Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 15:07, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время при формировании проекта бюджета среди политиков достаточно острому обсуждению подлежат вопросы снижения темпов инфляции, а также вопросы взаимосвязи инфляции и экономического роста. Считается, что инфляция является тормозом развития российской экономики, так как стремление снизить денежное предложение из опасения усилить инфляцию не стимулирует экономический рост. Поэтому на сегодняшний день актуальным является рассмотрение существующих проблем российской инфляции и антиинфляционных мер, принимаемых государственными органами для снижения ее темпов
Глава1. Теоретические основы понятия инфляция
1.1 Понятие инфляции и закономерности инфляционного процесса, теории инфляция…………………………………………………………….4
1.2 Виды и модели инфляции……………………………………………...13
1.3 Причины возникновения инфляционных процессов………………...19
1.4 Экономические последствия инфляции………………………………23
Глава2.Анализ протекания инфляционных процессов на политическую стабильность общества
2.1 Политическая стабильности общества в России……………………
2.2 Политическая нестабильность как фактор инфляции………………
2.3Инфляционные процессы в России в 2012 году………………………
2.4Рекомендуемые мероприятия по устранению инфляции…………….
Заключение…………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………….
Политическая стабильность в отечественной литературе понимается как:
1.Система связей между
разными политическими
2.Упорядоченные процессы
в политике, противоречивость и
конфликтность которых
3.Согласие основных
4.Состояние политической
жизни общества, проявляющееся в
устойчивом функционировании
5.Совокупность политических
процессов, обеспечивающих
Определяющим фактором стабильности может считаться и наличие конституционного порядка. С. Хантингтон, в частности, определяет стабильность по формуле «порядок плюс преемственность», предполагая ведущим к указанной цели такой вариант развития, при котором модель организации власти в течение длительного периода времени сохраняет свои сущностные характеристики.
Таким образом, как подчеркивает Павлов Н.А., – одна из наиболее существенных проблем функционирования политической системы – обеспечение ее стабильности. Это означает сохранение системой своих институтов, ролей и ценностей при изменяющихся условиях социальной среды, осуществление ею своих основных функций. Стабильность, устойчивость политической системы – это такое состояние, когда любые отклонения в действии политических субъектов корректируются реализацией установленных, легитимированных норм.
Политическую стабильность
следует также понимать как составную
часть общего состояния стабильности
государства. Данная трактовка понятия
придает новое измерение
Стабильность соотносят с ситуативными и оперативными параметрами политической динамики, а устойчивость - со стратегическим, историческим ее измерениями. Стабильность в стране может быть достигнута путем тактического и временного соглашения между основными политическими силами, но до стратегической устойчивости политической жизни может быть еще очень далеко, как это было во Франции в феврале 1848 года, тогда рабочие и буржуа, первоначально составившие Временное правительство, уже в июне этого же года столкнулись на улицах Парижа в баррикадных боях. Органическая устойчивость, инерционность в отличие от просто стабильности связаны не просто с легко нарушаемым равновесием двух или нескольких общественных сил, их более или менее неустойчивым перемирием, а с действием определенной интегрирующей формулы, в которую сравнительно надолго отливается политическая культура всего общества. Итак, политическая стабильность выражает такое состояние политической динамики, при котором достигнуто временное равновесие (или баланс) сил основных политических факторов, после которого возможна и последующая дестабилизация, нарушение данного баланса. Процессы установления временной стабильности при отсутствии стратегической устойчивости весьма характерны для многих политических режимов стран Азии и Африки, состояниями, противоположными устойчивости и стабильности, являются неустойчивость и нестабильность. Крайней формой неустойчивости политической динамики выступает системный кризис всех сфер общественной жизни, длительный и нарастающий характер которого ведет иногда к революциям и распаду старой политической системы. Классическими примерами подобных политических катаклизмов являются революция 1789 года во Франции, события 1917 года в России или деградация, аномия, а затем и распад государственности в Сомали, разорванной в ходе гражданской войны на части враждующими кланами. А. де Токвиль отмечает две существенные причины, породившие неустойчивость политической динамики Франции, приведшую страну в 1789 году к Великой революции: во-первых, радикальное изменение соотношения сил между двумя ведущими классами, дворянством и буржуазии, когда последняя еще до революции перехватывает бюрократический контроль над управлением французским обществом, и во-вторых, упадок старых политических институтов, поддерживавших прежнее равновесие социальных сил. Он добавляет к этому, что административные реформы 1787 года (провинциальные собрания и т. д.), резко изменившие институциональную структуру Франции, усилили ее политическую неустойчивость, и таким образом реформы приблизили революцию.
Политическая система не может быть стабильной, если власть предержащая элита свою ос новную деятельность и инициируемые ею нововведения подчиняет только собственным интересам и игнорирует при этом интересы большинства. В этом случае "она может держаться только на силе, обмане, произволе, жестокостях и репрессиях". Ее субъективная деятельность вступает в противоречие с объективными потребностями и природой общества, что приводит к накапливанию социального недовольства, ведет к политической напряженности и конфликтам.Таким образом, политическая стабильность обеспечивается при условии единства Конституции и законов Российской Федерации, Основ законодательства субъектов РФ и одновременно – при четком разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ. Это ключевая проблема современной многонациональной России.
Распределительный конфликт .
Существует мнение, что
движущей силой роста цен наряду
с прочими факторами является
«процесс согласования конфликтов по
распределению национального
Термин «перераспределительный конфликт» широко используется в западной экономической теории, у нас он введен в научный оборот сравнительно недавно В. May и В. Ступиным. Суть парораспределительного конфликта состоит в необходимости при помощи вмешательства политического фактора (власти) увязывать интересы различных хозяйствующих субъектов, претендующих на некоторый ограниченный объем имеющихся у общества (на национальном и региональном уровне) ресурсов . При этом отмечается, что традиционный механизм конкуренции недостаточно эффективен ввиду неразвитости рыночных институтов.
В своей монографии И. А. Каменецкий, анализируя процессы в переходной российской экономике, обращает внимание, что следует ставить вопрос не о перераспределительном, а о распределительном конфликте, так как в ходе борьбы различных сил происходит не просто перераспределение ресурсов, имеет место формирование пропорций первичного распределения.Главный аргумент в пользу такого взгляда на инфляцию, по нашему мнению заключается в том, что борьба между секторами экономики, между отдельными олигархическими группировками, а также между отдельными социальными слоями за контроль над распределением ресурсов, как и вообще борьба за контроль над инструментами денежной политики, вызывая сдвиг в ценовых пропорциях, дает мощный импульс инфляционному процессу. При этом механизм влияния инфляции на перераспределение национального дохода можно показать на следующих примерах:
1) вызванное инфляцией
снижение уровня жизни
2) переток доходов от сельскохозяйственного производителя к промышленнику, сдвигает распределение национального дохода от зарплаты рабочих и сельскохозяйственных производителей к получателям прибыли. В этих условиях покупательная способность сельскохозяйственного дохода и зарплаты рабочих падает, а потребительский спрос перемещается от промышленных изделий в сторону сельскохозяйственной продукции. В результате спрос на сельхозпродукцию растет, что и вызывает рост цен на нее. И как следствие, высокая инфляция формируется под взаимоусиливающим влиянием двух процессов: прямым, непосредственным эффектом растущей нормы прибыли промышленной продукции и косвенным эффектом роста цен на сельхозпродукцию. Но самое главное – инфляция, подавляя в этом случае покупательный спрос, снижает темпы экономического роста и повышает благосостояние одного социального слоя за счет снижения доходов другого слоя;
3) известно, что инфляция
вызывает перераспределение
Хотя в процессе выполнения
своих функций государство
Таким образом, с позиции конфликтной теории инфляции, равновесный, стабильный уровень последней представляет собой неизбежный результат разрешения (в том числе и политическими методами) социальных конфликтов, связанных с получением конкурентных преимуществ в процессе распределения национального дохода между трудом и капиталом при помощи механизма, формирующего инфляционную спираль “цена – зарплата – цена” .
2.3Инфляционные процессы в России в 2012 году
В I квартале 2012 г. темпы экономического
роста ускорились по сравнению с
соответствующим периодом 2011 года.
Потребительская и
Динамика инфляционных процессов
Инфляция в России снизилась
до 3,7% в марте относительно соответствующего
месяца предыдущего года, что ниже
целевого ориентира (5–6%), установленного
на 2012 г. в «Основных направлениях
единой государственной денежно-
Потребительские цены
Согласно информации Федеральной службы государственной статистики, потребительские цены повысились за I квартал на1,5% (за I квартал 2011г.– на3,8%). Базовая инфляция составила 1,4%, что на1,1процентного пункта ниже, чем в I квартале 2011 года. По оценке, удорожанием товаров и услуг, учитываемых при ее расчете, было обусловлено 1,1 процентного пункта, или 77,2% уровня инфляции (в январе-марте 2011 г. – 2,0 процентного пункта и 52,0%). Цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги остались в среднем на уровне декабря 2011 г., тогда как за I квартал 2011 г. они повысились на 10,3%. В целом административно регулируемые тарифы на услуги повысились за январь-март 2012 г., оценочно, на 0,6%, что на 7,7 процентного пункта меньше аналогичного показателя в 2011 году. Ниже, чем в предыдущем году, были темпы роста цен на многие группы услуг, цены и тарифы на которые не регулируются. В целом услуги за I квартал подорожали на 0,6% против 5,2% за сопоставимый период 2011 года. По оценке, их вклад в прирост потребительских цен составил 0,2процентного пункта, или 10,6% (в I квартале 2011г.– 1,4процентного пункта и 35,5%).Продовольственные товары за январь-март 2012г. подорожали на2,3%, в том числе плодоовощная продукция – на 7,8%. Это минимальные показатели для I квартала за весь период наблюдений. Вклад в инфляцию прироста цен на продукты питания оценивается на уровне 0,8 процентного пункта, или 58,1% (в I квартале 2011 г. – 1,9 процентного пункта и 48,7%). Среди основных групп продуктов питания (без учета плодоовощной продукции) за январь-март 2012 г. наиболее заметно подорожали сахар-песок – на 9,4%, яйца – на 6,6% и алкогольные напитки – на 3,0% (за январь-март 2011 г. – на 6,5; 1,5 и 2,7% соответственно). За рассматриваемый период также подешевели – крупа и бобовые – на5,8%, масло подсолнечное– на2,3% и макаронные изделия – на 0,3% (за январь-март 2011 г. цены на эти продукты повысились на 16,8; 6,6 и 3,4% соответственно). Темпы прироста цен на другие основные группы продуктов питания находились в диапазоне 0,3–1,8%. По итогам за январь-март 2011 г. темпы удорожания продовольственных товаров данной группы находились в интервале от 2,8 до 5,3%.За I квартал 2012 г. темп прироста цен на непродовольственные товары составил 1,2% (по итогам I квартала 2011 г. – 1,7%). Удорожанием непродовольственных товаров было обусловлено оценочно 0,5 процентного пункта, или 31,3% общего прироста потребительских цен, против 0,6 процентного пункта (15,8%) за I квартал 2011 года. В январе-марте 2012 г. в наибольшей степени подорожали табачные изделия – на 5,8% и моющие и чистящие средства – на 3,5% (в январе-марте 2011г.– на6,5 и 1,9% соответственно).По итогам I квартала 2012 г. темп прироста цен на потребительские товары на1,2процентного пункта превысил темп удорожания платных услуг населению (за сопоставимый период 2011 г. он был ниже темпа удорожания платных услуг на 1,9 процентного пункта).По информации Росстата, в I квартале 2012г. во всех федеральных округах России темп прироста потребительских цен был ниже, чем в предыдущем году. По оценкам, в марте 2012 г. усилились различия между субъектами Российской Федерации по стоимости фиксированного набора товаров и услуг, используемого Росстатом в целях межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения. Так, коэффициент региональных различий в марте 2012 г. был равен 42,2%, тогда как годом ранее он составлял 37,8%.В 2012 г. темпы прироста цен на продовольственные товары без плодоовощной продукции по федеральным округам находились в диапазоне от 1,4 до 2,4%, на непродовольственные товары– от 0,6 до 1,5%.В I квартале 2012 г. темпы прироста цен на плодоовощную продукцию снизились по сравнению с I кварталом 2011г. во всех федеральных округах, но со значительным разбросом по субъектам Российской Федерации. Так, в Дальневосточном федеральном округе цены на этот вид продуктов питания повысились на 2,7%, в Центральном федеральном округе– на 10,3%. В I квартале 2012 г. темпы удорожания платных услуг населению в федеральных округах находились в пределах 0,4–1,1%.
Информация о работе Инфляция и ее влияние на политическую стабильность общества