Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 19:10, контрольная работа
Франсуа Кенэ - глава школы физиократов - попытался представить картину кругооборота товаров и денег в масштабе национального хозяйства. Он исходил из деления общества на три класса: землевладельцев, фермеров и ремесленников - в соответствии с их участием в воспроизводственном процессе.
1. В чем смысл и значение экономической таблицы Ф.Кенэ?
2. Почему экономистов исторической школы принято относить к «нетрадиционному» направлению экономической науки?
3. Каковы отличительные черты неоклассической школы?
4. Поясните взгляды В.И. Ленина на существо переходного периода и пути построения социализма.
5. Что понимает Дж. Гелбрейт под техноструктурой? Почему власть в корпорациях перешла к техноструктуре?
«ВЯТСКИЙ СОЦИАЛЬНО-
Факультет экономики и управления
Дисциплина:
История экономических учений
Вариант 8
Контрольная работа
Студентки группы Эс-311
Сунцовой В.А.
Научный руководитель
Сивкова Н.А.
Дата сдачи контрольной работы: «____» _______ 2013г.
Оценка: __________________
Кирово-Чепецк 2013
Содержание
1. В чем смысл и значение экономической таблицы Ф.Кенэ?
2. Почему экономистов исторической школы принято относить к «нетрадиционному» направлению экономической науки?
3. Каковы отличительные черты неоклассической школы?
4. Поясните взгляды В.И. Ленина на существо переходного периода и пути построения социализма.
5. Что понимает Дж. Гелбрейт под техноструктурой? Почему власть в корпорациях перешла к техноструктуре?
1. Чем смысл и значение экономической таблицы Ф.Кенэ?
Франсуа Кенэ - глава школы физиократов - попытался представить картину кругооборота товаров и денег в масштабе национального хозяйства. Он исходил из деления общества на три класса: землевладельцев, фермеров и ремесленников - в соответствии с их участием в воспроизводственном процессе. Кенэ впервые в истории предложил общую схему, абстрагируясь от некоторых реальных моментов и отношений. В его схеме доходы полностью расходуются, накопление отсутствует, не учитываются обмен внутри классов, внешнеторговые связи.
Главное в таблице Кенэ не арифметические расчеты, иллюстрирующие движение продуктовых и денежных потоков, а графический анализ общей картины воспроизводства, в котором отдельные акты производства и обмена представлены в виде зигзагообразной схемы ("зигзаги" - потоки товаров и денег от одного класса к другому).
В таблице Кенэ фигурируют продукты, "авансы" (издержки) на основной и оборотный капитал, денежные средства. Схема демонстрирует, откуда возникают доходы, где создается совокупный и чистый продукт, как он распределяется, каким образом возмещаются издержки (на технику, арендную плату, улучшение земли, семена и т.д.).
Исходный момент "воспроизводственного анализа" - годовой урожай, его перераспределение в натуре и деньгах между производителями (фермерами), землевладельцами и ремесленниками (последние только меняют форму продукта). Чистый продукт, как это следует из доктрины физиократов, образуется только в сельском хозяйстве.
Таблицу Кенэ можно прокомментировать следующим образом. Деньги в виде 2 млрд ливров имеются у землевладельцев. Это арендная плата фермеров за пользование землей. Обмен происходит между землевладельцами (2 млрд ливров), фермерами (продовольствие на 2 млрд ливров и сырье на 1 млрд ливров) и ремесленниками (промышленные изделия на 2 млрд ливров). Землевладельцы закупают продовольствие и промышленные изделия на 2 млрд ливров, ремесленники - продовольствие на 1 млрд ливров и сырье на 1 млрд ливров. Фермеры приобретают промышленные изделия на 1 млрд ливров и выручают деньги в сумме 2 млрд ливров, продавая ремесленникам и землевладельцам продовольствие. Затем они уплачивают землевладельцам в виде арендной платы 2 млрд ливров, и все начинается снова. Эти 2 млрд ливров и есть чистый продукт, который образуется в сельском хозяйстве и поступает затем на содержание землевладельцев, церкви, армии и государства.
Заслуга Ф. Кенэ в том, что он создал первую макроэкономическую картину взаимосвязи трех основных классов (отраслей). В "Экономической таблице" он представил схему движения продукта в виде годового оборота в масштабе всего общества. Идея Кенэ позже получила развитие в схемах воспроизводства, принципах исчисления общественного продукта, в моделях народнохозяйственного баланса.
2. Почему экономистов исторической школы принято относить к «нетрадиционному» направлению экономической науки?
От традиционного направления представителей исторической школы отличают специфические взгляды на предмет и метод политической экономии, ее проблематику. У них свои подходы к трактовке основных экономических понятий, к пониманию экономических законов.
«Историки» акцентируют внимание на том, что ни одна общественно-экономическая форма не является полностью завершенной; она постоянно совершенствуется, изменяется. Экономические теории, представляющие собой обобщения практики, также не следует абсолютизировать, считать их универсальными, соответствующими условиям каждого национального хозяйства.
Положения и выводы классической и неоклассической школ критикуются «историками» за схематизм и неоправданные абстракции. Важно учитывать условия, специфику отдельных стран, каждой эпохи. Главное – исторические факты, которые используются как аргументы, а не логические рассуждения и схемы. Сравнительный метод в экономической науке – наиболее надежный и результативный инструмент изучения экономической реальности.
Экономические законы не являются универсальными и всеобщими категориями. Бруно Гильдебранд (1812–1878) ставит под сомнение существование экономических законов, обосновываемых классиками. Карл Книс (1821–1898) считал, что экономическая наука способна описывать возникновение и развитие экономических процессов, но не в состоянии дать адекватные им обобщения.
Представители «молодой» школы историков (Густав Шмоллер, 1838–1917; Адольф Вагнер, 1835–1917) не отрицали существования экономических законов, но отмечали, что открыть законы посредством логических обоснований нельзя. Обобщения теоретического характера должны опираться на опыт, факты.
Историческая школа расширила проблематику политической экономии. Ее представители выдвинули ряд важных положений, положили начало экономической социологии, показали значение организации, норм права и морали, активизировали статистические исследования.
3. Каковы отличительные черты неоклассической школы?
Неоклассическая школа – ведущее направление в современной западной, прежде всего, англо-американской экономической науке. Неоклассики занимаются многоаспектным анализом регулируемой рыночной экономики, используя в качестве одного из главных инструментов экономические модели.
В первую очередь их интересуют проблемы ценообразования, взаимодействия спроса и предложения на различных рынках. Свое начало подобный подход берет от работ Альфреда Маршалла, которого считают основоположником неоклассической школы.
В настоящее
время неоклассическое
5. Что понимает Дж. Гелбрейт под техноструктурой? Почему власть в корпорациях перешла к техноструктуре?
Образование техноструктуры Гэлбрейт связывает с эволюцией института корпорации. Бразды правления в зрелой корпорации переходят к техноструктуре — группе людей, которая «направляет деятельность предприятия, является его мозгом». Гэлбрейт считает, что переход власти к техноструктуре коренным образом меняет функциональное назначение корпораций. Для современной зрелой корпорации основной целью деятельности становится уже не прибыль, а высокий темп роста производства, что соответствует интересам общества. В теорию нового индустриального общества Гэлбрейт фактически включает концепции «революции управляющих», «коллективного капитализма», «государства всеобщего благосостояния» А.Берли, Г.Минза, Дж.М.Кларка и других институционалистов. Но Гэлбрейт дал комплексную концепцию трансформации капитализма, причем не только экономики, но и его политической и идеологической сфер как непосредственного результата научно-технического прогресса.
Гэлбрейт включил в
число новых «властителей»
Мелкий предприниматель Сохранить свое положение (избежать банкротства), получить доход, который позволит обеспечить свою деятельность Расширить свое дело, максимизировать прибыль даже ценой высокого риска.
Техноструктура Обеспечить достаточный и устойчивый уровень прибыли, чтобы обезопасить себя от вмешательства акционеров в принимаемые решения Постоянный рост масштабов и доходов корпорации без чрезмерного риска
Эволюция
концепций сдвига
Сдвиги экономической власти
Характеристики 1-й этап 2-й этап 3-й этап 4-й этап
Главное содержание
Усиление роли технических
Время сдвигов Конец 19 – начало 20 вв. С 1930-х С 1950-х С 1950–1960-х
Отражение в экономической
мысли Концепция технократии
Т. Веблена Концепция