Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 22:16, курсовая работа
Экономическая интеграция представляет собой широкое межгосударственное объединение, которое обладает определённой организационной структурой. Между участниками интеграции осуществляется более глубокое разделение труда, ведется интенсивный обмен товарами, услугами, капиталами, рабочей силой. Идея о тесной взаимосвязи между странами находила свое выражение еще в древние времена.
Введение………………………………………………………………….3
1. Объективные предпосылки экономической интеграции стран СНГ……………………………………………………………………......4
2. Формы и механизмы интеграции стран СНГ………………………..7
3. Проблемы экономической интеграции и пути их решения……….14
4. Перспективы интеграции стран СНГ……………………………….16
Заключение………………………………………………………………21
Список используемой литературы……………………………………..23
На определенном этапе формирования экономического и валютного союза предусматривается проведение единой валютной политики и введение единой валюты. Эти мероприятия проводятся при активном участии единого центрального банка. Практический опыт функционирования экономического и валютного союза пока весьма ограничен. Европейский союз поставил перед собой задачу перейти к осуществлению этого этапа в 1999 г.
Дальнейшее развитие и совершенствование форм международной экономической интеграции, возможно, приведет к превращению интеграционного объединения в политический союз, т.е. к превращению интеграционного объединения в конфедеративное государство со всеми вытекающими последствиями, в том числе превращением наднациональных органов управления в центральные органы управления с еще большими полномочиями и властью. Прообразом политического союза может служить Швейцарская конфедерация кантонов.
К концу XX столетия в мире возникло несколько десятков интеграционных экономических группировок: зон свободной торговли, таможенных союзов, валютных и экономических союзов. Абсолютное большинство из них не могут реализовать преимущества международной экономической интеграции из-за недостаточно высокой степени развития экономических и политических отношений, примитивности и структурной недифференцированности национальных хозяйств, незрелости рыночных и финансовых структур. Одновременно следует отметить, что существует несколько прогрессирующих интеграционных объединений: в развитых странах - Европейский союз (ЕС) и Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА), в развивающихся - Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Благодаря этим реально и эффективно функционирующим интеграционным группировкам можно предполагать, что в ближайшем будущем мирохозяйственные связи будут представлять собой совокупность макроэкономических группировок, использующих в различных сочетаниях видов и форм преимущества экономической интеграции.
Движущей силой экономической интеграции выступают фирмы. Они заинтересованы в достижении оптимального масштаба деятельности, в том числе через сотрудничество и кооперирование с иностранными компаниями в рамках региона без таможенных и других ограничений. Фирмы используют преимущества интеграции в следующей последовательности: расширение рынков сбыта создает предпосылки для оживления международной торговли; это в свою очередь становится импульсом к реорганизации производства товаров и услуг и оживлению в экономке. Последнее создает стимулы для роста инвестиций и ведет, в конечном счете, к росту прибылей.
Одновременно происходит санация фирменной структуры — в результате расширения рынка: сильные (но не обязательно крупные) фирмы становятся еще могущественнее, а слабые, которые находили ниши и удерживались на национальных рынках, не выдерживают конкуренции на международном рынке, разоряются и поглощаются более сильным. С ликвидацией границ и унификацией стандартов к требованиям международного рынка могут приспособиться только сильные динамичные предприятия.
В условиях международной экономической интеграции на уровне участников внешнеторговых сделок учитываются следующие экономические эффекты: отсутствие необходимости содержать торговые представительства в каждой стране; рост преимуществ узкой специализации экспорта за счет эффекта масштаба; увеличение спроса в рамках региона; рост степени ценовой конкурентоспособности за счет устранения тарифных и нетарифных барьеров: растущие доходы, которые позволяют успешнее осваивать рынки третьих стран.
На макро уровне принимается в расчет, что внутрирегиональная торговля становится эффективнее; появляются новые возможности для использования оптимального месторасположения предприятий на территории интеграционной группировки; снижаются издержки производства и сбыта товаров и услуг; растущая емкость рынка позволяет увеличивать расходы на НИОКР.
Правовая база региональной экономической группировки обычно направлена на защиту экономически более слабых стран-членов. Она уменьшает негативные воздействия конъюнктурного характера со стороны мирового хозяйства и формально отвечает интересам как сильных, так и слабых ее участников.
Сближение и сращивание национальных хозяйств приводит к существенному пересмотру подходов к развитию многих отраслей национальной экономики в каждой стране и необходимости координации и приспособления внутренних рынков к возникающим общим интересам стран - участниц интеграционного объединения. В этой связи появляется необходимость повышения уровня регулирования межгосударственных хозяйственных связей путем ограничения суверенитета каждого государства и создания наднациональных органов управления, в функции которых входит разработка, координация и контроль отдельных сфер экономик стран - участниц интеграционных объединений.
В то же время, уступая часть своего суверенитета, интегрирующиеся государства как бы приобретают в общее пользование часть суверенитета других государств. При этом предметом острых противоречий обычно остается определение допустимых пределов делегирования экономического и политического суверенитета в коллективное пользование. В частности, обязанность интегрирующегося государства приводить свои технические нормы и стандарты в соответствие со стандартами, принятыми в интеграционном объединении, может наносить существенный материальный ущерб национальным фирмам, поставлявшим продукцию на местный рынок. Национальные стандарты защищали производителей от иностранных конкурентов, продукция которых по таможенным правилам должна была соответствовать стандартам страны-импортера.
Развитие национальной экономики
Республики Беларусь во многом определяется
интеграционными процессами в рамках
Содружества Независимых Госуда
В декабре 1991 г. руководители трех государств — Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины — подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, которое объявило о прекращении существования СССР как субъекта международного права и геополитической системы и об образовании СНГ. Участниками СНГ стали Беларусь, Казахстан", Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан и Украина. В 1992 г. в состав СНГ вошли Армения, Кыргызстан и Узбекистан, в 1993 г. — Азербайджан и Грузия.
На первом этапе своего существования (1991—1994 гг.) в странах СНГ преобладали собственные национальные интересы, приведшие к существенному ослаблению взаимных внешнеэкономических связей, их значительной переориентации на другие страны, что явилось одной из главных причин глубокого экономического кризиса на всем постсоветском пространстве. По экспертным оценкам, разрыв хозяйственных связей между бывшими союзными республиками уменьшил выпуск конечной продукции на 35—40 % .
Образование СНГ с самого начала носило декларативный характер и не было подкреплено соответствующими нормативно-правовыми документами, обеспечивающими развитие интеграционных процессов. Только в сентябре 1993 г. был подписан Договор о создании Экономического союза, в котором определены основные этапы углубления экономической интеграции:
-межгосударственная (многосторонняя) ассоциация свободной торговли;
- таможенный союз;
- общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;
- валютный (денежный) союз.
В апреле 1994 г. было подписано соглашение о создании зоны свободной торговли, в октябре 1994 г. — платежного союза и Межгосударственного экономического комитета (МЭК) как постоянно действующего органа Экономического союза.
Объективной основой формирования СНГ являлись: сформированные за годы существования СССР глубокие интеграционные связи, страновая специализация производства, разветвленная кооперация на уровне предприятий и отраслей, общая инфраструктура.
СНГ обладает большими природным, человеческим и экономическим потенциалами, которые дают ему значительные конкурентные преимущества и позволяют занять достойное место в мире. На долю стран СНГ приходится 16,$ % территории земного шара, 5 — численности населения, 10 % промышленного производства. На территории стран Содружества расположены большие запасы природных ресурсов, имеющих востребованность на мировых рынках. Только разведанные запасы нефти в России составляют 13 % мировых, в Азербайджане — более 10 %, в Казахстане и Туркменистане — около 10 % . В России сосредоточено около 35 % мировых ресурсов природного газа, а в Азербайджане, Туркменистане, Казахстане и Узбекистане вместе — почти 20 % . По суммарной добыче каменного и бурого угля Россия, Украина и Казахстан занимают второе место в мире. Основные запасы алмазов, бокситов, медных, никелевых, кобальтовых и оловянных руд находятся в России. Большие залежи железной руды, бокситов, медных руд расположены в Украине, Казахстане и Грузии. В России и Беларуси находятся крупнейшие в мире лесные массивы (1/4 лесов земного шара) и запасы калийных солей.
По территории СНГ проходит самый короткий сухопутный и морской (через Северный Ледовитый океан) путь из Европы в Юго-Восточную Азию, которая в XXI в. станет одним из наиболее важных глобальных экономических центров.
3. Проблемы экономической интеграции и пути их решения
Распад СССР как единого государства привел к образованию Содружества Независимых Государств (СНГ), в которое входят все бывшие советские республики кроме прибалтийских. В Алма-Атинской декларации, подписанной в декабре 1991 г., основной акцент сделан на развитие экономического сотрудничества в целях создания общего экономического пространства. В сентябре 1993 г, страны СНГ подписали еще один важный документ — Договор о создании экономического союза, предусматривающий его поэтапное формирование (на первом этапе — зона свободной торговли, на втором этапе — таможенный союз, на третьем этапе — общий рынок, а на четвертом — валютный союз на основе общей денежно-кредитной и валютно-финансовой политики, согласования налоговой политики). Для его реализации страны СНГ в апреле 1994г. |подписали Соглашение о создании зоны свободной торговли, которое стало правовой базой действующего с самого начала существования СНГ беспошлинного режима во взаимной торговле (на 1 многосторонней основе зона свободной торговли была оформлена лишь спустя девять лет). В 2003 г. было подписано Соглашение о едином экономическом пространстве в целях консолидации взаимных экономических связей и сокращения их издержек в рамках свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и лиц.
Однако доля взаимного экспорта в совокупном экспорте стран СНГ продолжает снижаться - с 28 до 18% за 1995-2005 гг., хоти для отдельных стран взаимная торговля в СНГ имеет приоритетное значение, в частности, доля СНГ в экспорте Киргизии составляла 48%,Туркмении — 46%, Белоруссии — 44%, Молдавии и Грузии — 40%, Украины — 33% (в экспорте России — 14%).
Практика показывает, что подавляющее большинство (90%) подписанных соглашений в рамках СНГ не выполняются, в том числе и важный Договор 1993 г. Сохраняющиеся сложности объективного и субъективного характера привели к разработке концепций многоуровневой и разноскоростной интеграции, ставшей теоритической основой интеграционных тенденций в СНГ и суть которой в том, что необходимо формировать более узкие по составу участников интеграционные объединения, в рамках которых меньше влияние дезинтегрирующих факторов и проще достичь поставленных целей.
На постсоветском пространстве созданы следующие интеграционные экономические объединения — Союзное государство России и Белоруссии, ЕврАзЭС, ГУАМ, Центрально-Азиатское сообщество.
С 1992 по 1998 гг. в органах СНГ было принято около тысячи совместных решений в самых разных областях сотрудничества. Большая часть из них «осталась на бумаге» по разным причинам, но главным образом из-за нежелания стран-членов идти на какое-либо ограничение своего суверенитета, без чего реальная интеграция невозможна или имеет крайне узкие рамки. Известную роль сыграл и бюрократический характер интеграционного механизма, отсутствие у него контрольных функций. Пока ни одно наиболее крупное решение (о создании экономического союза, зоны свободной торговли, платежного союза) не было выполнено. Прогресс был достигнут только в отдельных частях этих соглашений.
Критика неэффективной работы СНГ особенно стала слышна в последние два-три года. Часть критиков вообще сомневалась в жизнеспособности самой идеи интеграции в СНГ, а часть видела в качестве причины этой неэффективности бюрократизм, громоздкость и неотлаженность интеграционного механизма.
Главное же препятствие для успешной интеграции заключалось в отсутствии ее согласованной цели и последовательности интеграционных действий, а также в недостатке политической воли для достижения прогресса. Еще не исчезли у части правящих кругов новых государств расчеты на получение выгод при дистанцировании от России и интеграции в рамках СНГ.
Тем не менее, несмотря на все сомнения и критику, организация сохранила свое существование, поскольку она нужна большинству стран — членов СНГ. Нельзя сбрасывать со счетов и распространенные среди широких слоев населения этих государств надежды на то, что активизация взаимного сотрудничества поможет преодолению серьезных трудностей, с которыми столкнулись все постсоветские республики в ходе преобразований социально-экономических систем и упрочения своей государственности. Глубокие родственные и культурные связи также подталкивали к сохранению взаимных связей.