Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 22:08, курсовая работа
Задачи работы:
1)Изучить теорию инфляции, ее сущность, причины и виды,
2)Проанализировать последствия инфляции
3)Ответить на вопрос, что же вызывает инфляцию, каковы ее причины и можно ли ее устранить?
4)Изучить социально-экономические последствия инфляции и пути преодоления в Республике Казахстан.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНЯТИЯ ИНФЛЯЦИЯ……………………………………………………………..5
1.1 Понятие инфляции, её виды и типы……………………………………………..5
1.2 Причины возникновения инфляции…………………………………………….10
1.3 Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса…………………….12
2 АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ
КАЗАХСТАН…………………………………………………………………………17
2.1 Анализ инфляционных процессов в Республики Казахстан
за 2007 – 2009 годы……………………………………………………………………17
2.2 Анализ динамики цен в реальном секторе экономики Республики
Казахстан………………………………………………………………………………18
2.3 Анализ антиинфляционной политики проводимой в Республике
Казахстан………………………………………………………………………………21
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНИЮ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН……………………………………..23
3.1 Государственное регулирование инфляционных процессов…………………..23
3.2 Механизмы Национального Банка государства по регулированию инфляционных процессов……………………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..32
Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами. Второй подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя таким образом на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.
Таблица -1 Рост цен в 2007-2009г. %
2007г. |
2009г. | |
Все товары и услуги |
3,6 |
2,1 |
Продовольственные товары |
2,1 |
1,9 |
Непродовольственные товары |
3,3 |
2,1 |
Платные услуги |
2,5 |
1,1 |
Агентство Республики Казахстан по статистике 2010г.
В результате антиинфляционной политики в 2009 году по сравнению с 2007 годом цены увеличились, но их процент ниже.
На рынке
продовольственных товаров
Цены на непродовольственные товары с 2009 году выросли на 2,1%, а за 2007 год прирост составлял 3,3%. Моющие и чистящие средства стали дороже на 1,6%, книги и газеты - на 0,8%, предметы домашнего обихода - на 0,7%, медицинские препараты и товары личной гигиены - по 0,6%, одежду и обувь - на 0,3%.
Прирост цен в 2009 году на жилищно-коммунальные услуги составил 1,1%, тогда как в 2007 году их прирост составил 2,5%. Тарифы за электроэнергию выросли на 2,7%, газ - на 1,7%, холодное водоснабжение - на 0,4%, канализацию - на 0,2%, содержание жилья - на 0,1%. Услуги автомобильного транспорта подорожали на 2,8%, железнодорожного и воздушного - по 2%. Цены на услуги ресторанов и гостиниц увеличились на 1,3%, медицинских учреждений - на 1%, парикмахерских - на 0,7%, культуры - на 0,4%.
Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.).
В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.
3 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
3.1 Государственное регулирование инфляционных процессов
Бесспорно, инфляция являет собой значительную проблему для экономики страны; ее масштабы охватывают широкий диапазон всех секторов хозяйства - где в прямом, а где в косвенном виде. Ведь инфляция, охватывая практически все отрасли национальной экономики, по сути является макроэкономической проблемой. Государство, имея в руках главные инструменты денежно - кредитную и бюджетно – налоговую политику - обязано управлять инфляцией, регулируя ее.
Сторонниками денежно-кредитного регулирования инфляции выступали лауреат Нобелевской премии (1976 г.) по экономике М. Фридман и А. Шварц. Согласно их утверждения, важной причиной инфляции становится денежная среда, выраженная в росте ее предложения.
При высоком темпе прироста денежной массы, инфляция представлена на высоком уровне; если темп роста денежной массы низкий, то инфляция находится на невысоком уровне. Поэтому задача государства -регулирования потока денежной массы, осуществление особенно жесткого ее контроля в периоды инфляции.
Другим способом снижения инфляции является сокращение бюджетного дефицита, ведущее к снижению расходов статей государственного бюджета в области социальной сферы, свертыванию инвестиций и доходов.
Важны влияющие на дефицит бюджета превентивные меры:
Конечно, каждой стране присущи свои специфические особенности, поэтому ограничивающие меры должны быть разумными.
Одной из эффективных мер борьбы с инфляцией служит система индексации. Она предполагает корректирование выплат, соответствующих уровню инфляции. То есть при индексации доходов растет их номинальная величина, согласно темпу инфляции. Например, если механизмы индексации заранее учитываются при имеющихся сберегательных вкладах населения. При таком раскладе цен, процентная ставка растет вместе с уровнем цен и, следовательно, защищает вклады от различных колебаний в экономке. Аналогичная картина складывается при индексации доходов - зарплаты, стипендии, пенсии и др.
Другим методом, ограничивающим инфляцию, является политика налогового регулирования доходов, предполагающая поощрение или наказание через налоговые структуры фирм или компаний, злоупотребляющих повышением цен или уровнем зарплаты. Так, если фирмы поднимают цены до 5%, то это повлечет карательные меры. Но в случае роста цен свыше 5%, одновременно должна увеличиваться налоговая ставка за соответствующий процент прироста цен на товары или услуги.
Для преодоления инфляции, связанной с издержками производства, требуется преодоление спада производства. Это требует усиления мотивационных стимулов производительного труда, заинтересованности в его эффективных результатах, восстановление производственной трудовой деятельности в качестве приоритетной. Это достигается на основе развития частного производственного сектора, где связь между трудовыми усилиями и результатом непосредственная. Государство поощряет этот сектор путем обеспечения благоприятного правового и экономического режима его функционирования. В государственном же секторе стимулирование эффективности труда обеспечивается на основе совершенствования тарифной системы оплаты труда и разнообразных систем поощрения за достижение необходимых показателей и критериев эффективности производства.
Необходимый элемент в системе мер по преодолению инфляции - создание механизма рыночной конкуренции и механизма экономической ответственности предприятий, организаций всех форм собственности и всех организационно-правовых видов. Антиинфляционное действие названных механизмов сводится к схеме: «снижение издержек – снижение цен - сохранение массы прибыли за счет роста производства - увеличение предложения – удовлетворение спроса».
Создание механизма
конкуренции связано с
Механизм банкротства требует последовательных организационных, экономических и финансовых мер по преобразованию убыточных производств, включающих в себя восполнение объема и номенклатуры выпускаемой продукции, трудоустройство или переобучение работников, реконструкцию предприятий, финансирование мероприятий.
Наиболее радикальным средством воздействия на инфляцию является установление контроля цен и заработной платы в рамках государственного регулирования экономики.
Выбор масштабов регулирования цен и заработной платы определяется в программах краткосрочной политики и варьируется в широких пределах в зависимости от уровня инфляции, темпов производства, потребностей социальной защиты населения.
Регулирование только цен при снятии ограничений на оплату труда, равно как и отставание в темпах роста, приводит к появлению разнообразных дефицитов и, как показывает опыт, к подавленной инфляции.
Регулирование (или преимущественное регулирование) только заработной платы с целью сокращения спроса, а также влияния на уменьшение инфляции производителей (продавцов) не может радикально улучшить ситуацию.
Во-первых, предполагаемое накопление средств предприятий, организаций за счет ценового фактора не может быть реализовано в воспроизводственном процессе при подавлении основного его фактора - трудового, при капитализации упомянутых средств из-за ослабления (даже отсутствия) стимулирующих мотивов трудовой активности участников процесса.
Во-вторых, получают развитие нелегальные способы получения доходов в обиход официально регистрируемых, для возможной реализации номинального ценового объема появившегося на рынке продукта; при попытках проведения ограничений в национальной денежной наличности для обмена начнет привлекаться иностранная валюта, усилятся бартерные операции; ужесточение контроля источников незаконных доходов приведет к дополнительным затратам государства на содержание соответствующих органов.
В-третьих, затруднения с реализацией произведенного продукта в назначенных рыночных ценах внутри страны, повлекут за собой дополнительный вывоз его за пределы республики, что в условиях внутреннего недопотребления нежелательно, ввиду посредственного качества отечественных товаров и насыщенности внешних рынков реализация этих товаров возможна по ценам ниже мировых, что приведет к потерям для национальной экономики.
Перечисленные сценарии развития событий в том или ином сочетании способны усугубить ситуацию с кризисом, привести экономику республики к дальнейшей дестабилизации.
Представляется более целесообразным совместное последовательное регулирование цен и заработной платы. При этом ценовое регулирование может осуществляться в виде ограничения рентабельности. В первую очередь это относится к базовым, исходным видам продукции: нефть, уголь, газ, электроэнергия и теплоэнергия, зерно, хлопок, другая первичная сельхозпродукция. Именно их стоимость закладывается в основание всей пирамиды цен продукции последующих технологических переделов.
Продукция предприятий-монополистов должна жестко ограничиваться по уровню цен, и любое их повышение является предметом тщательного анализа со стороны государственных органов ценообразования.
Регулирование заработной платы осуществляется от исходного (достигнутого) уровня в жесткой зависимости от реального увеличения производительности труда, поскольку приросты ставок номинальной заработной платы, равные темпам роста производительности труда, являются по своему характеру не инфляционными.
В целом процесс регулирования цен и заработной платы должен осуществляться путем тщательного обоснования и согласования шагов по изменениям в уровнях ставок заработной платы и цен на совместных обсуждениях профсоюзов, представителей администрации предприятий и правительства. Компромиссные соглашения по уровням оплаты труда и цен должны выдерживаться в течение определенного соглашением краткосрочного периода.
В этих условиях инфляция будет иметь управляемый характер и возможно постепенное снижение ее темпов.
3.2 Механизмы Национального Банка государства по регулированию инфляционных процессов
Комплексная антиинфляционная политика Национального Банка Республики Казахстан направлена на:
В целях стабилизации цен на рынках стратегически важных товаров, таких как нефтепродукты, зерно, будет введен механизм обязательной торговли ими через товарные биржи.
В рамках денежно-кредитной политики основной целью Национального Банка Республики Казахстан является обеспечение стабильности цен. Для достижения поставленной цели по инфляции Национальный банк Республики Казахстан продолжит реализацию задач по проведению денежно-кредитной политики, обеспечению функционирования платежных систем, осуществлению валютного регулирования и валютного контроля, содействию стабильному функционированию финансовой системы.