Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 00:25, реферат
Целью данного реферата является изучение проблем со¬временного рынка. Характеристику рынка как совокупности или арены актов купли-продажи можно раскрыть через его структуры, систему и инфраструктуру. Становление и налаживание эффектив¬но функционирующей системы и инфраструктуры рынка является важнейшим компонентом процесса перехода экономики России на рыночные условия хозяйствования.
Введение……………………………………………………………………………………3
Сущность, происхождение и основные элементы инфраструктуры рынка…………...5
Характеристика основных элементов инфраструктуры рынка………………………..12
Заключение………………………………………………………………………………..27
Список используемой литературы………………………………………………………29
Недостаточно развито и производство тароупаковочной продукции. Ее выпускают около 4000 предприятий самых различных отраслей промышленности, в том числе 78 предприятий (из них 21 специализированное) - картонную тару, 71 (6 специализированных) - полимерную, 38 - металлическую и более 2000 - деревянную тару.
Затраты на упаковку продукции обрабатывающей промышленности составляют в 12-14 трлн. руб. в год. Доля российской продукции, продаваемой в расфасованном и упакованном виде, равняется всего лишь 30%, при этом одна треть упаковки - импортная.7
Что касается системы транспортно-экспедиционных услуг, то она формируется стихийно, причем идет интенсивный процесс дезинтеграции, в то время как в развитых странах происходит интеграция складского бизнеса в крупные компании (оказывающие транспортно-экспедиционные, консалтинговые. информационные услуги) и товарораспределительные центры. Это позволяет рационализировать грузодвижение, обеспечивать экономию на общесистемных затратах и получать экономический эффект.
Создание рациональной
инфраструктуры товарных рынков требует
координации деятельности различных
субъектов экономики в
Для формирования и функционирования рациональной инфраструктуры российских товарных рынков Правительство РФ постановлением от 3 августа 1996 г. "О комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации" поручило Минэкономики России с привлечением заинтересованных федеральных и местных органов исполнительной власти разработать указанную комплексную программу на 1998-2005 гг. В настоящее время закончена научная проработка и в ближайшее время будет подготовлен ее проект.
В соответствии с прогнозом развития инфраструктуры товарных рынков на 1998 г. и ближайшую перспективу доля реализации продукции производственно-технического назначения через оптовых посредников будет расти на 2-3% в год. По мере развития сети эффективных посредников и увеличения объемов производства продукции этот показатель будет повышаться.
Структура объемов закупок товаров в наиболее крупных коммерческо-посреднических организациях может составить: закупка в своей области -30%, в соседних областях - 25, в других областях России - 25, в других государствах - 20%. Доля реализации товаров в своей области прогнозируется на уровне 50%, в соседних областях - 20, в других областях России - 20, в других государствах - 10%.
В объеме реализации
товаров коммерческо-
По мере развития
логистических функций возможны
организационные преобразования в
системе коммерческо-
Из новых посреднических организаций комплексного обслуживания могут выделяться или на их основе образовываться транспортно-экспедиционные структуры. При территориальном тяготении к крупным транспортным узлам новые посреднические организации комплексного обслуживания могут явиться базой для создания транспортно-сбытовых центров (именуемых за рубежом распределительными центрами). При обслуживании заказчиков по контрактам возможно образование на местах специализированных структур, например, в рамках федеральной контрактной системы.
Приоритетными в деятельности оптовых посредников по оказанию дополнительных услуг становятся услуги транспортно-экспедиционного характера, объем которых может увеличиться в большинстве организаций. Их удельный вес в общей сумме оборота коммерческо-посреднических структур достигнет, вероятно, 15-20%. Интеграция и специализация оптовых посредников будет сопровождаться организацией складского обслуживания, развитием складской сети как важнейшего элемента рыночной инфраструктуры.
Влияние биржевых структур на формирование товарного рынка России будет оставаться незначительным из-за уменьшения промышленного производства, низкой платежеспособности, преобразования бирж в другие коммерческие структуры. Предполагается, что через биржи будет продаваться менее 1% общего объема реализации продукции.
Становление рыночной экономики в агропромышленном производстве невозможно без формирования системы организованных сельскохозяйственных рынков. Предстоит сформировать необходимое количество региональных, межрегиональных специализированных и универсальных агробирж в крупных товарных центрах сельскохозяйственного производства, производящих операции с форвардными и фьючерсными контрактами на поставку продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Эти биржи должны осуществлять котировку цен и страхование участников торгов от чрезмерного колебания цен.
Возможно развитие аукционной торговли шерстью, льноволокном и племенным скотом. Широкое распространение должны получить постоянно действующие ярмарки розничной и оптовой продажи всех видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, оптовые универсальные продовольственные плодоовощные, мясные рынки, рынки живого скота и морепродуктов (особенно в местах их массового производства). Для развития оптовых продовольственных рынков требуется экономическое стимулирование сельскохозяйственных товаропроизводителей с целью увеличения объемов производства и улучшения качества продукции, оздоровления социально-экономической ситуации в АПК.
Учитывая ограниченность капитальных вложений, при формировании товаропроводящей сети и создании ее рыночной инфраструктуры на районном, городском, региональном, межрегиональном уровне необходимо максимально полно использовать имеющуюся материально-техническую базу (холодильники, общетоварные склады, плодоовощные базы и другие оптово-складские предприятия инфраструктуры).9
Прогнозируется развитие информационного обеспечения на основе создания системы единого информационного пространства и расширения возможностей получения всеми участниками рынка наиболее качественной и полной информации обзорного, рекомендательного и прогнозного характера о состоянии товарных, особенно - внутренних, рынков (спрос, предложение, запасы, цены, тарифы, технико-экономические характеристики продукции и условия ее поставки - партии, сроки, виды оплаты и т.п.). Эта система будет обслуживать как постоянных клиентов, так и хозяйствующих субъектов, нуждающихся в эпизодической информации.
В рамках Комплексной
программы должны быть созданы региональные
и головной информационно-маркетинговые
центры, сформированы соответствующие
банки данных, разработаны методическое
и программное обеспечение
Прогнозируется совершенствование тароупаковочного производства, что будет способствовать повышению эффективности продвижения российской продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках, сохранению качества и уменьшению потерь товаров, обеспечению требований мировых стандартов по экологической и санитарной безопасности, улучшению конкурентоспособности российских товаров.
Будет продолжено формирование условий для создания эффективных региональных систем грузодвижения, основанных на терминальной технологии перевозочного процесса. Это позволит сократить транспортные издержки и сроки доставки, уменьшить потери и порчу грузов. В ближайшее время предстоит создать и развить транспортные мощности и средства для обеспечения непрерывности торгово-складских и сбытовых процессов, а также для погрузочно-разгрузочных операций, организовать торгово-транспортные фирмы и транспортные терминалы, которые будут осуществлять комплексное обслуживание транспортом, погрузочно-разгрузочными средствами, предоставлять складские помещения, развесочные, расфасовочные цехи, торговые площади, тароупаковочные средства и др.
В качестве примера системного развития объектов инфраструктуры транспортного обеспечения можно привести сооружение сервисно - терминального комплекса в Чувашской республике, которое начато на базе незавершенного (55% сметной стоимости) строительства завода по ремонту тяжелых строительных машин. Он располагается на южной окраине Чебоксар на разветвлении шоссейных дорог, соединяющих Чувашскую республику с Москвой, Нижним Новгородом, Казанью, Ульяновском. Здесь проходит транзитный грузовой поток на Нижегородскую, Ивановскую, Ульяновскую, Кировскую, Московскую области, республики Мордовию, Марий Эл, Удмуртию, Татарстан и на Урал. Комплекс будет предоставлять: охраняемые стоянки для большегрузных автомобилей, автопоездов, легковых автомобилей и места отдыха для водителей и пассажиров; техническое обслуживание автомобилей; места для оптовой и розничной торговли; помещения и офисы, оборудованные по европейским стандартам для деловых людей и фирм; услуги в банковских, страховых, транспортно-экспедиционных операциях, а также по оформлению торговых операций между фирмами-клиентами; хранение товаров на складах или контейнеров на открытых площадках, погрузочно-разгрузочные работы, а также посреднические услуги между различными структурами; таможенное обслуживание; средства коммуникаций и связи по современным стандартам; гостиничное обслуживание, услуги в оздоровительных залах с душевыми, саунами и бассейнами.
Создание подобных комплексов, включающих также таможенные склады, особенно эффективно в приграничных пунктах. Такие склады очень удобны для импортеров. На них можно хранить товары до трех лет без уплаты пошлин и налогов. Строительство таможенных складов и транспортных терминалов весьма выгодно для инвесторов, так как по уровню доходности таможенно-складской и сервисный бизнес занимает второе место после рекламного дела и туризма.
Рынок жилья до недавнего времен и в нашей стране существовал в виде купли-продажи частных домов, дач и других владений подобного рода, а также кооперативных квартир, которые могли быть проданы и куплены. В связи с приватизацией государственного жилого сектора можно ожидать формирования полноценного, а не ограниченного узкой зоной обмена или теневой продажи "по договоренности" рынка жилья, охватывающего все виды жилой площади. Это покончит с вопиющей социальной несправедливостью, когда одни люди (зачастую обеспеченные) получают жилье бесплатно, а другие покупают за полную стоимость. Рынок жилья — это часть рынка недвижимости.
Рынок труда, или рабочей силы, в принципе существовал всегда. Однако в нашей экономике рабочая сила не была объектом свободной купли-продажи в связи с ее плановым распределением, внеэкономическим принуждением к труду (борьба с тунеядством) и государственными тарифами оплаты труда, отсутствием свободной системы найма и увольнений. До недавнего времени отрицался товарный характер рабочей силы. Развитие рынка рабочей силы предполагает признание за каждым индивидуумом права свободной продажи своей рабочей силы по собственному выбору, желанию и по рыночной цене на основе контракта между работником и нанимателем. Рынок труда представляет собой куплю-продажу услуг всех работающих, включая услуги неквалифицированных и квалифицированных рабочих, управляющих, руководителей фирм. Важнейшим механизмом этого рынка является биржа труда, где формируется спрос и предложение рабочей силы. Другой составной частью рынка факторов производства является рынок реального капитала, к нему следует отнести прежде всего товары и услуги производственного назначения или те товары и услуги, которые непосредственно не предназначены для удовлетворения потребностей населения, но косвенным образом (через поставляемое оборудование, машины, технологии, сырье, материалы) направленные на решение задач по удовлетворению потребностей общества в необходимых благах. Для данного рынка характерна устойчивость производственных связей, крупномасштабность коммерческих операций и долгосрочный характер отношений между партнерами, ибо, как правило, с этим рынком сопряжено решение проблем инвестиций или капитальных вложений. К разновидности данного типа рынка можно отнести продукцию научного производства, которая определяет совершенствование технологий, техники, систем организации и управления хозяйственными и социально-экономическими процессами. Это тот рынок» для которого характерны самый высокоинтеллектуальный и творческий труд, сверхсовременные инвестиционные товары и материалы, а также с которым связана высокая степень риска, особенно в области фундаментальных и прикладных исследований. Объектами купли-продажи являются патенты, лицензии, ноу-хау (знания и опыт), инжиниринг, опытные образцы и т.п.
Другим структурным подразделением рынка является рынок земли. Под землей в данном случае понимаются не только земельные участки для сельскохозяйственного производства, строительства или других нужд, но и недра земли, полезные ископаемые. Поэтому на рынке земли встречаются представители и сельского хозяйства, и строительной индустрии, и промышленности, прежде всего добывающих отраслей, и государственных структур. Большинство сделок на данном рынке связано не с куплей-продажей земли, а лишь с передачей земли на определенный срок в аренду. В данном случае исключительное право собственности остается за собственником, который реализует экономическое отношения владение посредством присвоения ренты. Новый хозяин-арендатор получает абсолютное право собственности на срок арендного соглашения, но за это он вынужден ежегодно платить действительному собственнику ренту. Присвоение земельной ренты представляет собой экономическую форму реализации собственности на землю. На рынке земли рента выступает своеобразной ценой земли.