Экономическая интеграция, сущность и тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Международная экономическая интеграция — это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах. На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических отношений между ними, в том числе создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.

Содержание работы

1. Сущность международной экономической интеграции
2. Задачи и цели международной экономической интеграции
3. Формы экономической интеграции
4. Перспективы развития интеграционных процессов в международной экономике
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

МЭМЭО.doc

— 60.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

 

Государственное образовательное  учреждение 
высшего профессионального образования 
«Санкт-Петербургский государственный 
инженерно-экономический университет»

 

 

 

Кафедра мировой экономики  и международного менеджмента

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

на тему:

Экономическая интеграция, сущность и тенденции  развития.

 

 

 

 

Выполнил:_________________________________________________________

 

Студент__________курса,____________срок обучения

 

Специальность_____________________________________________________

 

группа №__________________№  зачетной книжки_______________________

 

 

Преподаватель:_____________________________________________________

 

Должность:________________________________________________________

 

Оценка: _________________________________ Дата: ____________________

 

Подпись преподавателя: _____________________________________________

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург,2013

Содержание

 

 

1. Сущность международной экономической интеграции

 

2. Задачи и цели международной экономической интеграции

 

3. Формы экономической интеграции

 

4. Перспективы развития интеграционных процессов в международной экономике

 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность  международной экономической интеграции

 

Международная экономическая интеграция — это  процесс хозяйственного и политического  объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и  разделения труда между национальными  хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах. На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических отношений между ними, в том числе создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.

 

В настоящее  время, международная торговля стала  все более дополняться различными формами международного движения факторов производства (капитала, рабочей силы и технологии), в результате которого за границу стали перемещаться уже не только готовый товар, но и факторы его производства. Прибыль, заключенная в цене товара, стала создаваться уже не только в рамках национальных границ, но и за рубежом. Закономерным результатом развития международной торговли товарами и услугами и международного движения факторов производства стала экономическая интеграция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи  и цели международной экономической интеграции

 

Многочисленные интеграционные объединения, возникающие и развивающиеся в современной международной экономике, ставят перед собой в принципе схожие задачи.

 

* Использование  преимуществ экономики масштаба

 

Обеспечить  расширение размеров рынка, сокращение различных издержек и извлечения других преимуществ на основе теории экономики масштаба. Это, в свою очередь, позволит привлечь прямые иностранные инвестиции, которые с большей охотой приходят на рынки значительных размеров, на которых имеет смысл создавать самостоятельные производства, удовлетворяющие их потребности. Цели увеличения региональных масштабов особенно четко выражены у интеграционных группировок Центральной Америки и Африки.

 

* Создание благоприятной  внешнеполитической среды.

 

Важнейшей целью  большинства интеграционных объединений является укрепление взаимопонимания и сотрудничества участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной и других неэкономических областях. Для стран, расположенных географически близко друг от друга и имеющих схожие проблемы в области развития, наличие добрых отношений с соседями, подкрепленных взаимными экономическими обязательствами, является важнейшим политическим приоритетом. Страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, создавая интеграционные объединения, ясно ставили перед собой именно эту цель.

 

* Решение задач  торговой политики.

 

Региональная  интеграция нередко рассматривается, как способ укрепить переговорные позиции  участвующих стран в рамках многосторонних торговых переговоров в ВТО. Считается, что согласованные выступления от лица блока стран более весомы и ведут к более желательным последствиям в области торговой политики. Более того, региональные блоки позволяют создать более стабильную и предсказуемую среду для взаимной торговли, чем многосторонние торговые переговоры, интересы участников которых очень сильно разнятся. Интеграционные объединения в Северной Америке, Латинской Америке и Юго-Восточной Азии возлагают особые надежды на коллективные усилия в рамках многосторонних торговых переговоров.

 

* Содействие структурной перестройке экономики

 

Подключение стран, создающих рыночную экономику или  осуществляющих глубокие экономические  реформы, к региональным торговым соглашениям  стран с более высоким уровнем  рыночного развития рассматривается  как важнейший канал передачи рыночного опыта, гарантия неизменности избранного курса на рынок. Более развитые страны, подключая своих соседей к процессам интеграции, также заинтересованы в ускорении их рыночных реформ и создании там полноценных и емких рынков. Такие цели преследовали многие западноевропейские страны, подключаясь в той или иной форме к ЕС.

 

* Поддержка  молодых отраслей национальной  промышленности.

 

Даже если интеграционное объединение не предусматривает  дискриминационных мер против третьих  стран, оно нередко рассматривается, как способ поддержать местных производителей, для которых возникает более широкий региональный рынок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы экономической интеграции

 

1. Преференциальная  зона – объединяет все страны, во взаимной торговле которых снижены или отменены таможенные пошлины на ввозимые товары.

 

2. Зона свободной  торговли – означает отмену  торговых ограничений между странами-участницами  (таможенных тарифов и количественных  ограничений).

 

3. Таможенный  союз – межгосударственное формирование, в рамках которого действует соглашение об установлении общего внешнего тарифа, отмене ограничений на торговлю для членов союза и проведении единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. К началу 2008г. будет завершено формирование таможенного союза ЕврАзЭс (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан).  В данном союзе предусмотрено формирование единого органа управления и единого бюджета (за счет отчислений от таможенных пошлин). Режим свободной торговли уже распространяется на товары, произведенные в странах ЕврАзЭс.

 

4. Общий рынок  – к 3-й форме добавляется  свободное перемещение капитала  и труда, а также согласование  между странами-участницами общей  экономической политики.

 

5. Экономический  союз – межгосударственное соглашение между странами, разрешающее свободное обращение капитала, рабочей силы, товаров и услуг, а также предполагающее гармонизацию и унификацию социальной, фискальной и монетарной политики. К 4-й форме добавляется единая экономическая и валютно-финансовая политика (например, ЕС).

 

6. Полная интеграция  – форма МЭИ, которая возможна, если к экономическим мерам  добавляются меры политические (создание  надгосударственных органов управления, ликвидация государственных границ  и др.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективы развития интеграционных процессов в международной экономике

 

 

 В начале 2007, по данным Секретариата Всемирной  торговой организации (ВТО), в  мире зарегистрировано 327 региональных  торговых соглашений интеграционного  характера. Международные экономические интеграционные объединения есть во всех регионах земного шара, в них входят страны с самым разным уровнем развития и социально-экономическим строем.

 

 Наиболее  ярким примером успешной интеграции  ряда государств является Европейский Союз. ЕС удалось достигнуть сочетания в себе фактически всех форм экономической и политической интеграции, благодаря чему была образована устойчивая, постоянно расширяющаяся, интеграционная группировка. В качестве перспективной задачи провозглашается дальнейшее расширение ЕС за счёт принятия новых сран-участниц и образование на территории Союза единого государственного объединения конфедеративного или федеративного типа. Исходя из успеха Евросоюза, можно предположить, что наиболее эффективным является именно такой механизм интеграции, какой был применен в ЕС.

 

 Процесс  интеграции в МЕРКОСУР, несмотря  на незавершенность становления  таможенного союза в его классическом  виде, является наиболее динамичным  в регионе. Объем внутризонального  экспорта в 1991-1995 годах вырос с 5,1 до 15,8 млрд. долл., т.е. более чем втрое, и составил почти половину экспорта стран Латинской Америки и Карибского бассейна3. Доля внутризональной торговли в товарообороте стран МЕРКОСУР со всем миром в 1994 г. повысилась до 19,3%, а в 1995 г. - до 22%. МЕРКОСУР оказал положительное воздействие на качественные показатели внешней торговли стран-членов, способствовал росту промышленного экспорта.

 

 Перспективы  интеграции в МЕРКОСУР в целом  оцениваются большинством наблюдателей  внутри субрегиона и за его пределами как благоприятные. Главные условия углубления и развития интеграции - укрепление экономической и финансовой стабильности блока. По мнению экспертов, взаимная торговля между странами МЕРКОСУР находится на самом пике. ЗСТ и таможенный союз, видимо, уже не смогут дать новый мощный импульс развитию связей. Эти формы интеграции в экстенсивном плане уже сыграли свою роль. Необходимо внедрение новых более прогрессивных форм сотрудничества на микроуровне. Для этого в рамках МЕРКОСУР предпринимаются меры организационного порядка, например, создание специального трибунала для разрешения торговых конфликтов между странами блока. Пока идет кулуарное обсуждение идеи о создании некоего наднационального органа по отслеживанию проблем и принятию решений. Однако процесс создания наднационального органа является вообще весьма сложным делом. Странам предстоит найти действенные рецепты по сочетанию рыночных механизмов с регулирующей деятельностью государства, учитывая специфику южноамериканского региона, в котором еще недавно насчитывалось достаточное количество авторитарных режимов. Вероятно, будут предприняты также меры по структурной перестройке экономики самих стран МЕРКОСУР.

 

 В настоящее  время Россия является полноправным  участником большинства наиболее влиятельных международных интеграционных группировок, что позволяет ей лоббировать там свои политические и экономические интересы. В этом плане наибольший интерес могут вызвать Содружество Независимых Государств, Единое Экономическое Пространство и Азиатско-Тихоокеанский форум Экономического Сотрудничества.

 

 ЕЭП России, Украины, Белоруссии и Казахстана  имеет своей целью создание  достаточного основания для обеспечения  свободной торговли между входящими  в него государствами. К сожалению,  из-за политической нестабильности в Украине, постоянной смены власти в этой стране и, как следствие этого, неопределенности её внешнеполитического курса, Украина до сих пор не ратифицировала весь пакет соглашений по ЕЭП, а значит не может полноценно принимать участия в работе сообщества. Несмотря на это три государства в 2007 году подписали соглашение об организации таможенного союза, что может послужить основой для дальнейшей экономической и политической интеграции государств.

 

 АТЭС также  преследует цель укрепления экономических отношений между странами-участницами. Для России сотрудничество с государствами Азиатско-тихоокеанского региона является одним из приоритетных направлений. Несмотря на это, до последнего времени Россия не принимала серьезного участия в работе форума. Однако в 2005 году резидент РФ В.В. Путин объявил, что АТЭС является для России важнейшим партнером. После этого произошла заметная активация деятельности России в данной организации, а на последнем саммите было решено, что саммит АТЭС-2012 пройдет во Владивостоке.

 

 Содружество  Независимых Государств в последнее  время испытывает серьезный кризис. К сожалению, СНГ сейчас фактически  разделилось на 3 лагеря: государств, стремящихся к взаимной интеграции  с Россией; государств, стремящихся  к интеграции в ЕС и государств, пытающихся быть лояльными и той и другой стороне. Особенно такое разделение усилили ряд бархатных революций, а также энергетические конфликты с Украиной и Белоруссией. Однако, несмотря на это СНГ, остается важнейшей организацией, поскольку основан не на желании государств-членов, а на необходимости интеграции, поскольку все страны, входящие в СНГ неразрывно связаны культурно, экономически и политически.

 

 Идея вступления  России в Европейский Союз  в настоящее время не актуальна.  Гораздо более важным для обеих сторон является задача построения крепкого экономического сотрудничества. ЕС является одним из главных торговых партнеров России, хотя в последнее время из-за чреды энергетических скандалов между Россией и некоторыми государствами СНГ европейские страны все более задумываются об уменьшении роли РФ в поставках сырья в ЕС.

 

 Шанхайская  Организация Сотрудничества также  имеет ряд проблем. Прежде всего,  это дублирование большинства  её функций другими международными  организациями, членами которых являются страны-участники ШОС. Однако данная группировка имеет серьезный потенциал, который в первую очередь определяется экономическим потенциалом России и Китая, участвующих в ней. Для его раскрытия ШОС следует принять ряд стабилизационных и прогрессивных мер, которые могут способствовать расширению роли данной организации.

Информация о работе Экономическая интеграция, сущность и тенденции развития