Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2014 в 21:22, контрольная работа
Такое состояние социалистических теорий вполне соответствовало незрелому состоянию капиталистического общества того этапа исторического развития. Социализм не мог ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового общества. Решение общественных задач, еще скрытое в неразвитых экономических отношениях, приходилось изобретать, создавать из головы. Эти социальные системы заранее были обречены на то, чтобы оставаться утопиями, и чем старательнее разрабатывались они в подробностях, тем дальше должны были уноситься в область чистой фантазии.
Марксизм - система взглядов и учение Маркса. Маркс явился продолжателем и гениальным завершителем трех главных идейных течений 19-го века, принадлежащих трем наиболее передовым странам человечества: классической немецкой философии, классической английской политической экономии и французского социализма в связи с революционными французскими учениями вообще. Цельной и последовательной системой своих взглядов Маркс заложил основу современного диалектического материализма и научного социализма, как теории и программы рабочего движения всех цивилизованных стран мира.
Домарксовы социалистические теории по своему содержанию являлись прежде всего результатом наблюдения господствовавших в обществе классовых противоположностей между имущими и неимущими и царящей в производстве анархии. По своей теоретической форме социализм выступал сначала только как дальнейшее и как более последовательное развитие принципов, выдвинутых великими французскими просветителями 18-го века. Как и всякая теория, социализм должен был исходить, прежде всего из накопленного до него идейного материала, хотя его корни лежали глубоко в материальных экономических фактах.
Для всех основателей социалистических школ социализм был выражением абсолютной истины, разума и справедливости, и стоило только его открыть, чтобы он собственной силой покорил весь мир. А так как абсолютная истина не зависит от времени, пространства и исторического развития человечества, то это уже дело чистой случайности, когда и где она будет открыта. При этом абсолютная истина, разум и справедливость были различны у каждого основателя школы; особый вид абсолютной истины, разума и справедливости у каждого основателя школы был обусловлен опять-таки его субъективным рассудком, жизненными условиями, объемом познаний и степенью развития мышления.
Такое состояние социалистических теорий вполне соответствовало незрелому состоянию капиталистического общества того этапа исторического развития. Социализм не мог ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового общества. Решение общественных задач, еще скрытое в неразвитых экономических отношениях, приходилось изобретать, создавать из головы. Эти социальные системы заранее были обречены на то, чтобы оставаться утопиями, и чем старательнее разрабатывались они в подробностях, тем дальше должны были уноситься в область чистой фантазии.
Чтобы превратить социализм в науку, необходимо было, прежде всего, поставить его на реальную почву.
Это стало возможным, благодаря Карлу Марксу, который разработал, развил диалектический материализм и применил его к изучению общественных явлений.
Идейными источниками марксизма были: английская политическая экономия, немецкая классическая философия и французский утопический социализм.
Марксизм - это определенная модель глобального переустройства мира, включающая идею всеобщей социальной, духовной и мировоззренческой революции. Классический марксизм отличается ощущением исторического оптимизма и порожденной им крайней безапелляционностью, бескомпромиссностью, жесткостью в решении вопроса о социальных издержках реализуемого проекта.
В принципе марксизм отстаивал идею демократии как справедливого общественного устройства, связанного с освобождением человека. При этом демократия трактовалась как политический и правовой строй, призванный гарантировать защищенность и дееспособность класса, способного обеспечить такую свободу, то есть пролетариата. Отсюда тезис о неизбежности диктатуры пролетариата является для марксизма вполне закономерным.
Возникновение марксизма было подготовлено всем ходом исторического развития. Важнейшей исторической предпосылкой в формировании марксистского мировоззрения явилось то обстоятельство, что капитализм, одержавший победу над феодализмом в передовых странах Западной Европы, уже показал к этому времени не только свое экономическое превосходство над феодализмом, но также и противоречивость своего развития. Переход на машинное производство сопровождался удлинением рабочего дня, повышением интенсивности труда, превращением рабочего в придаток машины.
Все больший размах принимали периодические экономические кризисы, Вызывающие массовую безработицу и падение заработной платы рабочих. Это сопровождалось нарастанием конфликта между трудом и капиталом.
Промышленный переворот, осуществившийся вначале в Англии, а затем и в других странах Западной Европы, создал качественно новую основу для развития производственных сил и, следовательно, реальную перспективу резкого увеличения после социальной революции производства материальных благ для трудящихся, и увеличения свободного времени - основы всестороннего развития всех членов будущего свободного от эксплуатации общества. В ходе промышленного переворота рабочий класс впервые выступил на историческую сцену как самостоятельная общественная сила. Широко известны проявления активной революционной роли рабочего класса в 1831 - 1834 годах, а также чартистское движение 30 - 40 - х годов в Англии.
То обстоятельство, что развитие капитализма в Германии в этот период сочеталось с сохранением значительного проявления феодальных отношений, придало этим восстаниям особо важную роль. Это явилось свидетельством того, что в условиях назревавшей в этой стране буржуазно - демократической революции пролетариат становился ее главной движущей силой. Острота классовых противоречий в Германии 40 - х годов во многом благоприятствовала тому, что революционное пролетарское учение возникло именно в этой стране.
Глубокие процессы в экономике и общественной жизни капиталистических стран стали объектом всестороннего анализа К. Маркса Ф. Энгельса, основоположников так называемого научного коммунизма.
К. Маркс и Ф. Энгельс начали научную и революционную деятельность в 40 - х годах 19 в.
Карл Генрих Маркс (1818 - 1883) - немецкий мыслитель, экономист, политолог, философ и общественно - политический деятель. Родился в г. Трире (Германия). Учился в Боннском и Берлинском университетах. В 1843 г. переехал в Париж, где познакомился и подружился с Ф. Энгельсом. За революционную деятельность был выслан из Парижа и переехал сначала в Брюссель, а затем в Лондон, где и жил до конца своей жизни.
Фридрих Энгельс (1820 - 1895) – соратник и друг К. Маркса – был сыном крупного фабриканта, впоследствии сам стал фабрикантом и оказывал неоценимую материальную и идейную поддержку К. Марксу в течение всей его жизни.
Совместная работа Маркса и Энгельса имела большое значение для формирования и развития нового, марксистского общественно – политического мировоззрения и нового направления в экономической теории.
В работах 40 - х гг. 20 века «Наброски к критике политической экономии», «Экономическо - философские рукописи 1844 года», «Немецкая идеология», «Нищета философии», «Наемный труд и капитал», «Манифест Коммунистической партии» и др., К. Маркс и Ф.Энгельс сформулировали основные положения материалистического понимания истории и вытекающей из него теории научного коммунизма. Тем самым были созданы необходимые методологические предпосылки марксистского экономического учения, которое является «наиболее глубоким, всесторонним и детальным подтверждением и применением теории Маркса...»
«Экономическо-философские рукописи 1844 года» были написаны К. Марксом в апреле-августе 1844 года. В этих рукописях Маркс раскрывает такие понятия, как заработная плата, капитал, прибыль на капитал, отражает господство капитала над трудом и мотивы капиталиста. В этой работе Маркс рассматривает категории земельная рента, отчужденный труд, раскрывает сущность частной собственности, потребностей, производства и разделения труда, отображает сущность денег.
В 1848 году совместно с Энгельсом Маркс написал «Манифест Коммунистической партии», где рассматривались принципы коммунистического общества.
Что же было начертано на знамени манифеста? Отмена частной собственности на землю и средства производства, введение коллективной, всем членам общества принадлежащей собственности, централизация денег, капитала, транспорта в руках общества, одинаковая обязанность труда для всех, решение экономических вопросов по общему плану.
«Манифест» оставался программной работой для каждого государства, пытавшегося построить социалистическое и на его основе коммунистическое общество, но он не содержал теоретического обоснования программных требований коммунистов.
Основы теории прибавочной стоимости изложены К. Марксом в 50 - е гг. 19 века, в процессе работы над рукописью «Критика политической экономии» (1857 - 1858), явившейся первоначальным вариантом «Капитала». К. Маркс раскрыл механизм капиталистической эксплуатации, показал, что присвоение капиталистами прибавочной стоимости, созданной рабочим классом, происходит в полном соответствии с внутренними законами капиталистического способа производства, в первую очередь - с законом стоимости. К. Маркс пришёл к выводу, что освобождение рабочего класса от эксплуатации не может быть осуществлено в рамках капитализма.
В указанной рукописи 1857 - 1858 годов К. Марксом было также существенно развито важнейшее положение теории научного коммунизма о материальных предпосылках коммунизма, созревающих в недрах буржуазного общества. Наконец, К. Маркс пришёл к выводу о глубокой внутренней способности капитализма к развитию производительных сил по сравнению с любой предшествующей ему социально-экономической формацией.
Во «Введении» к рукописи «Критика политической экономии» К. Маркс дал характеристику научного метода восхождения от абстрактного к конкретному как метода политической экономии. Восхождение от абстрактного к конкретному является общим методом построения научной теории. Многие методологические принципы так называемого системного анализа, получившего распространение впоследствии в результате обобщения достижений естественных наук, были даны К. Марксом в «Капитале». В 1859 году вышел в свет первый выпуск «К критике политической экономии», содержавший теорию стоимости и теорию денег. В предисловии к этой работе К. Маркс дал классическую формулировку материалистического понимания истории.
«Капитал» - главный труд К. Маркса, созданию которого он отдал 40 лет жизни - с 1843 по 1883 годы.
В «Капитале» Маркс, применив диалектико-материалистическую концепцию исторического процесса к исследованию капиталистического общественно - экономической формации, открыл экономический закон движения буржуазного общества и доказал неизбежность гибели капитализма и победы коммунизма. «Капитал» является выдающимся философским и историческим исследованием.
«С тех пор как на земле существуют капиталисты и рабочие, - писал Ф. Энгельс, - не появлялось еще ни одной книги, которая имела бы такое значение для рабочих...»
Экономические исследования в 50 - е гг. велись К. Марксом в рамках разработанного им в 1857 - 1859 годах «плана шести книг» («О капитале», «Земельная собственность», «Наемный труд», «Государство», «Внешняя торговля», «Мировой рынок»). Впоследствии в 4 томах «Капитала» Маркс разработал наиболее важную часть этой программы, составляющую содержание отдела «Капитал вообще» (первый отдел книги «О капитале»; остальные отделы этой книги - «Конкуренция капиталов», «Кредит», «Акционерный капитал»).
Теория прибавочной стоимости в основном была завершена К. Марксом в 60 - е гг. в процессе работы над рукописью «К критике политической экономии», представляющей 2-й черновой вариант «Капитала». В течение 1863 - 1865 годов К. Маркс заново переработал первые 3 тома «Капитала».
Антагонистические противоречия капиталистического способа производства анализируются К. Марксом в рукописи 3-го тома «Капитала» в их конкретном проявлении на поверхности капиталистического общества. Прибыль является целью капиталистического производства и основным стимулом его развития. Но вместе с тем эта цель ограничивает развитие производительных сил буржуазного общества. Рост органического строения капитала обусловливает тенденцию нормы прибыли к понижению. Капиталисты, развивая производство, стремятся компенсировать падение нормы прибыли увеличением её массы. Это ведёт к дальнейшему росту органического строения капитала и к ещё большему падению нормы прибыли. Результатом этого процесса является такой уровень обобществления производства, для которого всё более тесными становятся рамки капиталистического общества. Выяснив, что весь класс капиталистов эксплуатирует весь рабочий класс, К. Маркс в 3-м томе «Капитала» обосновал необходимость единства рабочего класса в его борьбе с «масонским братством» капиталистов, выяснил влияние тенденции нормы прибыли к понижению на положение рабочих. Важное место в работе К. Маркса заняло также обоснование необходимости прибавочного труда в коммунистическом обществе.
В 1866 году К. Маркс приступил к непосредственной подготовке к печати 1-го тома «Капитала», который вышел в свет в сентябре 1867 г. В нём на основе предыдущих исследований К. Маркс рассматривает процесс капиталистического производства и начинает его с анализа товара, как элементарной клеточки капитализма, и двойственной природы труда, создающего товар.
Исследование положения рабочего класса в капиталистическом обществе, данное в 1-м томе «Капитала», опирается на всесторонний анализ стоимости товара рабочая сила; в частности, К. Марксом было показано, что норма прибавочной стоимости является математически точным выражением степени эксплуатации рабочего. «... У капитала одно-единственное жизненное стремление - стремление возрастать, создавать прибавочную стоимость, впитывать своей постоянной частью, средствами производства, возможно большую массу прибавочного труда». Капиталисты достигают этой цели двумя способами: производством абсолютной и относительной прибавочной стоимости. Возрастание абсолютной прибавочной стоимости наталкивается на противодействие рабочего класса увеличению рабочего дня. Относительная прибавочная стоимость есть результат технического прогресса и роста производительности труда в капиталистическом обществе и проистекающего отсюда сокращения необходимого рабочего времени при неизменной величине рабочего дня.