Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 22:48, реферат
Термин “институционализм” происходит от слова “институт” или “институция”, под которым понимается определенный обычай, порядок, принятый в обществе, а также закрепление обычаев в виде закона или учреждения. Идеологи институционализма относили к институтам как надстроечные, так и экономические явления: государство, семью, частную собственность, корпорации, систему денежного обращения и др. Расплывчатое понятие “институт” тем не менее носило уже отмеченную идейную нагрузку: оно означало стремление к расширению предмета экономической науки, включение в анализ неэкономических явлений и учреждений.
Введение
1. Сущность институционализма
2. Американский институционализм
3. Английский институционализм
Заключение
Список литературы
Институционализм и его основатели
Содержание
Введение
1. Сущность институционализма
2. Американский институционализм
3. Английский институционализм
Заключение
Список литературы
Термин “институционализм” происходит от слова “институт” или “институция”, под которым понимается определенный обычай, порядок, принятый в обществе, а также закрепление обычаев в виде закона или учреждения. Идеологи институционализма относили к институтам как надстроечные, так и экономические явления: государство, семью, частную собственность, корпорации, систему денежного обращения и др. Расплывчатое понятие “институт” тем не менее носило уже отмеченную идейную нагрузку: оно означало стремление к расширению предмета экономической науки, включение в анализ неэкономических явлений и учреждений.
Институционализм зародился в США на рубеже XIX и XX вв. Три крупных
экономиста стоят у его истоков: Торстейн Веблен, Джон Коммонс и Уэсли Клэр Митчелл. Рассмотрение этого течения в целом показывает, как на фоне развертывания кризиса “институционализм” как специфическое течение буржуазной политической экономии и в наши дни насчитывает немало сторонников. Вопрос об особенностях институционализма представляет тем больший интерес, что после второй мировой войны это течение стало одним из ведущих в современной буржуазной политической экономии. Оно представлено такими буржуазными теоретиками, как Дж. Гэлбрейт, Л. Грачи, В. Гордон, Г. Мюрдаль, Р. Хейлбронер и др.
Сущность институционализма
Институционализм — это в определенном смысле альтернатива неоклассическому направлению экономической теории. Институционализм — направление в экономической мысли, исходящее из постулата, что общественные обычаи регулируют хозяйственную, экономическую деятельность.
Ученые поставили под сомнение выводы неоклассического направления, и исходя из идеи развития определили задачу изучения сущности действительных явлений и исследования причин их эволюции.
Институционализм выделяется в особое течение экономической науки вследствие своей оригинальной методологии, для которой характерно использование социальной психологии, сосредоточение особого внимания на политических и социальных институтах, социализм.
По мнению институционалистов, экономическая наука занимается проблемами цен и конкуренций исходя из рациональной психологии человека. При этом важным является изучение не равновесия, а конфликта между человеческими коллективами.
Институционалисты пытаются заменить абстрактные исследования позитивными исследованиями реальных форм человеческой активности, которые все время меняются и составляют так называемые институты. В связи с этим они отмечают, что законы относительны, что каждый закон верен для определенных условий, в рамках данных институтов.
Институты (институции) - это разного рода социальные явления(налоги, семья, государство, профсоюзы, конкуренция, частная собственность, финансовая система) или лежащие в их основе различного рода психологические, правовые, этические и другие явления(обычаи, инстинкты, привычки). Институты - это как бы словесный символ для описания группы общественных обычаев. Они означают преобладающий и постоянный способ мышления или действия, который стал привычкой для группы или обычаем для народа.
Представители данного направления считают, что все институты носят черты коллективной психологии, следовательно, рассматривая обычаи различных групп, наука должна показать, какие экономические или моральные моменты связаны с определенными институтами и почему они перестают отвечать новым потребностям, и уступают место другим.
Институционалисты считают, что экономическая наука должна заниматься рассмотрением целей, к которым в поисках благополучия стремится человечество. Они отвергают идею гармонии классической школы и ее основные постулаты.
В институционализме прослеживаются два исходных начала: критическое, которое находит выражение в негативном отношении к свободному предпринимательству и бизнесу, и позитивное, которое воплощается в стремлении к модернизации существующего строя.
В зависимости от особенностей подхода выделяются социально-психологическая (Т.Веблен), социально-правовая (Дж.Коммонс) и конъюнтурно-статистическая (У.Митчелл) школы или разновидности инстуционализма.
Американский институционализм
Лидер институционализма - Торстейн Веблен. Веблен считал, что в рыночной экономике потребители подвергаются всевозможным видам общественного и психологического давления, вынуждающих их принимать неразумные решения.
Согласно Веблену, институты определяют непосредственные цели, руководящие поведением людей. Когда они совпадают с конечными целями, вытекающими из инстинктов, то обязательно складываются удовлетворительные и социальные условия и экономические условия. Институты подвержены изменениям.
Веблен в своей теории выделяет движущие силы, способные побудить человека производительной деятельности, среди которых: родительское чувство и чистая любознательность. Однако он считает, что частная собственность исказила эти стимулы, породила противоречие между миром бизнеса и миром индустрии, между потреблением и производством.
Первым среди западных экономистов Веблен выдвинул актуальную идею социального контроля над экономикой в интересах общества. Реализация ее возможна вследствие вмешательства в механизм хозяйствования, либо в результате ликвидации собственности финансовой олигархии. Он предлагает создать специальный орган - «совет техников», которому будет подчиняться все производство в стране.
Уэсли Клэр Митчелл (1874-1948) известен
как исследователь
Митчелл показал, что можно подойти по-новому к экономическим проблемам и утверждал, что цифры могут использоваться для уяснения проблем раскрытия причинных связей, установления соотношения между элементами нашего знания.
Главную задачу экономиста Митчелл видел в сборе и обобщении фактического материала, чтобы констатировать количественные зависимости между динамикой отдельных показателей. В связи с этим в своих трудах он систематизировал большой фактический материал из различных сфер хозяйственной жизни, усовершенствовал методы статистической техники.
Институциональный подход проявляется у Митчелла в размышлениях о природе и его денежном вопросе. Его понятие институтов как образцов и норм поведения, коренящихся в действии и мышлении людей, является основой объяснения «искусства делать деньги и тратить их». Теория равновесия, по его мнению, недостаточна для объяснения денежных отношений. Смысл их следует искать в институциональных категориях.
Митчелл анализирует ход
экономической активности и описывает
циклические подъемы и спады.
Он показывает, что циклические колебания
внутренне присущи
Вместе с тем, по мнению Митчелла, производство товаров не обязательно сопровождается цикличностью, но денежное хозяйство, сдерживая развитие производительных сил, вносит хаос в воспроизводство.
Митчелл является сторонником идеи планирования, создания системы страхования от безработицы, идеи соответствия роста заработной платы росту выработки.
Влияние Митчелла на общественную мысль США было велико. Он создал новое эмпирическое направление в институционализме, внес существенный вклад в методологию статистики, является основоположником эконометрики.
Английский институционализм
В Великобритании объективные
процессы обобществления производства,
монополизации и
Однако из–за сильных позиций, которые занимали традиционные течения, институционализм не получил такого широкого распространения, как в США. В первой половине XXв. Наиболее критически настроенным по отношению к официальной экономической теории был Джон Аткинсон Гобсон (1858 – 1940). Гобсон делит капиталистов на 2 группы: ищущих способы приложения капитала внутри страны и ориентированных на зарубежные страны. По мнению английского учёного не развитие экономики требует новых рынков сбыта и новых сфер размещения капитала, а неудовлетворительное распределение «потребительной способности». Поэтому, чтобы избежать внешней экспансии необходимо реформировать систему распределения, увеличив покупательную способность местного населения.
По мнению Гобсона, основными экономическими проблемами являлись благосостояние и сбережения, недопотребление и экономический излишек, распределение доходов и т.п. В связи с этим у него отсутствовала строгая система экономических взглядов.
Гобсон считал, что человеческие издержки необходимо измерять с учетом качества и характера трудовых усилий, способностей лиц, делающих эти усилия, распределения полезностей в обществе.
Гобсон подчеркивал, что навыки потребителей определяются существующим способом производства и распределения. Производители, стремясь контролировать способы использования потребителями их товаров, нередко навязывают вредные, а не полезные товары, которые становятся источником прибыли. Потребление диктуется подражанием и модой, его характер определяется не рациональностью, а престижем, традицией и мнимыми нормами респектабельности. В связи с этим в общественном производстве увеличивается доля бесполезных товаров, и для общества в целом теряется полезность.
Гобсон ввел термин органическое благосостояние, с которым было связано понятие экономического излишка. Благосостояние, по его мнению, можно создавать после того, когда четко определен общественный излишек, необходимый для поддержания и обогащения общества. В связи с этим Гобсон считал, что образование благосостояния предполагает наличие упорядоченной системы ценностей, которую следует искать в инстинктах и будничных интересах людей. Вытекающие из этих ценностей критерии должны определяться с точки зрения индивидуального и общественного здоровья, что предполагало гармоничное сочетание взаимосвязанных видов физической и умственной деятельности.
Гобсон рассматривал производство как поток, движущийся из одного сектора экономики в другой, механизм которого точно уравновешен, так как количество капитала, необходимое на каждой стадии, находится в точном и фиксированном соотношении с количеством потребительских товаров.
Гобсон утверждал, что в случае замедления темпа поступления сырья в промышленный поток или падения потребления, возникает серьезный риск соответствующего сокращения производства и занятости. Падение розничных цен передается по всей промышленной цепи, а сокращение продаж ведет к уменьшению поступления заказов и сокращению производства.
Таким образом, Гобсон рассматривал динамическую экономику, в которой основными элементами являлись накопление капитала и рост.
Таким образом, трактовка Гобсоном основных экономических категорий базировалась на социологической и этической основе. Его критика капитализма и желание перемен привели к осознанию необходимости реформ в обществе. При этом Гобсон подчеркивал, что для любых схем перестройки общества необходима замена мотива частной прибыли прямым общественным контролем хода процесса производства, поэтому необходимо открывать простор художественному творчеству, вводить законы о минимуме зарплаты, устанавливать высокие налоги на прибыль, поощрять развитие экономики, контролировать монополии.
Идеи Гобсона легли в основу экономической программы и практической деятельности английской лейбористской партии, понятийный аппарат использовался в дальнейшем представителями социально-институционального направления и других школ и направлений английской политэкономии.
Экономическое и историческое значение институционализма поистине велико. Э. Жамс, например, видел его в том, что представители этого направления дали описание новых условии развития капиталистической экономики, связанных с переходом к монополистическому капитализму. “При отсутствии перманентных теоретических законов,— писал он, имея в виду отрицание институционалистами закономерного характера экономических процессов,— вклад институционализма состоял в весьма углубленном описании экономических условий и конфликтов интересов современности. Институционализм показал, как мало наша экономика, не будучи абсолютно монополистической, соответствует классической картине свободной конкуренции” Появление институционализма вызвало существенный сдвиг в буржуазной политической экономии — от описания и апологии преимущественно исторического прошлого капитализма (характерных для исторической школы) и оторванных от реальной жизни схоластических абстракций маржинализма к описанию и классификации действительно существующих экономических явлений капитализма.