Инфляция: сущность и социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение процесса инфляции, раскрытие ее сущности и исследование социально-экономических последствий инфляции.

В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:

1. Раскрыть смысл понятия «инфляция».

2. Выявить причины и факторы (как внутренние, так и внешние) возникновения и развития инфляции.

3. Исследовать альтернативные источники инфляции, как то инфляция спроса и инфляция издержек.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Сущность инфляции, история возникновения и ее причины

1.1 Понятие инфляции

1.2 Причины инфляции

1.3 Виды инфляции

1.3.1 Открытая инфляция

1.3.2 Подавленная инфляция

1.4 Социально-экономические последствия инфляции

Глава 2. Инфляция в России

2.1 Характер инфляции

2.2 История инфляции

2.2.1 Инфляция в 20 веке

2.2.2 Инфляция в 21 веке

2.2.3 Инфляция в 2008 году

2.3 Мировой финансовый кризис 2008 года и инфляция в России

Глава 3. Как преодолеть инфляцию

3.1 Антиинфляционная политика

3.2 Разработка предложений и рекомендаций по борьбе с инфляцией на основе анализа печатных и электронных изданий России

3.3 Перспективы развития антиинфляционных мер

Заключение

Список использованной литературы и источников

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА Э.docx

— 73.52 Кб (Скачать файл)

 

 

Антиинфляционная политика

 

 

 

Цель антиинфляционной политики состоит в том, чтобы установить над инфляцией надежный контроль и удержать сравнительно невысокий  темп роста цен. Для достижения этой цели разработан и многократно проверен на практике комплекс действенных мер  антиинфляционного регулирования. [6, с.352]

 

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней  два подхода. В рамках первого  подхода (его разрабатывают представители  современного кейнсианства) предусматривается  активная бюджетная политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

 

При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы  инфляции. Однако одновременно ограничивается и рост производства, что может  привести к застою и даже кризисным  явлениям в экономике, к расширению безработицы. Такова для общества цена сдерживания инфляции.

 

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются прежде всего в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

 

Второй подход рекомендуется  авторами, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую  ситуацию. Этот вид регулирования  проводится формально неподконтрольным правительству центральным банком, который изменяет количество денег  в обращении и ставки ссудного процента. Денежно-кредитная политика используется как средство для краткосрочного воздействия на экономику. Иными  словами, эти экономисты считают, что  государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения  платежеспособного спроса, поскольку  стимулирование экономического роста  и искусственное поддержание  занятости путем снижения естественного  уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией. [11, с.336-337]

 

Переход к рыночному механизму  хозяйства, где спрос определяет через уровень цены размеры производства, объективно потребовал реформировать  всю систему цен. Реформа цен  являлась одной из задач правительственной  программы 1991 г., однако проводилась  реформа не совсем продуманно. Первоначально  ставка делалась на постепенное изменение  производства и цен под контролем  государства. Цены производителей были скорректированы в январе, а розничные цены изменились только в апреле. В среднем цены возросли на 60%. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, что позволило им увеличить выплаты заработной платы. Тем самым прибыли росли и не облагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций. В результате в 1991 г. розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989 г. – на 17%. Результатом стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями.

 

Люди, имеющие в своем  распоряжении определенные суммы наличных денег и наученные опытом январского обмена, начали в феврале-марте еще  более активно вкладывать их в  товары, защищая свои сбережения и  от возможных действий по проведению дальнейших шагов денежной реформы, и от обесценения в результате готовящегося повышения цен. Все  это привело к активизации  цен на черном рынке, так как сфера  государственной розничной торговли давно уже пребывала в кризисном  состоянии из-за недостатка товаров. Для того чтобы иметь постоянный запас наличности на руках, население  сокращало свои вклады в учреждениях  Сберегательного банка. Политический кризис 1991 г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции  постепенной реформы.

 

2 января 1992 г. было отпущено 80% оптовых и 90% розничных потребительских  цен. Снятие контроля за ценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля. Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за первые три месяца 1992 г. по сравнению с декабрем 1991 г., а оптовые цены уже за первые 2 месяца возросли почти в три раза. По расчетам реформатов цены в стране должны были возрасти не более чем в 3-4 раза. Фактически же рост цен за 1992 год вырос в 26 раз.

 

В 1993 г. цены на потребительские  товары увеличились в годовом  исчислении на 884%. Гиперинфляция потребовала  денежные знаки более высокого достоинства  для обеспечения роста цен  денежной массой. В 1993 г. в оборот были введены новые купюры достоинством 5000, 10000 и 50000 рублей. Для подавления инфляции был выбран монетаристский подход, в этой связи с 1994 г. антиинфляционная политика осуществлялась тремя методами:

 

- ограничение эмиссии  денег Центральным Банком РФ;

 

- сокращение бюджетного  дефицита путем секвестирования государственных расходов;

 

- сдерживание колебания  курса рубля по отношению к  иностранным валютам путем установления  их пределов и использования  валютной интервенции.

 

Но снижение темпа роста  цен не означало достижение реальной финансовой стабилизации, поскольку  не были преодолены бюджетный кризис, кризис неплатежей, дуализм денежной системы, нестабильность банковской системы, а главное – застой в экономике  и инвестициях. Особенности формирования инфляционных процессов в России были таковы, что динамика обменного  курса оказывала чрезвычайно  сильное воздействие на состояние  денежной сферы, процесс финансовой стабилизации. Это обусловило эффективность  использования с середины 1995 г. в  дополнение к количественной денежной цели денежно-кредитной политики в форме ограничения темпов изменения обменного курса национальной валюты к доллару США в рамках системы валютного коридора.

 

Проводимая с середины 1995 г. курсовая политика, направленная на стабилизацию и предсказуемость  обменного курса рубля, сыграла  важную роль в нормализации макроэкономической ситуации в России. Практика установления правительством Российской Федерации и Банком России границ возможных изменений обменного курса рубля сначала на несколько месяцев, на полугодие, а затем на целый год вперед на фоне проводившейся Банком России совместно с Правительством РФ денежно-кредитной политики обеспечила плавную и предсказуемую динамику валютного курса в 1995-1997гг., позволила эффективно сдерживать инфляцию, помогла предприятиям и населению обрести ясные ориентиры при планировании их хозяйственной деятельности.

 

Антиинфляционная политика реформаторских правительств, проводимая с 1995 и до августа 1998 г. включала в  себя и так называемый безинфляционный метод покрытия дефицита бюджета. Начиная с 1995 г. выпуск государственных ценных бумаг стал главным источником покрытия дефицита федерального бюджета. В течение 1995-1996 гг. все обстояло относительно благополучно, но в конечном счете система показала свою несостоятельность.

 

Главной причиной конечного  провала “цивилизованного” покрытия дефицита бюджета стало рассогласование и даже противоречие двух направлений финансовой политики: денежной и бюджетной. Денежная политика вела к падению производства и объемов доходов, а бюджетная исходила из предполагаемого возрастания хотя бы номинального объема доходов.

 

Еще один немаловажный дефект антиинфляционной политики в 1996-1998 гг. состоял в том, что в России впервые в мировой практике была применена дефляция (сжатие спроса) в условиях экономического спада  путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Тем самым государство  переложило свои финансовые трудности  на плечи населения. За рубежом дефляционная политика как правило проводится только в условиях “перегрева” экономической конъюнктуры, и ее крайняя мера – блокирование роста заработной платы. Дефляция в России способствовала обострению социально-экономических противоречий, которые в конечном итоге усугубили инфляционный процесс.

 

Валютно-финансовый кризис 1998 г., давший толчок новому витку инфляции, доказал неэффективность монетаристских методов подавления инфляции. Применяемые  монетаристские рекомендации борьбы с  инфляцией не учитывали ее многофакторность и подрывали основы национальной экономики России. Становится очевидным, что для сдерживания темпов роста  инфляции требуется комплексный  подход к антиинфляционной политике.

 

После финансового кризиса  в бюджете Российской Федерации  на 1999 г. годовая инфляция прогнозировалась на уровне 30%. Сохранялся значительный инфляционный потенциал, который при  малейшем толчке мог вновь проявиться в росте потребительских цен. Снижения уровня инфляции в 2000-2003 гг. удалось  достигнуть благодаря проведению взвешенной бюджетной и кредитно-денежной политики, соответствующей адаптационным  возможностям развития экономики (государственные  бюджеты в 2000-2003 гг. были исполнены  с профицитом); улучшению состояния финансовой дисциплины, сокращению неплатежей и бартера.

 

В отличие от 2004 года, с  середины 2005 года наметилась устойчивая тенденция снижения темпов роста  цен. За июнь-октябрь 2005 года темпы роста  потребительских цен были более  чем в два раза ниже прошлогодних показателей. На снижение темпов инфляции во II полугодии 2005 года сказались замедление роста денежных агрегатов в I полугодии 2005 года против соответствующего периода предыдущего года, приостановление роста цен на горюче-смазочные материалы с 19 сентября до конца 2005 года по решению крупнейших производителей нефтепродуктов, значительное сезонное снижение цен на продукцию сельского хозяйства в летний период вследствие хорошего урожая 2005 года, рост импорта мясных и других продовольственных товаров.

 

 

 

3.2 Разработка предложений  и рекомендаций по борьбе с  инфляцией на основе анализа  печатных и электронных изданий  России

 

 

 

Центробанк ожидает значительного  замедления инфляции и укрепления реального  эффективного курса рубля по итогам года на 3,5-4,5%. Об этом заявил глава ЦБ Сергей Игнатьев, выступая в Госдуме. Эксперты упрекают Центробанк в чрезмерной увлеченности рецептами монетаризма: рост денежной массы действительно  замедлился, но цены вверх будут  толкать другие факторы: ускоренная индексация тарифов на услуги естественных монополий и девальвация рубля. Некоторое замедление роста цен, по их мнению, возможно лишь с середины 2009 года из-за сокращения занятости  и доходов населения.

 

«В ближайшие месяцы мы ожидаем значительное замедление роста  потребительских цен», – сказал глава Центробанка. Свой оптимизм он объяснил замедлением роста денежной массы, а также антиинфляционными  мерами ЦБ по повышению процентных ставок и норматива обязательного  резервирования. Сдерживать инфляцию должно также снижения мировых цен  на нефть и продовольствие, заверил  г-н Игнатьев. По итогам года, по его  словам, реальный эффективный курс рубля вырастет на 3,5-4,5%.

 

Выплаты компаний по внешнему долгу в четвертом квартале (49 млрд. долл.) будут давить на рубль, отмечает главный экономист ИК «Тройка  Диалог» Евгений Гавриленков. При текущих ценах на нефть счет текущих операций России в октябре-ноябре может стать дефицитным. В этом случае девальвация реального эффективного рубля будет 10—15%. «Это означает, что в реальном выражении рубль может откатиться к уровню 2005—2006 годов, когда баррель нефти стоил около 60 долл., – говорит г-н Гавриленков, - В таком случае номинальный курс при переходе к плавающему режиму валютного курса на начальном этапе упадет приблизительно на 30%». Девальвация рубля повышает инфляционные ожидания, отмечает ведущий эксперт Центра развития Оксана Осипова: «Если девальвация не остановится, цены продолжат расти. Несмотря на то что внешние цены падают, наши внутренние – не снижаются. Значит, при более высоких темпах девальвации цены будут расти».

 

Причин для торможения инфляции нет, уверены эксперты. Ключевым фактором остается ускоренный рост тарифов  на услуги естественных монополий. Потребительский  спрос снижается, в такой ситуации должны снижаться цены, как это  происходит в Европе, рассказывает партнер ФБК Игорь Николаев: «Но  у нас из-за повышения тарифов  этого не происходит». Быстрее всего  цены будут расти на продукты питания, уверены эксперты. Оставшиеся без  работы или с более низкими  зарплатами россияне будут перераспределять свои расходы в пользу продовольствия. Несколько притормозить инфляция может лишь во второй половине 2009 года.

 

Правительство готово в очередной  раз пересмотреть прогноз по инфляции на 2008 год – на сколько, станет известно по итогам октября, когда ее рост, как  ожидает Министерство экономического развития, впрямую приблизится к  верхнему порогу действующего прогноза. Инфляция, по данным МЭР, по итогам десяти месяцев может составить 11,7% при прогнозе в 11,8%. Независимые эксперты не сомневаются, что в заданные параметры роста цен в 2008 году наша экономика не уложится и уже скоро инфляция получит новый стимул – скажутся меры по поддержанию ликвидности через вливания государственных денег в финансовый рынок. А вот шансов на дефляцию, по мнению экспертов, немного.

 

Инфляция в России в  октябре составит 0,8-1% по сравнению  с 1,6% год назад, а за десять месяцев  – 11,5-1,7% против 9,3% в тот же период прошлого года. Такой прогноз сделало  Минэкономразвития. При этом цены на продовольственные товары, по оценке министерства, в октябре вырастут на 1,3-1,5%, что даст 13,6-13,8% роста с  начала года. Непродовольственные товары подорожают на 0,6-0,8% (7,1-7,4%), платные услуги населению – на 0,4-0,6% (14,6-14,8%).

 

После небольшого замедления темпов – 0,5% в июле и 0,4% в августе, осенью рост цен набирает скорость – 0,8% в сентябре, в октябре ожидается  еще выше. Правительственные органы не успевают оперативно реагировать  и пока только готовятся пересмотреть прогноз по году в 10,5 – 11,8%. Что это  наверняка придется сделать, стало  понятно после того, как ЦБ и  Минфин предприняли ряд мер для  устранения проблем с ликвидностью в финансовой системе. Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин сразу заявил, что эти меры могут  добавить 1-2 процентных пункта к годовой  инфляции. Министр экономического развития Эльвира Набиуллина подтвердила в конце прошлой недели, что уже в октябре будут готовы новые цифры прогноза.

 

Эксперты еще с начала года считали правительственные  предсказания слишком оптимистичными. «Наш прогноз на октябрь 1,1%, по году 15%, – говорит Наталия Орлова, главный экономист Альфа-банка. –  Что касается мер по поддержанию  ликвидности, то значительная часть  финансового пакета пока словесные  интервенции, они еще требуют  законодательного оформления». По словам эксперта, пока инфляция растет за счет ослабления рубля по отношению к  доллару, а эффект от масштабных вливаний на рынок также обязательно будет, но чуть позже, возможно, в течение  полугода. На этом фоне замедлится рост реальных доходов населения, но, по мнению г-жи Орловой, говорить об их падении  пока рано и «неоправданно пессимистично». «На оценке доходов может скорее сказаться состояние рынка недвижимости, в случае падения возникнет эффект падения благосостояния», – полагает экономист.

Информация о работе Инфляция: сущность и социально-экономические последствия