Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 00:35, контрольная работа
Целью исследования является изучение темы "Экономическая мысль древнего Рима (Котон, Варрон, Колумелла, Братья Гракхи)" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Экономическая мысль древнего Рима (Котон, Варрон, Колумелла, Братья Гракхи)".
Сказать об актуальности проблемы "Экономическая мысль древнего Рима (Котон, Варрон, Колумелла, Братья Гракхи)" в современных условиях.
Образец введения
Представленная работа посвящена теме "Экономическая мысль древнего Рима (Котон, Варрон, Колумелла, Братья Гракхи)".
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Тема "Экономическая мысль древнего Рима (Котон, Варрон, Колумелла, Братья Гракхи)" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Экономическая мысль древнего Рима (Котон, Варрон, Колумелла, Братья Гракхи)".
Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Экономическая мысль древнего Рима (Котон, Варрон, Колумелла, Братья Гракхи)". Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Экономическая мысль древнего Рима (Котон, Варрон, Колумелла, Братья Гракхи)" определяют несомненную новизну данного исследования.
Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Экономическая мысль древнего Рима (Котон, Варрон, Колумелла, Братья Гракхи)" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Экономическая мысль древнего Рима (Котон, Варрон, Колумелла, Братья Гракхи)" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа "Экономическая мысль древнего Рима (Котон, Варрон, Колумелла, Братья Гракхи)".
Теоретическое значение изучения проблемы "Экономическая мысль древнего Рима (Котон, Варрон, Колумелла, Братья Гракхи)" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.
Объектом данного исследования является анализ условий "Экономическая мысль древнего Рима (Котон, Варрон, Колумелла, Братья Гракхи)".
При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является изучение темы "Экономическая мысль древнего Рима (Котон, Варрон, Колумелла, Братья Гракхи)" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.
Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты проблемы "Экономическая мысль древнего Рима (Котон, Варрон, Колумелла, Братья Гракхи)". Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов "Экономическая мысль древнего Рима (Котон, Варрон, Колумелла, Братья Гракхи)".
В главе второй более подробно рассмотрены содержание и современные проблемы "Экономическая мысль древнего Рима (Котон, Варрон, Колумелла, Братья Гракхи)".
Глава третья имеет практический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния, а также делается анализ перспектив и тенденций развития "Экономическая мысль древнего Рима (Котон, Варрон, Колумелла, Братья Гракхи)".
По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса.
Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы "Экономическая мысль древнего Рима (Котон, Варрон, Колумелла, Братья Гракхи)", круг вопросов и логическую схему ее построения.
Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.
Источниками информации для написания работы по теме "Экономическая мысль древнего Рима (Котон, Варрон, Колумелла, Братья Гракхи)" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Экономическая мысль древнего Рима (Котон, Варрон, Колумелла, Братья Гракхи)", справочная литература, прочие актуальные источники информации.
(1) Успехи Древнего Рима в умножении материального богатства основывались на рабском труде. Главной сферой применения рабского труда в Древнем Риме было земледелие, что и наложило отпечаток на характер экономической мысли, которая в основном решала аграрные проблемы.
Для римских патрициев занятия коммерцией, ремеслом, производством, кроме занятий, связанных с землей, земледелием, считались делом недостойным. Основное внимание привлекали вопросы практики хозяйственной деятельности, организации управления земельной латифундией.
Катон. В III в. до н. э. возвысилось Римское государство, в котором наряду с крупными латифундиями существовали рабовладельческие хозяйства, тесно связанные с рынком. Защитником последних выступал Катон. Основной его труд – «Земледелие». Катон – военачальник, квестор, консул в Испании, талантливый оратор и наблюдательный историк; он досконально знал сельское хозяйство.
Катон, гораздо менее знаменитый под своим настоящим именем Марк Порций (234 – 149 гг. до н. э.), известен как автор труда под названием «Земледелие». В нем он старался описать экономику Древнего Рима в общих чертах, а также само земледелие и сельское хозяйство в частности. Судя по отзывам многих ученых, это ему удалось в той степени, в которой было возможно на том этапе экономического развития. Катон призывал как можно больше заниматься сельским хозяйством, потому что физический труд не позволяет человеку быть грубым, злым, агрессивным и недовольным. Труд, причем только сельскохозяйственный, может приносить пользу здоровью. Нельзя сказать, чтобы Катон был ярым противником торговли, но он и не очень-то приветствовал ее, потому как считал опасным бедствием, которое может создать неудобства и неприятности и привести к появлению недовольных (например, некачественным товаром или слишком высокой ценой на него) граждан. По мнению Катона, все хозяйственные области следует объединить в одну большую. Он очень рьяно поддерживал рабовладельческий строй и указывал на то, что рабов следует постоянно наказывать, дабы они не ленились на своем рабочем месте. Поэтому Катон выдвинул предположение, что хозяин сам должен работать время от времени, чтобы рабы знали, что за ними присматривают, и не позволяли себе расслабляться. У каждого хозяина должен быть надсмотрщик над рабами, возможно, даже один из рабов, который будет наказывать тех, кто плохо работает, по всей строгости.
Со временем в Древнем Риме стали появляться те, кто работает за деньги или определенную часть урожая (впоследствии их стали называть издольщиками). Отражение того, как правильно заключать с ними договор и вести дела, мы можем найти в труде Катона. Также в его трактате можно почерпнуть множество полезных советов по поводу покупки земли или рабов.
Историки и современники считают, что в тот период не было более экономного и умеющего правильно распоряжаться деньгами человека во всем Риме. Катон искал выгоду во всем и четко знал, где можно сэкономить.
Учение Варрона.
(2) Разработку проблем латифундийского
хозяйства в I в до н.э. продолжил римский
ученый Варрон. Его взгляды изложены в трактате
"О сельском хозяйстве". Он отразил,
с одной стороны, более развитые формы
рабовладения, высшую степень эволюции
крупных рабовладельческих экономик;
с другой — новые моменты социально-ЭКОНОМИЧЕСКОЙобстано
В своем трактате Варрон высказывает серьезную тревогу о судьбах рабовладельческого хозяйства. Он упрекает рабовладельцев в том, что они отошли от дел, живут в городах, перепоручив латифундии управляющим. Автор ищет пути укрепления экономики не только в развитии земледелия, но и скотоводства, в применении агрономической науки, росте интенсивности производства, совершенствовании методов эксплуатации рабов, в использовании материальной заинтересованности и т.д. Его заботы связаны не только с сохранением натурального характера рабовладельческих латифундий, но и с повышением их доходности, ростом эффективности производства Варрон уделяет большое внимание обращению с рабами, методам их эксплуатации. Рабов он относил к одному из трех видов сельскохозяйственных орудий: говорящим. Два других вида орудий в его классификации составляли немые (инвентарь) и издающие нечленораздельные звуки (рабочий скот).
(3)Первой вспышкой кризиса был трибунат Тиберия Гракха. В 133 г. до н. э. избранный народным трибуном Тиберий Семпроний Гракх предложил аграрный закон, имевший своей целью частичное восстановление полисного равновесия времен ранней республики. Каждому владельцу ager publicus разрешалось удерживать не более 500 югеров (125 га) земли; кроме того, он мог иметь еще по 250 югеров на каждого взрослого сына с тем расчетом, чтобы во владении одной семьи было не более 1 тыс. югеров земли. Излишки возвращались в распоряжение государства. Из них должны были быть нарезаны участки по 30 югеров и розданы беднейшим и малоимущим гражданам. Бывшие владельцы получали денежную компенсацию. Участки запрещалось продавать. Для наблюдения за проведением аграрной реформы предполагалось избрать комиссию из трех человек. Закон в значительной степени повторял аграрный закон Лициния — Секстия, принятый еще в период борьбы патрициев и плебеев, и имел целью реставрацию мелкого землевладения. Но Тиберий Гракх сделал все возможное для проведения передела земли наименее болезненным для нобилитета способом.
Тем не менее крупные собственники выступили против реформы. Им удалось привлечь на свою сторону коллегу Гракха, трибуна Марка Октавия, который наложил вето на проект. После долгой борьбы Тиберий решился поставить перед комициями вопрос: должен ли трибун, противодействующий народу, оставаться в своей должности? В результате голосования Октавий был от должности отрешен; это был акт большого политического значения: народное собрание тем самым поставило себя над магистратами. После смещения Октавия аграрный закон был принят. В аграрную комиссию вошел сам Тиберий Гракх и его родственники.
Триумвиры наткнулись на ряд трудностей, связанных с распределением участков и сопротивлением крупных посессоров. Остро встал и финансовый вопрос. Воспользовавшись присоединением Пергама, Гракх провел закон, по которому полученные средства использовалась для финансирования реформы.
Летом 133 г. до н. э., когда Гракх вторично выдвинул свою кандидатуру в народные трибуны, богачи оказали ему серьезное сопротивление. Во время одной из предвыборных сходок началась драка; разнесся слух, что Тиберий требует царской власти. Тогда сенаторы прямо с заседания сената отправились на место сходки; схватив скамейки, они принялись избивать сторонников Гракха. В этой стычке был убит Тиберий Гракх и 300 его приверженцев.
После габели инициатора
реформы богатые посессоры
В 125 г. до н. э гракханцы попытались уладить отношения с италиками. Консул Фульвий Флакк предложил законопроект о предоставлении союзникам прав римского гражданства. Италики поддержала предложение Флакка, однако в Риме его провалили. В данном случае противники закона нашли поддержку в народном собрании, которое не хотело делиться своими правами. Ответом на решение Рима было восстание в латинской колонии Фрегеллах, которое вскоре было подавлено. С тех пор полные права римского гражданства стали основным политическим требованием италиков.
В 123—-122 гг. до н. э. народным трибуном был младший брат Тиберия Гракха, Гай, выступивший с целой серией законов, которые существенно изменяли социально-политическую структуру общества. Гай Гракх был настроен более решительно, чем Тиберий. Судя по всему, он был единственным из римских политиков, кто всерьез попытался демократизировать общество. Это стремление усугублялось желанием мести убийцам старшего брата, которые занимали руководящие посты в государстве. Кроме того, Гай Гракх пытался решить ряд наболевших государственных проблем, которые возникли в новых условиях. Это была первая попытка приспособить полисный аппарат к нуждам крупной державы.
Информация о работе Экономическая мысль древнего Рима (Котон, Варрон, Колумелла, Братья Гракхи)