Инфляция, ее виды, классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы - изучить сущность инфляции, виды и формы проявления, последствия и пути ее преодоления.
В соответствии с поставленной целью в работе ставятся следующие основные задачи:
1.Определить сущность инфляции, ее типы и виды;
2. Выявить причины и факторы возникновения и развития инфляции.
3.Дать классификацию инфляции.
4.Изложить возможности преодоления инфляции и меры борьбы с ней.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Инфляция,виды инфляции, классификация инфляции……….5
Глава 2. Расчетная часть………………………………………………...25
Заключение……………………………………………….………….……...30
Список использованной литературы……………..……….…………….32

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 1.docx

— 61.21 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава1.Инфляция,виды инфляции, классификация инфляции……….5

Глава2.Расчетная часть………………………………………………...25

Заключение……………………………………………….………….……...30

Список использованной литературы……………..……….…………….32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Это понятие, возможно, возникло одновременно с возникновением денег, с оборотом которых она неразрывно связана. В экономической науке этот термин стал употребляться, начиная с XIX века, после массового введения правительствами многих государств в обращение бумажных денег..В мире почти нет стран, где бы во второй половине XX в. не существовала инфляция. Она как бы пришла на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала явно ослабевать, - циклическим кризисам. Современная инфляция представляет собой сложный многопрофильный процесс, в той или иной мере охвативший все страны. Высокие темпы инфляции наносят серьезный ущерб экономическому развитию страны, ее населению. Идеальный вариант здоровой экономики - отсутствие инфляции, хотя, как и всякий идеал, он труднодостижим. Инфляция считается опасной болезнью рыночной экономики не только потому, что она быстро распространяется и углубляется в экономике. Ее очень трудно устранить, даже если исчезают вызвавшие ее причины.  Целью курсовой  работы - изучить сущность инфляции, виды и формы проявления, последствия и пути ее преодоления.

В соответствии с поставленной целью в работе ставятся следующие основные задачи:

1.Определить сущность  инфляции, ее типы и виды;

2. Выявить причины  и факторы возникновения и  развития инфляции.

3.Дать классификацию  инфляции.

4.Изложить возможности  преодоления инфляции и меры  борьбы с ней.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

Глава 1.Инфляция, виды инфляции, классификация инфляции.

В буквальном переводе термин "инфляция" (от лат. inflatio) означает "вздутие". Существует несколько определений инфляции. Рассмотрим некоторые из них:         Инфляция - это обесценение денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс спроса и предложения; процесс переполнения каналов денежного обращения, выраженный в обесценении денег, росте цен на товары и услуги и снижении реального жизненного уровня населения. Инфляция в словаре банковско-биржевой лексики определяется как «чрезмерная экспансия денежной массы, сопровождаемая ростом цен и сокращением спроса». Современный словарь иностранных слов определяет ее как переполнение сферы обращения избыточной по сравнению с потребностями товарооборота массой бумажных денег, их обесценением в результате повышения цен на товары и услуги, падением покупательной способности денег. Наиболее общим, традиционным определением инфляции является следующее определение:     Инфляция - это процесс переполнения каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и рост товарных цен. При определении инфляции - этого сложного, многофакторного процесса, следует исходить из того, что она проявляет себя в денежной сфере, а ее корни (истоки) вытекают из нарушения экономической жизни государства, кризисного состояния экономики. Поэтому инфляция - это нарушение требования закона денежного обращения, результатом которого является избыточный выпуск денег в обращение, который приводит к всеобщему повышению цен и обесценению денег. В случае если товарная масса превышает денежную, экономике присуща дефляция.        Из всех этих определений вытекает, что инфляция - это денежный феномен, выраженный в устойчивом и непрерывном росте цен, вызванном избытком денежной массы в обращении. Иными словами, эта проблема возникает в ситуации, когда кассовая наличность предпринимателей и потребителей (предложение денег) превышает реальную потребность (спрос на деньги). Очевидно, что в таком случае субъекты хозяйственных отношений постараются по возможности избавиться от возникших избытков денег, увеличивая свои расходы и уменьшая денежные сбережения. Это вызывает расширение спроса, повышение цен и снижение покупательной способности денег - отрицательные последствия неверной денежной политики государства, чреватые значительными экономическими и социальными потрясениями.        Однако не следует забывать, что рост цен может быть связан с отсутствием равновесия между спросом и предложением, такой рост цен на каком-то отдельном товарном рынке - это не инфляция. Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налога, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения коньюктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий.            Важно отметить, что инфляция - это повышение общего уровня цен. Это, конечно, не означает, что повышаются обязательно все цены. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать. Цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Л. Хейне писал, что не следует забывать: изменяются цены не только товаров, но и измерителей их ценности, т.е. денег. Инфляция - это не увеличение размера предметов, а уменьшение длины линейки, которой мы пользуемся. Он обращает внимание на то, что в условиях натурального обмена (при отсутствии денег) мы никоим образом не столкнулись бы с инфляцией, одновременное повышение всех цен было бы логически невозможно.    Современной инфляции присущ ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас - повсеместный, всеохватывающий; и если раньше она имела периодический характер, то сейчас - хронический и стала постоянным фактором воспроизводственного процесса, современная инфляция находится под воздействием не только денежных, но и не денежных факторов.       Для многих стран сейчас характерна такая разновидность инфляции как стагфляция - инфляционный рост цен в условиях стагнации - застоя производства, экономического кризиса.

Сущность современной инфляции:

1.Диспропорциональность или несбалансированность  государственных доходов  и расходов. Эта несбалансированность выражается в дефиците государственного бюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном   эмиссионном банке страны, то есть за счет печати новых денег, то это приводит к росту массы денег  в обращении и следовательно к росту цен.            2. Аналогичная картина возникает при финансировании инвестиций. Особенно инфляционно опасным являются     инвестиции в военной области. Непроизводительное потребление национального дохода на военные цели ведет не только к потере национального богатства, но и создает дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия.     Рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов госбюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого выпускаются бумажные деньги.   3.Общее повышение уровня цен связывается современной экономической теорией с изменением структуры  рынка в ХХ веке. Структура современного рынка все менее и менее напоминает структуру рынка совершенной конкуренции. Структура современного рынка в значительной степени напоминает олигополистическую. А олигополист имеет возможность в известной степени влиять на цену. Таким образом, олигополисты напрямую заинтересованы в усилении “ гонки цен ” , а также, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересованы в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров).   Не желая “ испортить ” свой рынок снижением цен, монополисты и олигополисты препятствуют росту эластичности предложений  товаров в связи с ростом цен. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополии поддерживает длительное  несоответствие спроса и предложения.           4. Рост “ открытости ” экономики страны , втягивание ее в мирохозяйственные связи  , вызывает опасность “ импортируемой ” инфляции.            Так, к примеру, скачок цен на  энергоносители в 1973 году вызвал рост цен на импортируемую нефть и далее, по технологической цепочке - на другие товары. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие  “ внешнего ” повышения цен на импортируемые товары.

Вместе с тем возможности бороться с этим типом инфляции достаточно ограничены.

5. Одной из причин инфляции, имеющей  особое значение в нашей стране - это, так называемые, инфляционные  ожидания.   Инфляционные ожидания особенно опасны тем, что обеспечивают самоподдерживающий характер инфляции.

Так, население, живущее в условиях постоянного ожидания повышения общего уровня цен, постоянно рассчитывает на дальнейший их рост. В таких условиях трудящиеся требуют все более высокой заработной платы. Население запасается товарами впрок, опасаясь, что цены на них в скором времени еще более поднимутся. Производители, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие  поднимутся и, желая обезопасить себя, многократно завышают цену на свою продукцию.

Многие экономисты Запада и нашей страны особо выделяют фактор инфляционных ожиданий, подчеркивая, что их преодоление-важнейшая задача антиинфляционной политики.

Причины инфляции.

Основные различия при подходе к теории инфляции заключаются в определении ее причин, в качестве которых выдвигаются превышение денежной массы над товарной, эмиссия, несоответствие темпов роста производительности труда и заработной платы, дефицит бюджета, избыточные инвестиции, чрезмерный рост заработной платы и издержек производства и др.    

Однако, инфляция, хотя и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Вообще, корни такого явления, как инфляция, кроются в ошибках проводимой государственной политики. Обычно инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных причин и проявляется она не только в повышении цен.

Причины возникновения инфляции могут быть как внутренние, так и внешние. К внешним причинам относятся, в частности, сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов. Так, например, инфляционный процесс в России усиливали падение цен на мировом рынке на топливо и цветные металлы, составляющие важную статью нашего экспорта, а также неблагоприятная конъюнктура на зерновом рынке в условиях значительного импорта зерновых. Внутренние причины чаще всего скрываются в неверной финансовой политике государства.

Причины инфляции:          -чрезмерный выпуск бумажных денег государством с целью покрыть дефицит своего бюджета, т.е. пуск станка, печатающего деньги;

-сокращение объемов производства, связанное с уменьшением предложения  товарной массы в натуральном  объеме;

-превышение спроса над  предложением (без сокращения объемов  производства и даже при некотором  его росте) при избытке денежных  средств. Инфляция усиливается ажиотажным  спросом, вызванным предстоящим  подорожанием товаров;

-рост издержек производства, т.е. расходов на сырье, материалы, заработную плату и выплату  налогов.

Бумажные деньги могут "болеть" двумя болезнями, называемыми:

дефляция-повышение ценности или покупательной силы денег, которая выражается в общем снижении уровня цен. Покупательная сила денег может возрастать за счет как изъятия из обращения части избыточной денежной массы, выпущенной в период инфляции, так и существенного увеличения товарной массы. Дефляция считается позитивным явлением;

дезинфляция- замедление темпа инфляции (промежуточное положение между инфляцией и дефляцией), связанное с неопределенностью ценности денег.

Выделяют две основные причины инфляции:

1) увеличение совокупного  спроса.

2)сокращение совокупного  предложения.

В соответствии с причиной, обусловившей рост общего уровня цен различают два типа инфляции: инфляцию спроса и инфляцию издержек.

Если причиной инфляции служит рост совокупного спроса, то такой тип называется инфляцией спроса (demand-pull inflation).

Рост совокупного спроса может быть вызван либо увеличением любого из компонентов совокупных расходов (потребительских, инвестиционных, государственных и чистого экспорта), либо увеличением предложения денег.

Основной причиной инфляции спроса большинство экономистов (особенно представители школы монетаризма) считают увеличение денежной массы (предложения денег), приходя к этому выводу из анализа уравнения количественной теории денег (также называемого уравнением обмена или уравнением Фишера). Как отмечал глава монетаризма, известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии Милтон Фридман: «Инфляция всегда и повсеместно есть чисто денежное явление».

Если инфляция вызвана сокращением совокупного предложения (что происходит в результате увеличения издержек), то такой тип инфляции называется инфляцией издержек (cost-push inflation). Инфляция издержек ведет к уже известной нам ситуации стагфляции - одновременному спаду производства и росту уровня цен.

Виды и классификация инфляции.

Экономисты различают два типа инфляций: спроса и предложения.                                                      Первая (инфляция спроса – demand-pull  inflation)  имеет место в том случае, когда доходы населения и предприятий растут быстрее реального объема товаров и услуг. Повышенный избыточный спрос приводит к завышенным ценам на реальный постоянный объем продукции и вызывает инфляцию спроса.

Рис.1. Классификация видов инфляции

 

Второй вид - инфляция предложения (cost-push inflation)  или производителей, где рост цен объясняется возрастанием  издержек источника инфляции, обусловленной ростом издержек - это увеличение номинальной заработной платы или цен на сырье и энергию. Первый объясняется силой профсоюзов, возрастающей с полной занятостью, и психологией предпринимателей, выбирающих в период подъема не дорогостоящие забастовки и простой производства, а некоторое повышение зарплаты и себестоимости продукции.

Второй обычно связан с воздействием экзогенных факторов - неурожаев, стихийных бедствий или, например, подорожанием нефти в 70-х годах, связанным с деятельностью ОПЕК. В результате инфляция издержек сокращает прибыли и объем продукции, которые предприятия намерены предложить при существующем уровне цен, и смещает кривую предложения влево. В итоге, через определенное время баланс спроса и предложения опять восстанавливается, но уже при более высокой цене. А повышение цены может вызвать инфляционную спираль "цены - зарплата".

Инфляция производителей гораздо сложнее инфляции спроса, т.к. правительство в данном случае встает перед дилеммой: либо увеличить спрос для стимулирования производства, что чревато еще большим обострением инфляции и скачком цен; либо бездействовать, что приведет к глубокому спаду, который может вернуть к прежнему уровню, но это обернется для экономики значительной потерей реального выпуска.

Причинами увеличения издержек могут быть олигополистическая практика ценообразования и финансовая политика государства, рост цен на сырье, действия профсоюзов, требующих повышения заработной платы и др.

Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции.

Издержки на единицу продукции - это средние издержки при данном объеме производства. Такие издержки можно получить, разделив общие затраты на ресурсы на количество произведенной продукции, то есть:

 

 
 


 

Повышение издержек на единицу продукции в экономике сокращает прибыли и объем продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики.

Это уменьшение предложения, в свою очередь, повышает уровень цен. Следовательно, по этой схеме издержки, а не спрос взвинчивает цены, как это происходит при инфляции спроса.

Ползучая (умеренная) инфляция, для которой характерны

относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% или несколько больше процентов в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным. Многие современные экономисты, в том числе последователи экономического учения Кейнса, считают такую инфляцию необходимой для эффективного экономического развития.

Такая инфляция позволяет эффективно корректировать цены применительно к изменяющимся условиям производства и спроса.

Галопирующая инфляция (рост цен на 20 – 200 % в год).

Гиперинфляция - цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия (МВФ за гиперинфляцию сейчас принимает 50%-й рост цен вмесяц). Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания. Рецепт выживания таков: автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования. Все чаще промышленным предприятиям приходится заводить свои теплицы, свинофермы и даже мини-электростанции, усиливать акцент на бартерных и клиринговых операциях. В раскручивании спирали гиперинфляции чрезвычайную роль также играют инфляционные ожидания.

Информация о работе Инфляция, ее виды, классификация