Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 08:42, курсовая работа
Экономическая теория занимает особое место среди социально-гуманитарных дисциплин. Это обусловлено тем, что жизнь современного человека буквально пронизана и определяется экономикой. Когда общество благополучно экономически, в нём царят удовлетворенность, порядок и мир. Поэтому для каждого из нас так важно овладеть экономической культурой. Знание законов и принципов рациональной экономики придаёт людям уверенность, позволяет им правильно оценивать сложные экономические процессы и самостоятельно принимать оптимальные хозяйственные решения.
Введение……………………………………………………………..…………….3
1. Возникновение и развитие экономической теории……………………..……5
1.1 Школы экономической теории………………………………...……………..7
1.2 Экономическая теория в системе экономических наук………………….....9
2. Предмет экономической теории……………………………………….…….15
2.1 Функции экономической теории…………………………………...……….18
3. Методы экономических исследований………………………………..……..20
4. Экономические законы………………………………………….……………24
Заключение………………………………………………………….……………25
Список использованной литературы……………………………….…………..26
Метод научных абстракций, или абстрагирование, - это особый мыслительный приём, позволяющий формулировать те или иные отвлечённые понятия - так называемые абстракции или категории (цена, деньги, рынок, дешёвый и другие). Вот, к примеру, понятие товара - как его определить? Если Вы попытаетесь сделать это, отталкиваясь от магазинных прилавков, ничего не получится. Каких только вещей нет в тамошнем "разнотоварье" - больших и малых, съедобных и несъедобных, жидких и сыпучих... Как привести всё это к "общетоварному знаменателю"? Как ухитриться объединить, условно говоря, круглое и зелёное?
Только с помощью абстрагирования, то есть отвлечения от конкретных, но второстепенных в данном случае свойств этих вещей (размеров, веса, формы, цвета и прочего). Выполнив это, мы одновременно зафиксируем объединяющие их признаки, а именно: то, что все они являются продуктами труда, которые предназначены для продажи. Это и есть ответ на вопрос, что такое товар.
Методы анализа и синтеза предполагают изучение социально-экономических явлений как по частям - это анализ (от греч. analysis -разложение, расчленение), так и в целом - синтез (от греч. synthesis -соединение, сочетание, составление). Например, сопоставление экономических показателей работы отдельных шахт - это анализ, а определение общеотраслевых результатов хозяйствования всей угольной промышленности России - синтез.
Благодаря сочетанию методов анализа и синтеза обеспечивается системный, комплексный подход к сложным (многоэлементным) объектам исследования. Такие объекты (системы) рассматриваются как комплекс взаимосвязанных частей (подсистем) единого целого, а не как механическое соединение каких-то разрозненных элементов. Важность комплексного подхода обусловлена тем, что вся экономика по существу состоит из множества больших и малых систем (народное хозяйство - из отраслей, отрасли - из предприятий, предприятия - из цехов, стоимость товара - из элементов затрат, рынок - из многих секторов, ниш, участников и т.д.).
С методом анализа и синтеза логически связано деление экономической теории на микро- и макроэкономику (от греч. mikros - малый и makros -большой), которые предполагают два разных уровня рассмотрения хозяйственных систем.
Так, микроэкономика имеет дело с отдельными элементами (частями) этих систем. Она изучает такие обособленные экономические единицы, как отрасль, предприятие, домашнее хозяйство (домохозяйство); и отдельные рынки (например, рынок зерна); производство, сбыт или цену конкретного продукта и т.п. Микроэкономический подход, таким образом, близок к методу анализа.
В отличие от этого макроэкономика исследует хозяйственные системы в целом, или так называемые агрегаты (от лат. aggregatus -присоединённы
Образно говоря, если микроэкономика изучает разрозненные деревья, то макроэкономика - образовавшийся из них лес. В то же время деление экономической науки на микро- и макросферы не следует абсолютизировать. Они тесно взаимосвязаны. Многие проблемы вторгаются в обе сферы, хотя и на разных уровнях обобщения. Куда, к примеру, отнести вопросы прибыли? Ведь чтобы сравнить доходы двух конкретных заводов (микроэкономика), надо использовать общее понятие прибыли, а его вырабатывает макроэкономика. Индукция и дедукция являют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения. Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу - это индукция (от лат. inductio - наведение), или обобщение. Оно позволяет нам, по выражению Достоевского, "собрать свои мысли в точку". А рассуждение в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией (от лат. deductio - выведение). Следовательно, смысл индукции и дедукции вытекает из самой этимологии этих слов. Так, факты увеличения цен на молоко, хлеб, овощи и пр. наводят на мысль о росте дороговизны в стране (индукция). Из общего же положения о растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому продукту (дедукция).
Исторический и логический
методы (или подходы) тоже применяют в единстве.
Здесь подробное изучение социально-экономических
процессов в их исторической последовательност
Наконец, весьма широкое применение в
экономических науках имеет графический метод (от греч. grapho - пишу, черчу, рисую). Он отображает хозяйственные
процессы и явления с помощью различных
схем, таблиц, графиков, диаграмм, обеспечивая
краткость, сжатость, наглядность в представлении
сложного теоретического материала. Так, график зримо демонстрирует зависимость тех
или иных величин друг от друга, отражая,
скажем, связь между ценами на билеты и
числом театральных зрителей. Нетрудно
видеть, что здесь имеет место обратно пропорциональная (или отрицательная) связь: чем выше цены,
тем меньше зрителей. Это обусловливает нисходящий харак
4. Экономические законы.
Экономические законы выражают существенные и необходимые связи в общественном производстве, постоянно повторяющиеся взаимоотношения, взаимодействия между людьми. Они отражают наиболее устойчивые внутренние и внешние связи объекта.
Экономические законы возникают и действуют в результате производственной деятельности людей. Действуют объективно (независимо от воли и сознания людей).
Необходимо различать: экономические законы, законы природы, юридические законы.
В обществе действует система экономических законов. Они взаимосвязаны между собой. Различают следующие экономические законы:
Всеобщие - законы, которые действуют на всех ступенях развития человеческого общества, во всех общественно-экономических формациях: а) Закон возвышающихся потребностей; б) Закон общественного разделения труда; в) Закон повышения производительности труда и др.
Общие экономические законы - действуют при наличии общих социально-экономических условий (товарно-денежные отношения): а) Закон стоимости; б) Закон спроса и предложения; в) Закон денежного обращения и т.д.
Особые (специфические) экономические законы - выражают внутреннюю природу каждого общественного способа производства. Определяются собственностью на СП и свойственные ей социально-экономические отношения.
Экономические законы познаваемы. Их необходимо использовать в хозяйствовании.
Заключение
Экономическая теория утверждает, что, действуя в своих собственных интересах, люди создают возможности выбора для других и что общественная координация есть процесс непрерывного взаимного приспособления к изменениям в чистой выгоде, возникающим в результате их взаимодействия.
В современной экономике человек выполняет многообразные экономические функции. В качестве живого носителя производительных сил человек обладает множеством атрибутивных качеств и свойств, совокупностью разнообразных потребностей и способностей. Как активный творческий субъект отношений в системе современной экономики человек играет полифункциональную роль.
Мы живём в очень интересное и трудное время, время резких и глубоких экономических, политических и социальных перемен. Разрушены привычные стереотипы восприятия мира, происходит глубокое переосмысление базовых, концептуальных постулатов в теории общественного развития. Экономическая наука с трудом вырывается из мертвящих объятий догматизма и схоластики, выходя на столбовую дорогу мировой экономической мысли.
Реформаторская деятельность по преобразованию тоталитарной, сверхмонополизированной, милитаризированной и неэффективной экономики в саморегулирующуюся рыночную систему наталкивается, помимо прочих, на трудности, связанные с крайне слабой подготовленностью подавляющего большинства членов общества к работе в новых рыночных условиях.
В заключение уместно привести высказывание Людвига фон Мизеса о назначении экономической теории: «Проблемы экономической организации общества - совсем не подходящая тема для легкой беседы за коктейлем. Не могут они быть адекватно рассмотрены и демагогами, разглагольствующими на массовых митингах. Это серьезные вещи. Они требуют усердных занятий. К ним нельзя относиться легкомысленно».
Список использованной литературы:
1. Бартенев С. А. Экономические теории и школы (история и современность), Курс лекций, Москва, Издательство БЕК, 1996г. - 352с.
2. Курс экономики, Учебник, - 3-е издание, под редакцией Б.А. Райзберга, Москва, ИНФРА - М, 2000г. - 716с.
3. Л. М. Куликов, Основы экономической теории, Учебное пособие, Москва, Финансы и статистика 2002г. - 400с.
4. Нуреев Р. М. основы экономических теорий: Микроэкономика, учебник для вузов, Москва, Высшая школа, 1996г. - 447с.
5. Санаев В. Д. ,Учебник по основам экономической теории, Издательство Владос, Москва 1994г. - 380с.
6. Современная экономика, под редакцией, О.Ю.Мамедова, Ростов-на-Дону, Издательство Феникс, 1997г. - 312с.
7. Эдвил Дж. Делан, Дейвид Е. Линдсей, Рынок: микроэкономическая модель, Санкт-Петербург, 1992г. - 496с.
8. Экономика, под редакцией проф. А. Г. Грязновой, проф. И. П. Николаевой, проф. В. М. Кадыкова, Москва, Издательство политической литературы Единство, 2001г. - 822с.
9. Экономика, под редакцией А. С. Булатова, Москва, Издательство БЕК, 1995г. - 604с.
Информация о работе Экономическая теория как основа системы экономических наук