Экономическая роль и функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

В России происходит формирование рыночной экономики. В результате экономических реформ сложилась крайне нерациональная, деформированная в основах хозяйственная система, имеющая мало общего с нормальной рыночной экономикой. Наиболее очевидным проявлением деформированности, аномальности этой системы являются чрезмерное доминирование капитала над трудом, сращивание денег и власти.
В такой ситуации регулирующая роль государства также приобретает искаженный характер, далёкий от того, каким должен быть в условиях цивилизованного рынка.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Место и роль государства в экономике………………………………………5
Экономические школы о роли государства в экономике…………………...9
Меркантилисты…………………………………………………………...9
Классическая теория невмешательства в экономику…………………..9
Марксистская теория…………………………………………………….11
Неоклассическая школа экономики…………………………………….12
Монетаристская школа…………………………………………………..12
Функции государства в рыночной экономике……………………………...13
Особенности современной экономической политики российского государства …………………………………………………………………...17
Заключение…………………………………………………………………….....20
Список используемой литературы……………………………………………...22

Файлы: 1 файл

курсовая на заказ.docx

— 44.67 Кб (Скачать файл)

 

            Одна из главных идей Смита - идея о «невидимой руке», которая направляет ход экономического развития в нужном направлении.

В соответствии с классическим подходом государство должно  заниматься лишь обеспечением безопасность жизни человека и его собственность,  разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо  не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики А.Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой  экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом.

Главное, по мнению классиков, заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные  экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.

Классическая теория - это фундаментальная основа экономической науки, на ее положениях основываются все последующие построения.

2.3. Марксистская теория

Марксизм - экономическая теория, основывающаяся частично на представлениях классиков и решающая задачи коренного переустройства системы экономических отношений капитализма на пути:

а. ликвидации частной собственности на средства производства,

б. введения новой системы распределения продукции в соответствии с трудовой теорией стоимости,

в. осуществлении  системы государственного регулирования в форме директивного планирования экономического развития исходя из поставленных целей и задач, сформулированных заранее.

Полезным для теории государственного регулирования экономики  является учение о двойственном характере процесса труда: труд в конкретном его виде создает благо, а в абстрактном виде - меновую стоимость. Это положение о двойственности процесса труда легло в основу двойственного отражения всех аспектов общественного воспроизводства.

Одновременно с трудами Маркса связано новое направление в исследовании экономических процессов, связанных с коренным преобразованием социально-экономических отношений в виде революционных преобразований собственности. Надо сказать, что абсолютизация революционных способов разрешения социально-экономических противоречий закрыла Марксу путь к исследованию эволюционных преобразований.  Его теорию можно отнести к разряду революционных. К.Маркс впервые поставил проблему достижения общего экономического равновесия в экономике на пути построения схем воспроизводства, в которых выясняются условия сбалансированности при простом и расширенном воспроизводстве. Маркс создал основополагающую схему взаимосвязей между отраслями, которая может рассматриваться как прообраз идей межотраслевого баланса.

2.4.Неоклассическая школа экономики

Неоклассическая школа не отрицает необходимости  государственного регулирования экономики (в этом одно из отличий от классиков), но считает, что оно должно быть ограниченным и избирательным. Государство призвано создавать условия для эффективной хозяйственной деятельности. Рыночный механизм сам способен обеспечить  сбалансированный экономический рост (в этом сходство во взглядах с классиками). Представители школы неоклассиков имеют различные сферы научных интересов и занимаются разными проблемами.

2.5 Монетаристская теория

В основу монетаристского подхода, существующего в рамках неоклассической теории, положен постулат о жесткой связи  предложения денег и скорости их обращения с объемом производства и уровнем цен. При анализе экономических связей сторонники монетарного подхода полагают, что скорость обращения денег  стабильна. Это утверждение прямо противоречит кейнсианским постулатам о прямой пропорциональной зависимости скорости обращения денег от ставки процента и обратно пропорциональной зависимости от  предложения денег.

  1. Функции государства в рыночной экономике

Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции. Как правило, оно корректирует те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму.

Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для эффективной конкуренции предпринимателей, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, поскольку рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок.

Такое вмешательство необходимо, потому что для предпринимателей все это очень рискованно, дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.

В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:

  • создание правовой основы для принятия экономических решений — разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;

  • стабилизация экономики — использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;

  • социально-ориентированное распределение ресурсов — организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор; создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, науку; формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.;

  • обеспечение социальной защиты и социальной гарантии — гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице; различные виды помощи малоимущим и т. д.

Антимонопольная деятельность государства является одной из важнейших областей государственного вмешательства в двух направлениях. На тех немногих рынках, где условия препятствуют эффективному функционированию отрасли при конкуренции, т.е. в так называемых естественных монополиях, государством создаются общественные регулирующие органы для контроля за их экономическим поведением. На большинстве других рынков, где монополия не стала необходимостью, общественный контроль принял форму антимонопольного законодательства.

Естественная монополия существует в тех случаях, когда одна фирма может обеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, достигаемые за счет масштаба производства.

Для обеспечения приемлемого экономического поведения таких монополий могут использоваться два варианта: государственная собственность и государственное регулирование.

Для естественных монополий обычно устанавливается «справедливый» доход, т.е. цена, равная средним валовым издержкам. Однако это гасит стимул предприятия к снижению издержек.

Таким образом, цель отраслевого регулирования состоит в том, чтобы защитить общество от рыночной власти естественных монополий путем регулирования цен и качества обслуживания. Но использовать прямое регулирование необходимо только там, где это не приводит к снижению эффективности производства. Регулирование не должно применяться в случаях, когда конкуренция может дать лучшее обеспечение общества продукцией.

Антитрестовские законы — другой вид контроля. Эта форма контроля имеет богатую историю. В 1890 г. был принят знаменитый закон Шермана, запрещающий любые виды сговора и любые попытки монополизации какой-либо отрасли. Однако эта формулировка была довольно размытой, что не позволяло четко определить преступление. Следующим шагом был закон Клейтона от 1914 г. В принципе он был продолжением закона Шермана и лишь уточнял некоторые его пункты.

В том же году была создана Федеральная торговая комиссия. В ее компетенцию входил контроль за исполнением вышеназванных законов, а также расследование по своей инициативе нечестных действий. Закон о Федеральной торговой комиссии расширил норму незаконного поведения и предоставил независимому антитрестовскому органу полномочия для проведения расследований.

В большом количестве антимонопольных законов И различных уточнений к ним доказывается чрезвычайная важность этих законов для общества. Действительно, бесконтрольная монопольная власть может принести существенные убытки обществу из-за нечестной конкуренции, что вызовет банкротство мелких производителей, недовольство потребителей высокими ценами, а нередко и плохим качеством товаров, отставание в научно-техническом прогрессе и много других негативных последствий. Но антимонопольные законы не должны карать крупных производителей, не применяющих незаконные методы конкурентной борьбы. Если это условие не будет выполнено, то предприниматели потеряют стимул выпускать больше продукции.

Таким образом, государство выступает в роли арбитра, который избирает оптимальное (наиболее эффективное) соотношение между монополиями и конкурентными отраслями. В различные периоды истории для различных стран это соотношение было разным, корректируемым с учетом особенностей развития экономики. И государство должно умело и эффективно использовать этот механизм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности современной экономической политики российского государства

 

 

Можно считать, что в конце 2009 года антикризисная экономическая политика России стала ясной. Несмотря на заклинания о необходимости модернизации, вещи крайне затратной по любым критериям, стало очевидно, что финансово-бюджетная политика ориентируется на сокращение расходов, а не на стимулирование спроса любой ценой за счет увеличения расходов, дефицитов бюджетов всех уровней и задолженности государства. Бюджетная политика не будет основой антикризисной политики, стимулирование спроса бюджетными мерами проводиться не будет.

Борьбу с кризисом Россия в 2010 году будет вести методами кредитно-денежной политики. На первом этапе приоритетность вопросов поддержки именно банковской системы порождалась осознанием угрозы того, что рухнет вся существующая платежная система. Именно недопущение этого краха являлось первичной целью не только Банка России, но правительства страны. Эта задача, по всей видимости, решена, но продолжение борьбы с кризисом методами кредитно-денежной, а не бюджетной политики стало основой всей экономической политики страны на 2010 год.[9]

Не все понимают, что отказ от роста государственного долга для финансирования расходов, имеющих мультипликативный эффект (то, что в современной российской экономической теории неудачно называется «кейнсианством»), выбран совсем не потому, что задолженность превысила критические размеры. Просто государство опасается, что, будучи низкорисковым заемщиком, оно, привлекая средства с финансовых рынков, как насосом выкачает столь необходимую хозяйствующим субъектам ликвидность.

Усилившееся в период кризиса привычное сопротивление Минфина и Банка России закончилось компромиссом, частью которого и был отказ от резкого роста государственного долга в целях поддержания ликвидности денежного рынка. Иными словами, сокращение бюджетных расходов представляет собой часть комплекса мер в поддержку кредитно-денежной политики, направленной на то, чтобы дать реальному сектору экономики столь необходимые дешевые деньги.

Дать дешевые деньги реальному сектору в условиях российских кредитных институтов означает обязательное сокращение инфляции. Согласно применяемому правительством прогнозу развития экономики в 2010 году, в целом за год инфляция может составить 6,5-7,5%.

Однако в условиях кризиса сокращение инфляции (то есть сокращение подпитки экономики деньгами), как ни странно, увеличит бедность, увеличит число обездоленных, хотя и, наверное, пойдет на руку бюджетникам. Дело в том, что и федеральный, и региональные, а часто и местные бюджеты в России — социально ориентированные.

Секвестру не подлежат именно социальные расходы, а власть жестко контролирует, чтобы не росла задолженность региональных и местных бюджетов по заработной плате, социальные пособия и выплаты в 2010 году будут проиндексированы на 10%, что выше предполагаемого уровня инфляции.

Но общественное благосостояние в конкретный момент — вещь конечная, независимо от уровня цен. Если кому-то становится лучше, то только за счет кого-то другого. Да, бюджетникам и пенсионерам становится лучше, но остальным обездоленным —  хуже. Начнется сокращение реальных доходов мелких торговцев, сокращение деловой активности вообще и реальных доходов рабочих, фермеров, крестьян. Как следствие, происходит рост разрыва между разными слоями обездоленных.

Создается ощущение, что для руководства страны угроза безработицы маячит где-то впереди, и никто не представляет как, с помощью каких инструментов системно бороться с безработицей. Согласно плану антикризисных мер, на снижение напряженности на рынке труда из федерального бюджета будет выделено 36,3 миллиарда рублей.

Предусматривается, что в 2010 году удастся удержать «прогнозную численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, на уровне 2009 года», то есть эта цифра сохранится на уровне 2,2 миллиона человек. Одновременно правительство особое внимание намерено уделить «выводу из тени» иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории РФ.

Информация о работе Экономическая роль и функции государства