Глава 2. Кривая Филипса
2.1. Кривая Филлипса. Шоки предложения.
Стагфляция
В 1958 году британский экономист А.В.
Филлипс опубликовал работу, в которой на
основе эмпирических данных за достаточно
длительный период времени показал существование
обратной связи между темпом прироста
номинальной заработной платы и уровнем
безработицы (u).
Открытая Филлипсом закономерность привлекла
внимание экономистов - кейнсианцев, так
как давала дополнительное теоретическое
обоснование для проведения активной
стабилизационной политики. Была разработана
концепция обратной связи между динамикой
уровня безработицы (u) и темпа инфляции
(π), получившая название кривой Филлипса.
На рисунке 1 представлена кривая Филлипса
(Pc), которая показывает, что, например,
в точке А высокому уровню безработицы
uA соответствует низкий темп инфляции
πА. Точка В, наоборот, характеризуется
низким уровнем безработицы uВ в
сочетании с высоким темпом инфляции π
В.
Рисунок 1. Кривая Филипса
π
Отсюда можно сделать вывод, что задача
стабилизационной политики сводится к
поиску «правильной» точки на кривой Филлипса.
Однако кривая Филлипса демонстрирует
невозможность достижения оптимального
состояния, которое характеризуется низким
темпом инфляции и низким уровнем безработицы.
Очевидна связь между движением вдоль
кривой Филлипса и движением кривой совокупного
спроса (AD) вдоль кривой совокупного предложения
(AS) в модели совокупный спрос – совокупное
предложение (рисунок 2).
Рисунок 2
А Б
P π
Когда совокупный спрос растет с AD до AD1,
равновесие перемещается из точки А в
точку В (рисунок 2.А), что сопровождается
ростом уровня цен (PB
> PA), ростом равновесного уровня
реального ВВП (QB > QA) и соответственно
снижением уровня безработицы (uB
< uA) (рисунок 2.Б).
Однако в 70-е годы ХХ века произошли события,
которые опровергали невозможность одновременного
роста темпа инфляции и уровня безработицы.
Организация стран – экспортеров нефти
(ОПЕК) вызвала значительное повышение
цен на нефть, в результате чего возникла
стагфляция: падение производства (следовательно,
рост безработицы), сопровождающееся ускорением
инфляции. Рисунок 9.3 показывает, как в
результате такого отрицательного шока
предложения кривая совокупного предложения
сдвигается влево и вверх (рисунок 3 А).
Кривая Филлипса (рисунок 3 Б) сдвигается
вправо, что означает увеличение темпов
инфляции для любого уровня безработицы.
Рисунок 3
А Б
В дальнейшем целый ряд видных экономистов
подвергли критике кейнсианскую
кривую Филлипса, дав собственные
интерпретации взаимосвязи безработицы
и инфляции. Однако кейнсианцы по-прежнему
используют эту концепцию (несколько
усовершенствовав ее) для обоснования стабилизационной политики
государства.
Современная кривая Филлипса утверждает,
что темп инфляции – изменение уровня
цен по сравнению с предшествующим периодом
– зависит от трех факторов:
1. ожидаемая инфляция;
2. циклическая безработица;
3. шоковые изменения предложения.
Три упомянутые фактора отражены в уравнении
кривой Филлипса:
π=πe – b(u-u*)+e
Темп инфляции = ожидаемый темп инфляции
– (b* уровень циклической безработицы)
+ резкие изменения предложения,
где b больше нуля. Знак минус означает,
что при высокой циклической безработице
темпы инфляции снижаются.
Для того чтобы кривая Филлипса могла
стать полезным инструментом макроэкономического
анализа (и макроэкономической политики),
нужно выяснить, от чего зависит ожидаемый
темп инфляции. Принято считать, что инфляция
– инерционный процесс: люди строят свои
ожидания относительно инфляции на основе
уже наблюдаемой инфляции. Если не наблюдается
резких отклонений безработицы от естественного
уровня, а также резких шоков предложения,
то уровень цен будет расти постоянным
темпом. Эта инерция возникает потому,
что прошлая инфляция влияет на ожидания
по поводу будущей инфляции, а эти ожидания,
в свою очередь, влияют на устанавливаемые
цены и заработную плату.
Однако, несмотря на инерционную природу
инфляции, мы наблюдаем как увеличение,
так и снижение темпов инфляции. Второй
и третий члены уравнения кривой Филлипса
характеризуют факторы, изменяющие темп
инфляции.
- b(u-u*) показывает, что чем ниже уровень
циклической безработицы, тем выше темп
инфляции. Так как циклическая безработица
сокращается по мере роста совокупного
спроса, мы можем сделать вывод, что второй
член уравнения кривой Филлипса представляет
инфляцию спроса.
e показывает зависимость инфляции от
шоков предложения, то есть характеризует
инфляцию издержек. Отрицательные шоки
придают e положительное значение, что
увеличивает темп инфляции. Положительные
шоки, наоборот, придают e отрицательное
значение и замедляют инфляцию.
2.2. Монетаристская интерпретация
кривой Филлипса. Гипотеза
естественного уровня. Гипотеза адаптивных
ожиданий.
В дальнейшем целый ряд видных экономистов
подвергли критике кейнсианскую
кривую Филлипса, дав собственные
интерпретации взаимосвязи безработицы
и инфляции. Однако кейнсианцы по-прежнему
используют эту концепцию (несколько
усовершенствовав ее) для обоснования стабилизационной политики
государства.
Современная кривая Филлипса утверждает,
что темп инфляции – изменение уровня
цен по сравнению с предшествующим периодом
– зависит от трех факторов:
1. ожидаемая инфляция;
2. циклическая безработица;
3. шоковые изменения предложения.
Три упомянутые фактора отражены в уравнении
кривой Филлипса:
π=πe – b(u-u*)+e
Темп инфляции = ожидаемый темп инфляции
– (b* уровень циклической безработицы)
+ резкие изменения предложения,
где b больше нуля. Знак минус означает,
что при высокой циклической безработице
темпы инфляции снижаются.
Для того чтобы кривая Филлипса могла
стать полезным инструментом макроэкономического
анализа (и макроэкономической политики),
нужно выяснить, от чего зависит ожидаемый
темп инфляции. Принято считать, что инфляция
– инерционный процесс: люди строят свои
ожидания относительно инфляции на основе
уже наблюдаемой инфляции. Если не наблюдается
резких отклонений безработицы от естественного
уровня, а также резких шоков предложения,
то уровень цен будет расти постоянным
темпом. Эта инерция возникает потому,
что прошлая инфляция влияет на ожидания
по поводу будущей инфляции, а эти ожидания,
в свою очередь, влияют на устанавливаемые
цены и заработную плату.
Однако, несмотря на инерционную природу
инфляции, мы наблюдаем как увеличение,
так и снижение темпов инфляции. Второй
и третий члены уравнения кривой Филлипса
характеризуют факторы, изменяющие темп
инфляции.
- b(u-u*) показывает, что чем ниже уровень
циклической безработицы, тем выше темп
инфляции. Так как циклическая безработица
сокращается по мере роста совокупного
спроса, мы можем сделать вывод, что второй
член уравнения кривой Филлипса представляет
инфляцию спроса.
e показывает зависимость инфляции от
шоков предложения, то есть характеризует
инфляцию издержек. Отрицательные шоки
придают e положительное значение, что
увеличивает темп инфляции. Положительные
шоки, наоборот, придают e отрицательное
значение и замедляют инфляцию.
2.2. Монетаристская интерпретация
кривой Филлипса. Гипотеза
естественного уровня. Гипотеза адаптивных
ожиданий.
Однако монетаристы утверждают,
в долгосрочном плане не существует
обратной зависимости между темпом
инфляции и уровнем безработицы. А это значит, что невозможно,
управляя совокупным спросом с помощью
инструментов бюджетно-налоговой и денежно-кредитной
политики, сократить безработицу, допустив
некоторое ускорение инфляции. Результатом
такой политики, по их мнению, будет лишь
ускорение инфляции, сократить же безработицу
не удастся, так как безработица в долгосрочном
плане тяготеет к естественному уровню
(который, как известно, определяется особенностями
рынка труда).
Эта логика нашла свое отражение в долгосрочной
кривой Филлипса, которая выглядит как
вертикальная линия (рисунок 4 А). Вертикальная
кривая Филлипса является ярким выражением
классической идеи нейтральности денег.
В соответствии с этой идеей долгосрочная
кривая совокупного предложения (AS) также
представлена вертикальной линией (рисунок
4 Б).
Если государство начнет проводить политику
стимулирования совокупного спроса (в
целях сокращения безработицы), это приведет
только к росту уровня цен. Безработица
же останется на своем естественном уровне
(u*), который не зависит от политики государства.
В соответствии с трактовкой монетаристов
естественный уровень безработицы – это
такой ее уровень, при котором инфляция
не ускоряется и не замедляется, то есть
это уровень, к которому тяготеет безработица
в долгосрочном плане.
Рисунок 4
А Б
Впрочем, монетаристы полагают, что государство
может и должно, используя находящиеся
в его власти рычаги (см. лекция 8), содействовать
снижению естественного уровня безработицы,
что сдвинет долгосрочную кривую Филлипса
влево (соответственно долгосрочная кривая
совокупного предложения сдвинется вправо).
Гипотеза адаптивных ожиданий предполагает,
что наряду с долгосрочной кривой Филлипса
существует краткосрочная кривая Филлипса,
так как действительный темп инфляции
не всегда совпадает с ожидаемым.
Для объяснения взаимодействия краткосрочных
и долгосрочной кривых Филлипса монетаристы
используют идею адаптивных (инфляционных)
ожиданий: ожидания будущего темпа инфляции
основываются на инфляционном опыте недавнего
прошлого. В результате инфляция сама
себя подпитывает.
На рисунке 5 показана учитывающая ожидания
(приростная) кривая Филлипса (Pc) при естественном
уровне безработицы u*.
Если государство с помощью мер бюджетно-налоговой
или денежно-кредитной политики попытается
снизить безработицу до уровня u1,
то произойдет движение из точки А1
в точку В1 на краткосрочной кривой
Филлипса Pc1, так как действительный
темп инфляции увеличится. Когда действительный
темп инфляции выше, чем ожидаемый, безработица
сокращается (и наоборот).
Через некоторое время, в течение которого
ожидаемая инфляция достигнет уровня
фактической инфляции, безработица вернется
к своему естественному уровню (точка
А2 на более высокой краткосрочной
кривой Филлипса Pc2), но уже при более
высоком уровне ожидаемой инфляции.
Если государство повторит попытку снизить
безработицу до уровня u1,
то все повторится, но только на еще более
высокой краткосрочной кривой Филлипса
Pc3 (точка А3) и еще более высоком
уровне ожидаемой инфляции.
Главный смысл гипотезы адаптивных ожиданий
– показать способ борьбы с высокой инфляцией.
Если в стране наблюдается высокая инфляция
(точка А3), государство должно пойти
на временное увеличение безработицы
до уровня u2 (выше естественного
уровня), например, сокращая денежную массу.
В связи с этим действительный темп инфляции
сократится по сравнению с ожидаемым высоким
темпом, безработица увеличится до уровня
u2 (точка С3 на краткосрочной
кривой Филлипса Pc3). По мере адаптации
инфляционных ожиданий к более низкому
действительному уровню, безработица
вернется к естественному уровню (точка
А2 на кривой Pc2).
2.3. Кривая Филлипса
и гипотеза рациональных ожиданий
Поскольку ожидаемый темп инфляции
влияет на выбор между инфляцией
и безработицей, вопрос о том, как
формируются инфляционные ожидания,
приобретает первостепенное значение.
Мысль о том, что ожидаемая инфляция зависит от ранее
сложившегося темпа инфляции, разделяют
не все экономисты.
Сторонники гипотезы рациональных ожиданий
полагают, что экономические агенты (домашние
хозяйства и фирмы) в состоянии оптимально
использовать имеющуюся в их распоряжении
информацию, в частности, о проводимой
макроэкономической политике, для прогнозирования
будущего. Поскольку эта политика оказывает
влияние на темпы инфляции, ожидаемая
инфляция также должна зависеть от проводимой
в стране денежно-кредитной и бюджетно-налоговой
политики.
В соответствии с гипотезой рациональных
ожиданий, изменение направления денежно-кредитной
или бюджетно-налоговой политики изменит
ожидания, и оценка последствий экономической
политики должна учитывать это воздействие.
Другими словами, гипотеза рациональных
ожиданий трактует инфляцию как не столь
инерционное явление, как представлялось
ранее. Сторонники гипотезы рациональных
ожиданий убеждены, что если бы стремление
политиков обуздать инфляцию не вызывало
сомнений, рациональные граждане быстро
изменили бы свои инфляционные ожидания
и можно было бы обойтись без увеличения
безработицы.
Безболезненная антиинфляционная политика
требует наличия двух предпосылок:
1. План снижения инфляции должен быть
объявлен до формирования важнейших ожиданий.
2. Люди, устанавливающие цены и заработную
плату, должны верить в объявленный план,
иначе они не изменят свои инфляционные
ожидания.
Если оба условия выполнены, объявление
плана немедленно сдвинет краткосрочную
границу выбора между инфляцией и безработицей
вниз (из точки А в точку В на рисунке 6),
что позволит достичь снижения темпа инфляции
без повышения уровня безработицы.
К сожалению, зачастую очень трудно предсказать,
окажет ли общественность доверие той
или иной программе. Центральная роль
ожиданий еще больше усложняет прогнозирование
результатов проведения альтернативных
вариантов экономической политики.
Глава 3. Анализ инфляционных процессов
в РК
3.1. Анализ инфляционных процессов в РК
за 2005-2007 годы
В условиях роста кредитования экономики,
преимущественно отраслей с невысоким
созданием валовой добавленной стоимости
на фоне увеличения затрат труда на единицу
продукции, низкой производительности
отраслей промышленности и мягкой фискальной
политики усиливаются инфляционные процессы.
Сложность в реализации цели по поддержанию
стабильного уровня цен определяется
тем, что денежно-кредитная политика в
условиях роста государственных расходов,
значительного притока капитала и, соответственно,
денежного предложения должна решать
одновременно задачи по формированию
адекватного рискам валютного резерва,
стерилизации притока и сдерживанию инфляции.
Годовая инфляция в декабре 2006 года составила
8,4%, в сентябре 2007 года – 11,2% (Рисунок 4),
что было вызвано, кроме всего прочего,
удорожанием отдельных видов продуктов
питания.
Рисунок 4. Инфляция в РК за 2005 – 2007 гг.
Основной прирост цен пришелся на такие
продовольственные товары, как хлеб, мука,
масло подсолнечное. Частично удорожание
данных продуктов объясняется нестабильной
ситуацией на мировых рынках зерновых
культур и растительных масел, что отразилось
и на внутреннем рынке Казахстана. Также
значительное увеличение денежных доходов
способствует росту потребительского
спроса. При этом темпы роста совокупного
спроса опережают показатели роста предложения
товаров и услуг на протяжении последних
нескольких лет, вызывая дисбаланс на
рынке.
В 2006 году годовая инфляция демонстрировала
разнонаправленные тенденции. По данным
Агентства по статистике с января по май
она выросла с 7,5% до 9,0%, а затем снизилась
до 8,4% по итогам декабря. Перелом в динамике
инфляции стал результатом скоординированных
действий Национального Банка и Правительства
в области денежно - кредитной и фискальной
политики в конце 2006 года (Рисунок 5).
Рисунок 5. Уровень годовой инфляции в
2006 году. (% к соответствующему месяцу предыдущего
года)
Тем не менее, в 2006 году уровень инфляции
превысил показатели 2005 года (Рисунок
6).
Продовольственные товары за 2006 год стали
дороже на 7,3%, непродовольственные товары
– на 7,1%, платные услуги – на 11,6%. Наибольший
рост продемонстрировали цены на фрукты
и овощи – на 25,2%, на бензин – на 21,5%, на
транспортные услуги – на 19,3%, на сахар
– на 16,4%, на услуги учреждений образования
и здравоохранения – по 12,5%.
Рисунок 6. Уровень инфляции 2001-2006 гг.
Усиление инфляционного давления, наблюдающееся
на протяжении последних нескольких лет,
было вызвано рядом факторов.
Среди основных из них следует выделить
значительный приток иностранной валюты,
увеличение совокупного спроса, превышение
темпов роста реальной заработной платы
над ростом производительности труда,
рост издержек производства, импорт инфляции.
Приток иностранной валюты обеспечивается
высокими мировыми ценами на казахстанский
экспорт, а также заемными операциями
отечественных банков. За 2006 года торговый
баланс сложился с положительным сальдо
в 14,6 млрд. долл. США, что на 41,7% больше его
объема в 2005 году. Прирост внешних долговых
обязательств банков составил 18,2 млрд.
долл., увеличившись в 2,4 раза по сравнению
с 2005 годом.
В результате значительного притока иностранной
валюты наблюдается расширение денежных
агрегатов. За 2006 год денежная база расширилась
в 2,3 раза, денежная масса увеличилась
на 79,9%, что способствовало сохранению
инфляционного давления в экономике.
Повышение совокупного спроса выражается
в продолжающемся «буме» потребления,
росте спроса на инвестиции и кредитные
ресурсы, а также увеличении расходов
государства.
По итогам года из составляющих совокупного
спроса только розничный товарооборот
рос быстрее совокупного предложения,
показателем которого является рост реального
ВВП, составивший за 2006 год 10,6% (в 2005 году
– 9,4%). Увеличение объемов розничного
товарооборота составило 14,4%, объемы инвестиций
в основной капитал выросли 10,6%.
Расходы государственного бюджета без
учета гарантированного трансферта, перечисляемого
в Национальный фонд, по отношению к ВВП
снизились с 22,9% в 2005 году до 21,4% в 2006 году.
Тенденция опережения темпов роста среднемесячной
заработной платы над темпами роста производительности
труда сохранялась на протяжении 2006 года.
Так, по итогам 2006 года по сравнению с 2005
годом рост реальной заработной платы
составил 10,2%, в то время как производительность
выросла на 8,2%.
Цены на материально-технические ресурсы
для промышленных предприятий в 2006 году
повысились на 9,7%. В результате товары
и услуги данных предприятий стали дороже
на 14,6%, в том числе продукция промежуточного
потребления подорожала на 15,9%, потребительские
товары, произведенные промышленными
предприятиями, – на 8,2%, а средства производства
– на 8,7%.
Цены на энергоресурсы, произведенные
промышленными предприятиями Республики
Казахстан, за 2006 год выросли на 10,0%, в том
числе цены на нефть выросли на 11,0% и природный
газ – на 3,5%. Как следствие, цены на горюче-смазочные
материалы на потребительском рынке также
увеличились. В частности, бензин в 2006
году стал дороже на 21,5%, транспортные
услуги – на 19,3%.
В 2006 году рост цен импортных поступлений
был довольно существенным. В 2006 году индекс
цен импортных поступлений составил 111,1%
по сравнению с 2005 годом. Цены на импортные
продовольственные и непродовольственные
товары росли более высокими темпами,
по сравнению с продовольственными и непродовольственными
товарами той же группы в составе ИПЦ.
В 2006 году индекс цен импортных поступлений
продовольственных товаров составил 110,1%,
непродовольственных – 107,6%.
В 2006 году в рамках реализации антиинфляционной
политики Правительством и местными исполнительными
органами предпринимались меры по недопущению
роста цен на потребительском рынке.
Основные усилия были направлены на недопущение
необоснованного роста цен на основную
группу товаров и услуг для населения,
на пресечение ценового сговора, недобросовестной
конкуренции, злоупотреблений субъектами
рынка своим доминирующим положением.
В 2006 году Национальный Банк осуществлял
денежно-кредитную политику в соответствии
с Основными направлениями денежно-кредитной
политики на 2006-2008 годы. Для достижения
цели по инфляции Национальный Банк проводил
операции по изъятию избыточной ликвидности,
основными из которых были выпуск краткосрочных
нот, привлечение депозитов банков, механизм
минимальных резервных требований. Уровень
денежной базы оставался одним из оперативных
показателей. Для снижения уровня избыточной
ликвидности были приняты меры по ужесточению
денежно-кредитной политики.
В целях снижения инфляционного давления
Национальный Банк в 2006 году продолжил
проведение «жесткой денежно-кредитной
политики», включающей в себя:
1) Меры по повышению ставок по операциям
Национального Банка (проведение политики
«дорогих денег»);
2) Меры, направленные на изъятие избыточной
ликвидности банков второго уровня.
Таким образом, принятые в 2006 году меры
денежно-кредитной политики способствовали
снижению инфляции по итогам года на 2%.
При этом в целом расходы Национального
Банка по стерилизации избыточной ликвидности
составили за отчетный период 15,0 млрд.
тенге.
3.2. Пути преодоления инфляции в Казахстане
Анализ причин и особенностей инфляции
в Казахстане позволяет выработать соответствующую
дефляционную политику, а также механизм
реализации, т.е. методы, способы, приемы
противодействия инфляции, комплексно
и целенаправленно действовать на очаги
ее возникновения.
Необходимо отметить следующие условия
преодоления инфляции:
1) Чем выше уровень инфляции, тем труднее
с ней бороться;
2) Все пути снижения инфляции являются
антисоциальными, т.е. болезненны для подавляющего
большинства населения;
Рассмотрим методы преодоления инфляции.
Преодоление инфляции спроса достигается
относительно рядовыми макроэкономическими
методами использования денежной и фискальной
политики.
Антиинфляционная политика включает различные
методы ограничения денежного предложения:
1) Уменьшение объема денежной массы в
обращении через сокращение налично-денежной
эмиссии Национальным банком;
2) Увеличение учетных ставок за централизованные
кредиты в целях удорожания кредитных
ресурсов и снижение их доступности
3) Увеличение резервных требований центрального
банка к коммерческим банкам для ограничения
кредитной экспансии коммерческих банков;
4) Прямое сокращение кредитов центрального
банка в тех же целях.
Теоретически можно преодолеть инфляцию
путем прекращения кредитной эмиссии,
но в наших условиях только ценой остановки
производства; сокращение эмиссии, приводящее
к спаду производства при достижении критических
величин в жизненно важных отраслях хозяйства
или под давлением определенных социальных
групп вынуждает правительство возобновить
эмиссию, после чего происходит очередное
повышение цен. Этот процесс последовательно
повторяется: отсутствие рыночной конкуренции
на микро уровне и неразвитость рыночной
среды приводит к возникновению инфляционных
волн. При сохранении подобной экономической
политики в расчете только на включение
автоматических рыночных механизмов ситуация
воспроизводится бесконечно долго и приводит
к разрушению экономического потенциала
страны.
Антиинфляционная фискальная политика
проводится путем увеличения налогов,
сокращения государственных расходов
и, на основе этого, снижение дефицитов
государственного бюджета.
Налоговая антиинфляционная политика
заключается в сокращении налогового
бремени, особенно косвенного налогообложения.
Косвенные налоги имеют инфляционный
характер, поскольку увеличивают цены,
сокращают спрос. Другим вариантом действия
высоких налогов является их давление
на производство, что ограничивает предложение.
И третье, значительное налоговое бремя,
как правило, связывается с действием
множества налогов, усложняющих налоговую
систему, что приводит к уклонению от налогов.
Поэтому при инфляции, предпочтительнее
простая и надежная налоговая система.
Сокращение государственных расходов
предполагает распространение этого процесса
как на бюджетную, так и на сферу материального
производства в отношении государственных
предприятий и организаций. В последнем
случае антиинфляционные меры касаются
второй составляющей инфляции – инфляции
издержек, или производителей.
Для преодоления инфляции, связанной с
издержками производства, требуется преодоление
спада производства. Это требует усиления
мотивационных стимулов производительного
труда, заинтересованности в его эффективных
результатах, восстановление производственной
трудовой деятельности в качестве приоритетной.
Это достигается на основе развития частного
производственного сектора, где связь
между трудовыми усилиями и результатом
непосредственная. Государство поощряет
этот сектор путем обеспечения благоприятного
правового и экономического режима его
функционирования. В государственном
же секторе стимулирование эффективности
труда обеспечивается на основе совершенствования
тарифной системы оплаты труда и разнообразных
систем поощрения за достижение необходимых
показателей и критериев эффективности
производства.
Необходимый элемент в системе мер по
преодолению инфляции - создание механизма
рыночной конкуренции и механизма экономической
ответственности предприятий, организаций
всех форм собственности и всех организационно-правовых
видов. Антиинфляционное действие названных
механизмов сводится к схеме: «снижение
издержек – снижение цен - сохранение
массы прибыли за счет роста производства
- увеличение предложения – удовлетворение
спроса».
Создание механизма конкуренции связано
с проведением антимонопольных мероприятий,
развития разных форм собственности, законодательным
обеспечением их равенства в хозяйственно-финансовой
деятельности.
Механизм банкротства требует последовательных
организационных, экономических и финансовых
мер по преобразованию убыточных производств,
включающих в себя восполнение объема
и номенклатуры выпускаемой продукции,
трудоустройство или переобучение работников,
реконструкцию предприятий, финансирование
мероприятий.
Наиболее радикальным средством воздействия
на инфляцию является установление контроля
цен и заработной платы в рамках государственного
регулирования экономики.
Выбор масштабов регулирования цен и заработной
платы определяется в программах краткосрочной
политики и варьируется в широких пределах
в зависимости от уровня инфляции, темпов
производства, потребностей социальной
защиты населения.
Принципиально важным является одновременное
ограничение обоих факторов – заработной
платы и цен. Раздельное ограничение не
может привести к успеху по следующим
соображениям.
Регулирование только цен при снятии ограничений
на оплату труда, равно как и отставание
в темпах роста, приводит к появлению разнообразных
дефицитов и, как показывает опыт, к подавленной
инфляции.
Регулирование (или преимущественное
регулирование) только заработной платы
с целью сокращения спроса, а также влияния
на уменьшение инфляции производителей
(продавцов) не может радикально улучшить
ситуацию.
Во-первых, предполагаемое накопление
средств предприятий, организаций за счет
ценового фактора не может быть реализовано
в воспроизводственном процессе при подавлении
основного его фактора - трудового, при
капитализации упомянутых средств из-за
ослабления (даже отсутствия) стимулирующих
мотивов трудовой активности участников
процесса.
Во-вторых, получают развитие нелегальные
способы получения доходов, в обиход официально
регистрируемых для возможной реализации
номинального ценового объема появившегося
на рынке продукта; при попытках проведения
ограничений в национальной денежной
наличности для обмена начнет привлекаться
иностранная валюта, усилятся бартерные
операции; ужесточение контроля источников
незаконных доходов приведет к дополнительным
затратам государства на содержание соответствующих
органов.
В-третьих, затруднения с реализацией
произведенного продукта в назначенных
рыночных ценах внутри страны повлекут
за собой дополнительный вывоз его за
пределы республики, что в условиях внутреннего
недопотребления нежелательно; ввиду
посредственного качества отечественных
товаров и насыщенности внешних рынков
реализация этих товаров возможна по ценам
ниже мировых, что приведет к потерям для
национальной экономики.
Перечисленные сценарии развития событий
в том или ином сочетании способны усугубить
ситуацию с кризисом, привести экономику
республики к дальнейшей дестабилизации.
Представляется более целесообразным
совместное последовательное регулирование
цен и заработной платы. При этом ценовое
регулирование может осуществляться в
виде ограничения рентабельности. В первую
очередь это относится к базовым, исходным
видам продукции: нефть, уголь, газ, электро-
и теплоэнергия, зерно, хлопок, другая
первичная сельхозпродукция. Именно их
стоимость закладывается в основание
всей пирамиды цен продукции последующих
технологических переделов.
Продукция предприятий-монополистов должна
жестко ограничиваться по уровню цен,
и любое их повышение является предметом
тщательного анализа со стороны государственных
органов ценообразования.
Регулирование заработной платы осуществляется
от исходного (достигнутого) уровня в жесткой
зависимости от реального увеличения
производительности труда, поскольку
приросты ставок номинальной заработной
платы, равные темпам роста производительности
труда, являются по своему характеру не
инфляционными.
В целом процесс регулирования цен и заработной
платы должен осуществляться путем тщательного
обоснования и согласования шагов по изменениям
в уровнях ставок заработной платы и цен
на совместных обсуждениях профсоюзов,
представителей администрации предприятий
и правительства. Компромиссные соглашения
по уровням оплаты труда и цен должны выдерживаться
в течение определенного соглашением
краткосрочного периода.
В этих условиях инфляция будет иметь
управляемый характер и возможно постепенное
снижение ее темпов.