Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 18:15, курсовая работа
На сегодняшний день одной из главных причин, отрицательно влияющих на развитие экономики и общества в целом, является инфляция. Инфляция затрагивает множество аспектов экономической и общественной жизни. Она создает практические неудобства и убытки, выводит из строя основные механизмы, порождает неопределенность в обществе и оказывает нежелательное влияние на распределение общественного продукта. Инфляция порождает также очень серьезные искажения и снижение эффективности работы инструментов рыночной экономики.
1. ВВЕДЕНИЕ
2. Сущность, виды и социально-экономические последствия инфляции
2.1 Причины и сущность инфляции
2.2 Виды инфляции
2.3 Экономические и социальные последствия инфляции
3. Инфляция и антиинфляционная политика в РБ
3.1 Антиинфляционная политика
3.2 Основные направления и методы антиинфляционного регулирования в РБ
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. ВВЕДЕНИЕ
2. Сущность, виды и социально-экономические
последствия инфляции
2.1 Причины и сущность инфляции
2.2 Виды инфляции
2.3 Экономические и социальные последствия
инфляции
3. Инфляция и антиинфляционная политика
в РБ
3.1 Антиинфляционная политика
3.2 Основные направления и методы антиинфляционного
регулирования в РБ
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
На сегодняшний день одной из главных
причин, отрицательно влияющих на развитие
экономики и общества в целом, является
инфляция. Инфляция затрагивает множество
аспектов экономической и общественной
жизни. Она создает практические неудобства
и убытки, выводит из строя основные механизмы,
порождает неопределенность в обществе
и оказывает нежелательное влияние на
распределение общественного продукта.
Инфляция порождает также очень серьезные
искажения и снижение эффективности работы
инструментов рыночной экономики. В частности,
цены перестают играть роль индикаторов
рынка. Инфляция – это денежный феномен,
выраженный в устойчивом и непрерывном
росте цен, вызванном избытком денежной
массы в обращении. Этот процесс представляет
собой одну из наиболее острых проблем
современного развития экономики Республики
Беларусь. Таким образом, необходимым
условием успешного преодоления высокой
инфляции является проведение правильного
антиинфляционного регулирования.
1. СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ
Причины и сущность
инфляции
Инфляция является сложным
социально-экономическим
Наиболее общее, традиционное определение
инфляции -переполнение каналов обращения
денежной массой сверх потребностей товарооборота,
что вызывает обесценение денежной единицы
и соответственно рост товарных цен. Однако
определение инфляции как переполнение
каналов денежного обращения обесценивающимися
бумажными деньгами нельзя считать полным.
Инфляция, хотя она и проявляется в росте
товарных цен, не может быть сведена лишь
к чисто денежному феномену. Это сложное
социальное явление, порождаемое диспропорциями
воспроизводства в различных сферах рыночного
хозяйства.
Однако существует большой перечень и
других определений сущность инфляции.
Вот некоторые из них:
Инфляция – это социально-экономическое
явление, порождаемое диспропорциями
воспроизводства.
Инфляция – это превышение количества
денежных единиц в обращении над суммой
товарных цен.
Инфляция – это повышение
общего уровня цен в стране, возникающее
в связи с длительным неравновесием
на большинстве рынков в пользу спроса.
Причины инфляции
Обычно в основе инфляции
лежит несоответствие денежного
спроса и товарной массы – спрос
на товары и услуги превышает размеры
товарооборота, что создает условия
для того, чтобы производители
и поставщики поднимали цены независимо
от уровня издержек. Диспропорции между
спросом и предложением, превышение доходов
над потребительскими расходами могут
порождаться дефицитом госбюджета (расходы
государства превышают доходы); чрезмерным
инвестированием (объем инвестиций превышает
возможности экономики); опережающим ростом
заработной платы по сравнению с ростом
производства и повышением производительности
труда; произвольным установлением государственных
цен, вызывающим перекосы в величине и
структуре спроса; другими факторами.
Повышение цен и появление излишнего количества
денег – это лишь внешние проявления инфляции;
ее глубинной причиной является нарушение
пропорций национального хозяйства, т.е.
нарушение общего равновесия. В мировой
экономической литературе выделяют три
основные силы, приводящие к дисбалансу
национального хозяйства и инфляции:
• государственная монополия на эмиссию
бумажных денег, на внешнюю торговлю, на
непроизводственные, прежде всего военные,
и прочие расходы, связанные с функциями
современного государства.
• профсоюзная монополия, задающая размер
и продолжительность того или иного уровня
заработной платы.
• монополизм крупнейших фирм на определение
цен собственных издержек.
Все эти три причины взаимосвязаны и каждая
по-своему может вести к росту или падению
спроса и предложения, нарушая их баланс.
Значение источников инфляции важно для
выработки конкретных мер борьбы с инфляцией.
Также существует и ряд других причин
инфляции, такие как :
1. Отсутствие баланса между госрасходами
и госдоходами. Появляющийся дефицит бюджета
закрывается при помощи запуска печати
новых дензнаков, что ведет к росту объема
денежной массы и к инфляции.
2. Недостаток пространство для рыночных
отношений и отсутствие нормальной конкуренции.
3. Ввозимая инфляция импорта, этот фактор
влияет все больше и больше, так как в связи
с процессом глобализации экономики стран
становятся более открытыми.
4. Приводящие к инфляции инвестиции. Особенно
вложения в военную технику, которые опять
таки вызывают дефицитность бюджета, и
печати новых денег.
5. Ожидания инфляции. Люди постоянно думают
о повышении цен, ждут их, поэтому стараются
запастись необходимым, а продавцы в свою
очередь в цену продукции стараются заложить
возможный рост издержек.
Виды инфляции
С точки зрения темпов инфляции
выделяют три основных ее вида: ползучая,
галопирующая, гиперинфляция.
1) Ползучая инфляция характеризуется
небольшими (10-20 процентов в год) темпами
обесценения денег при ее застойности
и постоянном воспроизведении. Экономическая
теория, в частности, современное кейнсианство,
рассматривает такую инфляцию как благо
для экономического развития, а государство
— как субъект проведения эффективной
экономической политики. Такая инфляция
позволяет корректировать цены применительно
к изменяющимся условиям производства
и спроса.
2) Для галопирующей инфляции характерен
рост цен от 20 до 200 процентов в год. Она
отражает нестабильность экономической
обстановки, хотя большинство сделок и
контрактов учитывает такой темп роста
цен.
3) Гиперинфляция представляет собой астрономический
рост количества денег в обращении и уровня
товарных цен (свыше 1000 процентов в год).
В таких условиях наносится огромный ущерб
населению, даже состоятельным слоям общества,
разрушается натуральный обмен, бартерные
сделки, используются талоны, купоны, нормы
распределения, а так же наблюдается бегство
населения от денег.
Экономические и социальные последствия
инфляции
Инфляция, являясь основным дестабилизирующим
фактором рыночной экономики, оказывает
значительное влияние на динамику экономического
развития страны и уровень жизни населения.
Ее воздействие зависит от темпов инфляции.
Умеренная инфляция ведет к временному
оживлению экономики в результате незначительного
роста цен и нормы прибыли. Галопирующая
и тем более суперинфляция наносят значительный
урон народному хозяйству. Рост цен намного
опережает рост количества денег в обращении,
происходит “бегство от денег” населения
и предприятий. В результате этого нарастает
скорость обращения денег, что равносильно
их дополнительной эмиссии, побуждая цены
подниматься еще выше. Цены перестают
быть достоверным средством измерения
затрат, падает их стимулирующая роль.
Неравномерный рост цен на товары разрушает
и дезорганизует хозяйственные связи,
ведет к диспропорциям в экономике.
Таким образом, инфляция дезорганизует
все народное хозяйство. Предприятиям
из-за быстрого роста цен не хватает выручки
за реализованную продукцию, чтобы рассчитаться
с поставщиками ресурсов и комплектующих
изделий, выплатить зарплату своим работникам.
Стремительное увеличение издержек производства
в связи с удорожанием ресурсов лежит
в основе дальнейшего роста цен на продукцию
и раскручивания инфляционной спирали
“цены — зарплата — издержки—цены”.
Суть ее в том, что повышение цен на товары
и услуги ведет к падению реальных доходов
трудящихся. Чтобы остановить их, профсоюзы
и наемные работники требуют повышения
номинальной заработной платы. Более высокая
зарплата повышает издержки производства,
что требует повышения цен на продукцию.
Изменившиеся цены делают необходимым
очередной пересмотр ставок зарплаты
и т.д. Так возникает и раскручивается
инфляционная спираль. В условиях инфляции
начинается кризис взаимных неплатежей,
который охватывает все народное хозяйство.
В результате продукция не продается,
предприятия работают “на склад”, затовариваются
и вынужденно останавливаются. Начинается
массовое сворачивание производства.
В условиях инфляции нарушается функционирование
денежно-кредитной системы. Несут потери
банки и другие финансовые учреждения,
выдающие кредиты, так как реальная денежная
процентная ставка уменьшается на величину
ежегодного процента роста инфляции.
Инфляция наносит серьезный ущерб государственному
бюджету. Обесцениваются как налоговые
поступления в бюджет, так и его расходная
часть, что побуждает часто корректировать
его и изыскивать дополнительные средства.
А это стимулирует инфляцию.
Социальные последствия инфляции проявляются,
прежде всего, в ухудшении жизни населения.
Реальная заработная плата постоянно
отстает от инфляционного прироста цен
на товары и услуги. В итоге падают стимулы
к труду, ухудшается его качество. В условиях
инфляции особенно страдают наименее
защищенные слои населения - пенсионеры,
студенты, безработные. Несмотря на то,
что их доходы растут в результате корректировки
и индексации, проводимых правительством,
этот рост постоянно отстает от темпов
инфляции. Обесцениваются сбережения
населения, что подрывает стимулы к денежному
накоплению. Несвоевременная выплата
заработной платы, массовые увольнения
из-за сокращения производства побуждают
работников бороться за свои права, что
усиливает социальную напряженность в
обществе. Кроме того, налоговое законодательство
обычно не успевает за темпами инфляции.
В результате многие налогоплательщики
автоматически из-за роста их номинального
дохода попадают в более высокую группу
налогообложения. Так происходит скрытая
конфискация денежных средств у населения
через налоги. Таким образом, в условиях
инфляции нарушается стабильность экономических
связей и социальных отношений общества.
Часто меняющиеся цены перестают быть
информационным ориентиром для производителей
и потребителей, предприниматели не знают,
какую цену установить на свою продукцию,
а покупатели не знают, сколько нужно заплатить.
Нарушаются финансово-кредитные отношения.
Деньги перестают выполнять свои функции.
Сворачивается производство, население
нищает. Стимулируются кризисные явления
в социальной, экономической и политической
сферах общества. Социально-экономические
последствия инфляции: обесценение и перераспределение
доходов, материализация денежных средств,
падение интереса к долгосрочным целям,
обесценение денежных сбережений, уменьшение
реальной процентной ставки и скрытая
конфискация денежных средств. Высокие
темпы инфляции оказывают разрушительное
воздействие на производство: подавляют
стимулы к занятию производственной и
инвестиционной деятельностью, нарушают
стабильность денежной национальной единицы,
дезорганизуют финансовую систему государства.
Экономика, втянутая в инфляцию, особенно
если процесс перерастает в галопирующую
или гиперинфляцию, скатывается в полосу
затяжного и глубокого экономического
кризиса. Для выработки наиболее эффективных
мер, способствующих снижению инфляции,
необходимо выявлять причины, осуществлять
прогнозирование инфляции и анализировать
степень воздействия тех или иных мер
на инфляционные процессы.
ИНФЛЯЦИЯ И
АНТИИФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РБ
Антиинфляционная политика
В рыночной экономике, как свидетельствует
зарубежный опыт, избавиться от инфляции
невозможно. Однако можно ее сделать умеренной
и управляемой. Для борьбы с инфляцией
государство проводит антиинфляционную
политику, т.е. разрабатывает комплекс
взаимосвязанных мероприятий, способствующих
снижению инфляции и стабилизации уровня
цен. Антиинфляционная политика является
важнейшим элементом макроэкономического
регулирования. Так как окончательно избавиться
от инфляции невозможно (рыночная экономика
инфляционна по своей сути), задача антиинфляционного
регулирования состоит в установлении
контроля над инфляцией, снижении темпа
роста цен до умеренного уровня. Выбор
наиболее эффективных методов борьбы
с инфляцией возможен только тогда, когда
определены ее основные причины. Как известно,
инфляция вызывается нарушениями равновесия
между совокупным спросом и совокупным
предложением. Нарушения равновесия могут
быть вызваны либо ростом спроса, либо
сокращением предложения. Обе причины
могут существовать либо в отдельности,
либо вместе. Соответственно комплекс
антиинфляционных мер условно можно разбить
на две группы. К одной относятся мероприятия,
которые направлены на сокращение спроса,
а к другой - те, которые способствуют развитию,
совершенствованию производства. Негативные
социальные и экономические последствия
инфляции вынуждают правительства разных
стран проводить определенную экономическую
политику - экспансии или сдерживания.
Суть политики экспансии заключается
в том, что государство стремится повысить
совокупный спрос путем увеличения государственных
расходов или снижения налогов. Рост государственных
расходов повышает покупательную способность
в экономике, а следовательно, и общий
объем спроса, что в свою очередь ведет
к росту объемов производства. Снижение
налогов действует в принципе таким же
образом. Воздействовать на совокупный
спрос можно посредством стимулирования
инвестиций, например с помощью снижения
ставки процента, что делает кредит на
расширение производства более дешевым.
Политика сдерживания, или рестриктивная
политика, направлена на снижение покупательной
способности населения путем урезания
государственных расходов или повышения
налогов. Она может также включать повышение
процента в целях сдерживания инвестиций,
тем самым, сокращая общий объем совокупного
спроса.
Основные направления и методы антиинфляционного регулирования в
Развитие инфляционного процесса зависит
от проводимой государством экономической
политики, в рамках которой, в частности,
могут приниматься специальные антиинфляционные
меры.Наиболее вероятными в условиях повышения
инфляции представляются такие меры, принимаемые
государством и руководством предприятий,
которые в той или иной мере будут направлены
на компенсацию трудящимся потерь от удорожания
потребительной корзины.
Государство при выборе методов макроэкономического
регулирования может рассматривать различные
системы мер в области налогово-бюджетной,
денежно-кредитной, валютной и социальной
политики.
Первоочередная важность проблемы инфляции
в экономике республики нашла отражение
в основных направлениях денежно-кредитной
политики. На протяжении ряда последних
лет снижение ее является стратегической
целью ДКП (денежно-кредитная политика),
проводимой в республике. Однако меры,
предпринятые органами государственного
управления, хотя и позволили снизить
инфляцию, но не решили в полной мере данную
проблему. Ощущается необходимость дальнейшего
снижения инфляции и установления полного
контроля над инфляционными процессами
в стране.
В контексте детализации системных причин
инфляция и стратегического курса на их
подавление целесообразно выделить ряд
факторов:
Анализ общей динамики
инфляционных процессов в экономике
Беларуси позволяет сделать вывод
о невозможности перенесения опыта применения
антиинфляционных мер в странах с развитой
рыночной экономикой на нашу действительность,
где рыночные отношения с их инфраструктурой
еще не имеют законченных форм.В связи
с возникновением хронической несбалансированности
экономики в ходе радикальных экономических
реформ необходимо разработать в условиях
реформирования эффективную антиинфляционную
политику. Необходимы кардинальные рыночные
преобразования, прежде всего демонополизация,
развитие конкуренции, либеральное, стимулирующее
деловую активность, законодательство.
Следует незамедлительно приступить к
упрощению и оптимизации управления. Стержнем
экономической политики должно стать
развитие малого и среднего бизнеса.
Всё многообразие причин, вызывающих инфляцию,
можно классифицировать следующим образом:
экономические — внутренние (экономическое
состояние), макроэкономические (состояние
бюджета, платежного баланса, уровень
развития производства и др.), глобальные
(состояние мировых финансовых рынков);
политические — внешние (введение таможенных
и прочих запретов), внутренние (уровень
доверия населения к правительству); психологические
(инфляционные ожидания).
Из перечисленных факторов только внешние
политические и глобальные экономические
не поддаются регулированию, следовательно,
снижение темпов инфляции до желаемого
целевого норматива возможно при регулировании
остальных факторов, которые можно свести
к трем группам: монетарные, немонетарные
и структурные. Таким образом, антиинфляционная
политика должна включать три направления:
меры по ограничению монетарных факторов
инфляции, издержек и по структурному
регулированию рынка. В общем виде основной
причиной инфляции выступает несоответствие
денежной и товарной массы. Управление
инфляцией будет эффективным, если бюджетная,
налоговая и денежно-кредитная политики
будут скоординированы и иметь во главе
общую цель — обеспечение экономического
роста в стране и преодоление инфляции.
При этом ДКП должна быть направлена на
эффективное управление денежной массой,
а бюджетно-налоговая политика должна
содействовать развитию производства. Модель,
взаимосвязывающая денежно-кредитную,
бюджетную и налоговую политики, позволит
создать стимул для развития производства,
насыщения внутреннего рынка продукцией,
сделать национальную экономику более
защищенной от колебаний внешнеэкономической
конъюнктуры и поможет эффективно управлять
инфляцией.
В период действия указанной схемы должна
быть достигнута финансовая стабилизация
и осуществлено дальнейшее реформирование
секторов экономики. Переход к ДКП на основе
метода целевой инфляции будет эффективным
в постстабилизационный период.
Основным направлением решения проблем
социально-экономического развития Беларуси
должно стать сочетание рыночного механизма
с государственным регулированием экономики,
роль которого возрастает в смешанной
экономике.
Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика в РБ