Инфляция и ее влияние на политическую стабильность общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время при формировании проекта бюджета среди политиков достаточно острому обсуждению подлежат вопросы снижения темпов инфляции, а также вопросы взаимосвязи инфляции и экономического роста. Считается, что инфляция является тормозом развития российской экономики, так как стремление снизить денежное предложение из опасения усилить инфляцию не стимулирует экономический рост. Поэтому на сегодняшний день актуальным является рассмотрение существующих проблем российской инфляции и антиинфляционных мер, принимаемых государственными органами для снижения ее темпов

Содержание работы

Глава1. Теоретические основы понятия инфляция

1.1 Понятие инфляции и закономерности инфляционного процесса, теории инфляция…………………………………………………………….4
1.2 Виды и модели инфляции……………………………………………...13
1.3 Причины возникновения инфляционных процессов………………...19
1.4 Экономические последствия инфляции………………………………23




Глава2.Анализ протекания инфляционных процессов на политическую стабильность общества

2.1 Политическая стабильности общества в России……………………
2.2 Политическая нестабильность как фактор инфляции………………
2.3Инфляционные процессы в России в 2012 году………………………
2.4Рекомендуемые мероприятия по устранению инфляции…………….
Заключение…………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………….

Файлы: 1 файл

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.docx

— 79.15 Кб (Скачать файл)

 

Политическая стабильность в отечественной литературе понимается как:

1.Система связей между  разными политическими субъектами, характеризуемая определенной целостностью  и эффективностью функционирования  самой системы.

 

2.Упорядоченные процессы  в политике, противоречивость и  конфликтность которых регулируются  с помощью политических институтов.

 

3.Согласие основных социальных  и политических сил по поводу  целей и методов общественного  развития.

 

4.Состояние политической  жизни общества, проявляющееся в  устойчивом функционировании всех  имеющихся в обществе политических  институтов, связанное с сохранением  и совершенствованием структур, с качественной их определенностью.

 

5.Совокупность политических  процессов, обеспечивающих бытие  и развитие политических субъектов  в политической системе.

 

Определяющим фактором стабильности может считаться и наличие  конституционного порядка. С. Хантингтон, в частности, определяет стабильность по формуле «порядок плюс преемственность», предполагая ведущим к указанной цели такой вариант развития, при котором модель организации власти в течение длительного периода времени сохраняет свои сущностные характеристики.

Таким образом, как подчеркивает Павлов Н.А., – одна из наиболее существенных проблем функционирования политической системы – обеспечение ее стабильности. Это означает сохранение системой своих  институтов, ролей и ценностей  при изменяющихся условиях социальной среды, осуществление ею своих основных функций. Стабильность, устойчивость политической системы – это такое состояние, когда любые отклонения в действии политических субъектов корректируются реализацией установленных, легитимированных норм.

Политическую стабильность следует также понимать как составную  часть общего состояния стабильности государства. Данная трактовка понятия  придает новое измерение формирующейся  концепции «устойчивого развития»  общества. Политическая стабильность – обеспечивается не только действием  собственно политических факторов, сбалансированностью  элементов политической системы, устойчивостью  политических отношений. Непременным  условием политической стабильности являются устойчивые отношения между проживающими на территории страны и государства  народами.

Стабильность соотносят  с ситуативными и оперативными параметрами  политической динамики, а устойчивость - со стратегическим, историческим ее измерениями. Стабильность в стране может быть достигнута путем тактического и временного соглашения между основными политическими силами, но до стратегической устойчивости политической жизни может быть еще очень далеко, как это было во Франции в феврале 1848 года, тогда рабочие и буржуа, первоначально составившие Временное правительство, уже в июне этого же года столкнулись на улицах Парижа в баррикадных боях. Органическая устойчивость, инерционность в отличие от просто стабильности связаны не просто с легко нарушаемым равновесием двух или нескольких общественных сил, их более или менее неустойчивым перемирием, а с действием определенной интегрирующей формулы, в которую сравнительно надолго отливается политическая культура всего общества. Итак, политическая стабильность выражает такое состояние политической динамики, при котором достигнуто временное равновесие (или баланс) сил основных политических факторов, после которого возможна и последующая дестабилизация, нарушение данного баланса. Процессы установления временной стабильности при отсутствии стратегической устойчивости весьма характерны для многих политических режимов стран Азии и Африки, состояниями, противоположными устойчивости и стабильности, являются неустойчивость и нестабильность. Крайней формой неустойчивости политической динамики выступает системный кризис всех сфер общественной жизни, длительный и нарастающий характер которого ведет иногда к революциям и распаду старой политической системы. Классическими примерами подобных политических катаклизмов являются революция 1789 года во Франции, события 1917 года в России или деградация, аномия, а затем и распад государственности в Сомали, разорванной в ходе гражданской войны на части враждующими кланами. А. де Токвиль отмечает две существенные причины, породившие неустойчивость политической динамики Франции, приведшую страну в 1789 году к Великой революции: во-первых, радикальное изменение соотношения сил между двумя ведущими классами, дворянством и буржуазии, когда последняя еще до революции перехватывает бюрократический контроль над управлением французским обществом, и во-вторых, упадок старых политических институтов, поддерживавших прежнее равновесие социальных сил. Он добавляет к этому, что административные реформы 1787 года (провинциальные собрания и т. д.), резко изменившие институциональную структуру Франции, усилили ее политическую неустойчивость, и таким образом реформы приблизили революцию.

Политическая система  не может быть стабильной, если власть предержащая элита свою ос новную деятельность и инициируемые ею нововведения подчиняет только собственным интересам и игнорирует при этом интересы большинства. В этом случае "она может держаться только на силе, обмане, произволе, жестокостях и репрессиях". Ее субъективная деятельность вступает в противоречие с объективными потребностями и природой общества, что приводит к накапливанию социального недовольства, ведет к политической напряженности и конфликтам.Таким образом, политическая стабильность обеспечивается при условии единства Конституции и законов Российской Федерации, Основ законодательства субъектов РФ и одновременно – при четком разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ. Это ключевая проблема современной многонациональной России.

 

    1. Политическая нестабильность как фактор инфляции

Распределительный конфликт .

 

Существует мнение, что  движущей силой роста цен наряду с прочими факторами является «процесс согласования конфликтов по распределению национального дохода между различными слоями общества», т.е. говоря простым языком, что современная  инфляция, по сути дела, имеет свои корни  в политике. В частности, некоторые  исследователи наличие острого  конфликта в сфере распределения  считают одной из наиболее важных черт переходных экономик.

Термин «перераспределительный конфликт» широко используется в западной экономической теории, у нас он введен в научный оборот сравнительно недавно В. May и В. Ступиным. Суть парораспределительного конфликта состоит в необходимости при помощи вмешательства политического фактора (власти) увязывать интересы различных хозяйствующих субъектов, претендующих на некоторый ограниченный объем имеющихся у общества (на национальном и региональном уровне) ресурсов . При этом отмечается, что традиционный механизм конкуренции недостаточно эффективен ввиду неразвитости рыночных институтов.

В своей монографии И. А. Каменецкий, анализируя процессы в переходной российской экономике, обращает внимание, что следует ставить вопрос не о перераспределительном, а о распределительном конфликте, так как в ходе борьбы различных сил происходит не просто перераспределение ресурсов, имеет место формирование пропорций первичного распределения.Главный аргумент в пользу такого взгляда на инфляцию, по нашему мнению заключается в том, что борьба между секторами экономики, между отдельными олигархическими группировками, а также между отдельными социальными слоями за контроль над распределением ресурсов, как и вообще борьба за контроль над инструментами денежной политики, вызывая сдвиг в ценовых пропорциях, дает мощный импульс инфляционному процессу. При этом механизм влияния инфляции на перераспределение национального дохода можно показать на следующих примерах:

1) вызванное инфляцией  снижение уровня жизни побуждает  рабочий класс бороться за  повышение денежной зарплаты  в целях сохранения своего  привычного уровня жизни, на  что предприниматели реагируют  соответствующим повышением нормы  прибыли в цене. В итоге раскручивается  инфляционная спираль “зарплата  – прибыль – зарплата”, неумолимо  препятствующая росту заработной  платы; 

2) переток доходов от сельскохозяйственного производителя к промышленнику, сдвигает распределение национального дохода от зарплаты рабочих и сельскохозяйственных производителей к получателям прибыли. В этих условиях покупательная способность сельскохозяйственного дохода и зарплаты рабочих падает, а потребительский спрос перемещается от промышленных изделий в сторону сельскохозяйственной продукции. В результате спрос на сельхозпродукцию растет, что и вызывает рост цен на нее. И как следствие, высокая инфляция формируется под взаимоусиливающим влиянием двух процессов: прямым, непосредственным эффектом растущей нормы прибыли промышленной продукции и косвенным эффектом роста цен на сельхозпродукцию. Но самое главное – инфляция, подавляя в этом случае покупательный спрос, снижает темпы экономического роста и повышает благосостояние одного социального слоя за счет снижения доходов другого слоя;

3) известно, что инфляция  вызывает перераспределение личных  доходов от тех людей, которые  получают относительно фиксированные  номинальные доходы, к лицам, живущим  на нефиксированные доходы (акционеры,  биржевые спекулянты), которые могут  выиграть от инфляции. Инфляция  произвольно «облагает налогом»  тех, кто получает относительно  фиксированные денежные доходы  и «субсидирует» тех, чьи денежные  доходы непрерывно растут. По  этой причине биржевики и владельцы  больших состояний заинтересованы  в инфляции как таковой. 

Хотя в процессе выполнения своих функций государство вроде  бы как вполне «легально» использует перераспределение доходов населения (при формировании финансов, посредством  налоговой политики), то же самое  перераспределение в условиях инфляционного  финансирования дефицита госбюджета превращается практически в грабеж населения. Инфляционное решение проблем госдолга также можно с уверенностью признать одним из аспектов распределительного конфликта.

Таким образом, с позиции  конфликтной теории инфляции, равновесный, стабильный уровень последней представляет собой неизбежный результат разрешения (в том числе и политическими  методами) социальных конфликтов, связанных  с получением конкурентных преимуществ  в процессе распределения национального  дохода между трудом и капиталом  при помощи механизма, формирующего инфляционную спираль “цена –  зарплата – цена” .

 

 

2.3Инфляционные  процессы в России в 2012 году

 

В I квартале 2012 г. темпы экономического роста ускорились по сравнению с  соответствующим периодом 2011 года.  Потребительская и инвестиционная активность оставалась высокой. При  этом рост внутреннего спроса не препятствовал  замедлению роста цен на потребительском  рынке – фактический выпуск товаров  и услуг оценивается как близкий  к потенциальному уровню. Инфляция в России снизилась до 3,7% в марте  относительно соответствующего месяца предыдущего года, что ниже целевого ориентира (5–6%), установленного на 2012 г. в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной  политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов». По сравнению с предыдущим годом замедлились темпы роста  цен на продовольственные и непродовольственные  товары. Перенос индексации некоторых  регулируемых тарифов на июль способствовал  значительному снижению темпов роста  цен на услуги населению в начале года. Среднемесячный темп роста потребительских цен в I квартале 2012 г. соответствовал его значению, сложившемуся в целом по итогам 2011 года. Прирост потребительских цен в апреле 2012г. по отношению к апрелю предыдущего года составил 3,6%.Денежно-кредитная политика в I квартале 2012 г. проводилась Банком России в условиях замедления инфляции, высокой неопределенности развития внешнеэкономической ситуации и сохранения рисков для устойчивости роста российской экономики. Решения в области денежно-кредитной политики принимались на основе оценки сбалансированности среднесрочных инфляционных рисков и перспектив экономического роста с учетом необходимости обеспечения устойчивости банковского сектора, динамики инфляционных ожиданий и степени жесткости текущих монетарных условий. В январе-мае Банк России не изменял процентные ставки по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности, при этом он принял ряд решений об увеличении сроков проведения операций по предоставлению ликвидности . Поступление денежных средств по бюджетному каналу в конце 2011 г., покупка Банком России на внутреннем валютном рынке иностранной валюты в начале 2012 г., а так-же увеличение объемов кредитования Банком России кредитных организаций под залог нерыночных активов и поручительств способствовали снижению краткосрочных ставок денежного рынка в январе-феврале. Изъятие средств по бюджетному каналу в марте и увеличение потребности кредитных организаций в рефинансировании обусловили рост ставок денежного рынка в марте-апреле. На внутреннем фондовом рынке в январе – первой половине марта повышался спрос участников рынка на ценные бумаги российских эмитентов, что способствовало росту котировок этих инструментов. С середины марта доходность государственных облигаций повышалась, региональных и корпоративных облигаций – колебалась в рамках горизонтального коридора, цены акций несколько снизились. На кредитно-депозитном рынке в январе-марте преобладал рост процентных ставок по операциям банков с физическими лицами и нефинансовыми организациями. Динамика кредитных агрегатов в первые месяцы 2012 г. в целом свидетельствовала о достаточно высокой кредитной активности банков. В то же время продолжение ужесточения условий на денежных рынках и изменение структуры фондирования банков могут ограничить кредитную активность. Рост кредитной активности банков был основным фактором, определявшим динамику монетарных показателей со второй половины 2011 г. и в первые месяцы 2012 года. Интенсивное снижение годовых темпов роста денежной массы, наблюдавшееся со второй половины 2010 г., в IV квартале 2011 г. приостановилось, и их динамика стабилизировалась на довольно высоком уровне, что свидетельствует о формировании в среднесрочной перспективе инфляционных рисков. К инфляционным рискам относится также ожидаемое во второй половине года повышение инфляции, прежде всего под влиянием запланированного увеличения регулируемых тарифов и эффекта статистической базы, что может негативно сказаться на инфляционных ожиданиях. Кроме того, удешевление плодоовощной продукции может быть менее существенным, чем в предшествующем году. По прогнозным оценкам Банка России, инфляция в2012г. не выйдет за рамки целевого интервала, указанного в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов». Ожидается, что экономическая ситуация до конца года будет характеризоваться продолжением экономического роста и увеличением занятости. При этом деловая активность будет умеренной и не создаст значимого давления на темпы роста цен со стороны спроса.

 

Динамика инфляционных процессов

 

Инфляция в России снизилась  до 3,7% в марте относительно соответствующего месяца предыдущего года, что ниже целевого ориентира (5–6%), установленного на 2012 г. в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной  политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов». Цены на потребительском  рынке формировались в условиях сдержанной динамики цен производителей в промышленных производствах, ориентированных  на удовлетворение потребительского спроса, и в сельском хозяйстве, в целом  благоприятной конъюнктуры мирового аграрного рынка, укрепления рубля. Заметное влияние на прирост цен  на жилищно-коммунальные услуги и, соответственно, на инфляцию в целом оказал перенос  с января на июль индексации регулируемых цен и тарифов на газ и регулируемых тарифов на естественно-монопольные  виды деятельности в электроэнергетике.

 

Потребительские цены

 

Согласно информации Федеральной  службы государственной статистики, потребительские цены повысились за I квартал на1,5% (за I квартал 2011г.– на3,8%). Базовая инфляция составила 1,4%, что на1,1процентного пункта ниже, чем в I квартале 2011 года. По оценке, удорожанием товаров и услуг, учитываемых при ее расчете, было обусловлено 1,1 процентного пункта, или 77,2% уровня инфляции (в январе-марте 2011 г. – 2,0 процентного пункта и 52,0%). Цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги остались в среднем на уровне декабря 2011 г., тогда как за I квартал 2011 г. они повысились на 10,3%. В целом административно регулируемые тарифы на услуги повысились за январь-март 2012 г., оценочно, на 0,6%, что на 7,7 процентного пункта меньше аналогичного показателя в 2011 году. Ниже, чем в предыдущем году, были темпы роста цен на многие группы услуг, цены и тарифы на которые не регулируются. В целом услуги за I квартал подорожали на 0,6% против 5,2% за сопоставимый период 2011 года. По оценке, их вклад в прирост потребительских цен составил 0,2процентного пункта, или 10,6% (в I квартале 2011г.– 1,4процентного пункта и 35,5%).Продовольственные товары за январь-март 2012г. подорожали на2,3%, в том числе плодоовощная продукция – на 7,8%. Это минимальные показатели для I квартала за весь период наблюдений. Вклад в инфляцию прироста цен на продукты питания оценивается на уровне 0,8 процентного пункта, или 58,1% (в I квартале 2011 г. – 1,9 процентного пункта и 48,7%). Среди основных групп продуктов питания (без учета плодоовощной продукции) за январь-март 2012 г. наиболее заметно подорожали сахар-песок – на 9,4%, яйца – на 6,6% и алкогольные напитки – на 3,0% (за январь-март 2011 г. – на 6,5; 1,5 и 2,7% соответственно). За рассматриваемый период также подешевели – крупа и бобовые – на5,8%, масло подсолнечное– на2,3% и макаронные изделия – на 0,3% (за январь-март 2011 г. цены на эти продукты повысились на 16,8; 6,6 и 3,4% соответственно). Темпы прироста цен на другие основные группы  продуктов питания находились в диапазоне 0,3–1,8%. По итогам за январь-март 2011 г. темпы удорожания продовольственных товаров данной группы находились в интервале от 2,8 до 5,3%.За I квартал 2012 г. темп прироста цен на непродовольственные товары составил 1,2% (по итогам I квартала 2011 г. – 1,7%). Удорожанием непродовольственных товаров было обусловлено оценочно 0,5 процентного пункта, или 31,3% общего прироста потребительских цен, против 0,6 процентного пункта (15,8%) за I квартал 2011 года. В январе-марте 2012 г. в наибольшей степени подорожали табачные изделия – на 5,8% и моющие и чистящие средства – на 3,5% (в январе-марте 2011г.– на6,5 и 1,9% соответственно).По итогам I квартала 2012 г. темп прироста цен на потребительские товары на1,2процентного пункта превысил темп удорожания платных услуг населению (за сопоставимый период 2011 г. он был ниже темпа удорожания платных услуг на 1,9 процентного пункта).По информации Росстата, в I квартале 2012г. во всех федеральных округах России темп прироста потребительских цен был ниже, чем в предыдущем году. По оценкам, в марте 2012 г. усилились различия между субъектами Российской Федерации по стоимости фиксированного набора товаров и услуг, используемого Росстатом в целях межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения. Так, коэффициент региональных различий в марте 2012 г. был равен 42,2%, тогда как годом ранее он составлял 37,8%.В 2012 г. темпы прироста цен на продовольственные товары без плодоовощной продукции по федеральным округам находились в диапазоне от 1,4 до 2,4%, на непродовольственные товары– от 0,6 до 1,5%.В I квартале 2012 г. темпы прироста цен на плодоовощную продукцию снизились по сравнению с I кварталом 2011г. во всех федеральных округах, но со значительным разбросом по субъектам Российской Федерации. Так, в Дальневосточном федеральном округе цены на этот вид продуктов питания повысились на 2,7%, в Центральном федеральном округе– на 10,3%. В I квартале 2012 г. темпы удорожания платных услуг населению в федеральных округах находились в пределах 0,4–1,1%.

Информация о работе Инфляция и ее влияние на политическую стабильность общества