Интеллектуальная собственность. Сущность. Виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 14:26, реферат

Описание работы

На сегодняшний день интеллектуальная собственность является одной из самых популярных тем, обсуждаемых в современном мире. Интеллектуальная собственность представляет собой продукт человеческого разума, результат творчества, который охраняется законом.
Интеллектуальная собственность — в широком понимании термин означает закреплённое законом временное исключительное право, а также личные неимущественные права авторов на результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.<5>
Интеллектуальная собственность нематериальна. Предметом ее ведения является имущество, не имеющее физической реальности: оно неосязаемо и невидимо.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
Сущность интеллектуального права………………………………..5
Виды интеллектуального права……………………………………..8
Заключение……………………………………………………………...19
Список литературы……………………………………………………..20

Файлы: 1 файл

эт.docx

— 36.34 Кб (Скачать файл)

                             Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Восточно-Сибирский государственный университет

технологий и управления»

(ФГБОУ ВПО  ВСГУТУ)

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          РЕФЕРАТ

по дисциплине «Экономическая теория»

 

на тему

                 «Интеллектуальная собственность. Сущность. Виды»

 

 

 

                                                                                                                                                                                          

 

 

 

                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

  1. Сущность интеллектуального права………………………………..5
  2. Виды интеллектуального права……………………………………..8

Заключение……………………………………………………………...19

Список литературы……………………………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Введение

 

На сегодняшний день интеллектуальная собственность является одной из самых популярных тем, обсуждаемых в современном мире. Интеллектуальная собственность представляет собой продукт человеческого разума, результат творчества, который охраняется законом.

Интеллектуальная собственность — в широком понимании термин означает закреплённое законом временное исключительное право, а также личные неимущественные права авторов на результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.<5>

Интеллектуальная собственность нематериальна. Предметом ее ведения является имущество, не имеющее физической реальности: оно неосязаемо и невидимо. В то же время, она не охватывает всю эту сферу - так, например, ценные бумаги или биржевые ценности не интересуют интеллектуальную собственность. Право интеллектуальной собственности занимается нематериальной сферой, но не всей ее совокупностью.

Точно так же как и материальный объект, интеллектуальную собственность можно купить, продать и арендовать. Так же как и материальный ресурс, ее могут утерять, или уничтожить при неосторожном или невнимательном уходе. Ее можно застраховать или использовать в качестве залога. Она может появиться на свет в результате моментальной вспышки вдохновения или многих лет усердного кропотливого труда. Она может исчезнуть в одно мгновение или существовать вечно.

При всех своих характеристиках ИС имеет экономическую стоимость (во многих случаях очень высокую), которую зачастую не упоминают в отчетности, недоучитывают и недооценивают. С точки зрения бизнеса она открывает новую рыночную возможность или представляет угрозу — в зависимости от того, кто ею распоряжается.

Объект: интеллектуальная собственность

Предмет: понятие интеллектуальной собственности, ее виды.

Цель реферата: рассмотреть понятие интеллектуальной собственности, ее виды.

Задачи:

1. Изучить сущность интеллектуальной собственности

2. Рассмотреть  виды интеллектуальной собственности

 

 

             1.Сущность интеллектуальной собственности

 

1.1Определение интеллектуальной собственности

 

Интеллектуальная собственность (условный собирательный термин) включает права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям, научным открытиям, изобретениям и т.д. Несколько упрощая, можно сказать, что к интеллектуальной собственности относится информация, которая может быть представлена на материальном носителе и распространена в неограниченном количестве копий по всему миру. Собственностью являются не эти копии, а отражаемая в них информация.

Интеллектуальная собственность обычно подразделяется на промышленную собственность и произведения, охраняемые авторским правом.

Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), принятая в Стокгольме 14 июля 1967 г., предусматривает, что объектами права интеллектуальной собственности являются:

1) литературные, художественные произведения и  научные труды;

2) исполнительская  деятельность артистов, фонограммы  и радиопередачи;

3) изобретения  во всех областях человеческой  деятельности;

4) научные открытия;

5) промышленные  образцы;

6) товарные знаки, знаки обслуживания и коммерческие  наименования и обозначения;

7) пресечение  недобросовестной конкуренции.

Данный перечень конкретных видов интеллектуальной собственности не является исчерпывающим. Он может быть дополнен национальным законодательством.

Говоря об объектах интеллектуальной собственности, необходимо выделить их отличительные черты:

1) все объекты  интеллектуальной собственности  — результаты (или проявления) деятельности  ума — это прямые и непосредственные  проявления человеческого таланта  в области науки, техники, литературы, искусства. Именно поэтому такого  рода собственность обозначается  как "интеллектуальная";

2) результаты  интеллектуальной деятельности  имеют стоимостные оценки, как  и прочие продукты человеческого  труда. Они могут быть предметом  трудовых контрактов, договоров  купли-продажи, передачи прав для  использования другими субъектами, т. е. не авторами, изобретателями. Субъект  осуществляет присвоение упомянутых  нематериальных объектов своей  властью и в своих интересах; содействие третьих лиц при  этом не требуется;

3) продукты интеллектуальной  деятельности выступают носителями  определенной информации. Это —  новые решения технических задач (изобретения, промышленные образцы) сведения о месте производства  товара и т. д. Сама информация  имеет нематериальный характер  и, лишь, будучи воплощенной в  объективную форму (текст, символ, графический  знак и т. д.), может быть включена  в гражданско-правовой оборот  в качестве интеллектуальной  собственности;

4) большинство  объектов интеллектуальной собственности  как результаты творческого труда  имеют авторов (изобретателей), чьи  имена сопровождают данные объекты;

5) интеллектуальные  продукты имеют нематериальный, невещественный, бестелесный характер  в отличие от объектов вещных  прав. Как всякие нематериальные  объекты, не имеющие натуральной  формы, результаты интеллектуальной  деятельности не подвержены износу, амортизации, они могут устаревать  лишь морально;

6) между объектами  интеллектуальной собственности  существует системная связь. Например, на этапе научно-технического прогресса формируются и развиваются интеллектуальные продукты, и последующие в известной мере зависят от предыдущих. Первоначально объективное выражение получают результаты научной деятельности — теории, гипотезы, уравнения, открытия и т. д. Воплощенные в рукописи, опубликованные статьи, монографии, научные отчеты, они нередко служат основанием перехода к опытно-конструкторским работам. Результатом этого являются изобретения, промышленные образцы, математические расчеты и т. д. — объекты интеллектуальной собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Виды интеллектуальной  собственности

 

Патентное право

Объектом патентного права являются интеллектуальные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы.

Изобретение — техническое решение задачи, относящееся к продукту или способу, обладающее новизной, неочевидностью (изобретательским уровнем) и пригодное к осуществлению промышленным путем. Изобретением является неизвестное ранее знание о том, как решить (удовлетворять) определённую общественную (утилитарную) проблему (потребность).

Полезная модель - техническое решение, относящееся к устройству, обладающее новизной, имеющее явно выраженные формы пространственного воплощения и пригодное к осуществлению промышленным путем. К полезным моделям относится конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей.

Промышленный образец — художественно-конструкторское решение внешнего вида изделия, обладающее новизной, оригинальностью, удовлетворяющее современным требованиям технической эстетики и осуществимое промышленным путем.

Патент является документом, удостоверяющим приоритет, авторство изобретения, полезной модели, промышленного образца и исключительное право на его использование. Обладателю патента предоставляется право запретить использование объекта интеллектуальной собственности в коммерческих целях любому юридическому или частному лицу. Государство, выдавшее патент, тем самым обязуется защищать монопольные права патентообладателя с помощью своих правоохранительных органов - судов, прокуратуры, милиции и так далее.

Срок действия исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец и удостоверяющего это право патента составляет: двадцать лет - для изобретений; десять лет - для полезных моделей; пятнадцать лет - для промышленных образцов.

Охранные документы довольно сложны и имеют важные и далеко идущие экономические и юридические последствия для авторов и работодателей. Поэтому подготовка заявочных материалов и последующая переписка с патентными ведомствами, как правило, производится патентоведами или патентными поверенными с участием авторов.

В России, как и во многих других странах, право на получение патента на объект интеллектуальной собственности, созданный работником в связи с выполнением им своих служебных обязанностей или полученного от работодателя конкретного задания, принадлежит работодателю, если договором между ними не предусмотрено иное.

Основным международным документом в данной сфере является Парижская конвенция по охране промышленной собственности, подписанная рядом государств в 1883 г., которая продолжает оставаться важнейшим международным соглашением в области охраны промышленных прав. В настоящее время к ней присоединились несколько десятков стран всех континентов, включая Россию. Главная цель конвенции - создание благоприятных условий для патентования изобретений и других объектов промышленной собственности гражданами и организациями одних государств в других государствах. Наиболее важное преимущество, получаемое заявителями стран-участниц Конвенции, обеспечивается правилом о конвенционном приоритете. Оно предусматривает, чтобы любой заявитель или его правопреемник, подавший правильно оформленную заявку на объект промышленной собственности в одной стране, может истребовать в течение определенного срока охрану во всех остальных странах-участницах с сохранением приоритета первой заявки. Парижской конвенцией по охране промышленной собственности (пункт 2 ст. 1) определено понятие «промышленная собственность», относящее к ее объектам патенты на изобретение, полезные модели, промышленные образцы, свидетельства на товарные знаки и знаки обслуживания, наименования места происхождения товара, а также фирменные наименования и пресечения недобросовестной конкуренции.

Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий

Товарный знак и знак обслуживания — это обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (далее - товары) юридических или физических лиц.

Товарный знак — это обозначение (символ), предназначенное для того, чтобы отличить соответствующие товары одних производителей от однородных товаров других производителей. Поэтому необходимым условием его охраны является новизна. Товарный знак в виде слова, рисунка проставляется на изделии.

Знак обслуживания — аналогичное товарному знаку обозначение (символ), предназначенное для того, чтобы отличить услуги одного юридического или физического лица от однородных услуг других юридических и физических лиц. Поэтому необходимым условием его охраны также является новизна.

Так как знак обслуживания - это товарный знак, связанный с представлением услуг, то он используется отелями, ресторанами, туристическими бюро, магазинами, химчистками, авиакомпаниями и др.

Бренд - заявленный и широко и неоднократно разрекламированный на рынке товарный знак (знак обслуживания), известный потребителю и конкурентам, знак, вызывающий определённые устойчивые ассоциации у значительной части потребителей (клиентов), конкурентов, партнёров по бизнесу.

Информация о работе Интеллектуальная собственность. Сущность. Виды