Экономическая теория как наука, её предмет, метод и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 16:47, контрольная работа

Описание работы

Экономическая теория — это наука об оптимальном, эффектив¬ном использовании редких, ограниченных экономических ресурсов с целью удовлетворения безграничных и постоян¬но меняющихся потребностей людей, фирмы и общества в целом.
Предмет экономической теории – совокупность типичных экономических отношений или принципы поведения экономических агентов.

Содержание работы

1. Предмет, функции экономической теории
2. Методы экономической теории
3. Основные направления экономической мысли

Файлы: 1 файл

1 лекция.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

Экономическая теория как наука, её предмет, метод и функции

План.

1. Предмет, функции экономической теории

2. Методы экономической теории

3. Основные направления экономической  мысли 

1. Предмет, функции экономической  теории

Экономика, как и любая учебная дисциплина, имеет свой предмет изучения.

Во-первых, экономика — это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества в целом созданием необходимых благ (экономика отрасли, региональная экономика (района, края, области, страны), мировая экономика).

Во-вторых, экономика — это совокупность экономических (производственных) отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.

В-третьих, экономика — это наука о выборе наиболее эффективных (рациональных) способов удовлетворения безграничных потребностей людей ограниченными экономическими ресурсами.

Экономическая теория — это наука об оптимальном, эффективном использовании редких, ограниченных экономических ресурсов с целью удовлетворения безграничных и постоянно меняющихся потребностей людей, фирмы и общества в целом.

Предмет экономической теории – совокупность типичных экономических отношений или принципы поведения экономических агентов.

Функции экономической теории

Познавательная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить формы экономических явлений и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство.

Такое изучение начинается с рассмотрения фактов, массовых экономических данных, поведения хозяйствующих субъектов. В западной экономической литературе все это обозначают как описательная наука, занимающаяся сбором и накоплением соответствующих фактических материалов.

Прогностическая (греч. prognosis — предвидение, предсказание) функция экономической теории заключается в разработке научных основ предвидения перспектив научно-технического и социально-экономического развития на обозримое будущее. Эта функция во многих случаях связана с разработкой перспективных критериев и показателей. Она приобретает важное значение в связи с разработкой планов и прогнозов развития национального хозяйства.

Хозяйственное предвидение, основанное на данных экономической науки, играет важную роль для крупных предприятий и хозяйственных объединений. Оно позволяет принимать рациональные долгосрочные решения, основанные на правильном учете будущих производственных затрат и выгод.

Практическая функция экономической теории состоит в научном обосновании экономической политики государств, выявлении принципов и методов рационального хозяйствования.

2. Методы экономической  теории

Исследуя экономические процессы и явления общества, экономическая теория использует определенную совокупность методов познания.

Метод научной абстракции выделяет главное в объекте исследования при отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного. Результат научной абстракции — выработка новых научных категорий (понятий), выражающих существенные стороны исследуемых объектов, а также выявление экономических закономерностей.

Исторический метод. Экономические явления и процессы изучаются в той последовательности, в какой они возникли в самой жизни, развивались, совершенствовались и какими стали в настоящее время.

Логический метод позволяет правильно применять законы мыслительной деятельности, обосновывающие правила перехода от одних суждений к другим и делать обоснованные выводы, глубже понимать причинно-следственные связи, складывающиеся между процессами и явлениями реальной экономической жизни.

Метод анализа и синтеза. Анализ — это метод познания, предполагающий разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей, например анализ показателя себестоимости по элементам затрат (сырье, зарплата, энергоресурсы и т.д.). Синтез — это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое, например определение показателя себестоимости продукции (как сумма всех затрат).

Метод индукции и дедукции. Индукция — это движение исследования от отдельных, частных факторов к общим выводам, обобщениям. Исследование начинается с изучения фактов. Анализируя, систематизируя, обобщая факты, исследователь приходит к выводу, фиксирующему наличие определенных зависимостей между экономическими явлениями. Дедукция — это движение исследования от общего к частному. Гипотеза — предположение о существовании определенной зависимости между экономическими явлениями и процессами, она обычно рождается на основе каких-то несистематических наблюдений, практического опыта, интуиции, логических рассуждений.

Экономико-математическое моделирование с применением компьютерных технологий способствует построению экономических моделей, отражает главные экономические показатели исследуемых объектов и взаимосвязи между ними. Такие модели позволяют выявить особенности и закономерности экономических явлений и процессов.

Графический метод отражает экономические процессы и явления с помощью различных схем, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала.

Экономические эксперименты — это искусственное создание экономических процессов и явлений в определенных условиях, приближенных к хозяйственной деятельности, с целью их изучения и дальнейшего практического применения.

Экономика анализирует хозяйственную деятельность в основном на двух различных уровнях: микроэкономическом и макроэкономическом.

Микроэкономика — особый раздел экономической теории, изучающий экономические отношение между хозяйствующими субъектами, их деятельность и влияние на национальную экономику. К хозяйствующим субъектам микроэкономики относятся потребители, работники, владельцы капитала, предприятия (фирмы), домашние хозяйства, предприниматели. В центре внимания микроэкономики — производители и потребители, принимающие решения по поводу объемов производства, продаж, покупок, потребления, цен, затрат и прибыли. Микроэкономика объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему инвестируются в развитие тех или иных отраслей народного хозяйства, как потребители принимают решение о покупке товара и как на их выбор влияют изменения цен и их доходов и др. Микроэкономика изучает рыночное поведение субъектов, отношения между ними в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, а также отношения между производителями, потребителями и государством.

Макроэкономика (национальная экономика) — раздел экономической теории, изучающий экономические процессы и явления, охватывающие национальное хозяйство, как единую систему, в которой органически соединяются все звенья материального и нематериального производства.

Основные проблемы макроэкономики — инфляция, безработица, экономический рост, валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход, уровень и качество жизни населения, занятость, деньги, процентные ставки, инвестиции, бюджетный дефицит, налоги, методы государственного регулирования и т.д.

2. Основные направления  экономической мысли

Экономическая теория как наука (т.е. систематизированное знание о сущности экономики) возникла в XVII—XVIII вв. в период становления капитализма. Ее основной задачей было выяснить, каков источник богатства государства. Вначале возникла теоретическая школа — меркантилизм.

Меркантилизм {шпал, merkante — торговец, купец) — школа экономической теории, которая возникла в Англии, Франции, Италии.  Прочную основу богатства каждой нации они усматривали не в приумножении натуральных продуктов, а в накоплении денег (золотых и серебряных монет). Источником такого накопления, по их мнению, служит прибыль (доход), возникающая при торговом обмене. Однако если обмен товаров на деньги совершается внутри страны, то одни лица могут обогащаться за счет других. Но при этом общая сумма национального богатства не увеличивается. Такое богатство, на взгляд меркантилистов, возрастает только благодаря внешней торговле.

Ранний меркантилизм (последняя треть XV — середина XVI в.) был назван монетарной системой. Для него характерна забота об активном денежном балансе (превышении количества ввозимых в страну денег над количеством вывозимых из нее денег). В этих целях ставились задачи — привлекать как можно больше денег из-за границы и сохранять золото в стране. В законодательном порядке запрещался вывоз золотых монет за границу. Все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранцы были обязаны истратить на покупку местных изделий.

Поздний меркантилизм (вторая половина XVI — XVII в., Антуан де Монкретьен) выступил против запрета вывоза денег, который стал препятствовать развитию внешней торговли. Он отстаивал активный торговый баланс (превышение стоимости вывезенных из стран товаров над стоимостью благ, ввезенных в данную страну).

Задача экономической теории, по мнению меркантилистов, — разрабатывать практические рекомендации для государственной политики. Они считали, что для создания благоприятного торгового баланса государство должно вмешиваться в экономику — проводить политику протекционизма (покровительствовать отечественной промышленности и торговле). Это означает: устанавливать высокие таможенные пошлины (налоги) на товары, ввозимые из-за границы; вводить поощрительные премии на отечественные товары, вывозимые в другие страны; содействовать развитию отраслей промышленности, продукты которых предназначены для внешней торговли.

Классическая политическая экономия она открыла реальный источник богатства общества — процесс производства. Во-вторых, политическая экономия стала исследовать хозяйственную деятельность как систему, охватывающую производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг. В-третьих, эта наука не ограничилась описанием явлений (например, обмена товаров на деньги) и перешла к выявлению их сущности и законов развития.

Классики показали научную бесплодность меркантилизма, пытавшегося найти источник общественного богатства в торговле Богатство нации создается, считали классики, не в торговле (здесь денежная форма стоимости меняется на ее товарную форму), а в производстве. Производство же основывается на естественных законах, а поэтому не нуждается во вмешательстве государства.

В классической политической экономии образовались две школы: французская (физиократы) и английская.

Физиократы (греч. phisis — природа; kratos — сила, власть) — школа политической экономии, которая возникла во Франции в середине XVIII в. и получила распространение в Италии, Великобритании, Германии и других странах. Основателем и главой физиократов во Франции был Франсуа Кенэ. Он постарался обосновать основную идею своего учения: сельское хозяйство является единственной отраслью производства, где естественным путем возникает тот дополнительный «чистый продукт», за счет которого увеличивается богатство страны.

Английская классическая политическая экономия возникла и развивалась в XVII—XVIII вв. Родоначальниками этой теоретической школы были Уильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо.

Впервые идею о том, что труд является важнейшим источником богатства, высказал У. Петти,


Наибольший вклад в классическое направление теории внес А. Смит. 13 главном труде — « Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) — он обосновал «естественный порядок» в экономической жизни. Устоями этого порядка были признаны господство частной собственности, свободная конкуренция и свободная торговля, невмешательство государства в хозяйственную деятельность.

В отличие от физиократов английские классики считали, что богатство создается не только в сельском хозяйстве, но и во всех других отраслях материального производства.

А. Смит и Д. Рнкардо стремились применить трудовую теорию стоимости к исследованию внутреннего содержания и законов развития капиталистической экономики. Они считали, что фабричные рабочие своим трудом создают новую стоимость. Эта стоимость лишь частично достается им (заработная плата), а остальную часть (прибавочную стоимость) присваивают капиталисты. За счет прибавочной стоимости они расплачиваются за банковский процент, за аренду земли у землевладельцев и получают личный доход.

Карл Маркс (1818—1883)' в своем главном экономическом труде — «Капитал» — во многом по-новому разработал классическую теорию стоимости и теорию прибавочной стоимости

Неоклассическое направление экономической теории. Оно обладает рядом отличительных черт.

австрийская школа политической экономии. Ее основали профессора Венского университета Карл Менгер (1840-1921), Ойген Бсм-Баверк (1851-1914) и Фридрих фон Визер (1851 — 1926).

Австрийские экономисты считали, что каждый человек субъективно — сам — определяет ценность благ, исходя из степени желательности для него полезных вещей. Причем субъективная ценность всех потребительских благ, а стало быть, и их рыночная цена, зависит только от важности удовлетворения потребностей и степени их насыщения. В процессе потребления происходит закономерное убывание полезности. С каждой дополнительной единицей данного вида полезных вещей степень удовлетворения от их потребления уменьшается и достигает предельной величины («точки насыщения»).

Как известно, английские классики считали решающей сферой экономики производство. И соответственно этому полагали, что рыночные цены определяются предложением благ со стороны товаропроизводителей. Австрийские экономисты, наоборот, главную роль в хозяйственном развитии приписывали рынку, а равенство в установлении цен отводили спрос}' покупателей. Изучая спрос, они впервые сформулировали психологические законы массового поведения потребителей рыночных благ.

Информация о работе Экономическая теория как наука, её предмет, метод и функции