Инфляция: сущность, причины и механизмы регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира, отрицательно влияя на все стороны жизни общества. Она обесценивает результаты труда, уничтожает сбережения юридических и физических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту. Высокая инфляция разрушает денежную систему, провоцирует отток национального капитала за границу, ослабляет национальную валюту, способствует ее вытеснению во внутреннем обращении иностранной валютой, подрывает возможности финансирования государственного бюджета. Инфляция является самым эффективным

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретический аспект проблемы инфляции…. ………………………...5
……..I.I. Инфляция: понятие, сущность, причины возникновения…….……….5
……..I.II. Теории инфляции в трудах зарубежных исследователей……………10
I.III. Виды инфляции………………………………………………………...15
Глава II. Механизмы регулирования инфляции ………………………………....24
……..II.I. Антиинфляционная политика, основные направления.……………...24
……..II.II. Антиинфляционные меры, применяемые в российской экономике..28
Заключение……………………………………………………..…………………..35
Литература………………

Файлы: 1 файл

Инфляция _сущность, причины и механизм регулирования.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

Неоклассицисты, которым принадлежит авторство второго подхода, выдвигают на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Считается, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

 Такое регулирование проводит Центральный банк, который формально не находится под контролем правительства. Банк воздействует на экономику путем изменения количества денег в обращении и ставок ссудного процента.

В мировой теории и  практике накоплен богатый опыт форм и методов антиинфляционной политики. В современной рыночной экономике невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.). Отсюда цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень - достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно – кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ.

К настоящему времени  сформировались два основных варианта антиинфляционной политики: ортодоксальный и гетеродоксальный.

Ортодоксальный вариант  предполагает максимальное использование  рыночных регуляторов и включает:

- либерализацию условий  деятельности предприятий на  внутреннем и мировом рынке;

- введение свободных  цен при ограничении роста  зарплаты и поддержание плавающего  и по возможности стабильного  курса национальной валюты;

- постепенное сокращение  сферы деятельности государства  в экономике, ограничение ее  пределов решением проблем сбалансированности бюджета и поддержания темпов прироста денежной массы в обращении в соответствии с реальными возможностями увеличения производства.

Гетеродоксальный вариант  предусматривает более активное государственное вмешательство  в ход экономических процессов, в том числе:

- временное замораживание  роста цен и заработной платы;

- меры по стимулированию  предпринимательства и сбережений  населения, прежде всего посредством  снижения налогового бремени;

- развитие рыночной  инфраструктуры и поддержку жизненно  важных отраслей и производств;

- регулирование внешней  торговли и валютных операций. [12, с. 323].

Многолетний опыт борьбы с инфляцией в разных странах  показывает, во-первых, необходимость  осуществления смешанных антиинфляционных программ, включающих меры как монетаристского, так немонетаристского плана; во-вторых, целесообразность сочетания долговременной и кратковременной политики. [12, с. 324].

Долговременная политика включает в себя несколько задач. В том числе погашение инфляционных ожиданий населения, которые нагнетают текущий спрос. Для этого правительство должно проводить четкую последовательную антиинфляционную политику и завоевать, таким образом, доверие населения. Оно должно содействовать своими мероприятиями (стимулирование производства, антимонопольные меры, либерализация цен и т.п.) эффективному функционированию рынка, что повлияет на изменение потребительской психологии. Другая задача – принятие мер по сокращению бюджетного дефицита (так как его финансирование посредством займов у Центрального банка ведет к инфляции) за счет повышения налогов и снижения расходов государства.

Еще одна задача – проведение мероприятий в области денежного обращения, в частности, установление жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы, что позволяет контролировать уровень инфляции.

Ослабление влияния  внешних факторов так же является одной из задач долговременной политики. В частности, задача состоит в том, чтобы уменьшить инфляционное воздействие на экономику переливов иностранного капитала (при положительном сальдо платежного баланса) в виде краткосрочных кредитов и займов правительства за рубежом для финансирования бюджетного дефицита.

Краткосрочная же политика направлена на временное снижение темпов инфляции. Здесь необходимое расширение совокупного предложения без увеличения совокупного спроса достигается предоставлением государством льгот предприятиям, выпускающим дополнительно к основному производству побочные товары и услуги. Государство может приватизировать часть своей собственности и таким образом увеличить поступления в государственный бюджет и облегчить решение проблемы его дефицита, а также понизить инфляционный спрос за счет продажи большого количества акций новых частных предприятий. Содействует росту предложения массированный импорт потребительских товаров.

Определенное воздействие  на темпы инфляции оказывает уменьшение текущего спроса при неизменном предложении. Это может быть достигнуто за счет повышения процентных ставок по вкладам, стимулирующим более высокую  норму сбережения.

Таким образом, способность государства поддерживать инфляцию на приемлемом уровне свидетельствует об эффективности экономической политики, в том числе денежно-кредитной, о степени развития механизмов саморегуляции, об устойчивости и динамизме всей экономической системы.

II.II. Антиинфляционные меры, применяемые в российской экономике

Инфляция сегодня –  одно из наиболее заметных в России и тяжелых по своим социально-экономическим  последствиям экономических явлений. Для того чтобы выработать действенную  программу оздоровления экономики, необходима четкая концепция инфляции. Во-первых, она должна базироваться на отношении к инфляции как к макроэкономической категории, присущей рыночному хозяйству; во-вторых, необходимо учитывать специфический характер российской экономики. [5, с. 162].

Экономика современной  России реально столкнулась с  инфляционными проблемами в начале 1990-х гг. - в период экономической  трансформации от централизованно  планируемой к рыночной экономике. Непродуманные экономические реформы  начались с резкой либерализации цен. Отсутствие антиинфляционной программы, ориентация преимущественно на монетаристские методы регулирования экономических процессов привели к галопирующей инфляции.

Пик инфляции пришелся на 1992 г., когда цены за год выросли  в среднем на 2508 %. В 1993 г. на потребительские товары они увеличились в годовом исчислении на 844 %, и по этому показателю в то время Россия среди других стран мира уступала лишь Бразилии (2830 %). Фактически в этот период Россия переживала стагфляцию - сочетание экономического спада (стагнации) с высоким уровнем инфляции. Спад производства в России (в 1992 - 1996 годах) почти вдвое превысил рекорд мирового экономического кризиса 1923 – 1933 годов. Доля убыточных предприятий в промышленности составила 50,1 % (на 1 сентября 1998 г.), в строительстве - 42,3%. Фактическое банкротство производственного сектора и разбалансированность экономики стали фундаментальным фактором инфляции, так как снизилось товарное обеспечение рубля. [2, с. 34].

Благодаря введению валютного  коридора и других мер по укреплению национальной валюты правительству удалось снизить уровень инфляции до 21,9 % в 1996 г., а в 1997 г. до 11 %. Инфляция была подавлена, но огромный инфляционный потенциал сохранился, так как ее воспроизводственные факторы не были преодолены. Главный дефект антиинфляционной политики того периода состоял в том, что в России (впервые в мировой практике) была применена дефляция - сжатие спроса - в условиях экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Тем самым государство переложило свои финансовые трудности на население. За рубежом дефляционная политика обычно проводится в условиях «перегрева» экономической конъюнктуры, и ее крайняя мера - блокирование роста заработной платы. Дефляция в России способствовала резкому обострению социально-экономических противоречий, которые усугубили инфляционный процесс. Российские реформаторы опирались на прямолинейную монетаристскую интерпретацию зависимости инфляции лишь от избыточного выпуска денег, бюджетного дефицита и нестабильности валютного курса и преувеличивали эффективность рыночного регулирования (рынок якобы лучше проведет свою работу, чем государство). В этой связи с 1994 г. монетаристская антиинфляционная политика осуществлялась тремя методами:

- ограничением эмиссией денег Центральным банком РФ;

- сокращением бюджетного дефицита путем секвестрования государственных расходов;

- сдерживанием колебания курса рубля по отношению к иностранным валютам путем установления их пределов и использования валютной интервенции.

Однако финансовый кризис в августе 1998 г привел к новому витку роста потребительских цен, при котором уровень инфляции составил 84,4 %. В 1998 г. Россия заняла 72-е место (среди 174 стран) по качеству жизни, которое зависит не только от доходов государства, но и способов перераспределения национального дохода в интересах большинства населения страны, а не привилегированной ее части. Валютно-финансовый кризис, разразившийся в России в августе 1998 г вслед за другими странами, вызвал глубокие экономические и социальные потрясения: замораживание выплат по внутренним и внешним долгам, в том числе государственным; крах рынка ценных бумаг и финансовых пирамид; блокирование вкладов в крупных банках, кризис банковской системы и безналичных расчетов; приостановка или прекращение работы тысяч фирм и банков; увеличение безработицы; удвоение темпа «бегства» капитала за рубеж; девальвация рубля; паника на потребительском рынке.

В бюджете Российской Федерации на 1999 г. рост потребительских  цен прогнозировался уже на 30 %, но специалисты Международного валютного фонда оценивали его не менее чем на 56 %. В реальности по официальным данным уровень инфляции в России в 1999 г. составил 36,5 %.

В период с 2000 по 2004 г., в  результате проведения последовательной политики по сдерживанию роста цен, вновь наметилась устойчивая тенденция к снижению данного показателя, который уменьшился за указанный период с 20,2 до 10,0 %.

2007 год прервал многолетнюю  тенденцию оптимистичных заявлений  госчиновников об очередной победе  над неуклонно снижающейся инфляцией. С начала года по 11 декабря накопленная инфляция составила 11,1 %, (при плановых 8 % на 2007 г.). Пик инфляции пришелся на сентябрь-октябрь, когда на фоне резкого повышения мировых цен на продовольственные товары ИПЦ за два месяца суммарно увеличился на  
2,4 % (рекорд для этого времени года с 1999 г.). В последние месяцы 2007 г. темпы инфляции несколько замедлились, но оставались заметно выше прошлогодних значений.

Многие экономисты считают, что основными факторами ускорения инфляции стали сверхвысокие темпы роста денежного предложения в России и значительный спекулятивный рост мировых цен на энергоресурсы, металлы, продовольственные товары вследствие агрессивного снижения ставок ФРС и последовавшего ослабления доллара. Дополнительным фактором инфляции стал значительный рост бюджетных расходов – в 2007 г. их уровень увеличится до 20,4%. Антиинфляционные меры, принятые правительством на тот момент: снижение импортных пошлин на молочную продукцию и повышение экспортных пошлин на зерновые, а также замораживание крупнейшими производителями и торговыми сетями цен на 6 наиболее социально значимых видов продовольственных товаров до конца января, слабо помогли в стабилизации цен.

В ближайшие годы в  России следует ожидать сохранение относительно высоких темпов роста (по сравнению с другими странами мира) инфляции, поскольку не созданы действенные механизмы стабилизации экономики и регулирования уровня внутренних цен. Высокие темпы роста потребительского кредитования и сокращение склонности населения к сбережению поддерживают дисбаланс между спросом и предложением товаров и услуг, что также разгоняет инфляцию.

Современными экономистами и государственными чиновниками  предлагаются разнообразные методы и программы борьбы с инфляцией, но она требует тщательного подхода к себе. Ведь несколько неверных шагов могут привести к ужасающим последствиям. Не зря, мировой опыт свидетельствует о необходимости теоретического обоснования антиинфляционной стратегии экономического роста. А она требует проведения поэтапных мер, направленных на регулирование инфляции.

1. Завершение начатых реформ (бюджетной, налоговой, банковской систем и т. д.) в целях формирования цивилизованных рыночных отношений. Необходима смена целевой ориентации экономической политики - с подавления инфляции любой ценой на рост ВВП. Без подъема национального производства невозможно реальное оздоровление финансовой, денежной, банковской систем.

2. Преодоление кризиса инвестиций путем оживления инвестиционного процесса, концентрации средств на приоритетных проектах. Привлечение иностранных инвестиций для экономического развития. Но Россия не может рассчитывать на их крупный приток. Во-первых, в мире мало свободных капиталов. Во-вторых, иностранный капитал занял выжидательную позицию по отношению к России из боязни потерь в связи с недоверием к социально-экономической обстановке. В-третьих, для нашей страны наибольший интерес представляют прямые инвестиции в производство, а иностранный капитал предпочитает портфельные.

3. Оздоровление бюджетов всех уровней и преодоление специфических форм проявления бюджетного кризиса в России: неисполнение бюджета, финансирование в произвольном объеме; нецелевое использование бюджетных средств; финансирование бюджетных расходов платежными средствами различной ликвидности; слабый контроль за исполнением госбюджета.

4. Сокращение бюджетного дефицита. Неинфляционным источником его сокращения должны стать экономический рост, увеличение налогооблагаемой базы.

5. Для сдерживания инфляции необходима научно обоснованная налоговая политика, которая не должна затруднять бизнес. Налоговая политика в России должна ориентироваться не только на фискальные цели, но и на регулирование развития экономики.

Информация о работе Инфляция: сущность, причины и механизмы регулирования