Инновационный тип развития экономики: опыт развитых стран и проблемы перехода к нему России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение инновационного типа развития экономики.
Достижение указанной цели предусматривает решение следующих задач:
1) рассмотрение сущности инновационного типа развития экономики в развитых индустриальных странах;
2) исследование возникновения инновационного типа экономика;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Инновационный тип развития экономики
1.1 Сущность и классификация инноваций…………………………………… 5
1.2 Признаки инновационной экономики………………………………………7
2. Опыт формирования инновационного типа экономики в развитых странах
2.1 Возникновение инновационного типа экономики…………………………8
2.2 Методологические подходы к формированию национальных инновационных систем………………………………………………………….10
2.3.Сценарии изменений на пороге XXI века………………………………….15
2.4.Выход из кризиса…………………………………………………………… 16
3.Проблемы перехода к инновационному типу развития экономики в России
3.1. Суть проблемы и условия для перехода…………………………………...21
3.2.Причины небостребованности инновационной модели…………………..22
3.3.Перспективы и способы решения проблемы перехода к инновационному типу развития……………………………………………………………………..23
3.4.Роль государства……………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

курсач 1 курс.docx

— 68.60 Кб (Скачать файл)

Мнение эксперта: «Особенная роль в инновационной экономике  принадлежит информационному сектору  – владение информацией и принятие адекватных решений (для которых  также необходима информация о технологических, образовательных, рыночных возможностях страны) становится условием национального  успеха. А уж в масштабах такой  страны как Россия – информационный сектор в 21 веке – это как железнодорожное  строительство конца 19 века, создающее  мощную поддержку развитию рыночной экономики. Это рельсы для поездов  на воздушных подушках, а не для  броненосца на запасном...»6.

Первым шагом по созданию инфраструктуры, способной вывести  наш интеллектуальный товар на мировой  рынок, должно быть формирование маркетингового информационно-аналитического центра, который обеспечит тщательный маркетинговый  анализ, выверенный выбор стратегических и тактических коммерческих целей, информацию о состоянии и тенденциях развития мирового рынка наукоемкой продукции и высоких технологий; просчитает ниши для отечественной продукции, задаст направления, поставит задачи для отечественных разработчиков. Начало деятельности по экспорту интеллектуального товара потребует создания базы данных для систематизации информации об отечественных проектах, сбора и анализа информации о потенциальных покупателях на мировом рынке, разработки системы оценки потребительской и денежной товарной стоимости разработок. Необходимо будет создать систему оперативного обмена, на основе электронных средств связи, технико-экономической информацией внутри страны и с зарубежными потребителями. Будет создана информационная основа для повышения конкурентоспособности отечественной продукции, для отбора наиболее эффективных проектов для экономики страны.

 

3.4.Роль  государства в инновационной  экономике

Ряд решений  исполнительной и законодательной  ветвей власти начиная с первой половины 2005 г. демонстрирует попытки повысить роль государства в управлении экономикой. В послании президента Путина Владимира Владимировича федеральному собранию в мае 2006-го года было сказано, что необходимо приступить к осуществлению конкретных шагов по изменению структуры нашей экономики и приданию ей инновационного качества. Необходимо определить приоритет инновационного развития и Россия должна в полной мере реализовать себя в таких высокотехнологичных сферах, как современная энергетика, коммуникации, космос, авиастроения, должна стать крупным экспортером интеллектуальных услуг. Особенно была выделена атомная отрасль. Последние годы государственная научно-техническая инновационная политика России была сконцентрирована на реализации важнейших направлений, определенных основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологии на период до 2010-го года и дальнейшую перспективу. В развитии данного документа в феврале 2006-го года межведомственная комиссия по научно-инновационной политике при Министерстве образования и науке была принята стратегия развития науки и инноваций Российской Федерации на период до 2015-го года. Важным направлением работы государства в инновационной сфере в последние годы стала поддержка индустрии прямых и венчурных инвестиций, включая региональные и отраслевые частно-государственные венчурные фонды, венчурные ярмарки. В рамках реализации программы «Старт» Фонда содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере в последние годы создано около тысячи новых малых инновационных предприятий и около четырех тысяч высококвалифицированных рабочих мест. В 2005-м году начата очень важная программа реализации сорока проектов создания бизнес-инкубаторов, программа поддержки экспортоориентированных малых предприятий субъектов Российской Федерации. На базе действующих академических институтов, университетов, государственных научных центров создано около ста центров трансферотехнологий, в том числе половина из них с государственным участием. Создание центров трансферотехнологий является базой для оптимизации механизмов взаимодействий участников инновационного процесса, в том числе и при трансферотехнологии двойного назначения. Усиливается значение инновационно-активных территорий, включая наукограды, технополисы и особые экономические зоны технико-внедренческого типа. Первым наукоградом Российской Федерации стал город Обнинск Калужской области - в 2000 году. До 2004 года статус наукограда присваивался Указом Президента Российской Федерации сроком на 25 лет с утверждением программы развития города как наукограда Российской Федерации. Такой статус получили семь наукоградов России (город Обнинск Калужской области, города Дубна, Королев, Реутов, Фрязино Московской области, рабочий поселок Кольцово Новосибирской области, город Мичуринск Тамбовской области). В 2004 году статус наукограда Российской Федерации не присваивался. Начиная с 2005 года, процедура присвоения статуса заметно упростилась. Он стал присваиваться постановлением Правительства Российской Федерации сроком на 5 лет без утверждения программы развития города как наукограда Российской Федерации. Такой статус к настоящему времени получили три города (г. Петергоф, город Пущино Московской области, город Бийск Алтайского края). В четырех регионах создаются особые экономические зоны технико-внедренческого типа в Москве, Санкт-Петербурге, Томске и в Дубне. Создана межведомственная комиссия при администрации президента, для которой предметом деятельности является инновационное законодательство. 19 июля 2007-го года был принят федеральный закон номер 195, который называется «О внесении изменений в отдельный законодательный акт и в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности». В этот федеральный закон вошли пять предложений, пять законопроектов из предложенного межведомственной комиссией проекта, они касаются мер по ускоренной амортизации в сфере инновационного бизнеса, освобождение от налогообложения патентно-лицензионных операций и некоторые другие меры. В июле 2007 года была учреждена "Российская корпорация нанотехнологий" ("Роснано") для "реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии". Возглавил корпорацию Анатолий Чубайс. Он сообщил, что в 2009 году госкорпорация планирует одобрить финансирование инвестпроектов в объеме 28,5 миллиарда рублей[19]. Корпорация выступает соинвестором в нанотехнологических проектах со значительным экономическим или социальным потенциалом. "Роснано" выбирает приоритетные направления инвестирования. С 2009 года внесены изменения в Налоговый Кодекс РФ. Согласно новому абз. 5 п. 2 ст. 262 НК РФ некоторые виды расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, в том числе и безрезультатные, организации могут признавать единовременно, а не равномерно в течение года, и с применением повышающего коэффициента 1,5 (то есть в расходы будет включаться сумма в полтора раза большая, чем фактические затраты), в целях стимулирования определенных видов деятельности часть операций освободили от обложения НДС. Принятые и озвученные властью инициативы не могут не радовать: налоговые и таможенные послабления для инновационных проектов, создание технопарков, обеспечивающих высокооплачиваемые и престижные рабочие места, что, в свою очередь, внесет вклад в экономический рост и создаст определенный социальный эффект.

 

 

Заключение

Вклад научно-технического прогресса  в прирост валового внутреннего  продукта наиболее развитых стран составляет по различным оценкам, от 75 до 100%. Таким  образом, одним из основных аспектов общегосударственного значения инноваций  является их решающее влияние на макроэкономические показатели. Инновации становятся стратегическим фактором экономического роста. Инновации  оказывают прогрессивное воздействие  на структуру общественного производства, изменяют экономическую организацию  общества. Инновации воздействуют практически  на все стороны общественной жизни, обеспечивают социальную стабильность, экологическое равновесие, активизируют международное научно-механическое сотрудничество, уровень развития инновационных  процессов детерминирует конкурентоспособность  национальной экономики и национальную безопасность.

Развитие инновационной сферы  обусловлено необходимостью решения  стратегических задач как на макро-, так и на микроуровне с целью  выхода на траекторию устойчивого экономического роста, что проявляется в изменяющихся потребностях общественного воспроизводства  и формировании нового технологического облика России.

Как следствие, актуальным в ближайшей  и долгосрочной перспективе становится переход экономики на инновационный  тип развития, формирование новых  институциональных структур, адекватных изменившимся условиям их функционирования. Анализ динамично развивающихся  экономических систем показывает, что  важным отличительным свойством  таких систем является конституирование условий (правовых, экономических, технологических, социальных), направленных на реализацию инновационного потенциала.

Помимо общеэкономических причин, факторами, сдерживающими развитие инновационной сферы, являются:

- отсутствие обоснованной концепции  национальной системы нововведений  в рамках инновационного типа  развития;

- недостаточная разработка целостной  методики определения экономического  механизма инновационной активности  и специфики реализации инновационного  потенциала в переходной экономике; 

- объективные и субъективные  факторы, ограничивающие доступ  к инвестициям. 

Особенностью современной ситуации является и неосознанность обществом  проблем формирования кадрового  потенциала и становления нового по содержанию человеческого капитала как важнейшего элемента инновационности экономики.

Негативным фактором является также  то, что государство не стимулирует  формирование системы общественной потребности в реализации инновационного потенциала страны. Отсутствуют четкие государственные концепции развития инновационного предпринимательства, недостаточно проработаны стратегии  государственной инновационной  и структурной политики, отсутствует  единая концепция такой политики на региональном уровне, законодательные  и управленческие решения противоречивы, отсутствуют эффективные механизмы  их реализации.

В данной курсовой работе были рассмотрены основные аспекты инновационного типа развития экономики. В ходе проведенного исследования были решены следующие задачи: рассмотрение сущности инновационного типа развития экономики  в развитых индустриальных странах; исследование возникновения  инновационного типа экономика; изучение проблем формирования инновационного типа экономики; рассмотрение изменений  в инновационном типе экономики  на пороге XXI века; анализ перехода России к инновационному типу развития экономики.

 

 

 

Список литературы

 

 

1.Булдаков В. И., Соколова Т.  В.  Экономическая теория. Учеб. Пособие. - М.:ИНФРА-М, 2007.

 

2.Марков М.М.Экономическая теория. Учеб. Поособие. М.:ЮНИТИ, 2007.

 

3.Тимофеев Л.И. и др. экономическая  теория. Учебник для вузов. Спб.:Питер. 2006.

 

4.Зинов В. Инновационный тип  развития экономики//Общество и  экономика. № 2. 2007.

 

5.Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2005.. – 456 с.

 

6.Экономическая теория: Учебник  для студ. вузов/ Науч. ред. и  рук. авт. коллектива В.Д.Камаев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 640 с.

 

7.Экономическая теория: Учебник  для вузов/ Под ред. Н.И. Базылева, С. П. Гурко. – Минск: БГЭУ, 2004. – 507 с.

 

8.Экономическая теория: Учебник/  Под ред. И.П. Николаевой. –  М.: Финстатинформ, 2004. – 399 с.

 

9.Анчишин А.И. Контуры инновационного  развития мировой экономики//Экономика.№  2. 2007.

 

10.Некипелов А.Д. Проблемы перехода  России к инновационному типу  экономики//Наука. № 3. 2007.

 

11.Борисов Е.Ф. Экономическая  теория: Учебник для вузов. –  М.: Норма. 2005. – 568 с.

 

12.Экономическая теория: Учебник  для вузов/ Под ред. А.И. Добрынина,  Л.С. Тарасевича. – СПб.: Питер, 2005. – 480 с.

 

13.Экономическая теория в вопросах  и ответах: Учеб. пособие для  вузов/ Под ред. В.М. Белоусова.  – Ростов н/ Д: Феникс, 2006. –  512 с.

 

14.Экономическая теория: учеб. пособие  / под ред. А.Г.Грязновой, В.М.Соколинского. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2006.

1 Корчагин Ю. А. Современная экономика России.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. С:403.

 

2Экономическая теория: Учебник для вузов/ Под ред. Н.И. Базылева, С. П. Гурко. – Минск: БГЭУ, 2004. – С. 352.

3 Экономическая теория: Учебник/ Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Финстатинформ, 2004. – С.264.

4 Булдаков В. И., Соколова Т. В.  Экономическая теория. Учеб. Пособие. - М.:ИНФРА-М, 2007.-С.106.

 

5 Новиков В.И., Состояние и перспективы становления инновационной экономики России 02.08.2007[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.sibai.ru/content/view/1014/1152/

6 Бойко Ирина Викторовна, президент Центра региональной и инновационной политики, д.э.н.

 


Информация о работе Инновационный тип развития экономики: опыт развитых стран и проблемы перехода к нему России