Иностранные инвестиции в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 13:13, реферат

Описание работы

Для России проблема деоффшоризации очень актуальна, поскольку оффшоры аккумулируют весьма существенную долю прибыли и активов. В 2012 году британская исследовательская компания Tax Justice Network опубликовала доклад, вызвавший во всем мире большой общественный резонанс. Аналитики подсчитали, сколько активов было выведено из разных стран в оффшоры за последние десятилетия.

Файлы: 1 файл

Иностранные инвестиции в России.docx

— 78.79 Кб (Скачать файл)

Иностранные инвестиции в России. Тренды – 2013

 

Для России проблема деоффшоризации очень актуальна, поскольку оффшоры аккумулируют весьма существенную долю прибыли и активов. В 2012 году британская исследовательская компания Tax Justice Network опубликовала доклад, вызвавший во всем мире большой общественный резонанс. Аналитики подсчитали, сколько активов было выведено из разных стран в оффшоры за последние десятилетия. По их оценкам, российских активов (преимущественно в оффшоры) с 1990 по 2010 годы было выведено на сумму 800 млрд долларов. В среднем за год это 40 млрд долларов. Для сравнения: планируемые расходы федерального бюджета за весь 2013 год – 13,73 трлн рублей (или 458 млрд долларов). 

Деньги, утекающие в зарубежные оффшоры (в млрд долл. США).  

По всем странам, кроме России и Китая, приведена  статистика за 40 лет – с 1970 по 2010. По России – данные с 1990 по 2010, по Китаю  – с 1980 по 2010.

Источник: Tax Justice Network

Особенностью использования  оффшоров различными странами является то, что «западники» выводят в  такие юрисдикции в основном прибыль, а российские предприниматели –  прибыль, активы и капиталы «на черный день».

Вывод денег из страны –  не всегда безвозвратное бегство  капитала за рубеж и совсем необязательно  – оптимизация налогообложения  при помощи оффшоров. Если ознакомиться с данными Росстата по объему инвестиций из России, накопленных за рубежом  за прошлый год, то крупнейшими получателями инвестиций являются Нидерланды, Кипр, Швейцария, США, Великобритания, Люксембург, Беларусь, Сент-Китс и Невис, Британские Виргинские острова и Австрия. Вместе с тем крупнейшими инвесторами России в 2012 году были Кипр, Нидерланды, Люксембург, Китай, Великобритания, Германия, Британские Виргинские острова, Ирландия, Япония и Франция. Как видим, во многом это одни и те же страны, в том числе и оффшорные юрисдикции.

Данные за январь-сентябрь 2012 года.

Источник: Росстат.

В экономике Москвы ситуация аналогичная.

Данные за январь-сентябрь 2012 года.

Источник: Департамент  внешнеэкономических и международных  связей Москвы.

 

Можно серьезно говорить о  том, что реинвестирование денег  в экономику России происходит при  активном использовании оффшоров. И ими российский бизнес пользуется не только и даже не столько в целях экономии на налогах и сокрытия экономических неналоговых преступлений, сколько для защиты собственности, спасения от недружественных слияний и поглощений, в целях того, чтобы сделать операции с активами более удобными (имеется в виду, в частности, наследование бизнеса и передача прав с использованием траста, которые сейчас практически не регулируются). Значит, бороться с оффшорами нужно не столько с помощью «закручивания гаек», сколько ослабляя налоговое и административное давление на бизнес, совершенствуя налоговое администрирование, а также – и это очень важно – создавая в России институт траста.

Наиболее привлекательные  для иностранных инвесторов сферы

Данные за январь-сентябрь 2012 года.

Источники: Росстат, Департамент внешнеэкономических  и международных связей Москвы.

 

В послании Федеральному собранию в конце прошлого года деоффшоризацию экономики президент предложил начать с повышения прозрачности оффшоров. В администрации президента РФ для разработки предложений по выведению российской экономики из оффшоров создана рабочая группа под руководством помощника президента Эльвиры Набиуллиной. Предлагаемая рабочей группой программа предусматривает четыре направления: изменения в налогообложении, усиление защиты прав собственности, повышение гибкости законодательства и развитие рынка капитала. Насколько известно нам, рабочая группа также планирует учесть упомянутую необходимость наследования бизнеса и создания практики передачи активов специальным трастам. Минэкономразвития предложило включать прибыль оффшорных дочек в налогооблагаемую базу российских компаний.

В целом же, деоффшоризация в России уже началась с повышения прозрачности владения активами и развитием сотрудничества с FATF и ОЭСР (FATF, Financial Action Task Force on Money Laundering, Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег; ОЭСР или OECD, Организация экономического сотрудничества и развития, Organisation for Economic Co-operation and Development).

Как известно, в конце  прошлого года было заключено дополнительное соглашение с Кипром о предоставлении информации. В январе согласно приказу  Минфина России Кипр был исключен из «черного» списка. Получаемые российскими  компаниями от кипрских оффшоров дивиденды  теперь не будут облагаться налогом  на прибыль (напомним, ставка была на уровне 9%). В связи с этим есть уверенность, что теперь ранее выведенная из страны прибыль будет возвращаться в  Россию более высокими темпами, чем  раньше.

Сейчас оффшоры, сосредоточенные  в «сером» списке ОЭСР (41 государство), все больше «обеляются». Почти во всем мире сейчас идет давление на институт номинальных директоров и бенефициаров. И это дает результаты. Так, Каймановы  острова собираются раскрыть имена  всех управляющих и номинальных  директоров, Белиз обязал иностранных  бенефициаров хранить безымянные акции  у регистратора и т.д. США и  другие страны используют административные методы, постоянно ужесточая требования к банкам в отношении открытия счетов оффшорных компаний, ужесточая  контроль за подозрительными операциями таких компаний. Пока вне этой тенденции только небольшая группа оффшорных юрисдикций Карибского бассейна: Ямайка, Пуэрто-Рико, Барбадос, Доминикана, Сент-Китс и Невис и т. д.

В докладах к различным  мероприятиям мы постоянно говорим  о том, насколько сильно на инвестиционный климат влияет фискальная политика государства  и правовая среда бизнеса. Приводим постоянно увеличивающийся коэффициент  налогового давления на бизнес (отношение  количества налоговых мероприятий  к числу клиентов, которые у  нас обслуживаются). Указываем на отсутствующие или не соответствующие современным реалиям, но необходимые для улучшения делового климата федеральные законы («О государственно-частном партнерстве», «О холдингах», «О финансовых группах», «О проектном финансировании», «Об инвестиционном банкинге», новые современные варианты ФЗ «Об инвестициях в РФ», «Об иностранных инвестициях в РФ и защите иностранных инвесторов», «О производных финансовых инструментах»).

Но не меньше на инвестиционный климат влияет внутренняя и внешняя  информационная политика. К сожалению, западные СМИ позиционируют Россию как страну с экстремальными условиями  жизни, поразительно высоким уровнем  преступности, насквозь пронизанную  коррупцией, политически и экономически нестабильную. В общем, донельзя усиливают  и без того больные для нас  темы и при этом практически не говорят о позитивной правоприменительной  практике в отношение знаковых инвестиционных проектов и удачных бизнес-кейсах иностранных инвесторов и бизнесменов в России.

По запросам СМИ к нашей  компании могу судить о том, что российские журналисты более объективны, они  интересуются экспертными мнениями как по позитивным, так и по негативным моментам. Западные же СМИ запрашивают комментарии в основном по отрицательным событиям и с большим недоверием относятся к нашим сдержанно оптимистичным оценкам тенденций. В Европе и США не так много найдется изданий, готовых публиковать наши авторские колонки и комментарии без редакторской правки, искажающей смысл.

Мы не призываем лить ответные потоки грязи на Запад и основных конкурентов за деньги инвесторов, а предлагаем действовать созидательно – договариваться, устанавливать конструктивное сотрудничество и вести честный непредвзятый диалог с иностранными информационными агентствами, газетами, журналами и СМИ, корректировать имидж России за рубежом.

В этой связи не такими уж и наивными и заведомо провальными  представляются стремления российских властей убедить иностранных  инвесторов и рейтинговые агентства  в относительной привлекательности  России. На Всемирном экономическом  форуме в Давосе, где к России в этом году было приковано особое внимание, о запуске имиджевой кампании «Инвестируй в Россию» объявил Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). В рабочую группу, которая будет заниматься улучшением имиджа России за рубежом, вошли высокопоставленные чиновники финансово-экономического блока, руководители Внешэкономбанка, государственных банков и того же РФПИ. Работать над репутацией страны планируется и при помощи авторитетных мировых инвестбанков. Как известно, первый консультант уже подобран – в ближайшие три года на Западе имидж нашей страны будет корректировать Goldman Sachs. Соответствующий меморандум с инвестиционным банком подписали несколько дней назад Минэкономразвития и РФПИ. Стоимость контракта составит $500 тыс. Рассчитываем, что это будут не траты, а инвестиции в продвижение страны на международной арене.

Помимо Московской агломерации, соседней Калужской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также  крупных промышленных регионов Сибири, для иностранных и российских инвесторов привлекательно Поволжье. Прежде всего, это Татарстан со своим  особым инвестиционным микроклиматом, а также Нижегородская, Ульяновская, Самарская, Саратовская и Волгоградская  области.

Так, еще несколько лет  назад Ульяновская область была депрессивным регионом: промышленность находилась в упадке, безработица  постоянно росла. Сегодня этот регион вместе с соседними олицетворяет промышленный потенциал средней полосы России. Промышленность оживляется, открываются новые предприятия, существенные инвестиции идут в сельское хозяйство, жилищное строительство и развитие туризма.

Регионы, объединенные географической близостью, в здоровом режиме конкурируют  за инвесторов, ведут разную экономическую  политику, но общие подходы в работе все же можно отметить. Приведем в упрощенном виде некий универсальный  алгоритм-практикум региональных «экономических чудес».

Во-первых, это открытость, прозрачность и честность в отношениях с инвесторами, реализация принципа защиты их прав и законных интересов.

Как правило, привлекательными для бизнеса регионы становятся благодаря созданию индустриальных парков, инновационных кластеров  и прочих территорий с особыми  режимами налогообложения и администрирования  и упрощенной регистрацией предприятий (особые экономические зоны). Когда  имеются развитая инфраструктура, коммуникации и заинтересованность местных властей  в развитии бизнеса, крупные инвесторы, в том числе иностранные, охотно садятся за стол переговоров и  смотрят на регион по-новому.

Третий фактор – это  создание специальных структур по работе с инвесторами, отделенных от региональных администраций. За счет некоторого дистанцирования от властей и понимания интересов инвесторов доверия таким структурам со стороны бизнеса больше.

Четвертое – это всяческое  поощрение развития бизнеса на начальном  этапе, чтобы создаваемые предприятия  занимались производством не только готовой продукции, но и комплектующих, привели за собой сервисные и  прочие завязанные на производство и  эксплуатацию компании, торговлю, сферу  услуг, участвовали в развитии образовательных  учреждений, содействуя таким способом решению не только своих кадровых вопросов, но и социальных проблем  региона.

Таким образом, пятый шаг  – это сочетание экономического и социального развития: строительство  жилья, дорог, школ, детских садов, модернизация жилищно-коммунального хозяйства  и прочей жизненно важной инфраструктуры, а также благоустройство территорий.

И шестой этап заключается  в прорыве ограничительного барьера, в который упирались развивающиеся  азиатские экономики в процессе своих «экономических чудес». - от развития региона к улучшению благосостояния граждан (поддержка малого и среднего высокотехнологичного и перспективного бизнеса). Ведь одно дело – привлечь крупных иностранных инвесторов и совсем другое – удерживая их и их финансовые ресурсы, вырастить свои собственные бизнесы и своих инвесторов в регионе.

Иностранное инвестирование в России – это не только пафосные мегапроекты в Московской агломерации, но и создание производственных филиалов и представительств в регионах страны. Вообще, иностранные компании, работающие в Москве и Московской области, в повседневной деятельности зачастую сталкиваются с непонятными правилами игры и неопределенностью. Вернее даже так – «в Московской агломерации есть не очень хорошая определенность» - именно так дипломатично оценивают ситуацию некоторые представители крупного иностранного бизнеса из числа наших клиентов, которые раньше работали в Москве, а теперь мигрировали со своими проектами в российские регионы.

По ряду причин работа в  регионах интереснее осуществления  инвестиционных проектов в столице. Это объясняется более низкой стоимостью рабочей силы в этих регионах, невысоким административным давлением  на бизнес и заинтересованностью  региональных властей в его развитии. Столица и другие крупные города РФ с их финансовыми ресурсами, средоточием крупного бизнеса, бюрократической и юридической неразберихой не имеют реально сильных стимулов к улучшению своего инвестиционного климата. А властям бедных и экономически отсталых регионов, имеющих эти стимулы, ничего не остается, кроме как очень активно работать над улучшением делового климата. Мы же, эксперты, готовы помогать и тем, и другим в вопросах привлечения и освоения инвестиций.

Российские  города в рейтинге Doing Business in Russia - 2012

Позиция в рейтинге

Город

Легкость  регистрации предприятий

Легкость  получения разрешений на строительство

Легкость  подключения к системе энергоснабжения

Легкость  регистрации собственности

1.

Ульяновск

3

4

5

8

2.

Саранск

20

8

1

8

3.

Владикавказ

27

11

2

2

4.

Ростов-на-Дону

26

15

3

4

5.

Казань

4

14

17

4

6.

Калуга

17

9

15

1

7.

Ставрополь

4

2

9

19

8.

Ярославль

7

17

6

16

9.

Сургут

30

1

19

8

10.

Иркутск

8

6

10

18

11.

Петрозаводск

6

16

21

8

12.

Киров

13

5

4

20

13.

Омск

19

20

13

4

14.

Выборг

10

23

12

8

15.

Владивосток

18

22

23

3

16.

Волгоград

2

27

26

4

17.

Воронеж

15

28

16

8

18.

Тверь

21

25

14

8

19.

Калининград

11

3

22

22

20.

Томск

15

6

10

25

21.

Самара

22

24

28

8

22.

Санкт-Петербург

1

9

24

27

23.

Хабаровск

24

29

8

17

24.

Екатеринбург

29

13

19

20

25.

Пермь

13

12

18

27

26.

Мурманск

12

19

27

23

27.

Кемерово

28

21

7

29

28.

Якутск

8

26

25

30

29.

Новосибирск

23

18

29

24

30.

Москва

25

30

30

26

Информация о работе Иностранные инвестиции в России