Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:45, курсовая работа
В России, несмотря на рыночное реформирование, институциональная система все еще недостаточно развита. Слабыми остаются рыночные институты - частной собственности, судебной системы, контрактов, финансовой системы и фондового рынка. Отсутствует законодательное регулирование отдельных видов экономической деятельности, не получили должного развития традиции демократического государственного регулирования. А достаточно большое государство остается слабым, зачастую не выполняя надлежащих контрольных функций по управлению обществом.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОЛЬ ИНСТИТУТОВ РЫНКА В ЭФФЕКТИВНОМ ФУНКЦИОНИРОВАНИИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 5
1.1 ИНСТИТУТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА 5
1.2 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ 6
1.3 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ 8
2. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 12
2.1 СТАБИЛЬНОСТЬ И АДАПТИВНОСТЬ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ 12
2.2 ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ 14
2.3 БАНКРОТСТВА: ОТ ИМИТАЦИИ РЫНОЧНОГО ИНСТИТУТА К МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИМ ФУНКЦИЯМ 18
3. РОЛЬ РЫНОЧНЫХ ИНСТИТУТОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ 20
3.1 РЫНОЧНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕФОРМ 20
3.2 ИНСТИТУТЫ И ТОРГОВЛЯ 23
3.3 КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ВЫИГРЫША ОТ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
В переходной экономике благоприятное институциональное окружение играет принципиальную роль. Сложность заключается в том, что в течение относительно длительного периода некоторые социалистические институты объективно сохраняют свое значение (проблема социалистического наследия). Для России 1990-х годов надо учитывать и такие факторы, как политическая неста6ильнотсь, и слабость власти. В начале 2000-х годов на первый план выходят проблемы дееспособности судебной системы и прав собственности. Однако проблема политической стабильности, по ряду оценок, оставалась и остается сегодня одной из наиболее актуальных1.
Позитивное институциональное окружение требует выявления политико-правовых условий, что представляет собой достаточно сложную задачу. Б. Уэйнгаст, например, выделяет "фундаментальную политическую дилемму хозяйственной системы", которая с определенными оговорками применима и к современным российским условиям: правительство, достаточно сильное, чтобы защитить права собственности, оказывается сильным, чтобы конфисковать собственность своих граждан.
Практически ни один из приведенных критериев пока не дает основания говорить о достижении относительной зрелости созданных институтов. Bместе с тем первый этап институционального развития завершен. Хотя сохраняется немало "белых пятен" в сфере формальных институтов, проблемы радикальных нововведений отошли уже на второй план. Ключевыми долгосрочными задачами являются обеспечение устойчивости сложившегося институционального окружения и адаптивности созданных институтов. По сути, речь идет о "точной настройке" в соответствии с меняющимися экономическими реалиями. При отсутствии адекватного институционального фундамента экономический рост будет носить кратковременный характер, сложившийся благодаря стечению обстоятельств.
Наряду с положительными мнениями по поводу роли финансовых рынков все отчетливее стали появляться скептические высказывания. Дело в том, что теоретические схемы, согласно которым финансовые рынки должны способствовать переходу к более эффективному размещению ресурсов, не всегда согласовывались с многочисленными фактами вывода средств за пределы корпорации, лишения собственности мелких акционеров и вкладчиков и коррупции.
Главная проблема финансовой сферы в условиях переходной экономики заключается в неполноте финансовых рынков. В России рынок корпоративных облигаций начал делать первые шаги лишь в начале 2000-х годов. Рынок производных финансовых инструментов после кризиса 1998 г. либо деградирует, либо вовсе отсутствует. Это - прямое следствие недостаточно четко сформулированных прав собственности в сфере имущественных отношений и в большинстве своем чисто словесных мер по защите инвесторов.
Как отмечают К. Пистор, М. Рейзэр и С. Гельфер, многие государства, ранее входившие в Советский Союз, сегодня могут похвастаться замечательной защитой прав инвестора. На бумаге, если верить документам, эти права защищены лучше, чем в некоторых развитых странах, например, во Франции или в Германии. Маловероятно, однако, что высокому уровню этих правовых норм в обозримом будущем будет соответствовать столь же высокий уровень развития финансовых рынков.
Э. Берглоф и П. Болтон выдвинули тезис о "великом расколе" ("the great divide") в направлениях хозяйственной эволюции постсоциалистических стран, прежде всего в их финансовых системах. Финансовые системы Чехии, Венгрии, Польши, Словении и Прибалтийских республик при всех сложностях и проблемах, характеризовавших начальные этапы их развития, все же представляются авторам более или менее удовлетворительными. В лучшем случае здесь можно обнаружить хотя бы "слабые свидетельства" положительной связи между финансовым развитием и экономическим ростом. Что же касается России, Украины и некоторых других постсоциалистических государств, то нынешнее развитие финансовых отношений не создает основу экономического роста. При этом финансовое развитие здесь могло стать даже контрпродуктивным, подрывающим стимулы перестройки устаревших хозяйственных отношений.
Не все суждения авторов доказательны, однако затрагиваемая проблема достаточно серьезна. Механизмы финансового рынка могут оказывать дисциплинирующее воздействие на поведение yчастников хозяйственного процесса при условии, что налицо не только макроэкономические предпосылки (ликвидация бюджетных дефицитов, стабилизация цен и др.), но и соответствующие микроэкономические условия: "культура контракта", формирование финансовых институтов, преследующих долгосрочные цели, обеспечение прозрачности отношений собственности и хозяйственных сделок.
Более основательные расчеты и академичные формулировки можно найти в работе Дж. Минье2. Несмотря на то что в совокупность стран со сравнительно меньшей капитализацией попали и некоторые небольшие страны, располагающие сравнительно развитыми финансовыми рынками (Швеция, Австрия), и страны с огромной численностью населения (Индия, Индонезия), в рамках этой группы, включающей 11 стран, не удается обнаружить статистически существенной связи между экономическим ростом и развитостью финансовой системы. Справедливо сделать оговорку: результаты расчетов не могут считаться достаточно надежными, поскольку используется небольшое количество наблюдений.
Статистические данные о масштабах ссуд или эмиссий сами по себе, по-видимому, недостаточны для того, чтобы характеризовать подлинную глубину развития финансовых рынков. Некоторые расчеты показывают, что не размеры рыночной капитализации, а ликвидность рынкa ценных бумаг положительно взаимодействует с темпами экономического роста. Между тем фондовым рынкам в переходной экономике, особенно в российской, присущ более низкий уровень ликвидности. Размытость отношений собственности, недостаточная защита прав собственности и контрактных прав, "искривленный" путь кредитных потоков и ненадежность банковских услуг, непрозрачность отчетности, публикуемой корпорациями-заемщиками, - все это ограничивает ту роль, которую механизмы финансовых рынков могли бы игратъ в институциональной структуре переходной экономики.
Посткризисный экономический рост, относительная стабильность макроэкономической ситуации в целом позитивно сказались и на состоянии российского рынка ценных бумаг. Но не следует переоценивать среднесрочные перспективы развития рынка. Российский фондовый рынок, как и в предыдущие годы, не способен адекватно выполнять функции перелива инвестиционных ресурсов3. Надо также отметить целый ряд диспропорций и особенностей, традиционных для российского рынка: высокая доля нефтегазовых компаний в общей капитализации; высокая концентрация рынка (фактическое доминирование нескольких эмитентов); сверхконцентрация торговли (доминирование ММВБ на внутреннем рынке российских бумаг); объективная ограниченность возможных источников финансирования корпораций и недооценка рынком многих компаний; тенденция к долговому характеру российского рынка, исторически сложившаяся традиция "рынка крупных пакетов" (рынок корпоративного контроля) и др.
Приход аутсайдеров-нерезидентов на российский рынок акций в 2003-2005 гг.4 не способствовал значимым качественным изменениям. Как и прежде, нерешенность вопросов защиты прав собственности и создания удобного для нерезидентов режима валютного регулирования привела к снижению конкурентоспособности внутреннего рынка акций. [№1 с.30].
Наконец, на состоянии фондового рынка и коллективного инвестирования особенно сказывается отсутствие в социальной памяти населения информации о досоциалистических рыночных институтах, Наиболее показательны здесь сравнительные данные об инвестиционных фондах по России и ряду стран Восточной Европы: в абсолютном выражении совокупные чистые активы инвестиционных фондов Польши, Венгрии и Чехии в начале 2000-х годов в 5-7 раз превышали аналогичный показатель по России, в расчете на душу населения отмечен разрыв вплоть до 80-кратного [№10 с.30]. Весьма наглядным примером можно считать фактический провал пенсионной реформы 2003-2004 гг. (передача части пенсионных накоплений в управление частным компаниям).
По оценкам ЕБРР, в странах с переходной экономикой законодательство по процедуре банкротства слабо развито [№6 с.30], особенно это касается эффективности его применения. Быстрая процедура банкротства помогает избежать задержек, которые могли бы навредить как должнику, так и кредиторам, а также перегрузить судебную систему. Тем не менее слушания по делам о банкротстве часто оказываются затянутыми и безрезультативными. Вызывают определенные сомнения квалификация назначаемых внешних управляющих, а также их полномочия. Да и в самой практике применения законодательства по банкротству компаний значимых улучшений не произошло. Институт банкротства в России пока нельзя рассматривать как стабильный и эффективный механизм, направленный на оздоровление управления и финансов компаний, хотя и сформировались все основные элементы института несостоятельности. Имитационный характер института банкротства особенно наглядно проявился в 1992-1998 гг. (первый закон), когда механизмы банкротства практически не могли быть использованы в силу действовавших правовых процедур. Второй закон (1998-2002 гг.) еще больше исказил ситуацию, превратив институт банкротства из способа обеспечения финансовой дисциплины в инструмент перераспределения собственности и вывода активов [№4 с.30]. Парадоксальность заключалась в том, что те предприятия, которые имели достаточный запас прочности, вовлекались в процедуры банкротства. Однако желающих захватить безнадежные предприятия не находилось, поскольку шанс возвратить долги в ходе процедуры банкротства был невелик. И этот парадокс не единственный: пытаясь предотвратить враждебные поглощения и перехват контроля над своим бизнесом, предприятия не только создавали системы обороны с помощью фиктивных кредиторов, но и старались повысить платежную дисциплину, более строго относиться к своим финансовым обязательствам. В новой редакции закона "О несостоятельнoсти (банкротстве)" № 127-ФЗ от 26 октября 2002 г (третий закон) усилена защита прав кредиторов (прежде всего государства), расширен круг прав добросовестных собственников предприятия-должника в процедурах банкротства, изменен статус арбитражного управляющего и госорганов, введена новая процедура - финансовое оздоровление. В целом можно констатировать, что законом (опять же со значительной задержкой) поставлены определенные барьеры использованию механизмов банкротства для враждебных поглощений. Тем не менее и в новой модели сохраняются условия для коррупции и присвоения собственности в модифицированном виде [№7 с.30]. Резкое снижение в 2003-2004 гг. количества подаваемых заявлений о признании должников банкротами связано как со снижением интереса к институту банкротства в контексте корпоративных захватов, так и с "замораживанием" активности государства в инициировании банкротства в 2004 г. из-за административной реформы и необходимости выделения (не выделенных на 2003-2004 гг.) средств из бюджета на оплату издержек по проведению процедуры банкротства (по новому закону). С марта 2004 г. государство ни разу не инициировало процедуру банкротства. Вместе с тем около 50-60% консолидированной задолженности предприятий, находящихся в процессе банкротства, приходится на государство. Изменение этой ситуации (в том числе после урегулирования административных, правовых и финансовых вопросов) приведет к резкому росту числа банкротств. В частности, это означает и то, что в обозримом будущем основным "заказчиком" банкротства может стать государство. Вопросы же критериев инициирования таких дел уже сегодня приобретают исключительную остроту [№5 с.30].
Переход российской экономики от плановой к рыночной, начавшийся в начале 1990-х гг., повлек за собой глубокую реструктуризацию экономики. В сфере внешней торговли произошедшие изменения коснулись не только ее либерализации, но также позволили расширить круг торговых партнеров, ранее не выходивший в большинстве случаев за границы СССР и стран-членов Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). СССР и СЭВ функционировали в системе сильно централизованной плановой торговли, практически автаркии.
Создание и обеспечение функционирования рыночных институтов является ключевым условием успешного проведения реформ. Процесс перехода к рынку начался примерно в одно и то же время в странах ЦВЕ и СНГ, но проходил совершенно по-разному. Хиршхаузен и Ваэлд на примере энергетического сектора, анализируют институциональные аспекты реформ в странах ЦВЕ и СНГ. Авторы подчеркивают, что различия в темпах проведения реформ во многом могут объясняться неодинаковыми "стартовыми" условиями, а также формальными и неформальными институтами. Страны ЦВЕ имели более выигрышную экономико-политическую ситуацию в начале переходного периода, что позволило им более успешно осуществить рыночные реформы. Сложные начальные условия, как, например, унаследование плановой сверхиндустриальной экономики, могут значительно тормозить внедрение реформ. Тем не менее, когда реформы будут осуществлены, изначальные условия не окажут влияния на их эффективность.
За прошедшее десятилетие Россия провела многочисленные реформы, но многое еще предстоит сделать. О необходимости проведения дальнейших реформ свидетельствует низкая конкурентоспособность российских предприятий. По оценкам Международного института развития менеджмента (IMD), в 2002 г. Россия занимала 43 место по конкурентоспособности из 49 возможных5. Дальнейшая реструктуризация и модернизация производства позволит вытеснить с рынка неконкурентные и неэффективные производства, развивать производство товаров с высокой добавленной стоимостью, повысить производительность труда и, как результат, улучшить конкурентоспособность российских предприятий, увеличить объем торговли и приток инвестиций (российских и иностранных).
Многочисленные исследования подчеркивают приоритетность дальнейшего развития рыночных институтов для успешного реформирования экономики. В работе, анализируя российский промышленный сектор, автор считает, что более высокая конкуренция и функционирующие должным образом формальные и неформальные институты являются основными определяющими успешной реструктуризации. Согласно анализу, проведенному Институтом McKinsey (1999), институциональный фактор лежит в основе перехода к рынку в России. К похожему выводу приходят ряд авторов в своих работах, анализируя различные исследования о последствиях вступления России в ВТО, и заключают, что участие в ВТО позволит России воспользоваться не только более свободной торговлей, но и улучшить деловой климат. Наконец, значимость рыночных институтов для успешного проведения реформ в странах с переходной экономикой, а также для дальнейшей интеграции этих стран в мировую экономику подчеркивается в последнем Докладе о процессе перехода Европейского Банка Реконструкции и развития.
Создание таких институтов рыночной экономики - сложный и долгий процесс. Их успешному построению может способствовать участие страны в международных организациях. Для России таким толчком к дальнейшему реформированию, а также интеграции в мировую экономику может стать вступление во Всемирную торговую организацию. Несмотря на то, что цены на нефть и газ не регулируются в рамках ВТО, вступление России в эту организацию поможет более успешно проводить институциональные реформы, необходимые для создания более конкурентоспособной промышленности, и позволит специализироваться на товарах с высокой добавленной стоимостью. Пол Хэр подчеркивает, что участие в ВТО поможет более быстро продвигаться по пути реформ, способствовать развитию рыночной экономики, так же как вступление стран Центральной и Восточной Европы в Европейский Союз должно способствовать модернизации этих стран. Кооперация между Россией и Европейским Союзом, первым этапом которой было подписание в 1997 г. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, может опираться естественным образом на реформы, благоприятствующие вступлению в ВТО6.
В обоих случаях свободное перемещение товаров, услуг и капитала должно гарантировать большую эффективность рынка. При этом вступление в ВТО вряд ли представляет угрозу интересам Европейского Союза, поскольку более чувствительные сектора (аграрный, текстильный, черная металлургия) слабо регулируются на мировом уровне. Особенность России состоит в том, что, несмотря на тарифы и квоты, находящиеся ниже уровня, допустимого ВТО, экономика не готова столкнуться с иностранной конкуренцией. Более того, существует давление со стороны лобби национальной промышленности, получающих выгоду от субсидий в виде налоговых неплатежей и, особенно, от цен на энергоресурсы, поддерживаемых ниже их рыночного курса.
Таким образом, построение рыночных институтов является обязательным условием для дальнейшей интеграции России в мировую экономику и должно способствовать увеличению объема торговли и привлечению иностранных инвестиций.
Резюмируя основные выводы, изложенные в предыдущем параграфе, можно утверждать, что институциональная инфраструктура во многом предопределяет успех проведения реформ. Институты являются ключевым фактором в процессе перехода к рынку и оказывают значительное влияние на такие макроэкономические показатели, как объем торговли, инвестиций и экономический рост. Ввиду широты темы в данной работе мы ограничимся изучением влияния институциональных переменных на торговлю или, в более широком смысле, влиянием институциональных реформ на интеграцию страны в мировую экономику.
Говоря о взаимосвязи между институциональными переменными и торговлей, необходимо также упомянуть о влиянии институциональных переменных на экономический рост. Достаточно сложно правильно оценить влияние институциональных переменных, поскольку экономический рост, торговля и институциональные переменные взаимозависимы и их влияние друг на друга может распространяться во всех направлениях. Так, с одной стороны, институциональные переменные оказывают влияние на торговлю и экономический рост, но также вероятна и обратная зависимость. Например, если торговая политика заключается в установлении достаточно низких тарифных барьеров, то это будет способствовать развитию торговых отношений, при условии, что таможенные службы не устанавливают дополнительных препятствий. С другой стороны, вполне вероятна и обратная зависимость: сложившиеся торговые связи могут создать сильный спрос для установления торговой политики, благоприятствующей развитию внешней торговли.