Инфляция и ее последствия для экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 16:42, реферат

Описание работы

Рассмотрим основные социально-экономические последствия инфляции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ИНФЛЯЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ……………………………………………………………………………...5
1.1 Понятие «инфляции»…………………………………………..................5
1.2 Причины инфляции…………………………………………....................6
1.3 Виды инфляции…………………………………………………………...7
1.4 Типы инфляции…………………………………………………………..9
1.5 Влияние инфляции на экономику страны………..................................11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………….............15
2.1 Инфляция 2002 года………………………………………......................15
2.2 Инфляция 2003 года………………………………………......................17
2.3 Инфляция 2004 года………………………………………......................19
2.4 Инфляция 2005 года………………………………………......................21
2.5 Инфляция 2006 года………………………………………......................23
2.6 Инфляция 2007 года………………………………………......................25
2.7 Инфляция 2008 года……………………………………………………..27
2.8 Инфляция 2009 года……………………………………………………..28
ГЛАВА 3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
В БЕЛАРУСИ………………………………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....36

Файлы: 1 файл

сама курсовая.doc

— 289.00 Кб (Скачать файл)

Следствием инфляции является снижение уровня сбережений в экономике. В условиях инфляции происходит обесценение денежных сбережений — наличных денег, банковских вкладов, ценных бумаг и т.п. Это приводит к тому, что экономические субъекты предпочитают накапливать товары или иностранную валюту, тем самым искусственно завышая их цену. Население старается держать на руках как можно меньшие суммы даже на повседневные расходы; хозяйствующие субъекты также значительную часть средств направляют на текущее потребление. Снижение уровня сбережений в экономике приводит к уменьшению объема инвестиций в производство, замедляет экономический рост. [8]

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

    1. Инфляция 2002 года

 

Индекс потребительских цен на товары и услуги в декабре 2002 года по отношению к ноябрю составил 103,2%, в том числе: на продовольственные товары – 103,4%, непродовольственные – 100,8%. Платные услуги подорожали на 5,6%. В декабре 2001 года значения соответствующих показателей были следующие – 105,5%, 106,5, 101,9 и 106,3%.  
Цены производителей промышленной продукции за декабрь 2002 года относительно ноября возросли на 2%, строительно-монтажные работы подорожали на 3,2%.

Накопленный за январь-декабрь 2002 года к декабрю предыдущего года прирост потребительских цен составил 34,8%, что на 11,3 процентных пункта ниже аналогичного показателя в январе-декабре 2001 года. Среднемесячный прирост индекса потребительских цен за 2002 год составил 2,5% вместо 3,2% в 2001 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      

Рисунок 2.1 - Динамика сводных индексов цен в народном хозяйстве

 

 Цены производителей промышленной продукции за 2002 год    выросли на 42,7% (против 39,4% в 2001 году), на строительно-монтажные работы – на 32,3% (в 2001 году-30,6%).  
         Наиболее значительное влияние на динамику цен на промышленную продукцию в 2002 году оказал значительный рост цен в химической и топливной промышленности, где среднемесячный прирост составил 7,2 и 3,3% соответственно. Менее значительными темпами росли цены в электроэнергетике и нефтехимической промышленности – 0,9 и 1,2% в месяц соответственно. [9]

 

        Примечание

1 Электроэнергетика

2 Топливная

3 Черная металлургия

4 Химическая

5 Нефтехимическая

6 Машиностроение и металлообработка

7 Лесная, деревообрабатывающая  и  целлюлозно-бумажная

8 Легкая 

9 Пищевая

Рисунок 2.2 – Прирост цен в целом и по отраслям промышленности за 2002 год

 

 

 

 

 

 

 

                                     2.2 Инфляция 2003 года

 

 

Цены производителей промышленной продукции за сентябрь 2003 года относительно августа возросли на 2,7%, строительно-монтажные  работы подорожали на 0,5%. Прирост цен производителей промышленной продукции за девять месяцев текущего года составил 21,6%, цен на строительно-монтажные работы – 22,9% вместо 27,6 и 25,4%, соответственно, за тот же период 2002 года. Ценовая ситуация в промышленности в сентябре определялась в основном ускорением роста цен в топливной промышленности и черной металлургии, продукция которых подорожала на 13,1 и 6,2% соответственно. Менее значительными темпами росли цены в нефтехимической промышленности – 1,1%.

Рисунок 2.3 - Динамика индексов цен  в народном хозяйстве

 

В сентябре 2003 года прирост  индекса потребительских цен  на товары и услуги составил 1,7%, что  на 1,5 процентных пункта превышает значение предыдущего месяца и на 0,5 процентных пункта значение сентября 2002 года. Основной вклад в рост сводного индекса  потребительских цен – 0,8% прироста сводного индекса – внесли высокие темпы роста в сентябре относительно августа цен на продовольственные товары (на 1,3%). Непродовольственные товары подорожали на 2,4%, что привело к увеличению сводного индекса потребительских цен на 0,5%. Тарифы на платные услуги увеличились в сентябре по сравнению с августом на 1,8%. Всего за девять месяцев текущего года инфляция на потребительском рынке составила 18,4% против 24,4% за аналогичный период прошлого года. Среднемесячный прирост цен за январь-сентябрь 2003 года (1,9%) был на 0,6 процентных пункта ниже, чем за тот же период 2002 года.[10]

 

 

                    2.3 Инфляция 2004 года

 

 

Цены производителей промышленной продукции за апрель 2004 года относительно марта возросли на 1,1%, строительно-монтажные работы подорожали на 3,3%. Прирост цен производителей промышленной продукции за четыре месяца 2004 года составил 9,6%, цен на строительно-монтажные работы – 10,3% вместо 11,1 и 9,7%, соответственно, за тот же период 2003 года. 
            Ценовая ситуация в промышленности в апреле определялась в основном ускорением роста цен в черной металлургии, нефтехимической промышленности и машиностроении, продукция которых подорожала на 3,2; 1,4 и 1,3% соответственно. Менее значительными темпами росли цены в электроэнергетике и легкой промышленности – 0,2 и 0,3% в месяц соответственно.

 

Рисунок 2.4 - Динамика сводных  индексов цен в народном   хозяйстве

 

В апреле 2004 года прирост  индекса потребительских цен  на товары и услуги составил 1,3%, что  на 0,1 процентных пункта выше значения предыдущего месяца и на 0,7 процентных пункта ниже апреля 2003 года.  
Основной вклад в рост сводного индекса потребительских цен – 0,7% прироста сводного индекса – внесли высокие темпы роста в апреле относительно марта тарифов на платные услуги (на 3,9%). Продовольственные товары подорожали на 0,8%, что привело к увеличению сводного индекса потребительских цен на 0,5%. Цены на непродовольственные товары увеличились на 0,6%, дав 0,1% прироста сводного индекса цен. 
Всего за четыре месяца 2004 года инфляция на потребительском рынке составила 6,3% против 10,3% за аналогичный период предыдущего года. Среднемесячный прирост цен за январь-апрель 2004 года (1,5%) был на 1 процентный пункт ниже, чем за тот же период 2003 года. [11]

 

       Примечание

1 Электроэнергетика

2 Топливная

3 Черная металлургия

4 Химическая

5 Нефтехимическая

6 Машиностроение и металлообработка

7 Лесная, деревообрабатывающая и  целлюлозно-бумажная

8 Легкая

9 Пищевая промышленность

Рисунок 2. 5 -  Прирост цен в целом и по отраслям промышленности за январь- апрель 2004 года.

 

 

 

2.4 Инфляция 2005 года

 

 

В декабре 2005 года прирост  индекса потребительских цен  на товары и услуги составил 1,7%, что  на 1,2 процентных пункта выше значения предыдущего месяца и на 0,4 процентных пункта ниже декабря 2004 года. 
Всего за 2005 год инфляция на потребительском рынке составила 8%, или 0,6% в среднемесячном исчислении, что соответствует прогнозу на 2005 год (0,6-0,8%). В 2004 году потребительские цены увеличивались в среднем на 1,1% в месяц. 
            Основной вклад в рост сводного индекса потребительских цен за 2005 год – 4,8% прироста сводного индекса – внесли темпы роста цен на продовольственные товары (на 8,4%). Непродовольственные товары подорожали на 3,2%, что привело к увеличению сводного индекса потребительских цен на 0,7%. Тарифы на платные услуги возросли на 11,5%, увеличив прирост сводного индекса цен на 2,5%. 
            Среднегодовой индекс потребительских цен в 2005 году составил 110,3%.

 
             Рисунок 2.6 - . Динамика среднегодовых сводных индексов цен

 

Цены производителей промышленной продукции за декабрь 2005 года относительно ноября возросли на 0,8%, строительно-монтажные работы подорожали на 2,8%. Прирост цен производителей промышленной продукции за 2005 год составил 10,2%, цен на строительно-монтажные работы – 13,9% вместо 17,9 и 21,6%, соответственно, за 2004 год. 
Ценовая ситуация в промышленности в 2005 году определялась в основном значительным ростом цен в нефтехимической промышленности, черной металлургии и электроэнергетике, продукция которых подорожала на 20,6; 14,3 и 14,2% соответственно. [12]

 

     Примечание

1 Электроэнергетика 

             2 Топливная

3 Черная металлургия 

4 Химическая 

5 Нефтехимическая

6 Машиностроение и металлообработка 

7 Лесная, деревообрабатывающая и  целлюлозно-бумажная 

8 Легкая 

9 Пищевая 

Рисунок 2.7 -  Прирост  цен в целом и по отраслям промышленности за 2005 год.

 

 

 

2.5 Инфляция 2006 года

 


В декабре 2006 года прирост  индекса потребительских цен  на товары и услуги составил 0,5%, что  на 1 процентный пункт ниже значения предыдущего месяца и на 0,9 п.п. - декабря 2005 года

Всего за 2006 год инфляция на потребительском рынке составила 6,6%, или 0,5% в среднемесячном исчислении, что ниже прогноза на 2006 год (0,6-0,7%). В 2005 году потребительские цены увеличивались в среднем на 0,6% в месяц.

Основной вклад в  рост сводного индекса потребительских  цен за 2006 год – 3,4% прироста сводного индекса – внесли темпы роста цен на продовольственные товары (на 6,5%). Непродовольственные товары подорожали на 4,4%, что привело к увеличению сводного индекса потребительских цен на 1,2%. Тарифы на платные услуги возросли на 9,4%, увеличив прирост сводного индекса цен на 2%.

Среднегодовой индекс потребительских  цен в 2006 году составил 107%.

Рисунок 2.8 - Динамика среднегодовых  сводных индексов цен

Цены производителей промышленной продукции за декабрь 2006 года относительно ноября возросли на 0,7%, строительно-монтажные работы подорожали на 0,8%. Прирост цен производителей промышленной продукции за 2006 год  составил 8,5%, цен на строительно-монтажные работы – 9,9% вместо 10,2 и 13,9%, соответственно, за 2005 год.

Ценовая ситуация в промышленности в 2006 году определялась ростом цен во всех отраслях. В электроэнергетике  они выросли наиболее значительно – на 15,4%.[ 13]

Примечание

1 Электроэнергетика

2 Топливная

3 Черная металлургия 

4 Химическая

5 Нефтехимическая

6 Машиностроение и металлообработка

7 Лесная, деревообрабатывающая и  целлюлозно-бумажная

8 Легкая

9 Пищевая

Рисунок 2.9 -  Прирост  цен в целом и по отраслям промышленности за 2006 год. 

2.6 Инфляция 2007 года

В июне 2007 года прирост  индекса потребительских цен  на товары и услуги составил 0,4%, что  соответствует значению предыдущего  месяца и на 0,2 процентных пункта выше июня   2006 года.

Основной вклад в  рост сводного индекса потребительских  цен – 0,2% прироста сводного индекса  – внесли  темпы роста цен на продовольственные товары (на 0,4%). Непродовольственные товары подорожали на 0,5%, что привело к увеличению сводного индекса потребительских цен на 0,1%. Тарифы на платные услуги возросли в июне по сравнению с маем на 0,1%, увеличив сводный индекс на 0,1%..

Всего за шесть месяцев 2007 года инфляция на потребительском  рынке составила 3,6% против 3,1% за аналогичный период предыдущего года. Среднемесячный прирост цен за январь-июнь 2007 года (0,6%) был на 0,1 процентных пункта выше, чем за тот же период 2006 года.

Рисунок 2.10 - Динамика индекса  потребительских цен 

Цены производителей промышленной продукции за июнь 2007 года относительно мая возросли на 0,4%, строительно-монтажные работы подорожали на 1,3%. Прирост цен производителей промышленной продукции за шесть месяцев 2007 года составил 8,6%, цен на строительно-монтажные работы – 5,9% вместо 4,2 и 5,2%, соответственно, за тот же период 2006 года.

Ценовая ситуация в промышленности в июне определялась в основном ростом цен в топливной и нефтехимической  промышленности, продукция которых подорожала на 1,3 и 0,5% соответственно. В электроэнергетике цены снизились на 0,2%. [14]

                        2.7 Инфляция  2008 года

Главной причиной увеличения инфляции в Беларуси в 2008 году стали  внешние факторы, заявил Кобяков. В течение года на мировых рынках существенно выросли цены на энергоносители, материальные сырьевые ресурсы, продовольствие и другие товары. Для защиты внутреннего рынка и обеспечения стабильной работы отечественных производителей пришлось принимать решения по упорядочению регулируемых цен и тарифов, отметил Кобяков. За счет таких вынужденных мер было получено около 45% общего прироста индекса потребительских цен.

В результате этот показатель превысил прогнозное значение и составил по итогам года 113,3% (или 1,1% в среднем за месяц при установленном предельном уровне 0,5%). 60% в структуре прироста индекса потребительских цен приходится на продовольственные товары, 15% — на непродовольственные, 25% — на услуги, сообщил вице-премьер.

Вместе с тем, подчеркнул Кобяков, удалось не допустить обвала и бесконтрольности ситуации. Он напомнил, что правительство поручило провести выборочные проверки формирования отпускных и розничных цен субъектами хозяйствования и индивидуальными предпринимателями. С 14 по 23 января было проверено 375 субъектов предпринимательской деятельности. Факты нарушения дисциплины цен установлены в 214 случаях, сообщил вице-премьер.

“Контрольные мероприятия, проведенные в Беларуси, позволили  остановить необоснованный рост цен, пресечь массовые случаи ценового беспредела”, — считает Кобяков.[6]

                   

ГЛАВА 3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В БЕЛАРУСИ

Антиинфляционные меры можно применить только к открытой инфляции, так как подавленная  — не поддается лечению, ее нельзя измерить. Подавленную инфляцию сначала необходимо превратить в открытую и лишь, затем вырабатывать меры борьбы с ней.

Главными составляющими  антиинфляционной политики являются контроль и регулирование совокупного  спроса и совокупного предложения.

На выбор варианта антиинфляционной политики правительства существенно влияет социально-политическая обстановка в стране, поскольку распределение издержек этой политики между различными социальными слоями общества зависит от выбранного варианта. Если сокращение бюджетного дефицита будет осуществляться путем снижения государственных расходов, то издержки такой политики лягут, в основном, на сферу, финансируемую за счет бюджета. Если оно будет осуществляться за счет роста налогов на прибыль и экспортных тарифов, издержки лягут в основном на предпринимателей и работников негосударственных предприятий. Предотвращению инфляции лучше всего способствуют скоординированные действия правительства и частного сектора. Правительству следует в ходе фискальной политики стабилизировать государственные расходы и систему налогообложения, денежной политикой стремиться к равенству темпов роста предложения денег темпам роста производственного потенциала страны, валютной политикой не допускать импорта инфляции. Выбор правительства определяется конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране: а) уровнем реальных доходов; б) состоянием промышленности; в) масштабами бюджетного дефицита, вариантами его финансирования; г) состоянием и перспективами развития внешнеэкономических связей и др. [4]

При выборе антиинфляционных мероприятий необходимо учитывать  цену инфляции, которая зависит от того, какие методы использует государство  в своей политике.

При разработке антиинфляционной политики можно выделить антиинфляционную стратегию, включающую цели и меры долгосрочного характера, и антиинфляционную тактику, результаты которой становятся очевидными уже в краткосрочном периоде.

Антиинфляционная стратегия  включает четыре основных компонента:

–  преодоление инфляционных ожиданий;

– долгосрочную денежно-финансовую политику, направленную на введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы;

– сокращение бюджетного дефицита и перестройку структуры  доходов и расходов бюджета;

          – увеличение совокупного предложения структурным преобразованием народного хозяйства, государственным стимулированием научно-технического прогресса, мотивацией инвестиционных процессов.

Пути «борьбы» с инфляцией:

- необходимо улучшение  качественных параметров  функционирования  национальной экономики и повышение  конкурентоспособности  отечественной  продукции,  что требует  направления  дополнительных  финансовых  ресурсов   в   капитальные вложения. В условиях дефицита внешнего финансирования основными  источниками инвестиций должны стать внутренние сбережения секторов экономики, а также  и кредитные  централизованные  бюджетные  ресурсы. 

-  глубинной причиной  инфляции  в  республике  является  низкий  уровень эффективности   функционирования   реального    сектора    экономики,    что подтверждается наличием большого  удельного  веса  убыточных  предприятий  и планово-убыточных отраслей, функционирование которых поддерживается за  счет перераспределительного финансирования из республиканского бюджета,  а  также эмиссионных ресурсов  банковской  системы.  Неплатежи  и  дефицит  оборотных средств у предприятий в реальном  секторе  экономики,  обусловленные  низкой эффективностью  хозяйствования,  создают  постоянный  спрос  на   финансовые ресурсы. С целью недопущения банкротств убыточных предприятий  и  сокращения рабочих  мест  государство  за  неимением  других  источников   (иностранных кредитов и частных инвестиций) обеспечивает эти потребности  преимущественно за счет эмиссионного кредитования.  Национальный  банк  вынужден  продолжать финансирование   как   текущих   кассовых   разрывов,   так    и    дефицита республиканского бюджета в целом.

- важнейшей  предпосылкой  финансового  оздоровления экономики является кардинальное  реформирование  колхозно-совхозной  системы ведения   сельскохозяйственного   производства,   которая   в   силу   своей неэффективности  ложится  тяжелым  бременем  на   государственные   финансы, предъявляя перманентный спрос на  финансовые  ресурсы.  Без  продвижения  по этим направлениям ликвидация  государственной  финансовой  подпитки  чревата массовыми  банкротствами  предприятий,  ростом  безработицы   и   социальной напряженности и дискредитацией рыночных реформ в целом.

- важнейшим условием и предпосылкой перехода к  таргетированию  инфляции является обеспечение независимости Национального банка  и  самостоятельности в выборе монетарных  инструментов  для  достижения  конечной  цели.  Решение этого вопроса предполагает  устранение  давления  на  Национальный  банк  со стороны правительства,  которое  заинтересовано  в  выполнении  им  активной экономической функции. [5]

- одним из основных  инструментов,  позволяющих  эффективно  воздействовать  на снижение темпов  инфляции, является ресурсосбережение.  Достаточно  отметить, что материальные  затраты в общих затратах на производство продукции  (работ, услуг) в целом по народному  хозяйству  составляют  более  60%,  затраты  на энергоресурсы (топливо,  электроэнергию  и  теплоэнергию)  -  соответственно около 20%.

  - необходимо  сокращать государственную   поддержку   материало -   и ресурсоемких  убыточных  и  низкорентабельных  производств,   более   широко применяя рыночные методы  по  повышению  эффективности  их  функционирования (реструктуризацию, смену форм собственности, санацию, банкротство и др.).

    -  увеличение  масштабов внедрения   ресурсо-   и   энергосберегающих мероприятий на основе внедрения прогрессивных  технологических  процессов  и оборудования во всех сферах народного хозяйства;

  - расширение спектра организационно-экономических мер, направленных на сокращение  потерь  при  добыче,  производстве,  хранении,  транспортировке, использовании топлива и энергии, сырья и материалов;

  -  оптимизация топливно-энергетического баланса страны  на   основе повышения   уровня   использования   вторичных   энергетических    ресурсов, нетрадиционных    и    возобновляемых    источников    энергии,    замещения высококачественных  органических  топлив  менее   дефицитными   и   дешевыми энергоресурсами;

- приоритетное  использование  отечественного  сырья и   материалов, местных видов топлива при производстве продукции.

 -   необходимо    продолжить    политику    либерализации    системы ценообразования, повысить ее прозрачность.  Цены  должны  формироваться  под воздействием спроса и предложения. Изменение относительных цен также должно происходить под воздействием изменений в спросе  и/или предложении,  а не вследствие пересмотра закупочных цен, потолков цен или других  инструментов прямого регулирования.[2]

 


 

             

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   




Информация о работе Инфляция и ее последствия для экономики