономике / Д. Орусов // Финансы и кредит. - 2008.

10.Голуб А. Факторы роста Российской экономики и перспективы технического обновления / А. Голуб // Вопросы экономики. - 2006. - №6.

11.Орлов А. О социально-экономической природе современной инфляции / А.Орлов // Общество и экономика. - 2005. - № 4.

Информация о работе Инфляция, ее причины, виды, экономические и социальные последствия