Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 20:51, реферат
В экономической теории к источникам экономической прибыли относятся:
неопределенность и риски;
неопределенность и инновации (инвестиции);
монопольная власть.
Вариант 6
Задание 1. Источники экономической прибыли.
В экономической теории к источникам экономической прибыли относятся:
Первый источник экономической прибыли выражается в том, что в условиях рыночной экономики, для которой характерна экономическая свобода субъектов, любому виду предпринимательской деятельности свойственны неопределенность и риски. Под неопределенностью понимается предсказуемость, вероятностная оценка рыночной ситуации на какой-либо момент (обладание предпринимателем неполной или недостаточной информацией о состоянии внешней среды и возможных ее изменениях).
Риск - это угроза, опасность возникновения потерь, способная нанести ущерб экономической безопасности предприятия. Под хозяйственным риском понимается риск, возникающий при любых видах деятельности, связанных с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, товарно-денежными и финансовыми операциями, осуществлением социально-экономических и научно-технических проектов. Риск характеризуется как опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, рассчитанным на рациональное использование ресурсов в данном виде предпринимательской деятельности.
Другими словами, риск есть угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов сверх предусмотренных планом, программой его действий либо получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал. При установлении хозяйственного риска необходимо различать понятия «расход», «убытки», «потери». Любая хозяйственная деятельность неизбежно связана с расходами, тогда как убытки и потери имеют место при неблагоприятном стечении обстоятельств, просчетах и представляют собой дополнительные расходы сверх намеченных.
В абсолютном выражении риск может определяться величиной возможных потерь в материально-вещественном (физическом) или стоимостном (денежном) выражении, если только ущерб поддается такому измерению. В относительном выражении риск определяется как величина возможных потерь, отнесенная к некоторой базе, в виде которой наиболее удобно принимать либо имущественное состояние предприятия, либо общие затраты ресурсов на данный вид хозяйственной деятельности, либо ожидаемый доход (прибыль) от хозяйственной операции (проекта). Потерями считается снижение прибыли, дохода в сравнении с ожидаемыми величинами. Именно величина таких потерь и характеризует степень риска.
Таким образом, риски - возможности неблагоприятного исхода действия, предпринятого в условиях неопределенности. В условиях неопределенности и рисков стоимость реализованного продукта крайне редко равна общим факторным затратам (явным и неявным) на его создание (даже при конкурентной среде). Это дает начало создания экономической прибыли. Выделяют два класса собственников факторов производства. Во-первых, те, размеры вознаграждения которых за предоставление фактора (труд, земля, капитал) в пользование устанавливаются до определения рыночных результатов производства и получают доход в соответствии с договором (заработная плата, рента, процент). Во-вторых, те, размеры вознаграждения которых за использование фактора (предпринимательские способности) зависят от конечных результатов производства, и получают недоговорные или остаточные доходы (прибыль). Если бы все выплаты за использование факторов производства действительно были функцией результатов проведенных операций, то не образовалось бы никакой экономической прибыли. Однако на практике соглашения о выплатах включают неизменные обязательства. Разность между ожидаемыми результатами, установленными на основе тех условий, на которых контракты вступили в силу, и результатами, полученными в действительности, является мерой экономической прибыли.
Второй источник экономической прибыли выражается в том, что неопределенность и инновация тесно связаны между собой. Предприниматель-новатор своими действиями вводит неопределенность. Совершенно очевидно, что отказ от и тайного и знакомого в пользу нового создает ситуацию, когда лицо, принимающее решение, обладает неполной информацией (неопределенность, риск), а это - один из факторов возможности экономической прибыли.
Однако и сам по себе инновации способны быть источником экономической прибыли. Под инновацией принято понимать конкретный объект или мероприятие, внедренные в производство по результатам проведенного научного исследования или сделанного открытия (изобретения), качественно отличный от предшествующего аналога.
Понятие «инновация» применяется ко всем новшествам как в производственной, так и в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, к любым усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или создающим условия для такой экономии. Инновационный процесс охватывает цикл от возникновения идеи до ее практической реализации.
Инновационные мероприятия охватывают следующие направления деятельности предприятия:
- создание, освоение, повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции;
- внедрение прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производства;
- совершенствование организации производства, труда и управления;
- экономию материалов, энергии, топлива;
- обновление,
капитальный ремонт и
производственных фондов;
- подготовку,
переподготовку и повышение
кадров;
- совершенствование системы мотивации труда;
- рационализацию маркетинговых исследований, системы формирования спроса и стимулирования сбыта;
- эффективное управление денежными потоками, ценными бумагами, повышение ликвидности активов;
- реструктуризацию предприятия (производственную, технологическую, имущественную, кадровую, финансовую и т.д.).
Инновация - это акт изменения функции производства или полезности. Она включает производство новой продукции, изменение технологического прогресса, совершенствование методов производства и т.п.
Предприниматель реализуя некую инновацию, на время может стать лидером в отрасли, а значит, временно сконцентрировать в своих руках рыночную власть. В результате этого он получает экономическую прибыль. Вследствие подражания новатору другими предпринимателями его рыночная власть слабеет, и прибыль в последующем аннулируется. Следовательно, для предпринимателя, вводящего инновации, единственным путем получения постоянной экономической прибыли являются непрерывные нововведения.
Таким образом, экономическая прибыль - это награда за нововведения, что побуждает предпринимателя вводить инновации снова и снова.
Третий источник экономической прибыли выражается в том, что эффективная деятельность предпринимателя зачастую приводит к монополизации его положения в отрасли, что обеспечивает получение монополистической прибыли (составляющий элемент экономической прибыли). Существует ряд причин, позволяющих сконцентрировать предпринимателю рыночную власть в своих руках: первая причина - минимизация издержек производства и высокая эффективность, обусловленные экономией на масштабах производства; вторая причина - предприниматель может обладать контролем над некоторыми уникальными факторами и условиями производства; третья причина - государственное ограничение притока предпринимателей в отрасль (монополии могут существовать в силу того, что они покупают или им предоставляют исключительное право на продажу некоего блага). Предприниматель, монополизировавший отрасль по той или иной причине, концентрирует в своих руках рыночную власть, что позволяет ему устанавливать оптимальный для него уровень цен, максимизирующий получение монополистической (экономической) прибыли, ограничиваясь при этом исключительно эластичностью спроса по цене. Источником образования дополнительной монопольной прибыли (следовательно, и экономической прибыли) служит ценовая дискриминация - политика назначения разных цен на продукцию одинакового качества, для различных категорий потребителей (по доходам, по территориям проживания и т.п.) на основе разницы в эластичности их спроса. Политика ценовой дискриминации может также реализоваться через нелинейное ценообразование, когда сумма, которую платит клиент, не является прямо пропорциональной величине его покупки. Скидки в зависимости от количества покупаемой продукции являются наиболее типичными примерами нелинейного ценообразования.
Задание 2. При производстве 50 ед. продукции общие (валовые) издержки фирмы составляют 10 000 ден. ед., а при производстве 70 ед. – 14 000 ден. ед. Предельные издержки постоянны. Определить постоянные, переменные и предельные издержи при выпуске 100 ед. продукции.
Решение.
МС = ΔТС / Δ Q = (ТС i – TC i-1) / (Q i – Q i-1)
МС = (14000 – 10000) / (70 – 50) = 200 ден. ед.
Если МС постоянны, то величина постоянных затрат (FC) также соответствует 200 ден. ед., т.е. не производя продукцию (Q = 0) фирма несет постоянные затраты в 200 ден. ед., а производя единицу продукции, она имеет дополнительные затраты на ее производство, равные МС = 200 ден. ед., следовательно, для получения такой величины, переменные издержки на единицу продукции также должны составить 200 д.е.
Тогда общие издержки при производстве единицы продукции равны 400 ден. ед.
Зависимость принимает вид:
Q |
FC |
VC |
TC |
MC |
1 |
200 |
200 |
400 |
- |
2 |
200 |
400 |
600 |
200 |
3 |
200 |
600 |
800 |
200 |
4 |
200 |
800 |
1000 |
200 |
… |
200 |
… |
… |
200 |
50 |
200 |
9800 |
10000 |
200 |
… |
200 |
… |
… |
200 |
70 |
200 |
13800 |
14000 |
200 |
… |
200 |
… |
… |
200 |
100 |
200 |
19800 |
20000 |
200 |
Отсюда делаем вывод:
- при 100
единицах объема выпуска
- МС = 200 д.е.
- переменные издержки равны 19800: VC = TC – FC = 20000 – 200 = 19800 д.е.
- общие издержки составят 20000: ТС50 = 10000 д.е., следовательно, ТС100 = 2*10000 = 20000 д.е.
Задание 3. В таблице приведены данные об издержках на единицу продукции фирмы, действующей в условиях совершенной конкуренции.
Q |
AFC |
АVC |
1 |
60 |
45 |
2 |
30 |
45,5 |
3 |
10 |
40 |
4 |
15 |
37,5 |
5 |
12 |
37 |
6 |
10 |
37,5 |
7 |
8,6 |
38,6 |
8 |
7,5 |
40,6 |
9 |
6,7 |
43,3 |
10 |
6 |
46,5 |
Будет ли данная фирма производить в краткосрочном периоде, если цена продукта равна 32 д.е.? Если да, то каков будет объем производства, максимизирующий прибыль (минимизмрующий убыток)?
Решите задачу двумя способами.
Дайте графическую интерпретацию задачи.
Решение:
Для фирм, действующих в условиях совершенной конкуренции характерно то, что ни одна из них не может повлиять на цену. И предельный доход (MR) будет равен рыночной цене.
1-ый способ решения задачи – сопоставление MR и МС.
В условиях совершенной конкуренции может увеличивать производство до тех пор, пока МС не станет равной Р. Если МС меньше Р, производство можно увеличивать, если МС больше Р, то производство следует прекратить.
Для решения задачи исчислим значения МС и сопоставим его с Р.
МС = ∆ VC (или ∆ТС) / ∆Q
FC = AFC * Q
VC = АVC * Q