Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 08:45, контрольная работа
Историю экономических учений интересует, под влиянием каких условий меняются взгляды на экономическую действительность, как эволюционирует трактовка базовых категорий, совершенствуются методы экономических исследований. Наибольшую роль в истории экономических учений Древней Греции сыграли произведения известных мыслителей Ксенофонта, Платона и Аристотеля. В данной работе рассматриваются их взгляды на экономические процессы.
Введение
1. Экономические воззрения Катона Старшего
2. Экономические воззрения Марка Тёренция Варрона
3. Экономическая мысль Юния Модерата Колумелла
4. Труды Гая Плиния Старшего
5. Цицерон и Сенека о рабовладельческом строе.
5.1. Марк Туллия Цицерон
5.2. Луций Анней Сенека
6. Экономическая политика римских императоров.
6.1. Октавиан Август
6.2. Диоклетиан
6.3. Константин
Заключение
Список литературы
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВЫХ ДИСЦИПЛИН
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему:
«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО РИМА. АГРОНОМИЧЕСКИЕ ТРАКТАТЫ КАТОНА, ВАРРОНА, КОЛУМЕЛЛЫ»
ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»
г.Москва, 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Экономические воззрения Катона Старшего
2. Экономические воззрения Марка Тёренция Варрона
3. Экономическая мысль Юния Модерата Колумелла
4. Труды Гая Плиния Старшего
5. Цицерон и Сенека о рабовладельческом строе.
5.1. Марк Туллия Цицерон
5.2. Луций Анней Сенека
6. Экономическая политика римских императоров.
6.1. Октавиан Август
6.2. Диоклетиан
6.3. Константин
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
История экономических учений изучает эволюцию взглядов на экономические процессы, закономерности формирования и развития экономических теорий и школ. Курс не ограничивается изучением источников, систематизацией и раскрытием взглядов выдающихся экономистов; он стремится выявить взаимосвязь и преемственность идей, трансформацию подходов и выводов.
Историю экономических учений интересует, под влиянием каких условий меняются взгляды на экономическую действительность, как эволюционирует трактовка базовых категорий, совершенствуются методы экономических исследований.
Изучая эволюцию экономических концепций, мы стремимся уяснить, как разворачивается процесс формирования и обогащения наших знаний об экономике, как и почему многие идеи прошлого и сегодня сохраняют свою актуальность, каким образом они влияют на наши современные представления.
История экономических учений помогает понять общую направленность эволюции экономической науки, трансформацию ее генеральных направлений, взаимосвязь с экономической политикой, принятием стратегических и оперативных решений.
В древности
экономической науки как
В широком смысле истоки современной цивилизации мы находим в идеях и трудах мыслителей далекого прошлого – Древнего Востока, Древнего Рима, Древней Греции. И потому их взгляды, наблюдения, мнения представляют интерес и сегодня.
Наибольшую роль в истории экономических учений Древней Греции сыграли произведения известных мыслителей Ксенофонта, Платона и Аристотеля.
1.Экономические воззрения
Древний
Рим являлся античным государством,
в котором рабовладельческие
производственные отношения были более
развиты, чем в Древней Греции.
Территориальная экспансия Рима
привела к созданию огромной империи,
к порабощению многих племен и
народов. Положение римских рабов,
происходивших в основним из военнопленных,
было более тяжелым, чем рабов в античной
Греции. В отличие от Древней Греции, в
которой рабы в основном эксплуатировались
в сфере ремесла и торговли, в Древнем
Риме главной сферой применения рабского
труда было сельское хозяйство. Именно
в Древнем Риме противоречия рабовладельческого
способа производства достигли наибольшей
остроты и привели, в конечном счете, к
возникновению колоната. В то же время
на протяжении целых столетий шла упорная
борьба беднейших слоев свободного населения
за землю, нередко принимавшая драматические
формы. Все это наложило отпечаток на характер
экономической мысли Древнего Рима, которая
в основном решала аграрные проблемы,
и прежде всего проблемы рациональной
организации рабовладельческих вилл и
латифундий.
Идеологом римских рабовладельцев, хозяйства
которых были связаны с рынком, был Катон
Старший (234- 149 гг. до н.э.). В своем сочинении
«О земледелии» он обосновывал преимущества
сельского хозяйства в сравнении с другими
отраслями экономики и доказывал, что
доход от земледелия «самый чистый, самый
верный и вовсе не вызывает зависти».
Прежде чем покупать виллу, будущий хозяин
должен посмотреть, много ли в усадьбе
прессов, а также сосудов для хранения
земледельческой продукции. Необходимо,
«чтобы оборудования было поменьше и чтобы
тебе (будущему владельцу— Авт.) не израсходоваться
на имении». По мнению Катона, самое лучшее
имение должно обладать следующими угодьями:
виноградником, поливным огородом, ивняком,
масличным садом, лугом, хлебной нивой,
лесом и т.д. Позднее комментаторы этого
места трактата считали, что Катон отобразил
шкалу доходности отраслей сельского
хозяйства. Это не лишено определенных
оснований, поскольку писатель обращал
внимание на условия торговли и количество
прессов, а на первое место в списке культурных,
угодий поставил виноградник, а не масличный
сад.
Катон был сторонником натурального хозяйства,
хотя рекомендовал «продавать вообще
все лишнее». Писатель выступал за самообеспеченность
поместья, поскольку «хозяину любо продавать,
а не покупать». Как рачительный хозяин,
Катон советует продавать масло, если
оно в цене, тем самым предлагая при организации
хозяйства выделять доходные отрасли.
Так, на пригородных виллах он рекомендовал
возделывать виноград. Однако хозяйственные,
советы Катона в отношении коммерции звучат
робко. Автор трактата как бы нащупывал,
исходя из натурально-хозяйственных принципов,
те отрасли земледелия, которые потенциально
могли стать коммерческими. Эта противоречивость
воззрений Катона на характер организации
средней рабовладельческой виллы была
очень типична для начала II в. до н. э., когда
специализация поместий только начиналась.
Катон давал рекомендации и по организации
подневольного труда. Каждый раб получал
в поместье «задание»- работу определенного
вида и ее объем. Подобные «уроки» были
стандартными и варьировались в зависимости
от местности и личных качеств раба. По
данным римских агрономов, раб обрабатывал
мотыгой от 1/4 до 3/4 югера в день, косил
1 югер, пахал по тяжелой земле югер за
три дня, а по легкой — двое суток. Система
«уроков» позволяла рабовладельцу установить,
как шла работа в его отсутствие. Рабы
должны были работать в дождь и даже по
праздникам. Катон советовал подыскивать
среди рабов надзирателя (вилика) и ключницу.
Вилик должен вести расчет «уроков», разбирать
тяжбы рабов и наказывать виновных. У хорошего
вилика рабы всегда в работе. Он «первым
встанет с постели и последним ляжет в
постель». Вилик должен отчитываться перед
хозяином. Работая, он узнает, что у рабов
«на уме, и они будут покладистее в работе».
Катон устанавливал даже сезонные нормы
натурального довольствия рабам, рассчитывал
норму соли, определял образцы одежды.
Практика ведения рабовладельческого
хозяйства показывала, что, непрерывно
занимая рабов, необходимо было сокращать
и нормы их довольствия. Помимо рабов Катон
предусматривал использование работников,
нанятых за деньги или долю урожая. Они
могли собирать упавшие маслины и виноград,
косить сено. Однако вилику давалась инструкция
не задерживать наемных работников в поместье
более одного дня.
Как экономист-практик, Катон пытался
установить оптимальные пропорции «элементов»
производства специализирующихся рабовладельческих
хозяйств. По его мнению, оливковую виллу
в 240 югеров могли обслуживать 13 работников
(вилик, ключница, 5 работников, 3 пахаря,
погонщик ослов, свинопас и овчар). Катон
скрупулезно перечислял весь набор инструментов
и предметов домашнего обихода, вплоть
до лоскутных одеял рабов. В винодельческом
хозяйстве в 100 югеров может трудиться
16 работников. При этом средства производства
и предметы быта представлены гораздо
шире, чем в других виллах. Виноградарство
было более интенсивным типом агрикультуры.
Значительное внимание Катона к набору
средств производства и даже бытовых предметов
объясняется стремлением автора повысить
доходность имения. Пригородное имение,
по его мнению, хозяин «должен устроить
и засадить так, чтобы оно было как можно
прибыльнее». Катон первым в экономической
мысли Древнего Рима поставил проблему
эффективности рабовладельческого хозяйства,
связав ее с организацией производства
и обмена. Уже в самом начале трактата
Катон предостерегает землевладельца
от «большого оборудования». Катон стремился
достичь соответствующего эффекта через
регламентацию не только средств труда,
но и самого процесса производства. Огромная
роль отводилась хозяину поместья, который
должен хорошо знать календарь земледельческих
работ и все необходимые агротехнические
приемы. Таким образом, рентабельность
подневольного труда ставилась в зависимость
от множества факторов. В трактате Катона
просматривается идея видеть рабовладельческое
поместье не просто формой натурального
хозяйства, а организацией производства
с определенной рыночной ориентацией.
2.Экономические воззрения
Известным
экономистом-аграрником был Марк Тёренций
Варрон (116—27 до н. э.), принадлежавший к
сословию всадников. До нас дошли три книги
его трактата «О сельском хозяйстве»,
написанные уже в преклонном возрасте.
В отличие от Катона Варрон никогда не
занимался сельским хозяйством, и его
основными источниками были книжные материалы.
Композиционно три книги представляют
соответственно земледелие, животноводство
и приусадебное хозяйство (птицеводство,
рыболовство и пчеловодство).
Согласно Варрону, «земледельцы
должны стремиться к двум целям: к пользе
и удовольствию». Но «польза требует того,
что доходно; а удовольствие - того, что
приятно; на первом месте скорее стоит
полезное, чем приятное». Однако прежде,
чем бросать семена в землю, Варрон советует
изучить основные элементы Вселенной:
воду, землю, воздух и солнце. По его мнению,
следует не только хорошо знать свойства
местной почвы, но и выяснить, «какое в
этом имении оборудование требуется и
какое должно иметь для его обработки».
Первая книга Варрона
посвящена организации рабовладельческого
хозяйства, и преимущественно полеводству.
К садоводству и виноградарству автор
трактата обращается редко. Хлебные нивы
поместий были, по-видимому, немалыми,
поскольку Варрон советовал «продать
сбор колосьев» после жатвы. Он скептически
относился к катоновским принципам подбора
оптимального рабовладельческого поместья
по размерам угодий и товарной специализации.
Облик поместья, по его мнению, определяет
агрикультура, а в конечном итоге - свойства
почвы. Поэтому ценность имения могут
определять не виноградники, как полагал
Катон, а хорошие луга. Причем Варрон соглашался
с теми, кто считал, что «виноградник сам
пожирает свои доходы». Варрон сомневался
в эффективности рабовладельческого хозяйства,
практикующего интенсивную культуру винограда.
Для Варрона основная ценность имения
- земля! Главное - знать, «какова земля
и для чего она хороша или нехороша». Эта
идея пронизывает весь труд экономиста-агрария.
Влияние природного фактора на аграрную
экономику докапиталистических обществ
весьма существенно. Не случайно К. Маркс
отмечал, что «во всех формах общества,
где господствует земельная собственность,
преобладают еще отношения, определяемые
природой».
Проблема размещения
виллы тесно связывается Варроном с ее
внутренней организацией. «Имения, - резюмирует
он,— у которых по соседству есть места,
куда удобно ввозить и продавать произведения
своего хозяйства и откуда выгодно ввозить
то, что требуется для собственного хозяйства,
такие имения уже по этой причине доходны».
Так проблема эффективности рабовладельческого
хозяйства ставится в зависимость от рыночной
ситуации. Организация варроновского
хозяйства оказалась несколько более
«открытой» для влияния рынка. Варрон
в отличие от Катона уже признавал определенную
ограниченность натурально-хозяйственных
возможностей рабовладельческой виллы,
ибо владельцы должны прикупать даже то,
что у них производится, но чего не хватает
(хлеб, вино). Интересно, что Варрон ориентировался
не только на городской, но и на сельский
рынок, где можно было выгодно реализовать
излишки, даже такие, как колья, жерди и
тростник. Несмотря на предлагаемую им
более «глубокую» коммерческую ориентацию
рабовладельческого имения, Варрон не
смог до конца отказаться от натурально-хозяйственных
принципов организации производства.
Он по существу выделял два типа рабовладельческого
хозяйства: пригородные имения и отдаленные
поместья. Рыночная ситуация могла сложиться
так, что «невыгодно иногда даже разводить
что-нибудь у себя в имении, хотя бы ты
(хозяин.— Авт.) и мог это сделать». Поэтому
идея Варрона о доходе «от излишка» сочеталась
с мыслью о влиянии рынка на организацию
хозяйства.
Касаясь средств, «которыми
возделывают землю», Варрон выделял «орудия
говорящие, бессловесные и немые». «Говорящие
орудия»— это рабы, «бессловесные»— волы,
рабочий скот, а «немые»— телеги, грабли,
корзины и т. д. Трактат Варрона был написан
после восстания Спартака: хозяину приходилось
организовывать малоэффективный рабский
труд в новых условиях. Поэтому Варрон
считал, что «рабы не должны быть ни робки,
ни дерзки». Он отговаривал рабовладельцев
использовать бич, если желаемого можно
добиться словом. Варрон рекомендовал
применять более гибкие методы принуждения
к труду. По его мнению, «не следует покупать
много рабов одной и той же народности».
Варрон советовал даже совещаться с прилежными
рабами. Рабы лучше работают, если «хозяин
щедрее оделяет их пищей, не скупится на
одежду, позволяет отдохнуть и дает некоторые
льготы, например, разрешает в имении пасти
свою скотину и т. д.». Перед нами уже не
катоновский образ раба с относительно
скудными нормами довольствия, а раб сытый,
экипированный и обладающий некоторым
имуществом.
Варрон советовал помимо
вилика найти среди рабов грамотного и
сведущего в хозяйстве распорядителя,
которого следовало «наградить» рабыней.
Как рачительный хозяин, Варрон задумывался
и над проблемой естественного воспроизводства
рабов. В трактате он намекал на возможность
появления у рабов семей, потомство которых
будет привязано к поместью.
По мнению Варрона, на больших сельскохозяйственных
работах — сбор винограда, жатва — лучше
использовать труд наемных работников.
Римский ученый хорошо понимал ограниченные
возможности рабского труда.
Эффективность работы рабовладельческого
хозяйства зависела от его внутреннего
устройства. В этой связи Варрон подверг
критике катоновские нормы соотношения
культурной площади и ее рабской обслуги.
По его мнению, количество рабов нужно
определять в соответствии с характером
местности, агрикультуры и размером имения.
Большое значение при этом имел опыт предков
и практика. Варрон указывал, что обычная
величина обширных имений (латифундий)
— это 200 югеров земли. Ученый скептически
отнесся и к катоновским нормам тяглового
скота на единицу площади. Он подчеркивал
необходимость содержания домашних животных,
«которые обычно даются в собственность
рабам, чтобы им легче жилось и они были
бы прилежнее». За счет смягченных форм
рабства Варрон стремился решить многие
проблемы организации рабовладельческого
хозяйства. Определенная натурально-хозяйственная
ориентация поместья просматривалась
и при решении проблемы воспроизводства
«немых» орудий труда. Варрон настоятельно
советовал не «покупать того, что могут
сделать свои же люди (рабы.— Авт.) и из
материала, который растет в имении...».
Покупать следует хорошие, но и самые дешевые
инструменты. Их набор и количество должны
соответствовать характеру производства
и размерам хозяйства.
Варрон жил в период,
когда происходило развитие товарно-денежных
отношений. Рост товарности рабовладельческих
хозяйств сопровождался интенсификацией
агрикультуры. Однако достичь подобного
в условиях малоэффективного рабского
труда было трудно. Не случайно Варрон
сомневался в рентабельности винодельческого
поместья — хозяйства наиболее интенсивного
типа. Отсюда его стремление создать условия,
чтобы у раба была «охота к работе». Варрон
не забывал и о натурально-хозяйственных
возможностях рабовладельческого имения.
Он по существу показал, что в Риме II —
I вв. до н. э. господствовали рабовладельческие
хозяйства полунатурального-полутоварного
типа.
3.Экономическая мысль Юния Модерата
Колумелла
С I в.
н. э. в организации
Важное место в истории
римской экономической мысли принадлежит
Юнию Модерату Колумелле, написавшему
12 книг о сельском хозяйстве. Труды Колумеллы
не поддаются точной датировке, но третья
книга относится к 62—65 гг. н. э. Колумелла
был глубоким знатоком сельскохозяйственной
литературы и хорошим практиком. Он был
свидетелем кризисных явлений рабовладельческой
экономики: происходило падение производительности
рабского труда, многие культурные земли
в Италии не возделывались и превращались
в пастбища.
Уже в предисловии к первой книге Колумелла
вступил в полемику с теми представителями
римской науки, которые видели причины
определенного упадка хозяйства в бесплодии
земли и плохом климате. Главное, по его
мнению, то, что сельское хозяйство отдается,
«как палачу, на расправу самому негодному
из рабов, а при наших предках им занимались
наилучшие люди и наилучшим образом».
Колумелла сознавал ограниченные возможности
рабского труда, но его рецепты исходили
из факта существования рабовладения.
Колумелла призывал рабовладельцев избавиться
от «негодных», нерадивых рабов, «организовывать
их трудолюбие». Сделать это было крайне
трудно. Поэтому в истории римской экономической
мысли фигура Колумеллы выглядит в определенной
мере драматично.
Для перестройки рабовладельческого
хозяйства Колумелла предложил целую
систему мероприятий. Как рабовладелец-практик,
он выступил решительно против экстенсивного
пути развития рабовладельческого поместья.
Если Катон и в определенной
мере Варрон пытались установить нормы
земельной площади рабовладельческого
хозяйства, то Колумелла отказался от
этого. Для него «несомненно, что огромное
худо возделанное пространство дает меньше,
чем маленький прекрасно обработанный
участок». Главное, есть ли у покупателя
имения деньги. И при занятии сельским
хозяйством «недостаточно знать или хотеть,
если нет требуемых на работу денег». А
при наличии необходимых средств «с сельским
хозяйством можно управиться без тонкостей,
но оно не терпит и глупости». Эта антиномия
Колумеллы полна глубокого смысла. Экономист
понимал, что даже при использовании «прилежных»
рабов трудно применить «тонкости». В
то же время все книги Колумеллы указывают
на необходимость самого тщательного
ведения хозяйства в условиях рабовладения.
Колумелла считал, что
основная цель покупки имения — получение
дохода. Но «разумный человек не станет
покупать землю в любом месте, поддавшись
на соблазн плодородия или красивого местоположения».
По его мнению, хороший хозяин сможет сделать
доходным всякий участок, а его усердие
сможет победить и бесплодие земли. Настоящий
хозяин земли добьется того, «чтобы выращивать
на ней как раз то, что пойдет там всего
лучше».
Колумелла вел открытый
спор с экономистами-аграриями, придававшими
слишком большое значение естественному
плодородию почвы. По существу Колумелла
первым в античной мысли поставил проблему
интенсивного пути развития рабовладельческого
хозяйства. Он разработал целую систему
искусственного удобрения почвы, смело
выступил за проведение агротехнических
опытов, призывая хозяев не скупиться
на эксперименты. При таком способе ведения
хозяйства любые земли принесут землевладельцу
доход.
Советуя рабовладельцам
интенсифицировать хозяйства, Колумелла
считал при этом необходимой реорганизацию
рабского труда. Одна из основных его идей
— специализация рабов. В новых условиях
ведения агрикультуры Колумелла рекомендовал
привлекать квалифицированный рабский
труд. Так, он советует не останавливаться
перед уплатой 8 тыс. сестерциев за опытного
раба-виноградаря.
Колумелла рекомендовал добиваться естественного
воспроизводства рабов прямо в хозяйстве,
предлагая освобождать многодетных рабынь
от работы и даже предоставлять им вольную.
Он признавал правильными все методы принуждения
для превращения негодных рабов в прилежных
работников: от поместной тюрьмы в подвале
до «обмена» шутками с рабами. Это, по мнению
Колумеллы, вместе с совместным обсуждением
новых работ, «заботой» о жизни рабов,
разрешением им жаловаться на жестокое
обращение способствует росту производительности
труда. Однако Колумелла понимал, что организация
работы рабов, даже в присутствии приказчика
и надсмотрщиков, могла быть некачественной.
Раб, «чтобы набрать то число, которое
ему заказано приказчиком, работает невнимательно
и недобросовестно...». Колумелла видел
ограниченные возможности рабовладения,
но все же надеялся компенсировать их
совершенствованием агрикультуры с помощью
раба-специалиста, опытного вилика и, наконец,
строгого и квалифицированного хозяина
имения. Не случайно «хозяйский глаз»
является важнейшим фактором организации
труда в поместье. И Колумелла советует
приобретать имения в пригороде, чтобы
чаще туда наведываться.
Понимая, что перестроить
рабовладельческое хозяйство будет трудно,
Колумелла предлагал сдавать землю в аренду
свободным колонам. Он даже советовал
заменить ими рабов-приказчиков. Тем самым
Колумелла перечеркивал свою идею об определенных
возможностях рабского труда при интенсивном
рабовладельческом производстве.
4.Труды Гая Плиния Старшего
Современником Колумеллы
был Гай Плиний Старший (23—79 н. э.). Он не
написал специального агрономического
трактата. Но этот энциклопедически образованный
человек создал обширный труд —«Естественную
историю»— в 37 книгах. Его сочинение охватывало
все отрасли современного ему знания.
Если у Колумеллы были ещё какие-то иллюзии
относительно рабовладения, то Плиний
прямо осуждал рабовладельческие отношения.
Он вспоминал прежние времена, когда в
Риме считали «вредным» гражданина, «которому
семи югеров недостаточно». Земля была
плодородна, так как тщательно возделывалась
руками даже самих полководцев. «А ныне,—
отмечал Плиний,— те же поля возделывают
скованные ноги, осужденные руки, клейменые
лбы...» Поэтому стоит ли удивляться, «что
плоды работы порабощенных узников не
те же, что были у победоносных полководцев».
Плиний осуждал не только рабство, но и
крупное землевладение. По его мнению,
«латифундии погубили Италию», поскольку
«в старину полагали, что прежде всего
надо ограничивать размеры имения, считая,
что лучше меньше сеять и лучше пахать».
Плиний снова ставит
вопрос об эффективности земледельческого
труда. Он считал, что наилучшая обработка
земли убыточна, поскольку она вызывает
большие расходы. Но «хорошо обрабатывать
землю все же необходимо». Поэтому Плиний
советовал возделывать угодья «и плохо
и хорошо», подразумевая под «плохо» только
«наибольшее сокращение расходов». Так
Плиний выступил антиподом Колумеллы,
который советовал проводить агротехнические
эксперименты, не считаясь с издержками
производства. Плиний призывал землевладельцев
к умеренности. По его мнению, плох хозяин,
который покупает то, что можно получить
в своем имении. Он вновь предложил аграриям
использовать натурально-хозяйственные
возможности в организации производства.
Плиний не одобрял чрезмерную интенсификацию
хозяйства, которая невозможна и даже
убыточна в условиях рабовладения. Но
он отмечал, что «земледелие основано
на труде, а не на расходах, а поэтому предки
наши и говорили, что самое полезное для
поля — хозяйский глаз». Поэтому необходимы
выхоленные рабы, железные орудия превосходной
работы, сытые волы". Плиний понимал,
что для организации труда нужны затраты,
и немалые. Это противоречило его концепции
экономного ведения хозяйства, тем более
что при Плинии произошло существенное
совершенствование многих орудий земледелия.
Очевидно, что новая, более дорогая земледельческая
техника не могла найти применения в условиях
рабовладения. Рабам больше соответствовали
грубые, неуклюжие орудия труда, не подверженные
порче.
Плиний Старший представлял
другое, нежели Колумелла, направление
экономической мысли, которое стремилось
приспособиться к хозяйственной ситуации
и сохранить достигнутый уровень интенсивности
производства. Он выступал за натурализацию
хозяйства, пропагандировал «прилежный»
рабский труд новыми, но самыми дешевыми
орудиями. Однако в новых условиях это
привело бы к падению эффективности рабского
труда, поскольку повышение издержек производства
было бы неизбежным. Поэтому римский ученый,
в конце концов, отдал предпочтение колонату
— форме производства, переходной от рабовладения
к феодализму.