Такая структура
личного располагаемого дохода обусловлена
тем, что гражданин в условиях
рыночного хозяйства выполняет
две основных функции – потребителя
и инвестора (он вкладывает свои сбережения
в развитие имущественных компонентов
домохозяйств и фирм, а в этом последнем
случае – с целью получения доходов).
1.3 Механизм обеспечения
экономической безопасности страны
Для обеспечения экономической
безопасности России, для решения
поставленных задач нужна разработка
соответствующего механизма их реализации.
Механизм обеспечения экономической
безопасности страны в условиях глобализации
– это система организационно-экономических
и правовых мер по предотвращению
экономических угроз [21, с.34]. Он включает
в себя следующие элементы:
- объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз экономической безопасности;
- выработку пороговых, предельно допустимых значений социально-экономических показателей, несоблюдение которых приводит к нестабильности и социальным конфликтам;
- деятельность государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики.
Механизм
обеспечения экономической безопасности
в условиях глобализации реализуется
посредством государственной стратегии,
которая должна быть идеологией развития
и учитывать стратегические приоритеты,
национальные интересы. Поэтому главная
цель экономической стратегии состоит
в формировании структуры экономики
и образовании промышленно-финансовых
и банковских структур, способных
создавать условия для внедрения
капитала в новое русло развития
экономики.
Одно
из направлений соблюдения стратегических
интересов безопасности состоит
в создании системы гибкого регулирования
рыночной экономики. В систему гибкого
государственного регулирования целесообразно
включить следующие основные подсистемы:
- макроэкономическое регулирование, устанавливающее общие правила и параметры хозяйствования для всех типов организаций;
- индикативное планирование, на основе которого осуществляется ориентация инвестиционных процессов на выбранные приоритеты структурной политики, а также другие типы «тонкой настройки» механизма хозяйствования экономическими методами для всех типов организаций;
- более жесткое планирование деятельности государственных пред приятии, госзаказов (прежде всего оборонных), а также разработка и осуществление методов управления государственным имуществом.
Другой
важный аспект стратегии экономической
безопасности – устойчивость национальной
валюты. Можно констатировать, что
в рамках монетаристского подхода
в России на сегодняшний день удалось
обеспечить относительную стабильность
валюты. Проблема устойчивости национальной
валюты приобретает важнейшее значение
во всей системе рыночных индикаторов.
Государственная
стратегия в области обеспечения
экономической безопасности разрабатывается
и реализуется в рамках проводимой
экономической политики, основными приоритетами
которой являются достижение устойчивости
экономического положения личности, социально-экономической
стабильности общества, государства, соблюдение
конституционных прав и свобод граждан,
законности и законопослушания всех, включая
органы государственной власти.
В этих целях
должна быть создана отлаженная и
надежная система государственного
воздействия на экономику, позволяющая
осуществлять с наименьшими потерями
регулирование важнейших экономических
преобразований, а также способная
взять на себя функции управления
и поддержания экономики страны
на безопасном уровне. При этом необходимо
четко определить границы и критерии
или условия государственного вмешательства
в экономику, в частности, границы
государственного сектора, а также
обеспечить развитие эффективных методов
государственного регулирования.
Государство
должно осуществить комплекс мер, прежде
всего, по обеспечению экономического
роста, что и будет гарантией
экономической безопасности страны.
Эти меры должны охватить все сферы
экономики. В число этих мер входят
осуществление активной структурной
и социальной политики, усиление активности
государства в инвестиционной, финансовой,
кредитно-денежной и внешнеэкономической
сфере, продолжение институциональных
преобразований.
При этом
социальная политика должна содействовать
консолидации общества на условиях устойчивого
экономического положения граждан,
повышения их уровня жизни. Определенный
позитивный сдвиг, наблюдавшийся в
росте среднемесячных денежных доходов
населения в течение последнего
времени, имел место на фоне значительных
задержек денежных выплат, усиления дифференциации
в доходах различных социально-демографических
групп. Однако процесс расслоения общества
на богатых и бедных продолжается,
что оказывается дестабилизирующим
фактором, создающим потенциальную
угрозу возникновения социальных конфликтов.
Основным
направлением инвестиционной политики
должно стать формирование благоприятной
среды, способствующей повышению инвестиционной
активности, привлечению частных
отечественных и иностранных
инвестиций для реконструкции российской
экономики. При проведении эффективной
инвестиционной политики должны соблюдаться
следующие основные принципы:
- последовательная децентрализация инвестиционного процесса;
- повышение роли неинфляционных источников накопления (внутренних источников накопления предприятий и сбережений населения);
- значительное расширение практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов;
- использование части централизованных (кредитных) инвестиционных средств на реализацию особо эффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса независимо от их отраслевой принадлежности и форм собственности для ускорения структурно-технологической перестройки производства;
- стимулирование привлечения иностранных инвестиций.
Следует
заметить, что важнейшим элементом
механизма обеспечения экономической
безопасности общества является деятельность
государства по выявлению и оперативному
предупреждению внутренних и внешних
угроз безопасности экономики, особенно
при современном социально-политическом
положении России. Основные направления
этой деятельности следующие:
- выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности. Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития и реализуются в программе социально-экономического развития Российской Федерации;
- организация работы по реализации комплекса мер с целью преодоления или недопущения возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации. В ходе этой работы Совет Безопасности Российской Федерации должен рассматривать концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства;
- экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации. Законодательные и иные нормативные правовые акты обязательно должны проходить экспертизу на предмет экономической безопасности Российской Федерации.
Реализация
мер по устранению угроз экономической
безопасности в условиях глобализации
требует организации эффективной
системы контроля за исполнением
этих мер со стороны Совета Безопасности
Российской Федерации.
Для обеспечения экономически безопасной
интеграции России в мировую экономику
государству, развивая специальные
институты, необходимо завершить:
- формирование оптимальной структуры экспорта, предполагающей значительное повышение в нем удельного веса и объемов товаров с высокой степенью переработки, высококачественных классных услуг;
- исходя из имеющихся конкурентных преимуществ, выявление и целенаправленное освоение наиболее перспективных для российского экспорта товарных ниш страны на мировом рынке, концентрацию основных усилий и средств для достижения рыночного успеха, а также всемерное развитие производственной кооперации, инжиниринга и лизинга;
- достижение благоприятного торгового режима в отношениях с зарубежными странами и их торгово-экономическими организациями и союзами;
- обеспечение доступа российских предприятий в качестве экспортеров и импортеров на мировые рынки машин, оборудования и технологий, информации и капитала, к транспортным коммуникациям, в том числе на рынках с высокой степенью монополизации или защищенных протекционистскими мерами;
- долгосрочное регулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях как со странами и международными организациями-кредиторами, так и с государствами-должниками.
Многообразная
роль системы государственного и
хозяйственного управления в обеспечении
экономической безопасности страны
в условиях глобализации обусловлена
выполнением присущих его механизму
функций, в том числе следующих
[28, с.46].
Во-первых,
обеспечивать инструментарий для обоснования
и принятия стратегических и текущих решений,
охватывающих как макро-, так и микроэкономическое
регулирующее воздействие и параметры
функционирования государства;
Во-вторых,
обеспечивать с помощью экономических
и административных рычагов практическую
реализацию стратегии и текущих
программ экономического развития, анализ
и оценку достигаемых результатов,
корректировку осуществляемых мер
и действий в зависимости от складывающихся
условий;
В-третьих,
обеспечивать необходимую правовую и
политическую защиту экономического суверенитета
страны на основе выработки и последовательного
проведения в жизнь законодательных и
нормативных актов, предусматривающих
охранительные, поощрительные и запретительные
режимы в системе взаимоотношений с другими
странами;
В-четвертых,
формировать устойчивую и надежную систему
распределения прав, функций и ответственности,
взаимодействия органов и должностных
лиц, позволяющую быстро и компетентно
реагировать на все возникающие явления
и проблемные ситуации в функционировании
экономики.
Таким образом,
повышение экономической безопасности
России в большой степени зависит
от эффективности инструментов защиты
национальных интересов на внутренних
и внешних рынках. Однако, создавая
такие инструменты, необходимо учитывать
технологическую отсталость активной
части основных производственных фондов,
более высокую материалоемкость
производимой российской продукции, пока
еще слабую нормативную правовую
базу и экономическую нестабильность.
Одним их эффективных механизмов является
проведение разумной протекционистской
политики, защищающей национальные интересы
отечественных товаропроизводителей
на внутренних и внешних рынках,
которая предусматривает: борьбу с
монополистами; налоговые льготы; льготное
кредитование экспорта продукции обрабатывающей
промышленности; задействование режима
благоприятствования для предпринимателей
в различных отраслях производства;
особую значимость фактора ресурсосбережения.