Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 17:43, автореферат
Целью исследования является раскрытие теоретико-методологических основ, тенденций и особенностей развития интеграции торгово-экономических отношений стран.
Исходя из поставленной цели, в работе предусматривалось решение следующих задач:
- обосновать теоретические подходы к интеграции, как закономерности развития современной экономики;
- исследовать интеграционные формы международных торгово-экономических отношений;
- проанализировать мировой опыт создания свободных торгово-экономических зон;
- выявить тенденции развития интеграционного торгово-экономического сотрудничества;
- дать оценку деятельности созданных свободных торгово-экономических зон;
- определить приоритетные направления развития интеграционных процессов в торгово-экономических отношениях стран;
- обосновать необходимость усиления экспортной составляющей интеграционного торгово-экономического сотрудничества стран.
На возникающий вопрос, почему в одних случаях интеграционный блок оказывался прочным и устойчивым, а в других нет, автор отвечает, приводя ряд объективных и субъективных факторов.
Во-первых, необходима одинаковость (или сходство) уровней экономического развития интегрирующихся стран.
Во-вторых, все страны-участницы должны быть не только близки по экономическому и социально-политическому строю, но и иметь достаточно высокий уровень хозяйственного развития.
В-третьих, в развитии регионального интеграционного союза необходимо соблюдать последовательность фаз: зона свободной торговли – таможенный союз – общий рынок – экономический союз – политический союз.
В-четвертых, объединение стран-участниц должно быть добровольным и взаимовыгодным.
Интеграционные процессы приводят, прежде всего, к развитию экономического регионализма, в результате которого отдельные группы стран создают для себя более благоприятные условия торговли, передвижения капиталов и рабочей силы, чем для всех других стран. Несмотря на очевидные протекционистские черты, экономический регионализм не считается негативным фактором для развития мировой экономики, если только группа интегрирующихся стран, упрощая взаимные экономические связи, не устанавливает менее благоприятные, чем до начала интеграции, условия для торговли с третьими государствами. Поэтому главным критерием устойчивости интеграционной группировки, на наш взгляд, является доля взаимной торговли стран-партнеров в их общей внешней торговле.
Все вышеизложенное позволило автору диссертационной работы дать определение экономической интеграции как процесса экономического взаимодействия стран, приводящего к сближению хозяйственных механизмов, принимающего форму межгосударственных соглашений и регулируемого межгосударственными органами.
3. Выявлены особенности функционирования различных моделей интеграции, всесторонне показана неэффективность сырьевой модели экспорта.
Практика показывает, что реальный процесс интеграции в силу своей внутренней противоречивости не может происходить прямолинейно и поступательно. В силу возникающих противоречий между провозглашенными целями и реальными достижениями, на практике наиболее вероятной является реализация лишь начальных этапов экономической интеграции до уровня таможенного союза.
Опыт региональной интеграции (в наиболее развитых формах сфокусированный в рамках ЕС) показал колоссальные сложности создания единого экономического пространства и разную степень заинтересованности в глубине взаимодействия сторон, что не укладывается в принятые схемы. Многообразие моделей интеграции в Северной Америке, Латинской Америке, в АТР, Африке, на Ближнем Востоке, отразившее значительную дифференциацию страновых, региональных и субрегиональных экономических систем, механизмов воспроизводства, других ключевых параметров развития, позволяет видеть и частичную модификацию классической схемы в одних случаях и ее существенную трансформацию в других.
К примеру, в отличие от ЕС, страны - члены НАФТА, создавая зону свободной торговли, не ставили задачи перейти затем к таможенному союзу, несмотря на то, что с первых же шагов были введены определенные элементы общего рынка (либерализация капиталовложений, меры по сближению стандартов, либерализации в сфере услуг, гармонизации политики в отдельных сферах, например, в области охраны окружающей среды, и др.).
В АТЭС поставлена задача формирования (до 2020 г.) зоны свободной торговли и свободного движения инвестиций. Одной из нетрадиционных, гибких схем (моделей) интеграции является и создание так называемых «треугольников интенсивного роста» в АТР — интеграции приграничных районов нескольких стран. Латиноамериканские страны стали создавать предпосылки к новой фазе сотрудничества с азиатскими странами АТЭС: здесь сочетаются координация связей по межрегиональным механизмам с двусторонними каналами сотрудничества.
В СНГ реализуется модель «разноскоростной» интеграции, предусматривающая в рамках одной региональной интеграционной группировки применение разными странами-членами различных форм интеграции. В наибольшей мере здесь получила распространение модель многоуровневой интеграции, суть которой состоит в том, что объединяться в интеграционные блоки должны в первую очередь государства, которые потенциально наиболее близки друг другу по многим экономическим, политическим и культурным параметрам. Вследствие этого на пространстве СНГ сложились несколько интеграционных межгосударственных объединений и организаций, различающихся по составу участников и задачам взаимодействия, в первую очередь таких, как Союзное государство России и Беларуси, Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова). Центральноазиатское экономическое сообщество (ЦАЭС), переименованное затем в ЦАС, и в связи с образованием ЕврАзЭС было принято решение об его упразднении.
В настоящее время в рамках ЕврАзЭС действует свыше 90 международных договоров, регулирующих различные аспекты экономической интеграции и гуманитарного сотрудничества. Считается, что к настоящему моменту зона свободной торговли ЕврАзЭС сформирована и ее правовой основой являются двухсторонние соглашения об установлении режима свободной торговли (РСТ), заключенные между государствами ЕврАзЭС. Формирование таможенного союза ЕврАзЭС осуществляется по трем направлениям: внешнеторговая политика, таможенная сфера и пограничная политика. Наибольшего согласования по всем многочисленным аспектам и проблемам создания единой таможенной территории пока удалось достичь трем государствам – России, Беларуси и Казахстану.
За период существования сообщества товарооборот в нем вырос в 31,5 раза – с 29 млрд. в 2001 г. до 913 млрд. долларов США в 2011 г., а объем взаимной торговли, исчисляемый как сумма стоимостных объемов экспортных и импортных операций государств – членов Таможенного союза составил в 2011 году 62,3 млрд. долларов США. В рамках Таможенного союза создаются механизмы, в том числе и финансовые, для проведения крупных совместных экономических проектов в энергетике (включая атомную), микроэлектронике, биотехнологии, сельскохозяйственном машиностроении. На настоящий момент страны Евроазиатского экономического сообщества (ЕврАзЭС) решили создать зону свободной торговли со всеми государствами СНГ. Обсуждается вопрос о повышении роли рубля во взаимных валютных отношениях Сообщества и превращении его в региональную валюту ЕврАзЭС.
Вместе с тем в диссертационной работе отмечается, что интеграционные процессы в ЕврАзЭС имеют определенную специфику, обусловленную различной экономической и политической ситуацией в странах-участницах.
Во-первых, государства ЕврАзЭС характеризуются разным уровнем экономического развития. И в этом смысле существенное значение для выработки концепции интеграции Сообщества имеет как опыт развития ЕС, где существенная разница экономического развития государств-участников была одним из начальных условий создания объединений.
Во-вторых, одним из основных направлений деятельности ЕврАзЭС заявлено сотрудничество в энергетической сфере и создание единого энергетического пространства, что предполагает выработку совместной политики в сфере добычи, транспортировки и реализации энергоносителей как внутри Сообщества, так и за его пределами и которая в настоящее время достаточно противоречива.
В-третьих, большую часть государств ЕврАзЭС составляют государства Центральной Азии, где существенным фактором экономической интеграции является поддержание политической стабильности в регионе. В этой связи особенно важным представляется тесное сотрудничество таких интеграционных группировок, как ЕврАзЭС, ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности) и ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), что и обеспечивает достижение вышеназванной цели.
Развитие интеграционных процессов в Центральной Азии характеризуется также экономическим и политическим взаимодействием государств, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). Потребность в создании подобной структуры возникла, исходя из ситуации в геополитике Центральной Азии, что сопряжено как с географическими особенностями региона (граничащие Афганистан, Кавказ, а с другой стороны – КНР, мусульманский мир, РФ), так и с теми интересами, которые сформировались вследствие геополитических факторов и стратегических целей стран в Центрально-Азиатском регионе. В их числе наиболее весомыми в международном плане являются Россия и Китай.
Китай фокусирует свои усилия на экономической составляющей ШОС, считая, что именно она позволит сбалансировать все структуры интеграционного объединения и усилить его консолидирующую силу. Благодаря позиции Китая внутри ШОС обозначился экономический и гуманитарный векторы сотрудничества.
На настоящем этапе никакая другая международная структура, кроме ШОС, не способна дать центрально-азиатским странам возможность для выстраивания наиболее адекватной модели взаимодействия друг с другом и с основными внерегиональными центрами силы. Образование ШОС позволило впервые в истории объединить Китай, Россию и страны Центральной Азии, создав многосторонний механизм региональной безопасности и экономического сотрудничества.
В то же время автор исследования подчеркивает, что есть ряд моментов, которые могут оказать негативное влияние на развитие организации. В частности, это то, что ШОС на сегодняшний день не в состоянии реализовать в полном объеме заложенный в ней потенциал. Дело в том, что она объединяет страны с весьма различным экономическим, военным и политическим потенциалом, что не способствует осуществлению целого ряда проектов, требующих хотя бы пропорционального финансового и материального участия членов ШОС.
4. Раскрыта роль свободных экономических зон в экономическом развитии стран и в условиях трансграничного сотрудничества Казахстана и КНР.
Реформирование экономической системы в странах СНГ и, в частности, в Казахстане, привело в движение рыночные механизмы, что предполагает интеграцию в мировую экономику за счет разнообразных форм торгового и делового сотрудничества. СЭЗ, являясь инструментом ускорения регионального развития, оказывают положительное воздействие на экономику, что показывает опыт других стран.
В системе мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают в основном как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углубления интеграционных экономических процессов. Создание свободных экономических зон рассматривается как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности.
Со времени подписания в 1973 году Киотской конвенции, определившей свободную зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, свободные экономические зоны получили широкое распространение во многих странах, так как их экономика имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режим благоприятен для внешних и внутренних инвестиций. По оценкам западных специалистов в 2010 году через различные свободные экономические проходило до 30% мирового товарооборота.
Мировой опыт создания и функционирования свободных экономических зон свидетельствует о том, что наряду с зонами, созданными для углубления интеграции с мировым рынком, стимулирования международных экономических связей (зоны свободной торговли, экспортно-производственные, таможенные и др.), существуют зоны с особым режимом поощрения соответствующих видов деятельности и отраслей производства. Например, зоны поощрения развития отсталых районов, их индустриализации. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, свободные экономические зоны создавались для реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах. В этих целях предпринимателям (мелким и средним) предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала.
С подобной же целью создавались свободные экономические зоны и в развивающихся странах, что обеспечивало превращение ранее отсталых районов в динамично развивающиеся. Однако в отличие от промышленно развитых стран в этих государствах упор при создании свободных экономических зон был сделан на привлечение иностранного капитала.
Помимо привлечения иностранного капитала, задействуемого для активизации экономических процессов внутри страны, создание производственных свободных экономических зон увязывают с тремя основными задачами:
В плане изучения мирового опыта создания СЭЗ большой интерес представляют предпосылки создания свободных экономических зон в КНР. Китайский опыт применения на практике идеи свободных экономических зон, стал, на наш взгляд, одним из самых успешных в мире. С момента создания первой китайской СЭЗ в 1980 году такие образования стали появляться в стране повсеместно, и на сегодняшний день они располагаются на территории 5 китайских провинций и в 14 приграничных городах. Основная цель, которую преследовало правительство Китая, открывая СЭЗ, является привлечение иностранного капитала, технологий и менеджмента. Для этого в СЭЗ создавались максимально тепличные условия для ведения бизнеса. В Китае для предприятий, находящихся в составе СЭЗ, налоговые и таможенные льготы предоставляются на пять лет (для технологий с длительным периодом освоения – на семь). В частности, ставка налога на прибыль составляет 15%, а при экспорте 70% продукции – 10%. Таможенные льготы включают освобождение от импортной пошлины необходимого предприятиям оборудования, которое отсутствует на внутреннем рынке. Не облагается импортной пошлиной и сырье, используемое для выпуска экспортной продукции. Результатом является экспорт китайскими СЭЗ более 50% своей продукции и получение миллиардных инвестиций, производится в основном продукция с высокой степенью переработки.