Экономическая теория как наука: предмет и метод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Современная экономическая теория призвана соединить потенциал фундаментальных основ и методологическую вооруженность политической экономики с инструментарно-методическим аппаратом и прагматичной ориентированностью экономики.
Цель темы — выяснить предмет экономической теории, определить сущность экономических методов исследования и экономических законов, регулирующих ее генезис.

Содержание работы

Введение
Глава I. Рынок как экономическая система
1.1 Основные экономические системы и их черты
1.2 Сущность и основные черты рыночного хозяйства
1.3 Роль государства в развитии рыночной экономики
Глава II. Рыночная экономика России
2.1 Социально-экономические условия в России на момент начала формирования рыночных отношений
2.2 Направления становления рыночных отношений в России
2.3 Разгосударствление и приватизация собственности при рыночной экономике

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

gotovaya_kursovaya_po_ekonomike.doc

— 352.50 Кб (Скачать файл)

Значительное  влияние на экономические процессы оказывают сложившиеся в предыдущую эпоху монополистические структуры, что затрудняет формирование конкурентной среды; нередко практикуются и криминальные формы конкурентной борьбы.

Наряду с  неблагоприятным в целом инвестиционным климатом в стране ограничение конкуренции обусловливает медленную структурную перестройку экономики. Причем начавшийся переход к открытой экономике высветил неконкурентоспособность подавляющего большинства отраслей обрабатывающей промышленности и вызвал новый перекос в отраслевой структуре – в сторону топливно-энергетического комплекса и первичной переработки сырья (металлургия и химия). Преодоление неконкурентоспособности российской экономики требует длительного времени.

Переход к рыночным отношениям в различных отраслях и сферах российской экономики осуществляется крайне неравномерно. Так, в денежно-кредитной сфере и торговле происходит быстрое приближение к уровню стран со зрелой рыночной экономикой, тогда как в сельском хозяйстве в основном сохранились формы организации производства, унаследованные от административно-командной системы.

Неравномерным является также переход к рыночной экономике в регионах России. Быстрее  всего этот процесс протекает  в Москве, а также в Санкт-Петербурге и других крупных городах, где  широкое распространение получило частное предпринимательство, тогда как в отдаленных регионах и сельской местности становление рыночных отношений идет крайне медленно.

Присущие российской модели рыночной экономики высокая  криминализация экономической жизни  и уход предпринимательства "в тень" обусловлены как факторами, общими для всех стран с переходной экономикой (конфликты в ходе перераспределения собтвенности, рост коррупции), так и российскими особенностями.

Чрезвычайно болезненные  гигантские социальные сдвиги, происходящие в переходной экономике, вызывают превращение немалой части населения в маргиналов и люмпенов, которые становятся легкой добычей криминальных структур. В эту же сторону толкает аномия, т.е. разрушение прежних общественных ценностей, не сопровождающееся быстрым формированием новой законченной системы ценностей. Фактическим проявлением аномии в обществе является рост преступности, в том числе экономической.

Характерные для  России деспотизм и отсутствие демократических  традиций порождали неуважение к закону и недоверие к любой власти. Немалую роль играет и упоминавшийся антагонизм между государством и предпринимательскими структурами, ведущий к разрастанию теневой экономики.

На формирование рыночной экономики в России оказывают  влияние такие факторы, как склонность немалой части населения к государственному патернализму (значительной роли государства в перераспределении доходов населения) и общественным формам присвоения (бесплатному образованию, медицинскому обслуживанию и т.д.). Это ведет к сохранению значительной экономической роли государства в финансировании социальных нужд и ограничению рыночных факторов в социальной сфере.

 

2.3 Разгосударствление  и приватизация собственности  при  рыночной экономике

Одной из характерных  черт рыночной экономики является многообразие форм собственности. Не случайно, что при переводе экономики России на рыночные рельсы одной из главных задач стали разгосударствление и приватизация собственности.

Под разгосударствлением понимают сокращение удельного веса государственной собственности в общем ее объеме. Во времена функционирования в нашей стране командно-административной системы хозяйства государственная собственность занимала монопольное положение в структуре собственности на средства производства и ресурсы (до 95% объема собственности). В наши дни ситуация коренным образом изменилась. Основным направлением разгосударствления стала приватизация государственной и муниципальной собственности.

 

Приватизация собственности — процесс превращения государственной собственности в частную собственность физических и юридических лиц. Процесс широкой приватизации в России был положен Законом РФ от 3 июля 1991 г. № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (ныне утратил силу) и первой Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятии в Российской Федерации на 1992 год (утверждена постановлением Верховного Суда РФ от 11 июня 1992 г. № 2980-1) (ныне утратила силу).

В этих и других государственных документах были определены следующие цели приватизации:

  • обеспечение равноправия в функционировании различных форм собственности;
  • демонополизация производства;
  • балансировка доходов различных групп и слоев населения;
  • перераспределение доходов и имущества, создание класса собственников;
  • развитие фондового рынка.

Кроме того, указанным  Законом и последующими нормативными документами были установлены способы проведения приватизации:

  • продажа предприятий, а также активов ликвидированных предприятий по конкурсу;
  • продажа предприятий на аукционе;
  • продажа долей (акций) в капитале предприятий (акционирование);
  • выкуп имущества предприятий, сданных в аренду.

Этапы приватизации в России

Решение целей  и задач приватизации в России осуществлялось в два этапа.

Первый  этап проходил с начала 1992 по конец 1994 г. Особенностями этого этапа стали:

  • сверхвысокие темпы приватизации (например, в 1994 г. было приватизировано в среднем 75% предприятий торговли и бытового обслуживания);
  • введение системы бесплатных приватизационных чеков на предъявителя (в народе такие чеки именовались ваучерами).

Эта система  обеспечила безвозмездное выделение  половины государственной собственности  частным лицам. Явным недостатком  данного способа приватизации стала  его низкая доходность.

Второй  этап приватизации начался в 1995 г. и продолжается до сих пор. Его основные задачи были определены в Программе Правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах» (утверждена постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1995 г. № 439) и Указе Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535 «Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года». Наконец, самые существенные коррективы в приватизационный процесс были внесены положениями Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 123-ФЭ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (ныне утратил силу). Этот Закон закрепил качественно новый характер приватизации. В частности, в нем сделан акцент на переход от преимущественно безвозмездной передачи государственной собственности к ее продаже по ценам, определяемым рынком; указано, что приватизация должна способствовать повышению эффективности функционирования отечественных предприятий; определено, что при отчуждении государственной собственности должны учитываться и социальные аспекты проблемы.

Приватизация — это процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы.  4

Посредством приватизации государственной собственности  решается множество задач:

  • повышение эффективности предприятий
  • сокращение правительственных расходов за счет налогоплательщиков
  • увеличение поступлений в бюджет
  • ликвидация или возможное уменьшение внутренней и внешней задолженности
  • борьба с монополиями на рынке
  • расширение рынка заемных капиталов
  • увеличение платежеспособности и инвестиций населения
  • привлечение сотрудников к управлению капиталом компании
  • сокращение профсоюзного движения
  • создание обширной социальной базы мелких и средних собственников и многое другое.

Российская  приватизация носила массовый характер не только по своему содержанию, но по ее структуре и масштабам, так же особенностью является и  продажа государственной собственности по минимальным ценам.

Она была призвана обеспечить не только проблему увеличения эффективности отдельных предприятий, но коренное изменение отношений  в собственности, т. е. решить задачи изменения экономического базиса общества.

С самого начала российских реформ во главу угла была поставлена стремительная и всеобъемлющая  приватизация, необходимая для создания основ демократии и рынка. По многим причинам придать ей цивилизованный характер не удалось. Страну захлестнула бесконтрольная приватизация, когда государственная собственность практически без нарушения закона стала просто передаваться частным лицам.

В результате приватизации в России сформировались негосударственный сектор экономики в короткие сроки, рыночные институты и новый корпоративный сектор экономики (рынок ценных бумаг, акционерные общества, банки, система институциональных инвесторов, страховые компании), произошло распределение юридических прав собственности на приватизированное имущество, при этом социальные конфликты были сведены к минимуму. Однако, ряд стратегических целей приватизации достигнут не был.

На практике приватизация государственной собственности  в России была такой, что созданы, были, по сути, частные системы централизованного планирования, частные монополии, которые заменили централизованное планирование государства.

В настоящие  время нельзя изменить итоги приватизации, поэтому главным для предприятий, отраслей и экономики становится постприватизационное их развитие. Данное обстоятельство позволит решить ряд проблем, связанных с кризисными явлениями, нестабильным функционированием, выявлением слабых и сильных сторон, особенностей реструктуризации, необходимостью обновления и реинжиниринга.

ВВП России во время проведения приватизации резко уменьшился. Данное обстоятельство было вызвано занижением стоимости активов приватизируемых предприятий, что приводило к неправильному установлению цены приватизационной сделки и недополучению федеральным бюджетом средств за проданное имущество

Эффективность деятельности предприятий в результате приватизации была уменьшена.

Приватизация  выявила массу лазеек для незаконных действий, коррупции, которые негативно сказались на экономике впоследствии. Нарушения привели к созданию узкого слоя богатых собственников, что усилило противоречия между населением.

Социальная  и экономическая эффективность  приватизации в России оказалась  низкой. Не был соблюден учет интересов и прав большинства слоев населения и принцип равенства граждан при осуществлении массовой приватизации. Приватизация резко увеличила расслоение общества (таблица).

Как видно из таблицы, по реальным денежным доходам  граждан России только 2007 г. превысил уровень 1990 г. Численность же населения, которая живет за чертой бедности, остается стабильно высокой и  составляет около 1/5 населения страны. Однако наметились положительные перспективы, которые постепенно увеличивают средний класс страны.

В рамках приватизации предприятий тесно переплетаются  политические, экономические и социальные аспекты.

Согласно «децильному» коэффициенту, который показывает соотношение доходов 10 % самого богатого и самого бедного населения страны, в СССР в 1990 г. от составлял 4,4, т. е. доходы богатого слоя превышали доходы бедных в 4,4 раза.

В результате приватизации был преодолен товарный дефицит  и обеспечена внутренняя конвертация рубля.

Из этого  можно сделать выводы об основных проблемы рыночных отношений в современной России:

  • Низкий уровень культуры рыночных отношений.
  • Недостаточное законодательно-правовое и нормативное обеспечение.
  • Склонность контрагентов к нарушению взаимных обязательств.
  • Недостаточное развитие инфраструктуры товарных рынков.
  • Большие транспортные издержки.
  • Высокая степень монополизации экономики.
  • Несовершенство системы финансовых и кредитных отношений.
  • Функционирование внутренних товарных рынков в условиях взаимных неплатежей.
  • Неравномерность расположения посреднических организаций на территории России.
  • Низкий удельный вес реализации товаров при посредничестве организации оптовой торговли в общем объеме отгружаемой изготовителями продукции (около 25%).
  • Отсутствие качественной надежной и полной информации, всесторонне характеризующей состояние информационного обеспечения наблюдений за функционированием товарных.
  • Несовершенство товарно-упаковочной индустрии, что ведет к большим потерям товарной продукции.

Как следствие, явно имеются люди которые категорично  против приватизации государственной  собственности, одним из таких сторонников  является писатель и публицист - Николай Стариков.  В пример я хочу привести статью из его интернет – блога «Не надо раскулачивать государственную собственность, Дмитрий Анатольевич»

Не надо раскулачивать государственную собственность, Дмитрий Анатольевич

 

Последние заявления премьер-министра Дмитрия  Медведева и его ближайшего окружения  вызывают большое недоумение. Такое  впечатление, что на дворе снова 90-е годы. Вновь мы слышим о необходимости все отдать в «эффективные» частные руки.

Но  если в начале 90-х мы еще плохо  понимали, что стоит за этими словами, то сегодня с высоты прошедшего времени, мы можем уверенно сказать. Мы знаем, чьи это руки. Мы знаем, кто «эффективно» скупит собственность российского  государства. И мы этого не хотим. Два раза на одни грабли наступают не очень умные люди.

 Приватизация станет ключевой темой повестки дня для нынешнего российского правительства, и оно будет развивать все секторы экономики, а не только нефть и газ, заверил первый вице-премьер России Игорь Шувалов».

первый  вице-премьер Шувалов в одном  предложении увязывает приватизацию и развитие. А без приватизации невозможно развивать «все секторы  экономики»? Почему развитие должно автоматически равняться передаче госсобственности в частные руки? Вон в Китае масса государственной собственности и все отрасли китайской экономики прекрасно развиваются.

Почему  так говорит Шувалов? Потому, что  точно такие же мысли высказывает  и премьер Дмитрий Медведев.

Медведев  так прямо и говорит: именно приватизация нужна для эффективного управления предприятиями. А почему именно на частной  собственности? Почему не может эффективно развиваться модель экономики, где  также эффективно развивается государственная собственность?  

Есть сплошная идеология. Государственная собственность  должна быть продана. Почему? Потому, что  так эффективнее. Помните, крылатый плакат-анекдот периода развитого  социализма – «Учение Ленина правильно, ибо оно верно!». В словах премьер-министра Медведева доказательная база ровно такая же.

Кстати, когда нам говорят о приватизации, то она «как бы» безадресная. Но спросите себя, сколько ваших знакомых могут  купить себе порт или «кусочек» российской железной дороги? Круг тех, кто скупит за стремительно дешевеющие деньги безнадежно узок. Это и есть наши зарубежные партнеры, которые эти деньги просто рисуют из воздуха. Только зачем это нужно России?

В чем  же дело? Откуда у правительства  Дмитрия Медведева такой приватизаторский зуд. Откуда такое рвение распродать все и вся, имея за спиной опыт ваучерной приватизации и массу «эффективных» менеджеров? …

Подведем  итог:

1. Нынешний  виток приватизации, проводником  которого является, лично премьер-министр  Дмитрий Медведев не имеет  смысла с точки зрения экономики. Нет сегодня такой острой нужды в деньгах, чтобы продавать последнюю рубашку, словно заправский алкоголик перед питейным заведениям. 
 
2. Нынешний виток приватизации является ничем иным, как замаскированным и проводимым под аккомпанемент красивых фраз, БЕСПЛАТНОЙ передачей государственной собственности России в руки Запада.  
 
3. Проводить такую приватизацию Медведев планирует исключительно по идеологическим причинам. 
 
Дмитрий Медведев и его правительство отчего-то считают, что России так будет лучше. 
 
А вы тоже так считаете? Лично я совершенно убежден, что не надо раскулачивать государственную собственность в угоду идеологическим постулатам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Анализ показывает, что  рыночные отношения имеют актуальность на современном этапе развития России, в результате последовательно проводимых реформ укрепилось положение России, как внутри страны, так и в мировом сообществе, однако это не исключает проблемы связанные с переходом от плановой экономики к рыночной. От непроработанного детально плана перехода, выявляются недостатки в основном связанные с недостаточно грамотной политикой государства.

Формирование современной  рыночной экономики в России происходит в условиях взаимопереплетающихся  и взаимоотягощающих экономических, политических и социальных кризисов, что затягивает переход к зрелой рыночной системе на десятилетия и усиливает болезненность самих переходных процессов.

Сложившаяся в первой половине 90-х гг. российская модель рыночной экономики включает ряд  черт, унаследованных из исторического прошлого. Государство даже после приватизации большой  части собственности по-прежнему располагает мощным государственным сектором в важнейших отраслях хозяйства. Однако в последние годы наблюдается бесконтрольная приватизация, в совокупности с государственной поддержкой, что находит отклик в кругах людей считающих это «вредным» и малоэффективным для российской экономики. Вместе с тем государство, утратив в ходе приватизации немалую часть прежних источников доходов, сохранило непосильный для него объем финансовых обязательств .Но стоит заметить все же сохраняется тесная связь политической власти и собственности.

 

Список  литературы

 

  1. Авдашева С., Розанова Н. Подходы к классификации рыночных структур в экономике России // Вопросы экономики. 1997. № 6.
  2. Гершафт М. Система рынков и рыночное взаимодействие //Российский экономический журнал. 1992. № 6.
  3. Маневич В. О закономерностях становления рынка //Вопросы экономики. 1993. № 3.
  4. Экономика.  Под ред. Булатова А.С. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002. — 896 с. 
  5. П.Г. Ермишин. Основы экономической теории. Курс лекций
  6. Кошелев А. Н. Национальная экономика. Конспект лекций
  7. Грицюк Т.В.  Государственное регулирование экономики: Теория и практика.- М.: РДЛ, 2008.- 288 с.
  8. Грицюк Т.В.  Государственное регулирование экономики: Теория и практика.- М.: РДЛ, 2008.- 288 с.
  9. Тишин Е.В., Мурашов С.В. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие/ ИПРЭ РАН. СПб: ИПРЭ РАН, 2006.
  10. Бункина М.К., Семёнов В.А. Макроэкономика. – М.: АО "Дис". – 1996.
  11. . Вводный курс по экономической теории / под ред. Г.П. Журавлёвой. –М.: ИНФРА-М. – 2003.
  12. Шишкин А.Ф. Экономическая теория. В 2 кн. Кн. 1. – М.: ВЛАДОС, 2005.

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

Приложение 1 . Схема «функции государства в рыночной экономике».

 

 

Приложение2


 * Экономика.  Под ред. Булатова А.С. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002. — 896 с.  


 * П.Г. Ермишин. Основы экономической теории. (Курс лекций) 


 * Кошелев А. Н. Национальная экономика: конспект лекций 


 * Грицюк Т.В.  Государственное регулирование экономики: Теория и практика.- М.: РДЛ, 2008.- 288 с. 


Информация о работе Экономическая теория как наука: предмет и метод