Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 17:42, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение инфляции. Задачами курсовой работы являются:
1. Рассмотрение теоретических аспектов инфляции, ее возникновения, сущности, причин, типов, видов и методов измерения;
2. Изучение инфляции в России, прогноз инфляции на ближайшие годы и антиинфляционные меры по снижению ее темпов;
3. Изучение причин инфляции в России.
Введение
1. Теоретические аспекты инфляции
1.1 Возникновение, сущность и причины инфляции
1.2 Типы, виды и измерение инфляции
2. Инфляция в России
2.1 Прогноз инфляции на ближайшие годы и антиинфляционные меры по снижению ее темпов
2.2 Причины Инфляции в России: денежный анализ
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Существенное повышение уровня обновления основных производственных фондов (сейчас – около 2% в год), строительства жилья (сегодня менее 3% от потребности) и решения других важнейших социально-экономических задач не может быть реализовано без значительного (в несколько раз) увеличения инвестиционных вложений в российскую экономику. Безусловно, важно получать для этого иностранные инвестиции, но еще более ценно разумно использовать в этих целях национальные денежные ресурсы.
Стабилизационный фонд (лучше его назвать Фондом развития необходимо разделить на две части: Фонд будущих поколений и Инвестиционный фонд), как специальный бюджетный счет Правительства, должен формироваться непосредственно в иностранной валюте путем изъятия части высокой ренты на все сырьевые товары (а не только нефть), реализуемые на экспорт. В этом случае значительная часть валютных потоков в страну не будет поступать на внутренний валютный рынок и не приведет к искусственному укреплению рубля, следовательно, и к росту импорта.
Стабилизационный фонд, как бюджетные
средства Правительства (в отличие
от валютных резервов Банка России),
должен использоваться исключительно
в интересах решения социально-
Не менее половины ежегодных поступлений в Стабфонд необходимо сначала тратить на возврат внешнего и внутреннего долга до их полного погашения, а затем на формирование Фонда будущих поколений, остальную часть – на инвестиции и покрытие дефицита бюджета и внебюджетных государственных фондов в законодательно установленных размерах (нормах).
Неконтролируемые (с точки зрения воздействия на структуру экономики) и нестабильные (в основном, спекулятивные) иностранные инвестиции должны быть в значительной степени заменены инвестициями в иностранной валюте из Стабилизационного фонда на приобретение самых современных зарубежных технологий и оборудования. В этих целях следует создать соответствующие институты развития (банк, венчурную, страховую и лизинговую компании).
Сегодня сумма иностранных инвестиций и кредитов в российскую экономику в несколько раз превышает объем Стабфонда, но никто в Правительстве не говорит о том, что это приводит к инфляции.
Необходимо прекратить практику изъятия значительной денежной массы из коммерческих банков и превращения Банка России в суперрасчетный банк.
Дело в том, что денежную массу в экономике формируют банки путем депозитно-кредитной мультипликации (эмиссии кредитных денег). И если у банков будет низкая ликвидность, они не смогут кредитовать экономику, то есть создавать денежную массу, необходимую ей в соответствии с ее потребностями. А.Л. Кудрин признает, что «банки являются институтом инвестирования, который качественнее, чем правительство» [8, с.24]. А учитывая, что банки не являются субъектами потребительского рынка и поэтому высокий уровень их ликвидности не может приводить к инфляции, нет необходимости в массовом переводе средств на счета в Банк России (сейчас на счетах некредитных организаций в Центробанке около 3 трлн. руб., а на корсчетах коммерческих банков в ЦБ лишь около 400 млрд. руб.).
Государство должно перейти от политики сбережений к инвестиционной политике.
Политика сбережений государства в 2005 году достигла своего апогея, в результате чего общие ресурсы государства (около 8 трлн. руб.) составили 80% от совокупных ресурсов населения, предприятий и кредитных организаций, тогда как в 2001 году они достигали всего лишь 25%. Это трехкратный опережающий рост ресурсов государства.
Мифом является утверждение о том, что значительные бюджетные средства находятся на счетах в коммерческих банках. В действительности сейчас их около 200 млрд. руб., что составляет лишь 2,5% от общих денежных ресурсов государства. Перевод этих средств в казначейство не является существенным для Правительства, а их вывод из кредитных организаций на порядок (почти в 2 раза) уменьшит остатки коммерческих банков на корсчетах в Банке России.
Необходимо подчеркнуть и то, что дефицит денежных средств, функционирующих в реальной экономике (денежная база в широком определении и денежная масса М2), вызванный чрезмерным уровнем государственных сбережений, приводит к увеличению скорости обращения денег и повышению их дефицитности, что также вызывает инфляционные процессы.
Заключение
Инфляция — это сложное
Глубинные причины инфляции находятся
как в сфере обращения, так
и в сфере производства и очень
часто обусловливаются экономич
Причины инфляции подразделяются так
на внутренние и внешние. К внутренним
причинам относятся: дефицит государственного
бюджета, связанный с ростом правительственных
расходов; высокий уровень
Внешними причинами инфляции являются: структурные мировые кризисы, которые сопровождаются многократным ростом цен на сырье, нефть, продовольствие и др. Этот рост стал поводом для резкого повышения цен монополиями на свою продукцию; обмен банками национальной валюты на иностранную валюту вызывает потребность в дополнительной эмиссии бумажных денег, что переполняет каналы денежного обращения и ведет к инфляции.
Западные экономисты, рассматривая причины инфляции, говорят о двух видах инфляции: инфляции спроса и инфляции предложения или издержек. Эти два вида инфляции связаны друг с другом и взаимодействуют между собой.
В зависимости от продолжительности воздействия инфляционных процессов на экономику выделяют: хроническую инфляцию, стагфляцию и дефляцию.
По характеру проявления различают следующие типы инфляции: подавленную, открытую, умеренную или ползучую, галопирующая, гиперинфляцию.
Кроме того, различают: ожидаемую, неожидаемую, сбалансированную и несбалансированную инфляцию.
Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов. Показателями, характеризующими уровень инфляции, являются индексы цен - относительные величины, показывающие динамику цен.
В условиях достаточно высокого общего экономического роста России инфляция создает серьезные проблемы всем: Правительству – съедает рост ВВП и делает недостижимой задачу его реального удвоения в течение 10 лет; бизнесу – лишает инвестиционных и кредитных возможностей; населению – не позволяет сделать необходимые накопления.
Проблема инфляции чрезвычайно серьезная и ее надо решать. Вопрос: как? Есть две основных точки зрения. Первая – инфляция имеет сугубо монетарные причины, и бороться с ней следует путем сдерживания роста (стерилизации) денежной массы, для чего и создан Стабилизационный фонд. Вторая – главной причиной инфляции является рост издержек, прежде всего, тарифов естественных монополий.
Даже беглый взгляд на динамику денежной базы, денежной массы, ВВП и соответствующего уровня инфляции достаточен, чтобы увидеть, что в целом рост денежных агрегатов ведет не к увеличению, а к снижению инфляции.
Существует так же четкой обратно пропорциональной зависимости инфляции от уровня монетизации экономики – отношения объема денежной базы и денежной массы к годовому ВВП. Более того, темпы роста денежной базы и денежной массы, работающих в экономике, прямо пропорционально соответствуют темпам снижения инфляции.
Целевые параметры инфляции на ближайшие годы установлены в следующих пределах: в 2006 году – 9 %, в 2007 году – 6,5 - 8 %, 2008 году – 4,5 - 6 %, 2009 году – 4 - 5,5 % . Более быстрому снижению инфляции препятствует не только избыточное денежное предложение, которое стерилизуется посредством Стабилизационного фонда, но и факторы структурного характера.
Основным методом борьбы с инфляцией является антиинфляционная политика, которая представляет собой систему мер по предупреждению и преодолению инфляции. Основными антиинфляционными мерами на период 2006-2009 г.г., утвержденными Правительством РФ являются: ограничение роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов; сдерживание роста цен на ГСМ посредством стимулирования конкуренции, в том числе путем организации биржевой торговли, увеличения предложения на внутреннем рынке за счет снижения налоговой нагрузки и стимулирования технологического обновления нефтяного сектора; стимулирование роста предложения продовольственных товаров путем повышения уровня конкуренции, облегчения выхода на рынки крестьянских и фермерских хозяйств, совершенствования системы регулирования импорта сельскохозяйственной продукции; меры по повышению доверия населения к финансовым рынкам и банковской системе, направленные на увеличение склонности населения к сбережениям и замедление скорости обращения денег; проведение консервативной денежной и бюджетной политики.
Перечисленные меры помогут сбить темпы инфляции лишь на конкретный временной период, но для ценовой стабильности в долгосрочной перспективе необходим переход от разрозненных мер к единой комплексной программе по снижению темпов инфляции. В рамках данной программы необходимо обеспечить формирование научно обоснованной ценовой политики и создание благоприятных макроэкономических условий. Ценовая политика должна базироваться на следующих принципах: демонополизации экономики и рынков; стимулирование рыночной конкуренции; уменьшение числа торговых посредников; правовое регулирование торговых наценок посредников с учетом социальной значимости товаров и услуг; жесткий контроль за соблюдением установленных предельных значений цен (тарифов) на продукцию естественных монополий и услуги ЖКХ.
Список литературы:
Приложение 1
Таблица 1 - Денежная база, денежная масса, ВВП и инфляция
Показатели |
01.01 2001 |
01.01 2002 |
01.01 2003 |
01.01 2004 |
01.01 2005 |
01.01 2006 |
* | |
Национальная денежная база |
млрд. руб. |
974,8 |
1 302,4 |
1 632,3 |
2 448,5 |
3 594,4 |
5 414,3 |
5,6 |
ежегод. прирост. |
450,9 |
327,6 |
329,9 |
816,2 |
1 145,9 |
1 819,9 | ||
ежегод. рост - % |
86,1% |
33,6% |
25,3% |
50,0% |
46,8% |
50,6% | ||
% к нац. денеж. массе |
71,0% |
66,3% |
65,2% |
65,9% |
64,9% |
63,7% | ||
% к валют. резервам |
139,7% |
129,8% |
114,4% |
111,0% |
104,5% |
102,1% | ||
% к ВВП |
13,3% |
14,6% |
15,1% |
18,5% |
21,4% |
25,1% | ||
Денежная база в широком определении |
млрд. руб. |
721,6 |
928,3 |
1 232,6 |
1 914,4 |
2 380,3 |
2 914,1 |
4,0 |
ежегод. прирост. |
295,8 |
206,7 |
304,3 |
681,8 |
465,9 |
533,8 | ||
ежегод. рост - % |
69,5% |
28,6% |
32,8% |
55,3% |
24,3% |
22,4% | ||
% к нац. денеж. базе |
74,0% |
71,3% |
75,5% |
78,2% |
66,2% |
53,8% | ||
% к валют. резервам |
103,4% |
92,5% |
86,4% |
86,8% |
69,2% |
55,0% | ||
% к ВВП |
9,9% |
10,4% |
11,4% |
14,5% |
14,2% |
13,5% | ||
Национальная денежная масса |
млрд. руб. |
1 372,8 |
1 965,5 |
2 504,7 |
3 716,2 |
5 541,6 |
8 499,6 |
6,2 |
ежегод. прирост. |
574,3 |
592,7 |
539,2 |
1 211,5 |
1 825,4 |
2 958,0 | ||
ежегод. рост - % |
71,1% |
42,2% |
27,4% |
48,4% |
49,1% |
53,4% | ||
% к денеж. массе М2 |
118,9% |
121,9% |
117,3% |
115,7% |
127,0% |
140,6% | ||
% к валют. резервам |
196,7% |
195,9% |
175,5% |
168,5% |
161,1% |
160,4% | ||
% к ВВП |
18,9% |
22,0% |
23,2% |
28,2% |
33,0% |
39,4% | ||
Денежная масса М2 |
млрд. руб. |
1 154,4 |
1 612,6 |
2 134,4 |
3 212,6 |
4 363,3 |
6 045,6 |
5,2 |
ежегод. прирост. |
439,8 |
458,2 |
521,8 |
1 078,2 |
1 150,7 |
1 682,3 | ||
ежегод. рост - % |
61,5% |
39,7% |
32,4% |
50,5% |
35,8% |
38,6% | ||
% к денеж.базе в шир.опр. |
160,0% |
173,7% |
173,2% |
167,8% |
183,3% |
207,5% | ||
% к валют. резервам |
165,4% |
160,7% |
149,5% |
145,6% |
126,9% |
114,1% | ||
% к ВВП |
15,8% |
18,0% |
19,7% |
24,3% |
26,0% |
28,0% | ||
Валютные резервы Банка России ** |
млрд. руб. |
697,8 |
1 003,3 |
1 427,3 |
2 205,8 |
3 439,5 |
5 300,6 |
7,6 |
ежегод. прирост. |
461,5 |
305,5 |
424,0 |
778,5 |
1 233,7 |
1 861,1 | ||
ежегод. рост - % |
195,3% |
43,8% |
42,3% |
54,5% |
55,9% |
54,1% | ||
% к ВВП |
9,6% |
11,2% |
13,2% |
16,7% |
20,5% |
24,5% | ||
ВВП |
млрд. руб. |
7 305,6 |
8 943,6 |
10 817,5 |
13 201,1 |
16 778,8 |
21 598,0 |
3,0 |
номин. рост - % |
51,5% |
22,4% |
21,0% |
22,0% |
27,1% |
28,7% | ||
реальный рост - % |
10,0% |
5,1% |
4,7% |
7,3% |
7,1% |
6,4% | ||
Инфляция |
% |
20,2% |
18,6% |
15,1% |
12,0% |
11,7% |
10,9% |
- |
ежегод. сниж. - % |
44,6% |
7,9% |
18,8% |
20,5% |
2,5% |
6,8% | ||
Справочно: Курс доллара США к рублю |
28,2 |
30,1 |
31,8 |
29,5 |
27,7 |
28,8 |
- |