Экономическая теория налогооблажения и налоговая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Целью данной работы является раскрытие действующей налоговой системы РФ, выявление основных её противоречий и путей их решения. Так же для сравнения в этой работе приведена налоговая система одной из наиболее экономически развитых стран мира.

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике.docx

— 62.83 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В  условиях  рыночной экономики  любое  государство  широко   использует   налоговую  политику   в качестве определенного регулятора воздействия на негативные  явления  рынка. Налоги,  как  и  вся  налоговая  система,   являются   мощным   инструментом управления  экономикой в условиях рынка.  От того, насколько правильно построена система  налогообложения,  зависит эффективное функционирование  всего  народного хозяйства.

Именно налоговая система  на сегодняшний день оказалась, пожалуй,  главным предметом дискуссий  о  путях  и  методах  реформирования.  Актуальность  её очевидна, т.к. любому человеку   рано  или  поздно  придётся  столкнуться  с выплатой налогов и/или подачей налоговой  декларации,  тем  более,  если  он собирается  заниматься  частным  предпринимательством  или  создавать   свою фирму. Здесь приведены  мнения   некоторых российских  ученых-экономистов относительно нового налогового кодекса. На  данный   момент   существует   масса   всевозможной   литературы   по налогообложению, такой как изданные конспекты  лекций,  учебные  пособия,  а так  же  множество  периодических  изданий,  например   журналы   «Эксперт», «Консультант плюс», «Главный бухгалтер»,  «Всё  о  налогах»,  «Бухгалтерский учёт» и т.п. При написании  курсовой  работы  за  базу  было  взято  учебное пособие - Налоги Д.Г. Черника[1].

Целью данной работы является раскрытие действующей налоговой  системы  РФ, выявление основных её противоречий и путей их решения. Так же для  сравнения в этой работе приведена налоговая система  одной  из  наиболее  экономически развитых стран мира.

 

 

 

I. Налогообложение - один  из важнейших факторов развития  рыночной

Экономики

 

1.1 Сущность налога

 

Налоги  -  важная  экономическая  категория,  исторически   связанная   с

существованием и функционированием  государства.  Первый сущностный признак  налога  -  отношение  власти  и  подчинения.  В отношении налогов это означает, что субъект налога не  может  отказаться  от выполнения возложенной на  него  обязанности  -  внесения  оклада  налога  в бюджетный фонд. При невыполнении  обязательств  применяются  соответствующие

санкции (штраф, лишение свободы  и др.).

Второй признак налогов -  смена  собственника.  С  помощью  налогов  доля

частной собственности (в денежной  форме)  становится  государственной,  при этом образуется централизованный денежный  фонд  -  бюджетный  фонд.  Налоги поступают только в бюджетный фонд, в  котором  обезличиваются.  Этим  налоги отличаются от сборов, в процессе которых образуются целевые денежные  фонды. Например, сбор на  содержание  правоохранительных  органов,  сбор  на  нужды образования, курортный сбор и т.д.  Важный отличительный признак налогов - безвозвратность и безвозмездность, т. е. налог никогда не возвращается  плательщику  налога  и  последний  при этом не получает ничего взамен: ни права участия в каких-либо  хозяйственных операциях, ни права пользования материальными и  нематериальными  объектами, ни права какого-либо действия (ввоза, вывоза товаров),  ни  документа.  Этот признак отличает  налоги  от  пошлин  (субъект  пошлины  получает  право  на осуществление  каких-либо  хозяйственных операций  (вывоз,  ввоз  товаров), получает какое-либо свидетельство, документ).  Взносы  в  государственные  внебюджетные  фонды  (Пенсионный  фонд,  Фонд соцстраха, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд  занятости)  не относятся к налогам, так как не обладают указанными выше признаками.  Взносы вносятся  на  определенные  цели,  возвратны  и  при  этом  не  поступают  в бюджетный фонд.

Для изучения каждого налога необходимо выделить его элементы:

- субъект налога;

- носитель налога;

- объект налога;

- источник налога;

- единица (масштаб) обложения;

- ставка налога;

- оклад налога;

- налоговый период;

- налоговая квота (бремя  налога);

- налоговая льгота;

- налоговая политика;

- налоговый кадастр;

- система налогов.

Субъект  налога  -  лицо,  на  которое  законом   возложена   обязанность

уплачивать  налог.  Однако  через  механизм  цен   налоговое   бремя   может

перекладываться на другое лицо.

Носитель налога - физическое или юридическое лицо, уплачивающее налог  из собственного дохода. При этом носитель налога вносит налог субъекту  налога, а не государству. В действительности субъект и носитель налога не  совпадают только тогда,  когда  существуют  условия  для  его  переложения.  Пример  - косвенный  налог:  субъект  налога  -  производитель  или  продавец  товара, носитель - потребитель товара.

Объект налога - имущество  или доход, которые облагаются налогом.  Объекты налога многообразны:  недвижимое  имущество,  движимое  имущество,  предметы потребления, доходы.

Источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог.

Единица  (масштаб)  налога  -  часть  налога,  принятая  за  основу   для

исчисления размера налога. Например, по  подоходному  налогу  -  один  рубль дохода; по земельному налогу - единица измерения площади.

Ставка налога - размер налога, установленный на  единицу  налога.  Ставка

может устанавливаться в  абсолютных суммах (р.) ил и в процентах.

Оклад  налога  -  сумма  налога,  взятая  со  всего  объекта  налога   за

определенный период, подлежащая внесению в бюджетный фонд.

Налоговый период - время, определяющее период исчисления оклада налога  и сроки его внесения в бюджетный фонд.

Налоговая квота - доля оклада налога в источнике налога. Налоговая  квота

отражает  тяжесть  налогового  бремени,  так  как  показывает,  какую  часть

доходов плательщика изымает  каждый отдельный налог и все  налоги в целом.

Налоговая льгота - снижение размера налогообложения.

Налоговая политика - меры в  области налогов, направленные  на  достижение

каких-либо целей.

Налоговый кадастр - перечень объектов налога с указанием их доходности.

Система  налогов  -  перечень  предусмотренных  налогов  и   обязательных

платежей, взимаемых в  государстве.

 

1.2. Функции налогов

 

Налоги как стоимостная  категория  имеют  свои  отличительные  признаки  и

функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и  назначение.  Развитие  налоговых  систем  исторически  определили  четыре  основные   его функции:

1. Фискальная функция  - обеспечение финансирования государственных  расходов

2. Регулирующая функция - государственное регулирование экономики

3. Социальная функция  - поддержание социального равновесия  путем  изменения

соотношения между доходами отдельных социальных групп с  целью сглаживания   неравенства  между ними.

4. Стимулирующая функция.

 Во всех государствах  налоги в первую очередь выполняли  фискальную функцию

-   изъятие   части   доходов   предприятий   и   граждан   для   содержания

государственного аппарата, обороны  страны  и  той  части  непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников  доходов  (многие  учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны  для  обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука,  театры,  музеи  и  многие учебные заведения и т.п.

Налогам  принадлежит  решающая  роль  в   формировании   доходной   части государственного бюджета. Но не это главное.  Государственный  бюджет  можно сформировать  и  без  них.  Важную  роль  играет  функция,  без  которой   в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях,  нельзя  обойтись - регулирующая. Рыночная экономика в развитых  странах - это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую  рыночную  экономику,  не регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она  регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы  бы  ни были эти формы и методы, центральное место  в  самой  системе  регулирования принадлежит налогам. Развитие  рыночной  экономики  регулируется  финансово-экономическими   методами  -  путем    применения    отлаженной    системы

налогообложения, маневрирования ссудным капиталом  и  процентными  ставками, выделения из бюджета капитальных  вложений  и  дотаций  и  т.п.  Центральное место в этом комплексе экономических  методов  занимают  налоги.  Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя  условия  налогообложения, вводя  одни  и  отменяя  другие  налоги,  государство  создает  условия  для ускоренного  развития  определенных  отраслей  и  производств,  способствует решению актуальных для общества проблем.  Социальная или перераспределительная функция налогов. При помощи  налогов в  государственном  бюджете  собираются  средства,  направляемые  затем   на решение  народнохозяйственных   проблем,   как   производственных,   так   и социальных,  финансирование  крупных  межотраслевых,   комплексных   целевых программ  - научно-технических,  экономических  и  др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий  и  предпринимателей, доходов граждан, направляя её  на  развитие  производственной  и  социальной инфраструктуры,  на  инвестиции  в  капиталоемкие  и  фондоёмкие  отрасли  с длительными  сроками  окупаемости  затрат  (железные   дороги,   автострады, добывающие  отрасли,  электростанции  и   др.). В   современных   условиях значительные  средства  из  бюджета  должны  быть  направлены  на   развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее  болезненно отражается   на   всем    состоянии    экономики    и    жизни    населения. Перераспределительная  функция  налоговой  системы  носит  ярко   выраженный социальный  характер.   Налоговая   система,   построенная   соответствующим образом, позволяет придать  рыночной  экономике  социальную  направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах.  Это  достигается путем  установления  прогрессивных   ставок   налогообложения,   направления значительной части бюджета средств на социальные  нужды  населения,  полного или частичного освобождения от налогов  граждан,  нуждающихся  в  социальной

защите.  Последняя функция  налогов - стимулирующая. С помощью налогов,  льгот и санкций  государство  стимулирует  технический  прогресс,  увеличение  числа рабочих  мест,  капитальные  вложения  в  расширение  производства   и   др. Действительно,  грамотно  организованная  налоговая   система   предполагает взимание налогов только со  средств,  идущих  на  потребление.  А  средства, вкладываемые в развитие,  освобождаются  от  налогообложения  полностью  или частично. У нас это  правило  не  выполняется.  Стимулирование  технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде  всего,  в  том,  что  сумма прибыли,  направленная   на   техническое   перевооружение,   реконструкцию, расширение производства  товаров  народного  потребления,  оборудование  для производства   продуктов   питания   и   ряда   других   освобождается   от налогообложения.  Эта  льгота,  конечно,  очень  существенная.   Во   многих развитых  странах  освобождаются  от  налогообложения  затраты  на   научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Делается это  по-разному. Так, в Германии указанные затраты включаются  в  себестоимость  продукции  и тем самым автоматически освобождаются  от  налогов.  В  других  странах  эти затраты полностью или частично исключаются из  облагаемой  налогом  прибыли. Было бы целесообразно установить, что  в  состав  затрат,  освобождаемых  от налога, полностью или частично, входят  расходы  на  НИОКР.  Другой  путь - включать эти расходы в затраты на производство.  Указанное  разграничение  функций  налоговой   системы   носит   условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

 

1.3. Виды налогов

 

Вся  совокупность   законодательно   установленных   налогов   и   сборов

подразделяется  на  группы  по  определенным  критериям,  признакам,  особым свойствам.

Первая  классификация  налогов  была   построена   на   основе   критерия

перелагаемости налогов, который первоначально еще в XVII в. был  привязан  к доходам землевладельца. Классификация налогов на прямые и косвенные,  исходя из  подоходно-расходного   критерия,   не   утратила   своего   значения   и используется  для  оценки  степени   переложения   налогового   бремени   на потребителя товаров и услуг.

К  числу  прямых  налогов  относятся:  налог  на  прибыль  предприятий  и

организаций, земельный налог, подоходный налог с физических лиц,  налоги  на имущество юридических и  физических  лиц,  владение  и  пользование  которым служат основанием для обложения.

Косвенные налоги - это налоги  на  определенные  товары  и услуги.  Они

взимаются  через  надбавку  к  цене.  Виды  косвенных  налогов:   налог   на

добавленную  стоимость  (охватывает  широкий  диапазон  продукции),   акцизы (облагается  относительно небольшой перечень избранных товаров),  таможенные пошлины.

Федеративное  устройство  государства  определяет  организацию  бюджетной системы, включающую совокупность бюджетов  разных  уровней.  В  федеративном государстве  (США,  ФРГ,  РФ   и   др.)   бюджетная   система   представлена федеральным, региональным и местным уровнями. В  налоговом  законодательстве широкое распространение получила статусная классификация налогов.

В первой части Налогового кодекса РФ, действующей с  1  января  1999  г.,

установлен закрытый перечень налогов и сборов. Он включает  16  федеральных,7 региональных и 5 местных  налогов и сборов[2]. Приведем этот перечень.

К федеральным относятся следующие налоги и сборы:

.   налог на добавленную стоимость;

. акцизы на отдельные  виды товаров (услуг) и  отдельные   виды  минерального   сырья;

. налог на прибыль (доход) организаций;

. налог на доходы от капитала;

. подоходный налог с физических лиц;

. взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

. государственная пошлина;

. таможенная пошлина и таможенные сборы;

. налог на пользование недрами;

. налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

. налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

.  сбор  за  право   пользования  объектами   животного   мира   и   водными

   биологическими ресурсами;

. лесной налог;

. водный налог;

. экологический налог;

. федеральные лицензионные сборы.

Региональные налоги и  сборы включают:

. налог на имущество организаций;

. налог на недвижимость;

. дорожный налог;

. транспортный налог;

. налог с продаж;

. налог на игорный бизнес;

. региональные лицензионные сборы.

При введении в действие налога на недвижимость прекращается  действие  на территории соответствующего субъекта РФ налогов на  имущество  и  земельного налога.

К местным налогам и  сборам относятся:

Информация о работе Экономическая теория налогооблажения и налоговая политика государства