История регулирования деятельности монополий в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – ознакомиться с историей регулирования деятельности монополий в зарубежных странах.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие и классификации монополий.
Изучить общие методы антимонопольного регулирования.
Исследовать мировой опыт антимонопольного регулирования.

Файлы: 1 файл

«История регулирования деятельности монополий в зарубежных странах».docx

— 53.44 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

История монополии достигает  глубокой древности. Монополистические  тенденции в разных формах и в  неодинаковой степени проявляются  на всех этапах развития рыночных процессов  и сопровождают их. Но новейшая история  монополизма начинается в последней  трети XIX столетия, особенно во время  экономического кризиса 1873 г. Конец 19 века в экономической истории принято  называть периодом монополистического капитализма. Взаимосвязанность явлений  — кризисов и монополий — указывает  на одну из причин монополизации, а  именно: попытку многих фирм найти  спасение кризисных потрясений в  монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической  литературе получили название «детей кризиса».

Итак, в конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за всю  свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Эти  проблемы были связаны с появлением на рынке монополий. Тогда возникла реальная угроза для функционирования конкуренции — этого необходимого атрибута рынка, о котором Адам Смит писал, как о «невидимой руке», которая  регулирует рыночные отношения. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических  образований в экономике. Это  был период расцвета монополизма.

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя  или предприятия, так как оно  позволяет им, во-первых, избежать целого ряда проблем и рисков, связанных  с конкуренцией. Во-вторых, занять привилегированную  позицию на рынке, концентрируя при  этом в своих руках определенную хозяйственную власть. И, наконец, монополисты  имеют возможность с позиций  силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.

 

Изучение антимонопольного регулирования  является актуальным и необходимым  для понимания экономического развития каждого государства.  Проблема монополий в России носит более острый характер, чем в развитых странах Запада. Единый государственный сектор в Советском Союзе составлял более 90% всей экономики. И крупнейшие предприятия, создаваемые в течение 70 лет, невозможно в один момент заставить играть по рыночным правилам. Только  в конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое условие развития предпринимательской деятельности. В мае 2002 года Россия была признана страной с рыночной экономикой, т.е. формально переходный период был закончен. Хотя мы понимаем, что в реальности процесс становления рыночных отношений в России далек от завершения. 

Данный вопрос изучался следующими отечественными и зарубежными экономистами: Нуриев Р.М., Авдашева С.Б., Шаститко А., Розанова Н., Качалин В., Балацкий Е., Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р., Макконнелл К.Р., Брю С.Л., Мэнкью Н.Г., Пиндайк Р., Рубинфельд Д., Вэриан Х.Р.

Также основу существующих теоретических разработок рассматриваемой темы составляют исследования зарубежных ученых: Брауна Дж., Маркса К., Маршалла А., Норта Д., Ойкена В., Петти В., Робинсон Дж., Сакса Дж., Салена П., Смита А., Хайека Ф., Чемберлина Э., Энгельса Ф., изучавших проблемы конкуренции и монополии, организации рынков, экономической эффективности, институциональной организации экономики и ее развития.

Цель курсовой работы – ознакомиться с историей регулирования деятельности монополий в зарубежных странах.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие  задачи:

Рассмотреть понятие и классификации монополий.

Изучить общие методы антимонопольного регулирования.

Исследовать мировой опыт антимонопольного регулирования.

 

Ознакомиться с законами:  Шермана, Клейтона, Робинсона-Питмэна, Селлера-Кефовера.

Определить проблемы и способы антимонопольного регулирования в России.

Предметом исследования является история регулирования деятельности монополий в зарубежных странах.

Структура работы. Работа состоит  из введения, 3-х глав, заключения и  списка литературы. Во введении показана актуальность, определены цель и задачи. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты антимонопольного регулирования: в первом параграфе рассматриваются понятие и классификации  монополий, во втором параграфе - общие методы антимонопольного регулирования. Во второй главе изучается история регулирования деятельности монополий в зарубежных странах: в первом параграфе -  мировой опыт антимонопольного регулирования, во втором параграфе - ознакомимся с законами:  Шермана, Клейтона, Робинсона-Питмэна, Селлера-Кефовера.

 В заключении сделаны  выводы по курсовой работе. Список  используемой литературы состоит  из 21 источника

 

 

 

 

 

 

 

1.ТЕОРИЯ  АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

1.1. Понятие и классификация монополий

Монополия представляет собой  сложное, многоплановое явление, поэтому  при ее определении целесообразно  применять комплексный подход. Как  правило, используется троякое определение  монополии, а именно монополия определяется:

как рыночная структура или рыночная ситуация, когда имеется только один продавец какого-либо товара (при отсутствии заменителей этого товара) и множество покупателей (не случайно «монополия» в переводе с греческого дословно означает «один продаю»);

как сам факт исключительного  права какого-либо субъекта на что-либо (на производство или реализацию какого-либо товара, на те или иные действия, решения и т.п.);

как непосредственно само крупное предприятие (фирма) или  объединение предприятий (фирм), сосредоточивающие  в своих руках большую часть  производства и продажи какого-либо товара и контролирующие в этой связи  ситуацию в определенной сфере деятельности[13] .

Монополии - это крупные  хозяйственные объединения, находящиеся  в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и  осуществляющие власть над отраслями, рынками и макроэкономикой в  целом, с целью установления монопольно высоких цен и извлечения монопольных прибылей [ 11 ].

Исторически необходимо выделить следующие основные формы монополистических  объединений:

- простейшие объединения [17]. К ним относятся конвенции, пулы, ринги, концерны. В этих низших формах монополистических объединений достигались временные соглашения о ценах;

- картели. Картель представляет собой объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, не ликвидирующее их производственной и коммерческой самостоятельности, но предусматривающее между ними соглашение по ряду вопросов;

- синдикаты [ 9,15,19 ]. Синдикат - это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности с ликвидацией их коммерческой самостоятельности;

- тресты. Трест - это объединение собственности и управления ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности с полной ликвидацией их самостоятельности, как в коммерческом, так и в производственном отношениях;

- комбинаты. Комбинаты объединяют предприятия различных, связанных друг с другом отраслей промышленности, например, каменноугольную, металлургическую и машиностроительную;

- концерны. Концерн представляет собой объединение ряда предприятий различных отраслей макроэкономики путём установления единого финансового контроля над ними через скупку их акций. Концерны являются высшей формой монополистических объединений.

Итак «монополия» - это  крупной хозяйственное объединение, находящееся в частной собственности, существует несколько видов монополии.

Следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации  экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается  в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной  политики состоит в том, чтобы  помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности  конкуренции и перевести ее в неценовую.

К настоящему моменту сложилось  несколько подходов к классификации  монополий, например, по видам:

  1. закрытая монополия. Она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Вариантами возникновения закрытой монополии является патентная защита, институт авторских прав;
  2. естественная монополия. Это отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком;
  3. открытая монополия. В этом случае фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.

Из отечественных классификаций  наиболее известной является классификация  типов монополизма в экономике А. Лившица.[ 14 ] Опираясь на анализ современной мировой экономической теории и практики, Лившиц считает правомерным выделить, по меньшей мере, 6 основных разновидностей данного явления:

  1. монополизм, вырастающий из конкуренции, базирующийся на концентрации производства и капитала;
  2. технологические (или естественные) монополии и олигополии, характерные для коммунальных служб, а также отраслей металлургии, электроэнергетики, железнодорожного транспорта и т.д.;
  3. монополизм, вызываемый дифференциацией производимой однотипной продукции;
  4. монополизм предприятий, лидирующих в тех или иных направлениях современного НТП;
  5. естественные государственные монополии (как монополии государства на эмиссию денег, на продажу отдельных видов потребительских товаров неэластичного спроса и т.п.);
  6. монополизм, характерный для командно-административного типа экономики

 

 Рассмотрим методы антимонопольного регулирования.

1.2. Общие методы антимонопольного регулирования

Учитывая свойство монополий  стремиться к приобретению чрезмерной экономической власти, государства  практически всех стран с рыночным типом экономики проводят в тех  или иных формах и масштабах вмешательства  в деятельность монополий, сообразуясь  со своими представлениями о степени  общественной опасности тех или  иных монопольных структур. Более  того, эта политика в последние  десятилетия всё чаще выступает  не в форме отдельных разовых  мероприятий, а в качестве одной  из постоянных функций государства.

Существуют различные  подходы к характеристикам направлений  данной экономики. Например, П. Самуэльсон и В. Нордхаус применительно к США выделяют следующие пять направлений вмешательства государства в деятельность монополий [1,18 ].

  • Во-первых, их прибыли сокращаются за счет высоких налогов.
  • Во-вторых, устанавливается контроль над ценами (для сдерживания инфляции и для давления на цены в высококонцентрированных отраслях).
  • В-третьих, устанавливается государственная собственность на монополии.
  • В-четвертых, осуществляется государственное регулирование промышленности, которое позволяет регулирующим органам наблюдать за ценами, объемами производства, входом и выходом фирм из регулируемых отраслей.
  • В-пятых, государство проводит специальную антитрестовскую политику.

В разных странах и в  различные периоды преобладают  те или иные государственные воздействия  на монополии. Но, как правило, в наиболее общем плане в странах с  рыночным типом экономики выделяется три основных направления:

  1. активизация конкурентных рыночных структур, противостоящих монополии, с помощью тех или иных мер по либерализации рынков;
  2. государственное регулирование монополий путем контроля над ценами и уровнем рентабельности;
  3. прямое предотвращение, подавление или ликвидация монополий с помощью специального антимонополистического законодательства. Рассмотрим подробнее каждое из этих направлений.

Либерализация рынков. Данное направление не связано с подавлением  монополий непосредственно. Оно  исходит из такого очевидного факта, что сила монополии тем слабее, чем эффективнее работают конкурентные рыночные механизмы и чем, соответственно, более развитыми являются конкурентные рыночные структуры. Соответственно, главная  задача данного направления сводится к тому, чтобы создать в экономике  обстановку, затрудняющую или делающую просто невыгодным отдельным фирмам злоупотреблять их монопольным положением, обеспечить своеобразную антимонопольную  профилактику в экономике и обществе. Подрыву монополизма с помощью  активизации конкурентных рыночных механизмов нередко способствует процесс  ускорения развития науки и техники, т.к. благодаря некоторым достижениям  НТП отдельные естественные монополии  перестают быть таковыми. В последние  годы особенно заметной была данная тенденция  в отрасли связи. Например, если еще  двадцать лет назад передачу информации на сверхдальние расстояния могли осуществлять только немногие особо крупные компании, то затем, благодаря появлению спутниковой  связи реализация подобных функций  стала доступной многим фирмам, избавившимся таким образом от необходимости  прибегать к услугам компаний-монополистов.

Информация о работе История регулирования деятельности монополий в зарубежных странах