Экономическая природа и виды конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Создание конкурентной среды и преодоление монополизма является одним из важнейших направлений экономической реформы в Украине. Еще в законе про экономическую независимость Украины (август 1990 г.) и в постановлении Верховной Рады «Про проекти концепції та програми переходу Української РСР до ринкової економіки» (ноябрь 1990 г) «передбачалося провести роздержавлення і приватизацію, створивши справжнє підприємницьке середовище і ринкову конкуренцію». Но осуществление в Украине приватизации еще не привело к образованию благоприятной для экономического роста конкурентной среды.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 28.50 Кб (Скачать файл)

4.    Структура взаимосвязей, где единому потребителю противопоставляется  единственный производитель (двусторонняя  монополия),вообще не является конкурентной, но также не является и рыночной.

Совершенная (чистая) конкуренция. Такого рода конкуренция на практике довольно редка, но эта модель рынка имеет весомое аналитическое значение, так как представляет собой простейшую ситуацию, в которой следует использовать понятия «доход» и «издержки». Для данного вида конкуренции характерны следующие черты.

1. Большое число фирм. Основной  чертой рынка совершенной конкуренции  является наличие большого количества  независимо действующих продавцов.  Примером служат рынки сельскохозяйственных  товаров, фондовая биржа и рынок  иностранных валют. На таких  рынках в обороте находится  стандартизированная продукция.  Конкурирующие фирмы производят  однородную продукцию, и при  одинаковой цене потребителю  безразлично, у какого продавца  покупается продукт. Вследствие  стандартизации продукции отсутствует  основание для неценовой конкуренции,  т.е. конкуренции на базе различий  в качестве продукции, рекламе  или стимулировании сбыта. 

2. Отсутствие контроля  над ценой продукции. На чисто  конкурентном рынке отдельные  фирмы осуществляют незначительный  контроль над ценой продукции.  Это свойство вытекает из следующего  обстоятельства: в условиях чистой  конкуренции каждая фирма производит  настолько небольшую часть от  общего объема производства, что  увеличение или уменьшение ее  выпуска не будет оказывать  ощутимого влияния на общее  предложение или цену продукта.

3. Свободный переход из  отрасли в отрасль. Не существует  никаких серьезных препятствий  — законодательных, технологических,  финансовых и других, которые  могли бы помешать возникновению  новых фирм и сбыту их продукции  на конкурентных рынках. Ограничителем  выступает размер получаемой прибыли. Каждый предприниматель будет производить товары до того уровня, когда цена и издержки производства станут равными.

4. Равный доступ к информации. Все продавцы имеют представление  о ценах и возможной прибыли,  так как по условиям свободной  конкуренции спрос товара полностью  зависит от цены. На рынке фигурирует  множество фирм, и ни одна из  них не контролирует достаточно  заметного сегмента рынка, поэтому  при расширении объема производства  фирма, как правило, цену не  меняет.

5. Все фирмы, действуя  независимо, но одновременно, могут  повлиять — и действительно  влияют — на общий объем  предложения и, следовательно,  на рыночную цену. Если один  производитель увеличивает или  уменьшает выпуск при неизменных  объемах производства у всех  других конкурирующих фирм, это  не оказывает существенного влияния  на общий объем предложения  и рыночную цену.

 

6. Кривая спроса на продукцию  фирмы является в то же время  кривой дохода. Цена за единицу  продукции пропорциональна доходу  от этой единицы продукции  (среднему доходу продавца).

7. Валовой доход при  любом уровне продаж может  быть легко определен путем  умножения цены на соответствующее  количество продукции, которое  фирма может продать. И так  как цена остается неизменной, то валовой доход будет всегда  увеличиваться на постоянную  величину с каждой дополнительной  единицей продаж. Предельный доход  (т.е. добавочный доход, получаемый  с каждой дополнительной единицы  продукции) будет постоянным.

8. В условиях свободной  конкуренции ни одна фирма  на рынке не играет заметной  роли, а цены складываются под  воздействием только спроса и  предложения. Фирмам приходится  ориентироваться на сложившийся  уровень цен. Однако известны  случаи кратковременного воздействия  на конъюнктуру рынка. Для этих  целей используют стратегию «случайного»  снижения цен, которая заключается в установлении сначала максимально высокого уровня цен, а затем их медленного снижения до уровня средних рыночных показателей. За период, когда цены были максимально высокими, фирме все же удается продать какое-то количество товаров и тем самым увеличить свой доход.

Монополистическая конкуренция. Она является самой распространенной в настоящее время моделью рынка. Монополистическая конкуренция предполагает смешение монополии и конкуренции. Для монополистической конкуренции характерны следующие черты.

1. Относительно большое  число фирм. Монополистическая конкуренция  подразумевает такую рыночную  ситуацию, при которой относительно  большое число небольших производителей  выпускает дифференцированную продукцию.  Каждая фирма обладает относительно  небольшой долей рынка, поэтому  она имеет очень ограниченный  контроль над рыночной ценой.  Кроме того, наличие сравнительно  большого числа фирм гарантирует,  что сговор фирм с целью  ограничения объема производства  и искусственного повышения цен  почти невозможен. Наконец, при  многочисленности фирм в отрасли  нет ощущения взаимной зависимости  между ними; каждая фирма определяет  свою политику, не учитывая возможную  реакцию со стороны фирм-конкурентов. 

2. Дифференциация продукции.  В противоположность рынку чистой  конкуренции при монополистической  конкуренции этот признак является  одним из основных. В условиях  чистой конкуренции фирмы производят  стандартизированную продукцию,  в то время как при монополистической  конкуренции производители выпускают  разновидности данного продукта.

При этом дифференциация продукта может принимать различные формы: продукция фирм может различаться  по своим физическим или качественным параметрам; функциональным особенностям, материалу, дизайну, качеству, а также  способам размещения и доступности. Например, небольшие мини-бакалеи  или продовольственные магазины самообслуживания успешно конкурируют  с крупными супермаркетами, несмотря на то, что последние имеют намного  более широкий ассортимент товаров.

Владельцы маленьких магазинов  стараются располагать их вблизи от покупателей. Дифференциация продукта может также являться результатом  различий, созданных посредством  рекламы, упаковки и использования  торговых знаков и торговых марок.

Значение дифференциации продукта проявляется также в  том, что, несмотря на наличие относительно большого числа фирм, производители в условиях монополистической конкуренции обладают ограниченном степенью контроля над ценами на свою продукцию. Потребители отдают предпочтение продукции определенных продавцов и готовы платить более высокую цену за их продукцию. Экономическое соперничество сосредотачивается не только на цене, но также и на таких неценовых факторах, как качество продукта, реклама и условия, связанные с продажей продукта.

Олигополия. Под олигополией (от греч. oligos — немногочисленный, незначительный и poleo — продаю, торгую) понимают такую ситуацию на рынке, когда несколько крупных конкурирующих фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции в отрасли. Например, олигополия наблюдается в алюминиевой промышленности, где три фирмы имеют тенденцию господствовать на всем национальном рынке. При олигополии 10 или 15 бензозаправочных станций могут иметь примерно равные доли рынка нефтепродуктов в городе среднего размера. Существует несколько причин, почему определенные отрасли обслуживаются небольшим количеством фирм.

Монополия. Под монополией (от греч. monos — один, единственный и poleo — продаю) понимают такую ситуация на рынке, которая характеризуется наличием небольшого числа продавцов (редко единственного), каждый из которых способен повлиять на общий объем предложения и на цену товара или услуги. Для монополии характерные следующие черты.

1. Высокие входные барьеры  на монополистический рынок. Если  одна фирма является единственным  производителем и единственным  поставщиком, то она приобретает  качество отрасли. Ее продукция  уникальна, но имеет заменителей,  и покупатель вынужден обращаться  только к ней. Это позволяет  фирме осуществлять контроль  над ценой и воздействовать  на общий объем предложения.  Переход других производителей  в свою отрасль фирма блокирует.  Барьеры могут быть экономическими, техническими или юридическими. Реальными барьерами, препятствующими  вхождению в отрасль, считаются  эффект масштаба, исключительные  права и собственность на важнейшие  виды сырья. В некоторых странах  правительство предоставляет фирмам  статус единственного продавца  товаров и услуг, но взамен  указанных привилегий оно сохраняет  за собой право регулировать  деятельность таких монополий,  чтобы исключить ущерб, который  они могут принести немонополизированным  отраслям и населению. Кроме  этих барьеров, препятствующих вступлению в отрасль, монополии могут использовать физическое устранение конкурента, давление на банки с целью воспрепятствовать получению конкурентом кредита, переманивание ведущих специалистов фирм-конкурентов и другие способы.

2. Цена как основной  инструмент для установления  господства монополии на рынке.  Различают три вида монопольных цен: монопольно высокие, по которым монополии продают свою продукцию потребителям; монопольно низкие, по которым монополии закупают сырье и комплектующие детали у поставщиков; дискриминационные, которые монополии устанавливаю! на различных рынках применительно к различным группам покупателей по вариантам товаров и услуг, а также по территориальному и временному признаку.

3. Использование ценовой  и неценовой конкуренции. Механизм  ценовой конкуренции действует  посредством изменения цен на  товары. Фирмы-продавцы снижают или  увеличивают цену, анализируя кривую  спроса на конкретном рынке.  Основное условие ведения успешной  конкурентной борьбы с помощью  цен — это постоянное совершенствование  производства и снижение себестоимости  продукции. Выигрывает только  тот предприниматель, который  располагает реальными шансами  снижения издержек производства. При ценовой конкуренции фирма-производитель  устанавливает на свою продукцию  цены ниже рыночных. Конкуренты, не имеющие возможности последовать этой инициативе, не могут удержаться на рынке и уходят с него или разоряются. Так что на выигрыш может рассчитывать только та фирма, которая имеет действительно сильное положение на рынке по сравнению с конкурентами. Если же конкурирующие фирмы находятся в примерно равных условиях, то «ценовая война» не просто расточительна, но и бессмысленна. При неценовой конкуренции роль цены нисколько не уменьшается, однако на первый план выступают уникальные свойства продукта, его техническая надежность, высокое качество. Именно это, а не снижение цены позволяет привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность товара.

Как тип экономического поведения  на рынке монополия имеет положительные  и отрицательные стороны. С одной  стороны, крупное производство дает возможность снижать издержки и  экономить ресурсы; оно меньше подвержено банкротству, а значит, сдерживает рост безработицы, имеет больше возможностей для проведения научно-исследовательских  работ и т.д. Иногда государство  даже заинтересовано в существовании  некоторых монополий (например, РАО  «Газпром») при условии регулирования  их деятельности. Такие монополии  носят название естественных.

С другой стороны, в рыночной экономике монополия является препятствием для свободной конкуренции, что  не способствует ни снижению цен, ни повышению  качества продукции и в конечном итоге ведет к снижению жизненного уровня населения.

3 раздел

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

Конкуренция несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция - значительно меньшее  зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.

     Конкуренция  - определяющее условие поддержания  динамизма в экономике, и в  условиях конкуренции создается  большее национальное богатство  при меньшей стоимости каждого  вида продукции по сравнению  с монополией и плановой экономикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7. http://www.referatbank.ru/referat/preview/6874/kursovaya-ekonomicheskaya-priroda-konkurencii-vidy-tipy-konkurencii.html

8. Рузавин. Г.И. Основы рыночной экономики. М.: ЮНИТИ. 1996.

9. Юданов А.В. Конкуренция: теория и практика. М., 1996

10. Зайдель. Х , Теммен.Р Основы учения об экономике. М.: Дело ЛТД. 1994

 

 


Информация о работе Экономическая природа и виды конкуренции