Издержки производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение сущности издержек производства, их влияния на прибыль и объем производства.
Поставленная цель исследования определяет основные задачи курсовой работы, которые сводятся к следующим:
рассмотреть различные подходы к определению издержек производства в экономической науке;
выявить способы формирования затрат предприятия;
охарактеризовать классификацию издержек производства;
определить влияние расходов фирмы на результаты ее деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
1.История издержек производства………………………………………...5
Теория К.Маркса…………………………………………………….5
Экономические взгляды А.Маршалла……………………………..6
2.Издержки производства…………………………………………………..9
2.1 Понятие и виды издержек производства…………………………..9
2.2 Издержки и прибыль………………………………………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..26
Список использованных источников……………………………………...28

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА (Автосохраненный).docx

— 132.35 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

1.История издержек производства………………………………………...5

    1. Теория К.Маркса…………………………………………………….5
    2. Экономические взгляды А.Маршалла……………………………..6

2.Издержки производства…………………………………………………..9

     2.1 Понятие и виды издержек производства…………………………..9

     2.2 Издержки и прибыль………………………………………………..17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..26

Список использованных источников……………………………………...28 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из основных элементов рыночного хозяйства  является фирма (или предприятие). Фирма  – это экономический субъект, который занимается производственной деятельностью, обладает хозяйственной самостоятельностью, объединяет ресурсы для производства экономических благ с целью повышения прибыли (или дохода).

Существует достаточно большое количество способов, с помощью которых предприятие максимизирует прибыль. Однако для каждого способа наиболее важным фактором является фактор издержек (затрат).

К определению  и измерению издержек существуют разные подходы, в которых можно  выделить взгляд экономиста, ориентированный  на перспективу фирмы, и позицию бухгалтера, которого, прежде всего, интересуют финансовые отчёты и балансы предприятия.

В общем случае издержки – это расходы на производство, которые несёт фирма в процессе производства продукции, её реализации, хранения и т.д.

Следовательно, затраты предприятия играют немаловажную роль в организации его деятельности, так как от них непосредственно зависит размер прибыли, которую получит предприниматель.

Издержки  производства являются довольно серьёзной  и актуальной проблемой на сегодняшний  день, потому что в условиях рыночных отношений центр экономической  деятельности перемещается к основному  звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые  услуги. На предприятии сосредоточены  наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии  добиваются снижения до минимума издержек (затрат) производства и реализации продукции.

Целью курсовой работы является изучение сущности издержек производства, их влияния на прибыль и объем производства.

Поставленная  цель исследования определяет основные задачи курсовой работы, которые сводятся к следующим:

  • рассмотреть различные подходы к определению издержек производства в экономической науке;
  • выявить способы формирования затрат предприятия;
  • охарактеризовать классификацию издержек производства;
  • определить влияние расходов фирмы на результаты ее деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История издержек производства

1.1 Теория  К.Маркса

Многие экономисты внесли существенный вклад в изучение издержек. Например, теория издержек К.Маркса основывается на двух принципиальных категориях - издержки производства и издержки обращения. Под издержками производства понимаются затраты на зарплату, сырье и материалы, сюда же входят амортизация средств  труда и т.д. Издержки производства представляют собой расходы на производство, которые должны понести организаторы предприятия с целью создания товаров и последующего получения  прибыли. В стоимости единицы  товара, издержки производства составляют одну из двух ее частей. Издержки производства меньше стоимости товара на величину прибыли.

Категория издержки обращения связана  с процессом реализации товаров. Дополнительными издержками обращения  являются издержки на упаковку, сортировку, транспортировку и хранение товаров. Этот вид издержек обращения близок к издержкам производства и, входя  в стоимость товара, увеличивает  последнюю. Дополнительные издержки возмещаются  после продажи товаров из полученной суммы выручки. Чистые издержки обращения  — издержки на торговлю (зарплата продавцов  и т.д.), маркетинг (изучение потребительского спроса), рекламу, затраты на оплату персонала штаб-квартиры и т.д. Чистые издержки не увеличивают стоимости  товаров, а возмещаются после  продажи из прибыли, созданной в  процессе производства товаров.

Говоря об издержках производства и обращения, К. Маркс рассматривал процесс формирования издержек непосредственно  по их основным элементам в производственном процессе. Он абстрагировался от проблемы колебания цен вокруг стоимости. Кроме того, в двадцатом веке появилась  необходимость определить изменения издержек в зависимости от количества производимой продукции.1

1.2 Экономические взгляды А.Маршалла

В основе теоретических построений Маршалла лежит закон насыщаемых потребностей или, другими словами, закон убывающей предельной полезности. Маршалл формулирует его следующим  образом: "Общая полезность для  человека (совокупность приносимого  удовольствия или иной выгоды) возрастает с каждым приращением блага, но не с такой скоростью, с какой  увеличивается этот запас". Это  закон лег в основу его концепции  ценообразования, пожалуй, самой знаменитой части экономического учения Маршалла.

Маршалл разработал теорию цены, которая  представляла собой симбиоз издержек производства, предельной полезности, спроса и предложения. Именно Маршалл  разработал теорию рынка, ввел в экономическую  теорию понятия "цена спроса" и "цена предложения", а также ввел в  рассмотрение функции спроса и предложения. "Цена спроса", по Маршаллу, определяется полезностью товара, при этом саму полезность он рассматривает как  максимальную цену, которую готов  уплатить за товар (точнее за данное количество товара) покупатель. Иными словами, функция спроса на товар зависит  от предельной полезности, а цена спроса ни что иное, как денежная оценка желания. Как видим, в отличие  от "австрийской школы" Маршалл  связывает категорию предельной полезности только с функцией спроса.

В анализе "цены предложения" Маршалл  стоит на позиции, что последняя  определяется исключительно издержками. Однако в отличие от классической политической экономии издержки у Маршалла определяются не реальными затратами, а суммой страданий, которые вызываются трудом и воздержанием от непроизводительного потребления капитала. Данная позиция уходит своими корнями ко взглядам английского экономиста Сениора, о котором мы уже говорили выше. Опираясь на нее, Маршалл отмечает, что и рабочий, и предприниматель приносят жертвы в процессе производства. Жертвой со стороны рабочего являются субъективные отрицательные эмоции, связанные с трудовыми усилиями; жертвой работодателя - отсроченные удовольствия от личного потребления или необходимость их ожидания. Акцент на психологическом обосновании издержек производства станет более понятен, если учесть, что в этом утверждении звучит оппозиция Марксу, который считал источником прибыли и процента неоплаченный труд рабочих.

Маршалл делает вывод, что цена предложения  должна обеспечить компенсацию всех отрицательных ощущений: заработная плата - компенсацию за усталость, процент - компенсацию за ожидание, предпринимательский  доход - плата за риск. В этом суть методологического подхода Маршалла к определению издержек. При данном подходе, хотя кривая возрастающих цен  предложения и определяется ростом издержек, последние представляют собой  субъективные переживания производителей. В то же время, рассматривая механизм динамики издержек на уровне фирмы, Маршалл  ставит их в зависимость от изменения  объемов производства. Он рассматривает  три возможных модели динамики издержек. Первая модель рассматривает отрасли, где предельные издержки (соответственно, цена предложения) не зависят от объема выпускаемой продукции. В этих отраслях действует закон постоянной отдачи или закон постоянной производительности. Вторая модель рассматривает отрасли, в которых с увеличением объема производства предельные издержки производства единицы продукции снижаются. Здесь  действует закон возрастающей отдачи или закон возрастающей производительности. И, наконец, третья модель рассматривает  отрасли, где по мере их расширения наблюдается рост предельных издержек и соответственно цен предложения. В данном случае действует закон  убывающей отдачи или убывающей производительности. Во втором и третьем варианте Маршалл цену предложения фирм связывает с объемом производства продукции и определяет предельными издержками производства. Таким образом, в теорию цены включается не только психологическая концепция издержек производства, но и значительно более важное в практическом плане положение о зависимости цены предложения от объемов производства.

Но тем не менее, психологическое, т.е. субъективное, обоснование происхождения  издержек не мешает выражать их в денежных единицах и позволяет А. Маршаллу говорить о принятии решений производителями  в зависимости от соотношения  издержек производства и цены продукта. Т.е. издержки производства оказываются  скорее объективной категорией, чем  субъективной. В результате, дальнейший анализ основывается на объективно наблюдаемой  функции предложения, а субъективные оценки издержек производства существуют у Маршалла как бы сами по себе, не влияя на рынки.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Издержки  производства

2.1. Понятие и виды издержек производства

 

Издержки  – это выраженные в денежной форме  затраты, обусловленные расходованием  разных видов экономических ресурсов (сырья, полуфабрикатов, рабочей силы, основных средств, услуг, финансовых ресурсов) в процессе производства и обращения  продукции, товаров.

Поскольку материалы, потребленные в данном процессе производства, ранее были изготовлены при использовании  труда и капитала, то в итоге  все затраты сводятся к оплате факторов производства.

При определении  издержек производства необходимо учитывать  такие особенности, как:

1) ограниченность  ресурсов;

2) наличие  различных способов применения  одного и того же ресурса.

В современной  теории рыночной экономики утвердилось  следующее понимание издержек производства: издержки производства товара Х с  использованием ресурса К определяются упущенной возможностью произвести с помощью этого же ресурса  К альтернативный продукт Y. Упущенная возможность наилучшего альтернативного использования ресурса К (например, в производстве товара С) и определяет издержки упущенных возможностей (альтернативные издержки) производства товара Х.

Издержки  по реализации выбранного способа производства, суммированные с издержками упущенных  возможностей, определяются как экономические  издержки.3

В зависимости  от того, оплачивает ли фирма ресурсы, экономические издержки можно разделить  на внутренние и внешние. Внешние  издержки – это денежные расходы  на оплату ресурсов, принадлежащих  другим фирмам. Это платежи поставщикам за ресурсы (сырье, топливо, транспортные услуги, энергия, трудовые услуги и т.д.). Так как эти затраты отражены в балансе и отчёте фирмы, их принято называть бухгалтерскими издержками. Внутренние издержки – это неоплаченные затраты фирмы, связанные с использованием ресурсов, принадлежащих ей самой. Эти затраты равны денежным платежам, которые фирма могла бы получить за собственные ресурсы, если бы она выбрала наилучший вариант их предоставления.

С целью максимального  уменьшения издержек производства и  своевременной реакции на изменения  цен на факторы производства, предприятия  должны быть способны регулировать тот  объём факторов производства, которые  они используют для создания продукции. В течение краткосрочного периода  у фирмы есть возможность изменить некоторые факторы производства, однако, не все. Фактически краткосрочный период определяют как период времени, в течение которого хотя бы один из факторов производства фирмы (как правило, земля или капитал) имеется в наличии постоянно. 4

В соответствии с этим широко принято подразделение  издержек производства предприятия  на постоянные и переменные.5

Под постоянными  издержками (fixed costs, FC) понимают такие, сумма которых в данный период не зависит непосредственно от величины и структуры производства и реализации продукции. К этим издержкам относят оклады сотрудников предприятия, амортизацию основного капитала (основных фондов), аренду помещений и другие относительно постоянные расходы.

Другой вид  издержек — переменные (variable costs, VC). Это издержки, общая величина которых на данный период непосредственно зависит от объема производства и реализации продукции, а также от структуры издержек при производстве и реализации нескольких видов продукции. Сюда входят расходы на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии, требуемых для производства продукции, оплата рабочей силы и т.п.

Сумма постоянных и переменных издержек составляет общие (total costs, TC) издержки предприятия (рис. 1.1).


 

Рис. 1.1. Общие, переменные и постоянные издержки

 

Однако производителя  часто интересует величина не столько  общих, сколько средних затрат (так  как за увеличением первых может  скрываться снижение вторых).

Средние общие  издержки (average total costs, АТС, АС) – это величина совокупных издержек, приходящихся на единицу выпущенной продукции (рис. 1.2).


Рис. 1.2. Средние издержки: постоянные, переменные, общие

 

Если Q (quantity) – объём продукции, произведённый предприятием, то:

(1.1)

Различают также:

  • средние постоянные издержки:

(1.2)

  • средние переменные издержки:

(1.3)

Очевидно, что

(1.4)

В экономической  теории выделяют предельные издержки (marginal costs, MC).6 Дело в том, что на предприятиях нередко возникает вопрос о необходимости расширения или сокращения производства продукции. При этом следует решить, насколько оправданным может быть то или иное расширение или сокращение производства. При решении этих вопросов необходимо уметь рассчитывать величину издержек прироста при расширении хозяйственной деятельности и соответственно издержек сокращения при ее сворачивании. Под предельными издержками понимается средняя величина издержек прироста или издержек сокращения на единицу продукции, возникших как следствие изменения объемов производства и реализации более чем на одну единицу продукции:

Информация о работе Издержки производства