Интеграционная и дезинтеграционная тенденции в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

Конец двадцатого века повлёк за собой кардинальные изменения в мировой экономике. Во-первых, лопнула, так называемая, "мировая социалистическая система", во вторых, развалился сам отец этой системы Союз Советских Социалистических Республик. Процессы дезинтеграции ярко проявились с экономическими и политическими кризисами, а также локальными военными конфликтами. Но в Европе начались и противоположные процессы – интеграционные. Образовался Европейский Союз, появилась единая европейская валюта евро, расширилось НАТО.
Анализ сегодняшней ситуации в мире обнаруживает, что повсеместно – в странах разных культурных, экономических и политических систем – имеются тенденции как интеграционных, так и дезинтеграционных процессов.

Содержание работы

Введение 3
Понятие международной экономической интеграции 3
Возникновение интеграции 3
Экономические основы интеграции 4
Классификация интеграционных группировок 5
Основные интеграционные группировки в современном мире 5
Европейский союз 5
ЕАСТ 6
ЕЭП 6
ОЭС 6
НАФТА 6
Меркосур 7
АТЭС 7
ОПЕК 7
ВТО 7
Перспективы развития и проблемы интеграционных процессов в международной экономике 8
Понятие международной экономической дезинтеграции 10
Причины международной экономической дезинтеграции 10
Перспективы развития дезинтеграционных процессов в международной экономике 11
Заключение 12
Список источников 14

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 2.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

Достигнутые за последнее время  определённые положительные политические, экономические и, как следствие, — социальные результаты в странах — членах Европейского Союза дают основание и часто повод к выводу об уникальности и универсальности тех механизмов и принципов, на основе которых создано западноевропейское сообщество.

Однако следует отметить, что Европейский Союз больше решал и сегодня продолжает решать задачи военно-политического характера, чем экономического. Об этом свидетельствует целый ряд негативных тенденций, развивающихся в странах Союза. Прежде всего, это касается диспропорций в размещении производительных сил, капиталов и рабочих мест в соответствии с интеграционной политикой руководства ЕС, с одной стороны, и социально-экономическими интересами — с другой. Это относится к таким странам, как Греция, Испания, Португалия и Ирландия, в которых создаются предпосылки снижения объёмов производства и аннулирования отечественного промышленного производства.

Так, в Греции практически выведены из сферы экономики промышленные отрасли, а сельскохозяйственное производство во многом зависит от объёмов квот на экспорт продукции, выделяемых органами ЕС. Если в начале 80-х годов, экспорт сельскохозяйственной продукции из Греции в страны Сообщества составлял более 90% от её производства, то се час он снизился до 30%2. Таким образом, можно говорить о том, что в будущем процессы интеграции ЕС примут обратный характер.

Процесс интеграции в МЕРКОСУР, несмотря на незавершённость становления таможенного союза в его классическом виде, является наиболее динамичным в регионе. Перспективы интеграции в МЕРКОСУР в целом оцениваются большинством наблюдателей внутри субрегиона и за его пределами как благоприятные. Главные условия углубления и развития интеграции – укрепление экономической и финансовой стабильности блока. По мнению экспертов, взаимная торговля между странами МЕРКОСУР находится на самом пике. В августе 2010 года на 39-й встрече на высшем уровне Меркосур был утверждён общий Таможенный кодекс, который должен завершить формирование Таможенного союза в рамках МЕРКОСУР. Двадцатого декабря 2011 года во время встречи в верхах в Монтевидео, министры иностранных дел четырёх полных стран-членов, совместно с представителем Палестины подписали соглашение о свободной торговле.

Россия заинтересована в участии  в интеграционных проектах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), особую роль в которых играют Сибирь и Дальний Восток, прежде всего в энергетической и транспортной областях. Они могут стать своеобразным «сухопутным мостом» между странами Тихоокеанского кольца и Европой. Россия подала заявку на вступление в АТЭС в марте 1995 года. Позже в этом же году было принято решение о подключении России к рабочим группам АТЭС. Полностью процедура вступления России в организацию завершилась в ноябре 1998 года. С 2 по 8 сентября 2012 года саммит АТЭС проходил в России, во Владивостоке на острове Русском.3

Кроме этого, последствия вступление России в ВТО является актуальной темой в перспективе интеграционных процессов в мировой экономике. Существуют плюсы и минусы этого явления.

С одной стороны, вступление в ВТО приведёт к улучшению имиджа страны в качестве равноправного участника мировой торговли, снижению барьеров на пути к международному торговому рынку, получению свободного доступа к сложившимся международным схемам разрешения споров в области торговли, снижению пошлин.

Но есть и минусы. Так, существует угроза роста безработицы в случае, если российские предприятия не выдержат конкуренции с иностранными производителями. Особенно может обостриться ситуация в моногородах с единственным градообразующим предприятием.

Также снижение импортных пошлин может  привести к тому, что целый ряд  товаров станет невыгодно производить  в России. Наибольший риск существует для аграрного сектора экономики (как растениеводства, так и животноводства).

На сегодняшний день, основной тенденцией интеграционных процессов в международной экономике является фритредерство. Так, федеральный канцлер германии Ангела Меркель объявила, что Германия выступает против торгового протекционизма, который приведёт к обоюдному повышению пошлин. А немецкие власти пообещали, что Европа не будет повышать сборы для КНР.

Понятие международной экономической  дезинтеграции

Международная экономическая дезинтеграция — это процесс разделения экономической системы на составные отдельные элементы, стремящиеся на начальном этапе к максимуму обособленности и самостоятельности. Так межгосударственная дезинтеграция может трактоваться, как процесс экономической эволюции по отношению к интеграции и означает возвращение бывших членов интеграционного блока к исходному, обособленному, состоянию их экономических отношений.

Причины международной экономической дезинтеграции

  1. Дифференциация уровней социально-экономического развития стран.
  2. Неравенство доходов вследствие неравномерного размещения и развития отраслей, разницы в уровне образования и квалификации работников, динамики уровня занятости и инвестиций, различия в институциональном и культурном развитии.
  3. Высокая социальная дифференциация населения интегрирующихся стран.
  4. Отсутствие реальных экономических предпосылок и основ, стратегического потенциала объединения, «навязывание» интеграции развитыми партнёрами более слабым участникам.
  5. Конфликты местного этноса, провоцирующие этнорелигиозную рознь и экстремизм, национализм и расизм.

Закрепление неравномерности экономического развития отдельных стран и регионов в рамках интегрирующегося пространства в результате либерализации движения товаров, капиталов и рабочей силы, на практике становятся основной причиной дезинтеграции.

В противовес фритредерству, политика протекционизма является характерной чертой дезинтеграционных процессов.

Протекционизм – политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. С одной стороны, такая политика способствует развитию национального производства. Однако протекционизм отрицательно влияет на мировую торговлю, замедляет экономический рост, подрывает экспорт стран.

Перспективы развития дезинтеграционных процессов в международной экономике

На сегодняшний день, Европейский Союз пребывает в кризисе интеграции. Проблема расслоения стран Европы на бедные и богатые особенно остро стоит сегодня. Возникли условия, когда «отличники» могут выдвигать «двоечникам» требования, подрывающие всю философию экономики последних. Это ставит перед всеми странами Европы вопрос, каковы могут быть сценарии того, что ещё несколько лет назад представлялось немыслимым, — распада или качественной деградации Евросоюза.

Исходя из оценки текущих событий  и потенциала устойчивости европейской конструкции к внутренним и внешним вызовам, имеющим, впрочем, близкую природу, можно предвидеть два основных сценария развития Евросоюза.

Первый сценарий – это дезинтеграция, перетекание полномочий с надгосударственного  на национальный характер. Государства ЕС в своём большинстве вполне удовлетворены Лиссабонским договором и будут наращивать секторальное сотрудничество «на разных скоростях». Перспектива — выход к середине следующего десятилетия на символически единое сообщество, функционально разделённое на вертикальные (по сферам сотрудничества) и горизонтальные (по регионам) группировки. Наиболее важным индикатором служит способность или неспособность стран ЕС так усовершенствовать законодательную базу, чтобы принимаемые в рамках отдельных группировок решения не блокировали друг друга.

Второй сценарий — функциональная дезинтеграция высокой степени  интенсивности, сопровождаемая физическим выходом отдельных государств из зоны евро или Евросоюза в целом. Спровоцировать его может новая  волна мирового экономического кризиса и, как ответ на неспособность найти общее решение, активизация мер по преодолению негативных эффектов на национальном уровне. В этом случае темпы усыхания реальной дееспособности институтов Евросоюза и действенности европейского права будут столь высоки, что уже к концу текущего десятилетия Брюссель превратится, с точки зрения его внутренней дееспособности, в пустую раковину. Реальные полномочия перейдут к межправительственным органам, включая экспертные группы и комиссии.

Во всем мире одновременно с процессами интеграции протекают и процессы дезинтеграции. Существуют объективные и субъективные причины. Причинами дезинтеграционных процессов в СССР: - несовершенство государственного устройства, неоднородность государства по причине огромной территории, крушение коммунистической идеологии и административно-командной системы управления. На сегодняшней день процессы дезинтеграции и децентрализации не остановлены, они усиливаются в условиях экономического кризиса, в котором находится Россия и многие постсоветские государства. Неудачи экономических реформ усилило неприятие проводимой Центром политики, стимулирует центробежные процессы и национальный и региональный сепаратизм. Этому способствуют узкие региональные интересы, толкающие руководителей на решения, нарушающие единое пространство: экономическое (например, запреты на вывоз продукции); правовое (несоответствие законов субъекта Конституции РФ). Субъекты Федерации требуют от федерального Центра все большую часть налоговых поступлений и расширения прав. Открытая экономика способствует расширению внешних связей регионов помимо федерального центра. Появляются предложения о передаче властям субъектов полномочий федеральных судов и силовых ведомств. Существует мнение, что вертикаль гос. власти ослаблена и все три уровня власти (федеральный, региональный и местное самоуправление) существуют как бы параллельно. Во многом это связано с отсутствием законодательно закреплённого разграничения полномочий и обязанностей и неотрегулированностью взаимоотношений, особенно бюджетных. Главным фактором влияния Центра на регионы является распределение финансовых ресурсов через трансферты. Если учесть, что регионов-доноров в России меньше десятка, то сокращение федерального финансирования усугубляет положение. Процессы дезинтеграции можно остановить с помощью правильной региональной и национальной политики, при стабильной экономической ситуации и постепенном выравнивании социально-экономического состояния регионов, при чётком законодательно закреплённом порядке распределения полномочий между центром и регионами, учёте всех специфических моментов национального и конфессионального своеобразия регионов.

Заключение

Интеграция – это, прежде всего, межгосударственное регулирование экономической взаимозависимости, а также формирование регионального хозяйственного комплекса со структурой и пропорциями, обращёнными на потребности региона в целом.

Интеграционный процесс по своей  природе объективен. Его главной  целью является установление при  активном содействии о стороны государств-участников устойчивых всесторонних торгово-экономических связей между национальными хозяйствами двух или более стран с аналогичным социально-экономическим строем. В ходе развития интеграционного процесса происходит взаимопроникновение, а в перспективе и сращивание в той или иной мере национальных процессов воспроизводства, сближение социальных и институциональных структур разных стран.

На сегодняшний день, тенденции  развития интеграционных процессов  имеют и положительные и отрицательные последствия. Так, вступление России в ВТО приведёт к снижению барьеров на пути к международному торговому рынку, однако при этом существует угроза роста безработицы в случае, если российские предприятия не выдержат конкуренции с иностранными производителями.

Дезинтеграция – процесс, обратный интеграции, т.е. процесс распада одной экономической системы на составные элементы. И на сегодняшний день существуют тенденции развития дезинтеграционных процессов. Они могут быть как положительными, так и отрицательными. Например, дезинтеграция России, на сегодняшний день, имеет только отрицательные последствия.

 

Список источников

  1. Шестаков, А.В. Экономика и право. Энциклопедический словарь, 2000 – 568 с.
  2. Трубицына, Т. И., Общая экономическая теория, 2002 – 160 с.
  3. Раджабова, З.К., Мировая экономика, 2006. – 336 с.
  4. Большая Энциклопедия Нефти Газа, http://ngpedia.ru/
  5. Осьмова, М.Н., Бойченко, A.B. Глобализация мирового хозяйства, 2006 – 376 с.
  6. Минашин, Н. Экономическая дезинтеграция // РБК daily. –  2006.
  7. Мартынов, К. Россия в 2031 году: дезинтеграция, стабильность или прорыв // Мнения.ру – 2011.
  8. Либман, А.М., Хейфец, Б.А Модели экономической дезинтеграции // Евразийская экономическая интеграция. – 2011.
  9. Евстифеев, Ю.М. Дезинтеграционные процессы в современной России на примере целлюлозно-бумажной промышленности // Российское предпринимательство – 2008.
  10. Дробинина, Е. АТЭС в России - ещё одна попытка привлечь инвесторов // Би-би-си – 2012.
  11. Россия в ВТО. Стратегия успеха // Международный экономический форум – 2013.
  12. Кануто, О. Глобальные проблемы интеграции // Всемирный банк – 2013.
  13. Ваш, Э.Л. Проблемы экономической интеграции России в мировую экономику //Экономический журнал – 2011.
  14. Спартак, А.Н. Развитие и международно-правовое регулирование процессов региональной экономической интеграции // Внешнеэкономический вестник – 2010.

1 Большая Энциклопедия Нефти Газа

2 http://hdrstats.undp.org/en/countries/country_fact_sheets/cty_fs_GRC.html

3 http://ria.ru/economy/20071218/92925634.html


Информация о работе Интеграционная и дезинтеграционная тенденции в мировой экономике