Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 14:33, реферат
В современных условиях все процессы применения новых знаний связаны с рыночными отношениями. Инновации направлены на рынок и удовлетворение его потребностей.
Инновационная деятельность представляет собой процесс комплексный и многоуровневый. В него включаются не только оригинальное изобретение, разработка новой технологии и получение нового продукта.
Основные аспекты воздействия на развитие экономики производства, не связанного с прямым участием в капитале:
- создание рабочих мест и условия труда;
- создаваемая на местном уровне добавленная стоимость и экономические связи;
- создание экспортных возможностей;
- передача технологии и навыков;
- долгосрочное укрепление промышленного потенциала.
По статистике швейная отрасль занимает передовое место в производстве, не связанном с прямым участием в капитале, которая дает 40-45% добавленной стоимости и уровень занятости 6-6,5% в развивающихся странах. Именно такой способ производства обеспечивает значительную долю ВВП, успешный пример - экономика Китая.
Данный механизм производства у нас практикуется в швейной отрасли силами местных заказчиков стихийно и не структурно. Несмотря на это, именно швейную отрасль уже успели назвать «локомотивом» нашей экономики.
Теперь представьте, что будет, если мы начнем создавать необходимые условия для появления таких «локомотивов» в других отраслях. Для этого у нас есть все предпосылки и возможности, которые иногда не используются или используются, но не по назначению. Вместо создания условий для прихода инвестиций, государство сегодня «впустую» тратит деньги, кредитуя почти натуральное сельское хозяйство с плохой инфраструктурой. В эту отрасль нужны современные технологии, за 200 или 300 тысяч сомов такие технологии не закупишь. Какой будет эффект от этого, очень скоро покажет статистика.
Данная практика правительства четко показывает взаимосвязь между внутренними и внешними инвестициями. Пока мы не наладим внутренние инвестиции, когда получим возможность своими силами обновлять технологическую составляющего нашего производства, наплыв иностранных инвесторов будет маловероятен.
Исходя из специфики работы государственных органов, природного потенциала, человеческих ресурсов и экономического развития Кыргызстана, основным условием прорыва в экономике должно стать создание благоприятного инвестиционного климата именно в тех отраслях, которые являются инвестиционно привлекательными, с помощью которых мы получим возможность работать на внешний спрос.
Необходимо приложить все усилия для эффективного использования наших сырьевых ресурсов и создания технологической инфраструктуры отраслей экономики. Выполнение данных условий позволит Кыргызстану поднять свою инвестиционную привлекательность и оснастить экономику высокотехнологичным оборудованием
Прямые инвестиции в Кыргызстане: в чем проблема?
Попытки формирования государственной
политики в отношении прямых иностранных
инвестиций (ПИИ), осуществлявшиеся в 1991-2006
гг., характеризовались отсутствием комплексного
подхода, непоследовательностью, несоответствием
провозглашаемых намерений реальным мероприятиям.
Несмотря на формальное признание приоритетности
задач по стимулированию ПИИ, реальная
деятельность государства нередко прямо
противоречила декларируемым целям, создавая
дополнительные барьеры частным инвестициям.
Так, иностранные инвесторы оказались
исключены из участия в процессе приватизации
государственной собственности как на
первом, так и на последующих этапах, что
не позволило Кыргызстану использовать
один из наиболее эффективных механизмов
стимулирования привлечения ПИИ. Система
правового и административного регулирования
ПИИ до сих пор страдает рядом существенных
недостатков, не дающих эффективно конкурировать
с другими странами с развивающейся (КНР,
Индия) и переходной экономикой (РФ, Казахстан,
Узбекистан, Таджикистан, Туркмения) на
рынке ПИИ.
Подходы к государственной политике по
прямым инвестициям
Для коренного изменения сложившейся
ситуации и интенсификации притока ПИИ
необходимо приступить к скорейшей выработке
политики в области иностранных инвестиций.
В этом плане для страны возможны два подхода.
Первый подход состоит в радикальном улучшении
инвестиционного климата для осуществления
всех видов капиталовложения, включая
иностранные, без использования селективных
мер поощрения инвестиций. При этом создаются
условия для масштабного долгосрочного
роста инвестиций, и в этом смысле он предпочтительней.
Однако в Кыргызстане радикальное улучшение
инвестиционного климата связано с решением
целого ряда сложных проблем, накопившихся
в переходный период. В этом случае нельзя
ждать быстрого эффекта. Для нас же в условиях
затяжного кризиса и необходимости ускоренного
экономического роста вопрос времени
является первоочередным.
Второй подход: наряду с действиями по
улучшению инвестиционного климата использовать
возможности государства по целенаправленному
привлечению иностранных инвестиций с
помощью специальных стимулирующих мер.
Этот подход, предполагающий проведение
специальной политики в отношении прямых
иностранных инвестиций, несет угрозу
неправильного выбора направлений и способов
стимулирования и способствует появлению
неравных условий у местных и иностранных
инвесторов. Однако значительным плюсом
является концентрация усилий на ключевых
инвестиционных направлениях, что может
позволить сэкономить время и средства
на цели привлечения инвестиций. В противовес
положениям экономической теории и рекомендациям
международных организаций второй подход
используют многие развивающиеся страны
и страны с переходной экономикой.
Принципы государственной политики привлечения
ПИИ
Политика в области привлечения ПИИ должна
базироваться на ряде ключевых, принятых
в мире принципов. К сожалению, в настоящее
время они не соблюдаются, а некоторые
даже и не провозглашаются хотя бы в качестве
стратегических целей развития страны.
Во-первых, стратегической целью государственной
политики в сфере привлечения ПИИ должно
являться предоставление иностранным
инвесторам национального режима, обеспечивающего
благоприятные условия для притока ПИИ
в экономику Кыргызстана. Для этого необходима
подготовительная работа по изменению
налогового, инвестиционного и корпоративного
законодательства, направленная на его
адаптацию к требованиям интенсификации
инвестиционного процесса. Существующий
в Кыргызстане национальный режим хозяйственной
деятельности крайне непривлекателен
для иностранных компаний. Характерной
иллюстрацией этого утверждения является
сравнительный анализ объемов ежегодного
притока прямых иностранных инвестиций
в страны СНГ и Азии. Подчеркну, что результаты
анализа показывают не просто снижение
динамики притока ПИИ в нашу страну: прослеживается
тенденция изоляции Кыргызстана от мировых
финансовых потоков. Для обеспечения экономического
роста (хотя бы на уровне самопроизводства)
ежегодный объем ПИИ должен быть на уровне
25-30% от объема ВВП. Этого достичь нам пока
не удавалось. Начиная с 1995 г. по 2006 г. уровень
ВВП растет в среднем на 5%, а рост объемов
ПИИ в среднем - около 0,5-1%.
Во-вторых, необходимость привлечения
капиталовложений из-за рубежа вынуждает
создавать определенную систему льгот
и гарантий, устанавливаемых как в законодательном
порядке, так и в рамках специальных соглашений
правительства с конкретными компаниями-инвесторами.
При этом надо принять во внимание тот
факт, что ряд международных финансовых
организаций критически относятся к использованию
льгот странами с переходной экономикой.
Они отмечают, во-первых, что фискальные
и финансовые стимулы могут привести к
серьезным диспропорциям в распределении
ресурсов ПИИ, поскольку решения об инвестировании
диктуются не сравнительными преимуществами
стран в той или иной сфере экономики,
а суммой предоставляемых правительствами
льгот. Во-вторых, поощрение иностранных
инвесторов может подорвать позиции национальных
производителей, особенно если они лишены
доступа к соответствующим льготам. В-третьих,
подчеркивается опасность подрыва налоговой
базы в случае широкого предоставления
таких льгот. В-четвертых, применение льгот
многими странами снижает эффективность
такого механизма привлечения ПИИ для
отдельных стран. Эти аргументы имеют
под собой серьезные основания и заставляют
принимать их в расчет при выработке политики
привлечения иностранного капитала, особенно
на длительную перспективу. В то же время
с учетом ограниченных возможностей предоставления
всех видов льгот иностранным инвесторам
ввиду существующих бюджетных проблем,
ключевое место приобретает решение следующих
задач:
- последовательное снятие формальных
ограничений и административных барьеров
на пути проникновения иностранного капитала
в национальную экономику (в форме различного
рода ограничений, лицензирования, регистрации,
запретов на использование иностранной
рабочей силы и т.д.);
- активное использование системы гарантий,
ориентированных на учет специфики иностранного
инвестирования и призванных компенсировать
влияние тех проблем, с которыми сталкиваются
инвесторы-нерезиденты.
Проведение государственной политики
на основе выделения приоритетов не ограничивается
только использованием тех или иных стимулов.
Инструментами такой политики являются
также ограничительные меры, мероприятия
по созданию соответствующей инфраструктуры,
институтов.
Стимулирование приоритетных проектов
осуществляется в настоящее время как
путем предоставления этим проектам более
благоприятного режима законодательного
регулирования, так и заключением специальных
«диагональных» инвестиционных соглашений
между правительством и компаниями и принятием
«законов под проект». В первом случае
соглашения чаще всего заключаются между
правительством и крупной компанией-инвестором.
Во втором случае законы устанавливают,
каким инвесторам и по каким критериям
предоставляются те или иные льготы.
Постоянная конкуренция за привлечение
инвестиций и, как следствие, коррективы
в инвестиционной политике и стратегии
стран ведут и к изменениям в системе управления
инвестициями, в частности, в повышении
способности правительственных институтов
в выработке и реализации инвестиционной
политики и стратегии.
В Кыргызстане выполнение данных функций
распылено между рядом правительственных
структур. Функции привлечения иностранных
инвестиций возложены на ряд министерств,
ведомств и даже областные и районные
акимиаты. Целенаправленным, серьезным
привлечением ПИИ, разработкой ее политики
не занимается ни один государственный
орган.
Одним из главных условий успешной разработки
и последующей реализации политики привлечения
ПИИ является ее взаимосвязь и полное
соответствие экономической политике
государства, в первую очередь, стратегии
развития страны (разработка которой ведется
независимыми экспертами и экспертами
Министерства экономики и финансов КР).
Надо признать, что роль и влияние внешних
факторов на принятие государственных
решений существенно возросло и стало
очевидным. В связи с этим стратегия развития
в нашем понимании - это документ, который
поможет ответить на следующие вопросы:
1. Приблизительная хозяйственная парадигма
мира и, соответственно, характер международного
разделения труда и международной конкуренции
через 20-25 лет.
2. Кто будет основными противниками и
основными партнерами Кыргызстана в экономической
конкуренции.
3. Какими параметрами должна обладать
экономика Кыргызстана, чтобы достаточно
уверенно чувствовать себя в региональной
и мировой экономике к этому времени.
4. Каковы сильные стороны нынешней экономики
Кыргызстана.
5. Каким образом экономика Кыргызстана
может перейти из сегодняшнего состояния
в требуемое к 2020-2030 гг.
Представляется важным рассматривать
Кыргызстан не только с точки зрения ее
«внутреннего здоровья» или ее соответствия
неким внутренним экономическим характеристикам,
например, нормам производительности
труда, степени рыночности экономики,
ее открытости и т.д. Сегодня важнее рассматривать
страну с точки зрения ее внешних качеств
как игрока, а именно:
1.какими ресурсами для внешнеэкономической
борьбы располагает наша страна;
2.на каком поле она будет играть;
3. на каком поле она способна играть;
4. каких ресурсов и технологий ей не хватает;
5. как получить эти ресурсы и технологии.
Для ответа на эти и другие не менее важные
и трудные вопросы потребуется работа
коллектива ученых, экономистов, политологов,
предпринимателей и политиков, однако
на первом этапе необходима жесткая координация
и консолидация усилий государства, бизнеса
и гражданского общества для повышения
инвестиционной привлекательности и климата
страны, с целью увеличения роста ПИИ в
экономику
Список интернет-ресурсов
Информация о работе Инновационная деятельность и необходимость инвестиций