Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:24, курсовая работа
Цель работы заключается в исследовании содержания, причин, механизмов и особенностей инфляции в России на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3
1. ИНФЛЯЦИЯ – КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
1.1. Понятие и сущность инфляции …………………………………….
1.2. Причины возникновения и виды инфляции ………………………… 5
7
2. ПОСЛЕДСТВИЯ РАЗВИТИЯ ИНФЛЯЦИИ
2.1. Развитие безработицы при инфляции………………………………... 13
2.2. Развитие социальных конфликтов……………….…………………… 15
2.3. Экономические последствия инфляции………………………………. 18
3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………….
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………… 28
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………… 30
На ход развития и на длительность конфликтов влияют системы общества, особенности культуры, степень развития социально-экономических отношений, усвоение населением страны цивилизованных способов разрешения конфликтов, особенностей правящей элиты и др.
Мировой опыт позволяет выделить некоторые наиболее характерные источники, на базе которых формируются причины конфликтов: богатство, власть, престиж и достоинство, т. е. те ценности и интересы, которые имеют значение во всяком обществе и придают смысл действиям конкретных лиц, участвующих в конфликтах. В разных исторических контекстах приоритетность соответствующих ценностей может модифицироваться, но содержательная сторона дела от этого изменяется не очень существенно. Это в полной мере касается и России. [25, с.12]
Во-первых, идея социальной дифференциации позволяет каждому россиянину открыто стремиться к тому, чтобы не только избавиться от бедности, но и стать богатым. В массовом сознании и в практических жизненных отношениях богатство - это не просто некоторая сумма денежных средств или имущества, а возможность расширения пределов своей деятельности и влияния.
Вторым, не менее важным источником конфликтов является борьба за власть. Она не менее притягательна, нежели богатство как таковое, хотя бы потому, что булат и злато постоянно ведут между собою спор. Эмпирическим выражением властных позиций являются государственные и негосударственные должности и позиции, позволяющие контролировать распределение ресурсов на основе права распоряжения, определять доступ к потокам значимой информации, участвовать в принятии решений. Поле власти создаст специфическую среду общения, вхождение в которую один из важнейших мотивов политической деятельности.
В особенности эти чувства обостряются в тех ситуациях, когда человек получает возможность распоряжаться средствами насилия: отдавать распоряжения об аресте, определять движение войсковых соединений, давать приказы о применении оружия. Конфликты в политическом пространстве обладают столь же большой силой вовлечения, как и конфликты, связанные с богатством, но они, как правило, обрамляются более высокопарной фразеологией, связанной с декларациями относительно общих - национальных, государственных - интересов и интересов прогресса в целом.
В-третьих, к источникам конфликтов относится стремление к достижению различных форм престижа. Реальным воплощением престижа являются известность и популярность личности, ее репутация и авторитет, сила влияния на принятие решений, демонстрируемое уважение к данному человеку и его потенциал. Престиж в очень редких случаях может быть завоеван без поддержки власти и богатства, поэтому является, в какой-то мере, вторичным источником конфликта.
В-четвертых, важно указать на стремление к сохранению человеческого достоинства. Речь идет о таких ценностях, как уважение и самоуважение, компетентность, профессионализм, представительность, признание, нравственные качества личности.
Социально - экономический конфликт возникает на основе неудовлетворенности прежде всего экономическим положением, которое рассматривается либо как ухудшение в сравнении с привычным уровнем потребления и уровнем жизни (реальный конфликт потребностей), либо как худшее положение в сравнении с другими социальными группами (конфликт интересов). Во втором случае конфликт может возникнуть даже при условии некоторого улучшения условий жизни, если оно воспринимается как недостаточное или неадекватное. [26, с.28]
2.3. Экономические последствия инфляции
Главным отрицательным последствием инфляции является перераспределение доходов богатства. Этот процесс возможен в тех условиях, когда доходы не индексированы, а кредиты предоставляются без учета ожидаемого уровня инфляции. Она ведет к перераспределению национального дохода, которое происходит по различным направлениям [27, с.25].
Выпуская не обеспеченные товарами бумажные деньги, оно фактически осуществляет скрытое налогообложение граждан через действие эффекта инфляционного налогообложения. Он проявляется в той экономике, где действует прогрессивная система подоходного налогообложения.
Последняя по мере роста инфляции автоматически зачисляет различные социальные группы во все более состоятельные категории граждан вне зависимости от того, возрос ли их доход реально или только номинально. При этом индексация всех доходов является малоэффективной, так как в силу несбалансированного роста цен усиливается отрыв номинального значения дохода от реального, причем у различных групп населения этот процесс происходит по-разному, в разное Время и с различной скоростью. Единая же индексация оценивает все доходы формально, т.е. по номиналу;
3) между классами и слоями населения. Быстрое социальное расслоение, углубление имущественного неравенства - это неизбежные спутники инфляции. Последняя негативно влияет на благосостояние населения сразу по двум направлениям - через сбережения и текущее потребление. [28, с.14]
Инфляция особенно опасна для тех категорий населения, которые получают фиксированные доходы: пенсионеров, учащихся, иждивенцев и пр. Именно у этих слоев населения преобладающую роль в активах играют наличные денежные средства и накопления, аккумулированные в кредитных учреждениях. С ростом цен их реальная стоимость (покупательная способность) уменьшается. [29, с.107]
Все эти влияния инфляции и порождают социальные конфликты как между слоями общества из-за неравномерности доходов, так и между населением и государством, что связано с неудовлетворением населения своим положением и уровнем жизни. Подобная неудовлетворенность, приобретающая открытую форму, стимулирует возникновение социального движения, в ходе которого выдвигаются лидеры, отрабатываются программы и лозунги, формируется идеология защиты интересов. На этом этапе конфликт становится открытым и необратимым. [30. С.147]
3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Нынешний кризис в России - прежде всего системный. Следовательно, инфляция будет существовать до тех пор, пока системные преобразования не закончатся. Таким образом, анализ причин, определяющих инертность общественного производства, позволил преодолеть рамки тех теорий, которые видят в инфляции чисто денежный характер, и тем самым восполнить общую картину причин, приводящих к возникновению и развертыванию инфляционного процесса.
Кроме глубоких макроэкономических причин инфляции существует целый ряд внешних или непосредственных факторов, которые заставляют раскручиваться процесс роста цен. Их существование и действие, несмотря на то, что они носят внешний характер, не в меньшей степени влияет на накапливание и реализацию инфляционного потенциала, чем масштабные структурные диспропорции в экономике. Важнейшей особенностью таких факторов является более субъективный характер их возникновения, поскольку он (характер) напрямую связан с проводящейся в стране экономической политикой. Субъективизм этих факторов объясняется также и тем, что они влияют прежде всего на рост денежного предложения, то есть влияют на увеличение денежной эмиссии. Среди них выделяются следующие [30, с.120]:
- рост заработной платы
и выплат по социальному
- рост кредитов частному и государственному сектору;
- рост доли дефицита
государственного бюджета,
- увеличение государственных инвестиций;
- выплаты процентов
по внешним и внутренним
- военные расходы.
Абсолютное большинство перечисленных факторов инфляции - те, влияние которых на эмиссию или рост денежного предложения зависит от силы воздействия социальных групп, желающих извлечь для себя дополнительные доходы. Объединяясь по корпоративным интересам, они заставляют государство увеличивать печатанье денег. Примером таких корпоративных групп могут быть профсоюзы рабочих или служащие, работающие на государственных предприятиях и в учреждениях, парламентское лобби руководителей промышленных предприятий, военное руководство и др. Все их действия, в той или иной степени, заставляют правительство идти на увеличение расходной части государственного бюджета, то есть увеличивать его дефицит.
До последнего времени дефицит государственного бюджета в России обусловливался тем, что правительство в рамках единой государственной монополии в производстве выступало единственным инвестором и руководителем производства. В его руках сосредотачивался контроль не только за инвестированием, но и за динамикой доходов населения, определение размеров военных расходов. Таким образом, монопольно централизовав и сосредоточив политическую и экономическую власть, государственные представительные и исполнительные органы, во-первых, путем административного контроля над ценами, а во-вторых, за счет жесткой политики доходов, подавляли открытое нарастание инфляционного потенциала.
Важнейшей особенностью российской инфляции является то, что генетически она связана с сформировавшимися в экономике структурными диспропорциональностями: собственности, структур общественного производства и т.д.
По прогнозам Правительства РФ ожидается снижение инфляции до однозначного уровня не в 2009-м, как предполагалось до сих пор, а только в 2010 году. Сохранение высокой инфляции в 2009 году эксперты объясняют ростом бюджетных расходов, вливанием ликвидности, монополизмом, а также удорожанием импорта из-за плавного ослабления рубля.
«Уже в 2010 году инфляция должна выйти на однозначные значения, а к 2012 году – снизиться до 7%», – сообщается Основных направлениях деятельности правительства до 2012 года. Ранее власти неоднократно обещали снизить инфляцию до однозначного уровня уже в 2009 году.
По действующему официальному прогнозу, который одобрен правительством в августе 2008 г., инфляция в стране должна была снизиться до 5,5–7% в 2010 году, а в 2011 году – до 5,5–6,8%. Теперь планы по достижению инфляции в 7% перенесены на два года – до 2012-го.
Замедление инфляции, по обновленным планам Правительства, будет достигаться «за счет увеличения объемов производства, развития конкуренции и расширения конкурентной среды, роста производительности труда и сдерживания роста издержек». Между тем пока экономисты предсказывают восстановление производства только во второй половине 2009 года и указывают на монополизм как важный инфляционный фактор.
В то время как российские власти повышают прогноз инфляции, в других странах стоит вопрос о возможности снижения цен и сползания их экономик в дефляцию. Особому пути России в вопросах роста цен на фоне кризиса есть несколько объяснений.
Независимые экономисты прогнозируют, что рост цен в 2009 году составит не менее 12%. Хотя отток капитала затормозил инфляцию, реалистичный прогноз на 2009 год – 12–14%. В значительной степени высокая инфляция связана с повышением регулируемых тарифов, которое плохо сочетается с планами по сокращению инфляции. Повышение тарифов естественных монополий вносит серьезный вклад в общую инфляцию. Особенно сильно это будет заметно в ближайшее время, поскольку из-за инерционности регулирования рост тарифов будет идти на фоне замедления роста цен в нерегулируемых отраслях.
Многие экономисты указывают
и на высокие инфляционные ожидания,
которые также будут
Преодоление инфляции остается
одной из главных задач антикризисной
стратегии в Российской Федерации.
При ее решении необходимо учитывать
причины и последствия
Уменьшение темпов инфляции до относительно безопасного уровня -12% в год без значительного сокращения производства и главное без падения жизненного уровня населения стало возможным лишь при повышении эффективности производства и качества управления.
В дальнейшем целями антиинфляционной политики должны стать:
- предсказуемость динамики инфляции (что в принципе уже достигнуто на современном этапе);
- создание институциональных и финансовых предпосылок для сокращения инфляционного потенциала: в частности необходимо разорвать инфляционную спираль «удорожание затрат - повышение цен» - в этом активную роль должно сыграть государство;
- на нынешнем этапе развития требуется особое усиление антиинфляционных действий для того, чтобы удержаться на траектории плавного сокращения инфляции. Для решения этой задачи необходимо осуществлять комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий;
- целесообразно
было бы ввести
- важно ограничить уровень дефицита бюджета. Наращивание государственных инвестиций должно происходить параллельно с расширением доходной базы бюджета (прежде всего за счет повышения собираемости налогов, от внешнеэкономической деятельности);
- важно ограничить долю доходов посредников в конечных ценах потребительских товаров;
- необходимо поддерживать процентные ставки на уровне, незначительно превышающем темпы инфляции, при этом стимулировать их дифференциацию с целью замедления оборота денежной массы;