Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 14:38, курсовая работа
В заключительной части предпринята попытка выявления главной движущей силы кризиса. В качестве основной версии рассматривается кредитная система. Основная разрушающая сила кредита в генерировании отложенного кризиса платежеспособности закрытой экономической системы, которая заставляет субъекта, единожды взяв кредит, прибегать к использованию заемных денег снова и снова. Данная система делает очень зависимым пользователя кредита от своего кредитора и в развитии ситуации приводит к появлению эксплуатируемых и эксплуататоров, что на данном этапе морального развития человечества недопустимо.
Введение 3
1. Экономическая теория: предмет и функции 5
2. Экономическая политика России в период финансового кризиса 2008 года 10
3. Развитие кризиса в рамках современной кредитной системы 22
Список использованных источников 29
Принятие масштабных ответных мер
Обвал
фондового рынка и явное
Таблица 2.19
Антикризисные меры, объявленные в период с 17 по 23 сентября 2008 г., и стоимость этих мер
Меры
государственной политики |
Цели | Источник
финансирования |
Статус и
механизм реализации |
Стоимость, млрд.
(руб.)
(бюджетные, денежные издержки) |
Меры кредитно-денежной политики | ||||
Увеличение
объема
средств, размещаемых на аукционах РЕПО |
Предоставление
ликвидности банковскому сектору |
ЦБР | Выполнено | Денежный эффект
до 430 |
Снижение
резервных требований |
Предоставление
ликвидности банковскому сектору |
Обязательные
резервы, размещаемые в ЦБР |
Действует с 18
сентября. |
Денежный эффект:
300 |
Меры бюджетной политики | ||||
Снижение
экспортной таможенной пошлины на сырую нефть |
Смягчение
последствий снижения цен на нефть для нефтяных компаний |
Выпадающие
налоговые доходы |
Действует с 1
октября 2008 г. |
Бюджетные
издержки: 140 |
Увеличение
периода рассрочки по уплате НДС, начиная с октября |
Предоставление
дополнительной ликвидности компаниям частного сектора |
Налоговая льгота | 3-месячная
рассрочка по уплате НДС, начиная с октября |
Квази-бюджетные
издержки: около
115 (3-месячная рассрочка) |
Внесение
бюджетных средств в уставный капитал Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) |
Капитализация
АИЖК |
Федеральный
бюджет |
Выполнено | Квази-бюджетные
издержки:
60 |
Таблица 2.1 (продолжение)
Меры
государственной политики |
Цели | Источник
финансирования |
Статус и
механизм реализации |
Стоимость, млрд.
(руб.)
(бюджетные, денежные издержки) |
Вливание
ликвидности в три крупнейших банка, контролируемых государством |
Предоставление
ликвидности в Сбербанк, Газпромбанк и ВТБ |
Федеральный
Бюджет |
Объявлено, но
не выполнено |
Квази-бюджетные
издержки:
60 |
Временное
размещение средств федерального бюджета на краткосрочные (3 мес.) банковские депозиты в выбранных банках |
Предоставление
ликвидности банковскому сектору |
Федеральный
бюджет |
Квази-бюджетные издержки: до 1514 | |
Снижение
размера
обязательных отчислений банков в фонд страхования вкладов |
Предоставление
ликвидности банковскому сектору |
Агентство
страхования вкладов |
Снижение
размера отчислений банков в фонд страхования вкладов с |
|
Административные меры | ||||
Запрет
на продажу
акций без обеспечения |
Ограничение
значительных колебаний цен на фондовом рынке |
|||
Временная
остановка фондового рынка |
Ограничение
значительных колебаний цен на фондовом рынке |
Поскольку некоторые из объявленных мер по повышению ликвидности не были сразу же реализованы или не имели желаемого эффекта, ситуация с ликвидностью оставалась весьма напряженной. Особенно это касалось банков «второго эшелона», а также предприятий с высокой долей заемных средств (в строительстве, розничной торговле, сельском хозяйстве). Например, средства господдержки, предоставленные крупным государственным банкам, не попали на низшие уровни банковской системы. В условиях сегментированного межбанковского рынка ликвидность не вышла за пределы крупных участников рынка, так как на рынке доминировали опасения относительно роста риска невыполнения обязательств контрагентами. Тем не менее, предпринятые меры позволили избежать дальнейшего обвала и позволили на какое-то время стабилизировать ситуацию на финансовом рынке России. Но так же стоить отметить, что потенциальные издержки антикризисной программы могут составить сумму в 2559 миллиарда рублей, что составляет примерно 7,7 процентов от ВВП за 2007 год.
Второй пакет антикризисных мер, объявленный 29 сентября и 14 октября, был нацелен на решение проблем, связанных с системными рисками банковского сектора. Организованные Правительством Российской Федерации меры по спасению ряда банков предусматривали вливание капитала в общем объеме 5 млрд. долл. США в Связь-Банк, банк «Глобэкс» и «Собинбанк» (ЦБР предоставил 2,5 млрд. долл. США Связь-Банку и 2 млрд. долл. США банку «Глобэкс» через ВЭБ, а также 0,5 млрд. долл. США «Собинбанку» через «Газэнергопромбанк»). Для укрепления доверия держателей банковских вкладов российское правительство увеличило предельный размер компенсации по вкладам в банках до 700 000 рублей, а также внесло дополнительные средства в уставный капитал Агентства по страхованию вкладов. Центральному банку было разрешено разместить 50 млрд. долл. США на депозит во Внешэкономбанке в целях покрытия рисков рефинансирования краткосрочных внешних долговых обязательств отечественных финансовых и нефинансовых корпораций. Кроме того, правительство объявило о плане предоставления долгосрочного финансирования в виде кредитов на общую сумму около 950 млрд. рублей. Это долгосрочное финансирование в основном предназначено трем государственным банкам: Сбербанку, ВТБ и Россельхозбанку, которые могут претендовать на сумму до 725 миллиардов рублей. Список всех предпринятых мер и их стоимость представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.210
Антикризисные меры, объявленные 29 сентября и 14 октября 2008 г.,
и стоимость этих мер
Меры
государственной политики |
Цели | Источник
финансирования |
Статус и
механизм реализации |
Стоимость, млрд.
(руб.)
(бюджетные, денежные издержки) |
Меры кредитно-денежной политики | ||||
ЦБР будет
разрешено частично компенсировать убытки банка- кредитора в случае непогашения кредита финансовой организацией- получателем кредита. |
Предоставление
ликвидности банковскому сектору, особенно банкам «второго эшелона» |
ЦБР | Временная мера
до
31 декабря 2009 г. |
Неопределенные
квази-бюджетные издержки |
Дополнительное
снижение резервных требований |
Предоставление
ликвидности банковскому сектору |
Обязательные
резервы, размещаемые в ЦБР |
Выполнено | Денежный
эффект: 100 |
ЦБР будет
разрешено предоставлять (краткосрочные) кредиты без дополнительного обеспечения |
Предоставление
ликвидности банковскому сектору, особенно банкам «второго эшелона» |
ЦБР | Соответствующее
законодательство принято |
Неопределенные
квази-бюджетные издержки |
Правительство
РФ
и ЦБР предоставят средства в размере 950 млрд. руб. (36 млрд. долл. США) в виде субординированных кредитов |
Предоставление
ликвидности банковскому сектору |
500миллиардов
–
средства ЦБР; 450 миллиардов – депозиты Фонда национального благосостояния |
Предоставление
Субординированных кредитов на срок до 2020 г. по ставке 8%: Сбербанку до 500 млрд. руб., ВТБ до 200 млрд. руб., Россельхозбанку до 25 млрд. руб. |
Квази-бюджетные
издержки: 950 |
Таблица 2.2 (продолжение)
Меры
государственной политики |
Цели | Источник
финансирования |
Статус и
механизм реализации |
Стоимость,
млрд. (руб.)
(бюджетные, денежные издержки) | |
ЦБР разместит
50
млрд. долл. США на депозит во Внешэкономбанке (ВЭБ) в целях замещения источников внешнего финансирования для организаций, которые не смогут рефинансировать существующий долг за рубежом. |
Снижение риска
пролонгации краткосрочных внешних долговых обязательств отечественных финансовых и нефинансовых корпораций |
Валютные
резервы ЦБР |
ЦБР разместит
50
млрд. долл. США на депозит во Внешэкономбанке (ВЭБ) в целях замещения источников внешнего финансирования для организаций, которые не смогут рефинансировать существующий долг за рубежом. |
Квази-бюджетные
издержки: 1300 | |
Введение
ежедневных ограничений по операциям валютный своп |
Ограничение
спекулятивных операций в валюте |
Ежедневно в 10
часов ЦБР будет объявлять верхнее ограничение по операциям валютного свопа |
Нет | ||
Бюджетная политика | |||||
Рекапитализация
Агентства по страхованию вкладов |
Повышение доверия
к банковской системе |
Федеральный
бюджет |
Квази-бюджетные
издержки: 200 | ||
Поддержка
финансовых рынков |
Предоставление
поддержки компаниям, акции которых торгуются на фондовом рынке |
Федеральный
бюджет и депозиты Фонда национального благосостояния, размещенные в ВЭБе |
Использование
средств государственного бюджета для приобретения акций и облигаций компаний; покупка активов будет осуществляться через ВЭБ |
Квази-бюджетные
издержки: 175 в 2008 г., 175 в 2009 г.; общая сумма 350 | |
Рекапитализация
ВЭБа |
Укрепление
банковской системы |
Федеральный
бюджет |
Квази-бюджетные
издержки: 75 |
Информация о работе Экономическая теория и экономическая политика