Экономическая политика на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Экономическая политика - это комплекс управленческих стратегий и технологий по использованию имеющихся ресурсов для достижения намеченных целей развития в русле определенной идеологической парадигмы.
Для российской экономики сохраняется угроза оказаться в числе стран, чье влияние на развитие мировой экономики является незначительным. Продолжает снижаться доля России в мировом производстве и торговле.
Государственное регулирование экономики распространяет свое влияние на самые разные сферы экономики, экономической жизни. Но практика показывает, государство не всегда справляется с теми задачами, решения которых ждет от него общество, существуют так называемые «провалы» государства.

Содержание работы

Введение
Глава I. Экономика и политика: условия взаимодействия…………….3
1.1 Политическая и экономическая сферы общества……………..
1.2 Сущность и основные элементы экономической политики…………..
1.3 Виды и рычаги экономической политики…………………………
1.4 Типология экономической политики государства……………..
Глава II. Экономическая политика на современном этапе………………….
2.1 Современная экономическая политика России…………………………
2.2 Альтернативные проекты экономической политики в современной России...
Глава III. Проблемы современной экономической политики пути их решения..
Заключение……………………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Эономи.теор. Инна.docx

— 53.83 Кб (Скачать файл)

     В целях сокращения административного влияния на экономику и повышения эффективности деятельности правительственного аппарата  осуществлена реорганизация его деятельности. Изменена структура правительства, которая стала трехуровневой. Министерства призваны вырабатывать государственную политику в конкретных областях; Федеральные службы - проводить в жизнь политику министерств и контролировать результаты; Федеральные агентства призваны оказывать государственные услуги. Предполагается, что такая структура повысит личную ответственность руководителей различных подразделений за конечный результат и приведет к совершенствованию деятельности исполнительного органа власти, что позитивно скажется на проведении экономической политики государства.

 

2. 2 Альтернативные проекты экономической политики в современной России.

 

     Альтернативные проекты экономической политики в современной России разрабатываются оппозицией. Особенно активной она бывает в периоды предвыборных кампаний, в ходе принятия принципиальных документов (например, государственного бюджета) и при определении путей, способов и инструментов приватизации, проведения финансово-кредитной, антиинфляционной, промышленной и социальной политики.

     Из альтернативных проектов экономической политики можно выделить либеральный, коммунистический, социалистический (социал-демократический), национал-патриотический.

     Либеральный проект основывается на принципах индивидуализма, конкуренции, выталкивания слабых, самодвижении; (спонтанности) процессов перехода к рынку, открытой экономики, продажи земли, судебной защиты прав собственника и наемного работника организации, территории. Либералы в свое время выступили как авторы «шоковой терапии» в экономике, при либе­рализации цен допускали инфляцию как необходимость, в том числе и обесценение нескольких сотен миллиардов рублей накоплений граждан (в ценах 1990 г.). Либерализация внешних связей сопровождалась массовым вывозом товаров на полуконтрабандной основе, заполнением российских рынков импортным ширпотребом. Либералы вывели из-под экономического влияния государства политику занятости, доходов, планирования долгосрочного развития, привносили западную культуру бизнеса. Однако в итоге был построен номенклатурно-олигархический капитализм с криминальным теневым сектором и до идеалов «настоящего капитализма» (или социального рыночного хозяйства) оказалось далеко, что сильно разочаровало демократов первой волны, многие из которых ушли из политики и даже оппонируют современному политическому режиму.

     Коммунистические проекты содержат принципы, диаметрально противоположные либеральным. Так, в программе коммунистов заявляется, в первую очередь, о «повышении регулирующей роли государства в экономике». Затем следует «упорядочение управления госсобственностью» и принятие программ приватизации и национализации. В социальных вопросах следуют обещания «восстановления социальной справедливости», в частности, говорится, что «труд получит справедливую оплату по его результатам». Много обещаний «вернуть назад» — в области управления, АПК, социальной сфере.

     Коммунисты выступают за ликвидацию принципа остаточного финансирования социальной сферы, однако четко не определяют ис­точники формирования той доходной части бюджета, которую можно будет использовать на социальные нужды. Двусмысленным в позиции КПРФ выглядит и обещание поддержки предпринимательства, и в первую очередь финансово-промышленных групп (т.е. крупного капитала). Предлагается ввести ренту на использование земных богатств частным бизнесом с целью извлечения прибыли.

     Социалистические (в западном смысле) проекты весьма разноплановы. Они основаны в целом на социал-демократических подходах: единство государственного регулирования и рынка; частной и общественной собственности; конкуренции и протек­ционизма, перераспределения доходов через налоги и социальные программы; открытая экономика и взвешенная таможенная политика. Представляющие эту линию партии (партии самоуправления трудящихся, социал-демократическая партии России) малочисленны и маловлиятельны, хотя, по мнению специалистов, именно они могли бы составить в России «третью силу» и были бы наиболее приемлемы для создания «смешанного общества» («социализма-капитализма») или того, что дает в качестве образца, например, Швеция.

     Национал-патриотические движения имеют чрезвычайно пестрый состав, противоречивые программы, слабо проработанные экономические концепции. Главные проблемы и споры возникают вокруг понятий «нация» и «государственность». Например, ЛДПР в экономической политике ориентируется на имперский вариант и патернализм («большое государство» просоветского образца).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Проблемы современной экономической политики и

 пути их решения.

 

     Масштабы экономической трансформации России огромны и невозможно своевременно и конкретно решить все накопившиеся вопросы в этой области. Нет ничего удивительного в том, что кому-то покажется преждевременным поворот экономической политики в направлении экономического роста. Основанием для подобного мнения могут послужить неблагоприятные не только внутренние, но и внешние обстоятельства. Кризис на финансовых рынках Юго-Восточной Азии не обошел стороной российскую экономику. Центральному банку РФ пришлось на некоторое время повысить ставку рефинансирования, подорожали межбанковские кредиты, В условиях тяжелого бюджетного кризиса и сокращения валютных поступлений явно не хватает средств для обслуживания рынка государственных долговых обязательств, В трудном положении оказались крупнейшие банки страны, вынужденные направить свои ликвидные средства на стабилизацию рынка ценных бумаг и оплату долгов зарубежным банкам - членам Лондонского клуба.

      Бремя повседневных забот неуклонно растет. Текущие экономические решения возможны и их нужно принимать, но за все надо платить. И ценой становятся затяжная депрессия в промышленности и сельском хозяйстве, падение производительности труда, рост безработицы, низкий уровень жизни большинства населения.

     Конкуренция в мировой экономике и политике переместилась в сферу борьбы за рынки высокотехнологичной продукции. Семерка развитых стран контролирует 80% данных рынков. Нефтедобывающие страны, думая о своем будущем, вкладывают средства в наукоемкие производства. Отсюда столь пристальное внимание к технологиям, образованию, качеству человеческого потенциала.

     Государство, причем все властные структуры в равной мере, несет основной груз ответственности за экономику страны и судьбу живущих в ней людей. Особенно оно ответственно за социальные последствия экономической политики. Мониторинг социально-экономических перемен дает впечатляющую картину неустойчивости социальной структуры общества, деформации общественных отношений.

     Совет Федерации, объединяющий выборных руководителей российских регионов, особое внимание уделяет концептуальной и законодательной проработке государственного строительства в трех основных направлениях:

- формирование эффективной системы  государственного управления, обеспечение  экономической, организационно-правовой  активности государства в целях  стимулирования экономического  подъема;

- развитие правовых и налогово-бюджетных  основ федеративного устройства  государства;

- легитимизация диалога между всеми ветвями власти в интересах общественного согласия и стабильности.

     Самостоятельным направлением является поддержка законодательных инициатив, содействующих развитию конкурентной среды и предпринимательской деятельности. Государство должно активизироваться и в создании технических, а также организационных условий формирования рынка капитала. Необходимо помочь развитию институтов и технологий трансформации внутренних сбережений предпринимателей и населения в производственные инвестиции. Это заслуживает не меньшего внимания, чем выпуск и реализация еврооблигаций Федерации и регионов для привлечения внешних финансовых средств.

     Одновременно государство должно наладить систему управления своими активами. В противном случае права собственника принимают на себя директорат и промышленный управленческий аппарат, что порождает формы управления, когда руководители акционерных обществ присваивают право распоряжаться чужими капиталами. Налаживание эффективного управления казенными предприятиями, грамотное управление государственными активами в рыночном режиме расчищают дорогу экономическому подъему.

     Правительства могут приходить и уходить, но в конечном счете все должно работать на вектор поступательного движения экономики. Вокруг этого должны концентрироваться интересы ведущих финансовых и промышленных групп. И далеко немаловажную миссию в данном процессе предстоит сыграть государственным органам. Они могут показать, что выживание этих групп напрямую зависит от подъема отечественной экономики. Вот один из путей к положительному партнерству, которое облегчит государству проведение политики экономического роста.

      Предпринимателя интересует экономическая политика государства в той мере, в какой это касается работы его предприятий и не противоречит стабильности собственных позиций. Он способен решать общеэкономические задачи постольку, поскольку к этому его побуждает экономическая политика государства. Неудивительно, что в случае экономических провалов и срывов общественность адресует свои обвинения в первую очередь властям, а не предпринимателям.

     Правительство предпринимало неоднократные попытки для создания условий экономического роста в рамках политики экономической стабилизации, но они не дали ожидаемых результатов. К одной из них можно отнести ориентацию на селективную, ограниченную поддержку приоритетных направлений промышленного развития. Суть данного направления проста: определение государственными органами приоритетов, проведение на конкурсной основе отбора эффективных проектов, выделение государством до 20% необходимого объема средств.

     При благоприятных обстоятельствах, о чем свидетельствует зарубежный опыт, этого достаточно для привлечения частных инвестиций и собственно реализации проектов. Никто не нашел необходимых средств, и в первую очередь само государство. Да и программа промышленной политики с ее приоритетами так и не была утверждена. Средства не нашлись потому, что макроэкономическое регулирование в интересах финансовой стабилизации оказалось несовместимым с какой-либо промышленной политикой.

     Есть два момента, которые важны для обеспечения экономического роста. Все условия должны быть одухотворены человеческим трудом и талантливой организаторской и управленческой работой. Необходимы новая мотивация и новая дисциплина труда, социальное партнерство при строгом соблюдении взаимных обязательств всеми сторонами - государством, предпринимателем и работником. Эффективное и ответственное государство, заинтересованный и дисциплинированный труженик, труд, соединенный с законом и гарантированными гражданскими правами, должны стать движущими силами нового этапа экономического развития России.

      Путями решения таких задач как стабилизация роста национальной экономики и обеспечение равноправной интеграции России в мировое хозяйство может послужить решение следующих проблем: повышение конкурентоспособности российской экономики, сохранение и укрепление позиций страны на международных товарных рынках, расширение экспорта готовых услуг и продуктов с высокой добавленной стоимостью, обеспечение равноправных условий доступа российских товаров и услуг на внешние рынки, проведение такой таможенно- тарифной политики, которая смогла бы создать благоприятные условия для расширения национального производства, не вредя условиям конкуренции на внутреннем рынке, активизация мер по сокращению утечки капитала путем создания более благоприятных экономических условий и хорошего инвестиционного климата. Стоит отметить, что не смотря на высокий уровень либерализации внешнеторгового режима в нашей стране, торговые партнеры России не всегда готовы открыть свои рынки для российских товаров, создавая различные искусственные барьеры и ограничительные меры, в большинстве своем в виде антидемпинговых пошлин или угроз к применению таковых, а иногда прибегая к политике «двойных стандартов».

 

 

 

 

Заключение.

     Экономическая политика - это комплекс управленческих стратегий и технологий по использованию имеющихся ресурсов для достижения намеченных целей развития в русле определенной идеологической парадигмы.

    Для российской экономики сохраняется угроза оказаться в числе стран, чье влияние на развитие мировой экономики является незначительным. Продолжает снижаться доля России в мировом производстве и торговле.

     Государственное регулирование экономики распространяет свое влияние на самые разные сферы экономики, экономической жизни. Но практика показывает, государство не всегда справляется с теми задачами, решения которых ждет от него общество, существуют так называемые «провалы» государства.

     Существует ряд факторов, которые влияют на экономическую политику государства. Поскольку экономика и политика тесно взаимосвязаны, то, безусловно, одним из таких факторов в прошедшем году оказались парламентские и президентские выборы, которые оставили свой след в экономике страны. Также как одни из факторов мы рассмотрели взаимоотношения бизнеса и власти, усиление популизма и административную реформу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1. Баранов Н.А.  Политические  отношения и политический процесс  в современной России:  Курс  лекций. В 3-х ч. СПб.: БГТУ, 2004. 30 п.л.

Информация о работе Экономическая политика на современном этапе