Инфляция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 05:14, курсовая работа

Описание работы

Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира, отрицательно влияя на все стороны жизни общества. Она обесценивает результаты труда, уничтожает сбережения юридических и физических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту.

Содержание работы

Введение
1.Глава I. Сущность инфляции
1.1. Причины инфляции
1.2. Последствия инфляции
2. Глава II. Борьба с инфляцией

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 167.46 Кб (Скачать файл)

     Рассмотрим  каждое из последствий более подробно.

     Первое  из них – перераспределение доходов  и богатства. Инфляция перераспределяет доходы и богатство. Так, должники богатеют за счет своих кредиторов. Причем выигрывают дебиторы на всех уровнях, так как  ссуда берется при одной покупательной  способности денег, а возвращается, когда на эту сумму можно купить гораздо меньше. Так, от инфляции выигрывают люди, которые получили кредит на освоение дачных участков, и предприятия, у  которых имеет место превышение дебиторской задолженности над кредиторской.

     Также инфляция ведет к перераспределению  национального дохода, является как  бы сверхналогом на население, что является причиной отставания темпов роста номинальной и реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги. Инфляция наносит ущерб всем категориям наемных работников, лицам свободных профессий, пенсионерам и др.

     Второе  последствие инфляции – отставание цен государственных

предприятий от рыночных цен. В условиях инфляции каждое повышение своих цен госпредприятия вынуждены обосновывать, получать на это разрешение всех вышестоящих  организаций. Это долго и неэффективно. В итоге нарастает дисбаланс  частного и общественного секторов, государство утрачивает свой экономический  потенциал воздействия на рынок. Данный эффект особенно опасен.

     Третье  последствие несбалансированной, пусть  даже и ожидаемой инфляции сказывается  через налоговую систему. В такой  ситуации прогрессивное налогообложение  по мере роста инфляции автоматически  все чаще зачисляет различные  социальные группы и виды бизнеса  во все более состоятельные или  доходные, не разбирая: возрос ли доход  реально или только номинально. Это позволяет правительству собирать возрастающую сумму налогов даже без принятия новых налоговых законов и ставок.

     Налоговая система этого не может гибко  учесть.

     Еще одно последствие несбалансированной инфляции – население и корпорации стремятся материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные запасы. Фирмы разрабатывают планы по активизации использования денежных ресурсов. Отрицательное здесь заключается  в том, что стимулируется слабо  продуманный, поспешный и чрезмерный темп накопления материальных запасов  впрок.

     Очередное последствие инфляции – нестабильность и недостаточность экономической  информации, мешающие составлению бизнес-планов. Цены есть главный индикатор рыночной экономики. Ценовая информация –  главная для бизнеса. В ходе же инфляции цены постоянно меняются, продавцы и покупатели товаров все чаще ошибаются в выборе оптимальной цены. Падает уверенность в будущих доходах, население утрачивает экономические стимулы, снижается активность бизнеса.

     Следующее последствие инфляции – реальная денежная процентная ставка уменьшается  на величину ежегодного процента роста  инфляции. Так, если в 2004 г. темп инфляции в США был 3%, то обладатели денег  в этом же году получили реальный доход  на валюту на эти же 3% ниже.

     Инфляция  оказывает также серьезное влияние  на занятость населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. БОРЬБА  С ИНФЛЯЦИЕЙ

     В 2000 году, с приходом к власти новой  команды правительства уровень  инфляции удалось взять под контроль: в 2000 году инфляция составила 20,2%, в 2001 – 18,6%, в 2002 – 15,1%, а в 2003 году – всего 12% Снижению инфляции в немалой мере способствовало проведение взвешенной тарифной политики в сфере естественных монополий, совершенствование процесса регулирования цен в 2001-2003 гг. С 2002 года повышение цен и тарифов объявлялось правительством заранее, что способствовало снижению инфляционных ожиданий и обеспечивало предсказуемость финансово-хозяйственной деятельности потребителей их продукции.

     В 2005 году темпы инфляции несколько  замедлились (10,%) по сравнению с 2004 годом (11,7%), хотя целевой ориентир в 8,5 процента остался недостижим. Прогнозом социально-экономического развития России на 2006 год установлено, что потребительская инфляция должна составить не более 8,5 процентов, но с учетом высокого роста потребительских  цен в первом квартале года Минэкономразвития  РФ скорректировал прогноз и назвал новую цифру – не более 10%.

     Инфляция  в России в 2007 году составила 11,9-12%. Изначально правительство прогнозировало куда меньшую цифру – 8%.

     На  показатель инфляции повлияли:

  • рост цен на продовольствие (в 2008 году рост цен продолжился),
  • высокие цены на нефть.

     Россия  по итогам 2007 года стала абсолютным “лидером” по уровню инфляции среди  стран “Большой восьмерки”. На втором месте по этому показателю с большим  отрывом находится США – 2,8 процентов, на третьем Великобритания – 2,3%. Далее  идут Германия и Канада – по 2,2%, Италия – 1,8%, Франция – 1,5%, Япония – нулевая  инфляция.

     Рост  валового внутреннего продукта (ВВП) по итогам 2007 года составляет около 7,6%.

     На  основе анализированных данных составлена диаграмма динамики инфляции в России в течение 20 века. (Рисунок 2)

Рисунок 2-Уровень инфляции в России в 20 веке 

     Природа инфляции в России и причины, ее усугубляющие, не характерны для стран с рыночной экономикой. Здесь переплелись экономические и политические факторы, денежные и воспроизводственные.

     Уникальный  характер российской инфляции требует  использования особых методов ее регулирования, соответствующих современным  реальным условиям российской экономики. Антиинфляционная программа должна учитывать реальное развитие рыночных отношений, возможность использования рыночных механизмов с государственным регулированием в условиях глубочайшего финансового кризиса.

     Цель  антиинфляционной политики государства  состоит в том, чтобы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста.

     Большое значение в антиинфляционной политике имеют структурная перестройка экономики и приспособление ее к потребностям рынка за счет грамотной конверсии военно-промышленного комплекса, демонополизации и регулирования деятельности существующих монополий, стимулирования конкуренции в производстве, распределении, секторе услуг и т.д.

     В сложившихся условиях решающим фактором борьбы с инфляцией будет возможность восстановления государственных структур управления и контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении курса на преимущественное применение свободных рыночных цен.

     Основой внешнеэкономической деятельности продолжают оставаться развитие экспорта и укрепление его базы, что требует обеспечения эффективного экспортного и валютного контроля с целью остановить «бегство» капитала за рубеж и обеспечить своевременность и полноту уплаты налогов по этим операциям. Страна нуждается в программе возвращения российских капиталов, а также в привлечении иностранных капиталов для инвестиций.

     Одну  из определяющих ролей в проведении антиинфляционной политики играет Центральный банк РФ, который осуществлял денежно-кредитное регулирование. Он должен ориентироваться не только на снижение инфляции, но и на более равновесное развитие экономики, а также смягчить ограничения денежной массы в обращении и добиваться улучшения ее структуры, поскольку более высокие темпы роста менее ликвидных компонентов денежной массы способствуют ослаблению инфляционного давления, сокращение же объема наличных денег сокращает темпы инфляции. Улучшение структуры денежной массы предполагает и более активное воздействие ЦБ РФ на оборот, обслуживаемый квазиденьгами, денежными суррогатами.

      В условиях инфляции, при избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате, за счет  сокращения спроса, снижаются  темпы инфляции. Но одновременно сокращается  и рост производства, что может  привести к застою и даже кризисным  явлениям в экономике, к расширению безработицы.

      Для расширения спроса, в условиях спада, тоже проводится  бюджетная политика. Для стимуляции спроса понижаются налоги, проводятся программы государственных  капиталовложений и других расходов. Прежде всего, низкие налоги устанавливаются  в отношении получателей средних  и невысоких доходов, которые  обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом  расширяется спрос на потребительские  товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как  показал опыт многих стран в 60-е  и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности  маневрировать налогами и расходами.

      Определенное  воздействие на темпы инфляции оказывает  уменьшение текущего спроса при неизменном предложении. Это может быть достигнуто за счет повышения процентных ставок по вкладам, стимулирующим более  высокую норму сбережения.  
 
 
 
 

    1. АНТИИНФЛЯЦИОННЫЯ  ПОЛИТИКА: МИРОВОЙ  ОПЫТ И РОССИЯ
 

     Контроль  над инфляцией и поддержание  стабильной национальной денежной единицы - подобные цели преследует экономическая политика в развитых странах, где преобладает концепция, утверждающая, что «здоровая денежная, финансовая и структурная политика взаимосвязаны и создают условия для устойчивого неинфляционного роста и создания рабочих мест».3 Политика финансовой стабилизации в современной мировой экономике характерна для развитых и развивающихся стран, государств с переходной экономикой.

     В западной экономической литературе на основе признания опасности инфляции для экономического развития в 90-х годах приняты жесткие критерии понятия «стабильность цен». С точки зрения специалистов Федеральной Резервной Системы США, «стабильность цен существует в стране тогда, когда инфляция не принимается во внимание домашними хозяйствами и фирмами в процессе принятия решений». Более жесткие критерии приняты в Германии. Специалисты Бундесбанка отмечают, что «темпы роста цен на потребительские товары как основной показатель инфляции должны быть по возможности близки к нулю, но не выше 2% в год».4

  С начала 90-х годов происходит ослабление инфляции в развитых странах. Если в 1994 г. в среднем по группе индустриальных стран темп роста цен на потребительские товары составлял 2,3% в год, то в 1997 г. - 2%, а в январе-сентябре 1998 г. - 1,1%. Это - период самой низкой инфляции за последние 30 лет. В некоторых странах (Германия, Япония, Канада) достигнута относительная стабильность цен. Однако даже столь впечатляющие успехи в борьбе с инфляцией не приводят большинство западных специалистов к выводу о том, что инфляция окончательно побеждена, а антиинфляционная политика может быть снята с повестки дня. Напротив, господствует мнение: «центральные банки должны контролировать инфляцию, потому что инфляция никогда не умрет». По мнению профессора О. Иззинга, члена Совета директоров Дойче Бундесбанка, «современное широкое общественное согласие о важности устойчивых денег не является, однако, гарантией того, что маятник не качнется в один прекрасный день в противоположную сторону». Главной причиной неуверенности в возможности поддержания относительной стабильности цен в ведущих странах является огромный государственный долг.

От инфляции государство как крупнейший должник  выиграет, так как обесценение  денег облегчает реальную тяжесть  долга.

     Важное  значение для снижения темпа инфляции в развитых странах имеют изменения в антиинфляционной политике в 90-х годах. Они выразились в переходе от устаревших форм прямого контроля над денежной массой, установления «потолков» кредитования и административного регулирования процентных ставок к использованию преимущественно методов косвенного контроля. Основным средством антиинфляционной политики признано таргетирование, более 20 лет использующееся в развитых странах. Однако содержание понятия «таргетирование» к середине 90-х годов претерпело существенные изменения. Использование этого инструмента опирается в современных условиях на изменение юридического статуса центральных банков, в частности на обеспечение их реальной независимости при проведении денежно-кредитной политики.

     Таргетирование в современных условиях теснее увязывается с прогнозами экономического развития стран, особенно реального сектора. Его не следует отождествлять с односторонним ограничением роста денежной массы независимо от состояния экономики. Президент Федерального Резервного банка Нью-Йорка подчеркивает, что нет необходимости противостоять расширению денежной массы, которое проистекает из увеличения производительности и экономического роста.

Информация о работе Инфляция