Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 14:00, курсовая работа
В современных условиях рыночной экономики налогам отводится важное место среди механизмов регулирования субъектов экономической политики: физических лиц, предпринимателей, предприятий, банков и др. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. В разные исторические эпохи, несмотря на изменчивость взглядов на налоговую политику, сущность ее остается неизменной и состоит в необходимости изъятия части дохода, извлекаемого из потребления факторов производства, в пользу государства для формирования его централизованных финансовых ресурсов (бюджета). От правильности построения системы налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Введение ……………………………………………………………………... 3
1. Основы экономической теории налогообложения ………………… ... 4
1.1. Возникновение и развитие налогообложения ………………… 4
1.2. Основные понятия экономической теории налогообложения .. 8
1.3. Функции налоговой системы …………………………………… 12
1.4. Принципы налогообложения …………………………………… 14
1.5. Классификация налогов ………………………………………. 17
2. Налоговая система и налоговая политика государства ……….......... 21
2.1. Общая характеристика современной системы налогообложения . 21
2.2. Налоговая политика государства и основные ее направления …. 25
Заключение ……………………………………………………….................. 31
Литература ………………………………………………………................... 33
5. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги (рис. 5)
Рис. 5. Все налоги и сборы Российской Федерации
Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории РФ. Это означает, что состав федеральных налогов и сборов, объект налогообложения, порядок формирования налоговой базы, размер налоговых ставок, порядок исчисления и уплаты налогов определяются на федеральном уровне и только в соответствии с НК РФ.
Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с НК РФ, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. При этом государственные власти субъектов РФ определяют в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ.
Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Соответствующие органы власти определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также могут устанавливать налоговые льготы (Изотова, 2010).
В общей сложности налоговым законодательством РФ предусматривается свыше 50 налогов разных уровней (Налоговый кодекс РФ, 2013).
2. Налоговая система и налоговая политика государства
2.1. Общая характеристика
Рис. 6. Элементы налоговой системы (по Изотовой, 2010)
Первый элемент налоговой системы – виды налогов рассмотрен в главе 1.5. Повторимся, что в соответствии с налоговым законодательством РФ предусмотрена трехуровневая система взимания налогов федеральные, налоги и сборы субъектов РФ (региональные) и местные (рис. 5).
Структура налоговой системы включает и органы, обеспечивающие ее функционирование. Общее управление налоговой системой осуществляют Федеральное собрание, как законодательный орган власти, и Президент страны, утверждающий основные акты налогового законодательства. Правительство страны является исполнительным органом, разрабатывающим и принимающим подзаконные акты по налоговым вопросам.
В соответствии с действующим налоговым законодательством налоговым органом в Российской Федерации является Министерство российской федерации по налогам и сборам (МНС) РФ и его территориальные подразделения (ст. 30 НК РФ, 2013).
В отдельных случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов.
МНС РФ – это федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий выработку и проведение единой государственной налоговой политики, взимание налогов и сборов. Министерство координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов, осуществляет методологическое руководство и контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, правильностью начисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и иных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды.
Правительство РФ устанавливает (в некоторых случаях) ставки таможенных пошлин, определяет нормативы затрат и различные перечни, применяемые при налогообложении, разрешает иные вопросы налоговых отношений в соответствии с поручениями Президента РФ и в пределах своей компетенции по действующему налоговому законодательству.
Органы Федеральной таможенной службы осуществляют контроль за соблюдением налогового и таможенного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу страны, в том числе за правильностью исчисления и уплаты налогов, таможенной пошлины и других таможенных платежей.
Налоговое законодательство представляет собой совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы (рис. 7).
Современная налоговая система регулируется высшим законом страны – Конституцией РФ, в соответствии с которой к компетенции Федерального собрания относятся общие функции налогообложения. Общая система налогов, принципы ее построения устанавливаются федеральными законами – Налоговым кодексом РФ в 2-х частях (ред. от 21.12.2013) (http://www.consultant.ru) (рис. 8).
Рис. 7. Система налогового законодательства (по Изотовой, 2010)
Налоговый кодекс РФ – единый законодательный акт, систематизирующий сферу налогового права и закрепляющий основополагающие принципы налогообложения в России.
Рис. 8. Структура Налогового кодекса РФ (НК РФ, 2013)
Часть первая НК регулирует общие вопросы налогообложения, а часть вторая – правила исчисления отдельных видов налогов и сборов (рис. 8)
Президент страны обладает правом вносить законопроекты в Государственную Думу. После одобрения Советом Федерации и подписания Президентом законопроекты превращаются в законы и с этого момента подлежат исполнению.
Указы Президента РФ устанавливают самостоятельные нормы права, а также носят характер поручений органам управления по разработке нормативных актов по налогообложению (Изотова, 2010).
Постановлениями Правительства РФ устанавливаются ставки акцизов и таможенных пошлин; рассчитывается индекс инфляции и др.
Кроме национального законодательства отношения в налоговой сфере регулируются и международными договорами, в частности договорами об устранении двойного налогообложения. Если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем установленные российским налоговым законодательством и нормативными правовыми актами, то следует применять правила и нормы международных договоров РФ. В России большую юридическую силу имеет международное соглашение, нежели внутригосударственный закон (О понятии налога, 2007, Изотова, 2010, Филина, 2009).
Налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с настоящим Кодексом.
Федеральные и региональные органы исполнительной власти могут издавать нормативные акты по вопросам налогообложения. Органы местного самоуправления также формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливая местные налоги и сборы.
2.2. Налоговая политика государства и основные ее направления. Налоговая политика – это один из основных инструментов государственного регулирования экономических процессов. Это комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов (Юткин, 2008). Кроме того, в налоговую политику входят правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов.
Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика имеет своей целью оптимизацию централизации средств через налоговую систему.
Налоговая политика в условиях высокоразвитых рыночных отношений используется государством для перераспределения национального дохода в целях изменения уровня доходности населения, территориального экономического развития, изменения структуры производства.
Целями налоговой политики являются:
Налоговая политика формируется и реализуется на федеральном, региональном и местном уровнях в пределах соответствующей компетенции. На региональном уровне система регулирующего воздействия может быть реализована по тем налогам, которые законодательно закреплены за субъектами государства, или в пределах установленных ставок по регулирующим доходным источникам (налогам) (Пансков, 2010).
Задачи налоговой политики сводятся к следующим функциям:
- обеспечению государства финансовыми ресурсами;
- созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом;
- сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.
В зависимости от масштаба и сферы влияния налоговая политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю.
Внешняя налоговая политика направлена на избежание двойного налогообложения, сближение налоговых систем разных стран, усиление налогового контроля при совершении международных торговых операций.
Внутренняя налоговая политика проводится в рамках национальной экономики и предусматривает решение внутренних задач (Пансков, 2010).
Можно выделить три типа налоговой политики (Пономарев, 2007).
1. политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом «взять все, что можно». При этом государству уготовлена «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.
2. политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.
3. налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.
При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Практическое проведение налоговой политики осуществляется с помощью налогового механизма.
Также на территории РФ различают краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную налоговую политику государства (рис. 9).
Министерством финансов РФ в 2007 году был впервые разработан документ, определяющий среднесрочную налоговую политику в стране на 2008-2010 гг. На сегодняшнее время в силу вступил проект реализации среднесрочной налоговой политики на 2015 и 2016 г.
Рис. 9. Виды налоговой политики (по Изотовой, 2010)
Цели проводимой правительством страны политики отражены на рисунке 10.
Рис. 10. Цели налоговой политики РФ на 2014-2016 гг.
(по Изотовой, 2010)
Среди основных направлений налоговой политики на 2014-2016 гг. можно выделить следующие:
1. Поддержка
инвестиций и развитие
2. Совершенствование
налогообложения финансовых
3. Упрощение
налогового учета и его
4. Создание
благоприятных налоговых
5. Совершенствование
налогообложения торговой
6. Налогообложение добычи природных ресурсов.
Информация о работе Экономическая теория налогово и налоговая политика государства