Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:09, курсовая работа
Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование производственных и личных потребностей населения. Конкуренция между продавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал из рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще богаче. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания, технология производства, запасы природных богатств и другие производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества реализуемых товаров и производимых услуг.
Введение………………………………………………………………….. 4
Глава I. Понятие «рынок», его сущность
Определение понятия «рынок». Эволюция взглядов на рынок…. 6
Сущность рынка: родовые черты, функции и роль в экономике…13
Глава II. Основные элементы и инфраструктура рынка
2.1 Сущность, происхождение и основные элементы инфраструктуры рынка……………………………………………………………………... 19
2.2 Многокритериальный характер системы и структуры рынка… 25
Заключение……………………………………………………………… 33
Список литературы……………………………………………………. 36
Рынок в целом характеризуется весьма богатой и сложной структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев.
Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка.
По объектам структура рынка может быть представлена в виде следующей схемы (рисунок 2.1).
Структура рынка с учетом критерия объекта рыночных отношений Потребительский рынок
Рынок факторов производства
Денежный рынок
Структура
Рынок информации
Рынок инноваций
Рынок недвижимости
Рынок ценных бумаг
По объектам рыночного обмена можно выделить и агрегированные (укрупненные) рынки: товарный (средств производства, товаров и услуг, труда или рабочей силы, ноу-хау) и денежный (денежный, ценных бумаг, валютный, инвестиций и др.)- Можно выделить и частные рынки отдельных товарных групп или товаров (мяса, одежды, обуви кожаной, резиновой, валяной и т.д.).
Потребительский рынок в
нашей стране до недавнего времени
состоял из предприятий государственной
и кооперативной торговли, общественного
питания, колхозных рынков и мелких
предприятий частной, семейной и
индивидуальной торговли. Он включает
рынки товаров и услуг (бытовых,
коммунальных, транспортных). Эта сфера
обеспечивает удовлетворение потребностей
различных социальных групп, каждой
семьи, каждого человека. Здесь в
наибольшей степени проявляются
колебания спроса и предложения,
инфляции, денежного обращения. Данный
рынок оказывает
Рынок жилья до недавнего времени в нашей стране существовал в виде купли-продажи частных домов, дач и других владений подобного рода, а также кооперативных квартир, которые могли быть проданы и куплены. В связи с приватизацией государственного жилого сектора можно ожидать формирования полноценного, а не ограниченного узкой зоной обмена или теневой продажи "по договоренности" рынка жилья, охватывающего все виды жилой площади. Это покончит с вопиющей социальной несправедливостью, когда одни люди (зачастую обеспеченные) получают жилье бесплатно, а другие покупают за полную стоимость. Рынок жилья — это часть рынка недвижимости.
Рынок труда, или рабочей
силы, в принципе существовал всегда.
Однако в нашей экономике рабочая
сила не была объектом свободной купли-продажи
в связи с ее плановым распределением,
внеэкономическим принуждением к труду
(борьба с тунеядством) и государственными
тарифами оплаты труда, отсутствием
свободной системы найма и
увольнений. До недавнего времени
отрицался товарный характер рабочей
силы. Развитие рынка рабочей силы
предполагает признание за каждым индивидуумом
права свободной продажи своей
рабочей силы по собственному выбору,
желанию и по рыночной цене на основе
контракта между работником и
нанимателем. Рынок труда представляет
собой куплю-продажу услуг всех
работающих, включая услуги неквалифицированных
и квалифицированных рабочих, управляющих,
руководителей фирм. Важнейшим механизмом
этого рынка является биржа труда,
где формируется спрос и
Другим структурным
Особое место занимает
денежный рынок. Если на обычном товарном
рынке деньги выполняют посредническую
функцию в обмене товарами и выступают
мерилом цены товаров, то на финансовом
рынке деньги сами становятся полноправным
товаром, цена за их использование согласно
законам рынка устанавливается
на основе спроса и предложения. Она
принимает форму процента, т.е. дохода,
получаемого за предоставленные
в ссуду деньги. Предложения денег,
прежде всего, формируется за счет сбережений
населения, а также накоплений предприятий
и организаций. Причем предложение
денег обусловлено стремлением
их владельцев к получению процента.
Спрос на деньги возникает у хозяйственных
агентов, а также у государства,
когда собственных средств
Рынок денег и валюты официально в нашей экономике отсутствовал или носил теневой характер. В крайне ограниченной форме валютный рынок охватывал только сферу внешнеэкономических отношений. Нормальное функционирование этого рынка потребовало создания фондовых и валютных бирж, на которых продается и покупается валюта за рубли по мировому, государственному свободному и аукционному курсу.
Рынок ценных бумаг тесно
взаимосвязан с рынком капитала, ибо
он представляет реально существующий
капитал в титулах
На рынке ценных бумаг существует две организационные формы торговли ценными бумагами: фондовые биржи, где обращаются ценные бумаги (главным образом акции) прежних выпусков, и внебиржевой оборот, в процессе которого происходит первичное размещение новых эмиссий (выпусков) акций и облигаций, а также продаются и покупаются акции и облигации прошлых выпусков не самых крупных корпораций. Движение ценных бумаг вызывает перелив капиталов из одних производств и отраслей в другие на основе более выгодного их вложения и, следовательно, структурные сдвиги в экономике.
Рынок информационных продуктов — это особый рынок, предметом купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и великое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию. Такой рынок у нас существует. Но если понимать информационный продукт в широком смысле слова, включая в него и интеллектуальный, т.е. научный, культурный, духовный, образовательный, продукт, то рынок подобной продукции только формируется. Определенное распространение получают в качестве объекта купли-продажи программы для ЭВМ.
Информационный рынок
выступает в роли предвестника будущего
состояния прочих рынков. Информационный
рынок объективно связан с обеспечением
самых разнообразных и
Рынок инноваций, т.е. нововведений,
изобретений, рационализаторских предложений,
практически также отсутствовал
в нашей экономике. Переход к
рыночной экономике дает основание
рассматривать инновации как
товар, который целесообразно
Рынок лицензий — это
часть рынка инноваций. Объектом
купли и продажи здесь служат
патентные и беспатентные лицензии
на передачу изобретений, технологического
опыта, промышленных секретов и коммерческих
знаний, использование товарных знаков
и т.д. Это торговля технологией.
В современных условиях наибольшее
распространение в
1) покупателей;
2) продавцов;
3) государственных учреждений;
4) промежуточных продавцов — посредников.
На рынке покупателей предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и оказывает предпочтение тому или иному товару. Здесь есть конкуренция производителей и торговцев, что характерно для современных развитых национальных и международных рынков.
Рынок продавцов характеризует
значительное превышение спроса над
предложением. Здесь главную роль
играет количество товаров и услуг,
качеству уделяется минимальное
внимание. Ни о предпродажном, ни о
послепродажном сервисе не упоминается,
все продается сразу, как бы "с
колес", так как конкуренция
между производителями
Рынок государственных учреждений включает совокупность актов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.
Рынок промежуточных продавцов выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя. По общественному разделению труда различают рынки:
1) местный (локальный);
2) региональный;
3) национальный;
4) мировой.
Мировой рынок — это
не только совокупность национальных
рынков различных государств, экономические
связи между которыми определены
международной торговлей (в том
числе торговля лицензиями, услугами,
международное перемещение
Заключение
Рынок является местом, где
происходит купля-продажа товаров
по свободно складывающимся ценам или
рынок - обязательный компонент товарного
хозяйства. Без товарного производства
нет рынка, без рынка нет товарного
производства. Рынки принимают самые
разные формы. Одни рынки являются локальными,
другие носят национальный, международный
характер. Они классифицируются по
объектам приложения, механизму функционирования,
уровню насыщенности. Выполняет стимулирующую,
саморегулирующую, регулирующую функции,
на основе таких важнейших элементов,
как производители и
Структурой рынка является внутреннее строение отдельных элементов рынка. Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики. Исследования структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков (товаров и услуг, факторов производства, Рынки рабочей силы и т.д.)
Многообразие рынков предопределяет коренное изменение всей системы взаимодействия предприятий, замену формально-учетного характера купли-продажи, свободный выбор партнеров по хозяйственным связям.
Информация о работе Экономическая структура и инфраструктура рынка