Экономическая теория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 16:42, контрольная работа

Описание работы

Цена – это количество денег (или других товаров и услуг), за которые продавец согласен реализовать, а покупатель готов приобрести единицу товара или услуги. Здесь она выступает в виде заработной платы.

Содержание работы

Тема №1 «Рынок труда, заработная плата»…………………………………………………………………………………………..
1. Рынок труда и особенности его функционирования………………………………………………...................
2. Рабочая сила, её стоимость. Система заработной платы………………………………………………………….
3. Понятие «безработица», виды и формы. Государственное регулирование безработицы……………………………………………………………………………………………………………………………….
Тема №2 «Рынок природных ресурсов и их цена»………………………………………………………………………………..
1. Рынок природных ресурсов и его специфические особенности………………………………………………
2. Экономическая рента и её виды………………………………………………………………………………………………..
3. Цена земли………………………………………………………………………………………………………………………………….
Тема №3 «Рынок капитала и ссудный процент………………………………………………………………………………
1. Капитал как фактор производства, кругооборот капитала……………………………………………………….
2. Ссудный процент, как цена производственного фактора капитала…………………………………………
Тема № 4 «Рынок ценных бумаг» ………………………………………………………………………………………………………….
1. Рынок ценных бумаг: особенности, виды. Фондовая биржа……………………………………………………
2. Виды ценных бумаг. Круг ценных бумаг……………………………………………………………………………………
3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг…………………………………………………………….
Тема №5 «Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие»…………………………………………………………………………………………………………………………………………….
1. Совокупный спрос……………………………………………………………………………………………………………………….
2. Совокупное предложение………………………………………………………………………………………………………….
3. Макроэкономическое равновесие…………………………………………………………………………………………….
Тема №6 «Национальный доход, его распределение и перераспределение»……………………………………
1. Макроэкономическое регулирование……………………………………………………………………………………….
2. Национальный доход: определение, способы подсчёта, распределение национального дохода………………………………………………………………………………………………………………………………………….
3. Налоги………………………………………………………………………………………………………………………………………….
4. Государственный бюджет…………………………………………………………………………………………………………..
5. Доходы населения и уровень жизни………………………………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА.doc

— 355.00 Кб (Скачать файл)

*Изменения в инвестиционных расходах (I). Снижение расходов на инвестиционные товары уменьшает совокупный спрос и сдвигает его кривую влево. На динамику инвестиционных расходов влияют следующие факторы:

- процентные  ставки. Как отмечалось выше, увеличение  процентных ставок снижает инвестиционные расходы, что вызывает падение спроса на инвестиционные товары и уменьшает совокупный спрос;

- ожидаемая  прибыль от инвестиций. Ожидание  большой прибыли от инвестиций  увеличивает спрос на инвестиционные  товары и ведёт к росту совокупного спроса;

- налоги предприятий.  Рост налогов увеличивает издержки  предприятий и снижает величину  их прибыли, а значит, и расходы  на инвестиции, что уменьшает  совокупный спрос;

- технологии. Появление  новых технологий увеличивает  спрос на инвестиционные товары, производимые с их помощью, что увеличивает совокупный спрос;

- избыточные  мощности. Если в национальной  экономике мощности полностью  не загружены, то спрос на  инвестиционные товары, а значит, и совокупный спрос снижается.

*Государственные расходы (G). Увеличение государственных закупок национального продукта ведёт к возрастанию совокупного спроса.

*расходы на  чистый экспорт (Nx). Чистый экспорт – это разница между величиной экспорта и импорта страны. Увеличение закупок отечественных товаров иностранными покупателями ведёт к увеличению чистого экспорта и смещает кривую совокупного спроса вправо, так как растёт спрос на продукцию экспортнопроизводящих предприятий. На динамику чистого экспорта влияют:

*национальный  доход других стран. Его рост позволяет этим странам закупать больше отечественного национального продукта, что увеличивает совокупный спрос;

*валютные курсы.  Рост курса иностранной валюты (стоимость иностранных денежных  единиц в национальной валюте) при постоянном уровне цен  приведёт к увеличению закупок отечественных товаров иностранными покупателями и вызовет рост совокупного спроса.

 

2.Совокупное предложение – это тот объём реального национального продукта, который производится и предлагается на национальном рынке при данном уровне цен.

Существует  прямая связь между уровнем цен  и совокупным предложением. Более  высокий уровень цен симулирует производство товаров и услуг  в национальной экономике, что увеличивает  их предложение. Более низкий уровень  цен вызывает сокращение производства, а значит, и предложения товаров и услуг (национального продукта). Поэтому простая модель совокупного предложения представляет собой кривую с положительным наклоном.

Различают два  вида совокупного предложения –  краткосрочное и долгосрочное. Такое деление обусловлено существенными различиями в функционировании национальной экономики в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Состояние экономики  в долгосрочном периоде с высокой  степенью достоверности списано  в классической модели макроэкономического  равновесия. Согласно ей, количество произведённого национального продукта в стране зависит от используемой техники и технологии, затрат труда и капитала, а не от уровня цен. Поэтому кривая совокупного предложения является вертикальной линией. При таком положении кривой изменения совокупного спроса влияют на цены, а объём национального производства остаётся  постоянны. Подобная ситуация наблюдается при полном использовании всех ресурсов.

Если в долгосрочном периоде цены успевают отреагировать на изменения спроса и предложения, то в краткосрочном цены являются относительно устойчивыми из-за ряда инерционных факторов. Когда уровень цен не меняется, совокупное предложение на графике может быть представлено только горизонтальной линией. В краткосрочном периоде негибкость цен  определяет зависимость объёма производства от спроса на товары.

В современной  экономической литературе выделяют три отрезка кривой совокупного  предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первый –  горизонтальный, или кейнсианский отрезок  – отражает состояние спада, депрессии экономики. Здесь имеются избыточные мощности и ресурсы, предприятия полностью не загружены. Поэтому рост национального производства происходит в результате загрузки простаивающих производственных мощностей. Объём производства растёт при соранении существующего уровня цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Второй отрезок  – промежуточный, или восходящий – соответствует периоду оживления  производства, выходу экономики из кризиса. Здесь увеличение реального  объёма производства национального  продукта связано с ростом цен.

Третий отрезок – вертикальный, или классический – отражает развитие экономики в условях полной загрузки мощностей и полной занятости. В такой ситуации любое изменение уровня цен не может изменить объём производства и предложения национального продукта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На величину предложения национального продукта влияют ценовые и неценовые факторы. Существует прямая связь между уровнем  цен и величиной совокупного  предложения. Неценовые факторы  сдвигают кривую предложения вправо вверх или влево вниз. К таким  факторам относятся:

- издержки –  рост издержек уменьшает объём  выпуска национального продукта  и ведёт к снижению объёма  предложения;

- цены на  ресурсы – их рост увеличивает  издержки, что ведёт к уменьшению  предложения, и наоборот;

- производительность  труда – увеличение производительности труда ведёт к увеличению объёма предложения;

- новая технология  – её массовые применение позволяет  увеличить объём произведённого  национального продукта и его  предложения;

- налоги и  субсидии – при увеличении  налогов растут издержки на единицу продукции, а значит, предложение уменьшается. Государственные субсидии ведут к снижению издержек фирм и соответственно к росту совокупного предложения.

 

 

3.Равновесие спроса и предложения в национальной экономике достигается в точке пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения.

Предположим, что  уровень цен равен P1. При таком уровне предложение составит Q1, а спрос – Q2. Поскольку спрос превышает предложение, между покупателями начнётся конкуренция, что поднимает цену до уровня Pe. Повышение цен будет стимулировать производство национального продукта и его предложение повысится до уровня Qе , а потребители снизят до величины Qе. Наступит макроэкономическое равновесие в точке Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Может возникнуть случай, когда кривая совокупного спроса пересекает кривую совокупного предложения на горизонтальном (кейнсианском) отрезке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Макроэкономическое равновесие здесь наступит в точке Е. Ему соответствует предложение Qе и уровень цен Ре. Предположим, что народное хозяйство произвело национальный продукт в количестве, равном Q2, а спрос равен Qе. Он меньше предложения и не позволяет скупить весь национальный продукт. Образуется излишек продукта, поэтому предприятия сокращают выпуск до равновесного размера Qе. Если предприятия выпускали национальный продукт на величину, равную Q1, то совокупный спрос превышает предложение, и поэтому производство национального продукта увеличивается до Qе.

Рассмотрим, как  повлияет на макроэкономическое равновесие (а значит, и на объём национального производства, занятость и уровень цен) изменение совокупного спроса и совокупного предложения. Если спрос вырастет, то на разных участках кривой совокупного предложения макроэкономическое равновесие будет иметь вид.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На горизонтальном участке увеличение совокупного спроса с АD1 до АD2 приведёт к росту занятости и объёма ВВП с Q1 до Q2 без увеличения цен. На восходящем отрезке увеличение совокупного спроса с AD2 до AD3 приведёт к росту производства национального продукта с Q2 до Q3 и увеличению цен до Р3, так как растёт занятость и начинают использоваться незадействованные мощности. Увеличение спроса на классическом (вертикальном) отрезке с AD4 до AD5 окажет влияние только на уровень цен, повысив их с Р4 до Р5 так как здесь производственные мощности и рабочая сила использованы полностью.

 

Тема  №6

1.Макроэкономическое регулирование – это общественный способ организации и регулирования национального хозяйства. Он выполняет следующие функции: объединяет хозяйство нации в единую систему; направляет производственную деятельность всех низовых звеньев экономики; распределяет труд и средства производства по отраслям и видам производства в соответствии с общественными потребностями; стимулирует высокоэффективное хозяйствование.

Осознание необходимости государственного макроэкономического регулирования экономики происходило с разработкой его целей средств, эффективности и границ. 
Сложные, а иногда и противоречивые взаимоотношения целей государственного регулирования экономики, и взаимопереплетения и возникающие побочные (желательные и нежелательные) последствия заставили государственные регулирующие органы разрабатывать и осуществлять цели не по отдельности, а только в увязке друг с другом. Именно поэтому в современных правительственных программах цели государственного регулирования экономики формируются в виде многоугольников.

Наиболее распространен  среди официальных целей государственного макроэкономического регулирования  экономики так называемый «магический  четырехугольник», т.е. четыре взаимосвязанных цели, за реализацию которых государство несет ответственность. Это умеренный, стабильный рост, высокий уровень занятости, стабильность цен (устойчивость денег), внешнеэкономическое равновесие. 
Из названий углов следует, что каждая цель существует не сама по себе, а во взаимосвязи с другими. Магическим многоугольник называют потому, что одновременно достичь всех названных целей – задача неимоверно трудная, а часто и неисполнимая. 
Рассмотрим цели «магического четырехугольника», являющиеся типичными для государственного регулирования экономики развитых стран. 
Постоянный и умеренный хозяйственный рост. Только в условиях экономического роста могут быть обеспечены нормальная занятость населения, рост жизненного уровня, развития инфраструктуры, увеличение доходов государственного бюджета

Стабильность  цен. Длительное и ощутимое повышение цен – это проявление инфляции, устойчивое снижение цен – дефляции. И то и другое нежелательно для здоровья экономики. Поэтому состояние цен – это предмет постоянной заботы любого правительства. Индикаторами уровня цен являются индексы валового внутреннего продукта, корзины товаров и услуг, частного потребления населения и др. 
Высокая степень занятости. Рыночный механизм до сих пор не смог создать гарантий от массовой безработицы. Эту задачу вынуждено взять на себя государство. Оно различными регулирующими мерами стремиться удержать размеры безработицы в социально приемлемых рамках. Главные показатели уровня занятости, доля безработицы в самодеятельном населении, численность полностью или частично безработных в сопоставлении с числом свободных рабочих мест и др. 
Внешнеэкономическое равновесие. Внешнеэкономическое равновесие отражается в сальдо текущих платежей, сальдо платежного баланса и курсе национальной валюты по отношению к валютам других стран.

Целям внешнеэкономического равновесия служат повышение конкурентоспособности  национального продукта, успешная политика стабилизации национальной экономики  при плавающем валютном курсе  и развитие долгосрочного международного экономического сотрудничества.

Фискальная  политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство  с целью стабилизации экономики  с помощью изменения величины доходов и расходов государственного бюджета. Фискальная политика – это  политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.  
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.

 
Стимулирующая фискальная политика применяется  при спаде (рис. 10.1(а)), имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов. Сдерживающая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики) (рис.10.1.(б)), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов. 
Кроме того, различают фискальную политику: 1) дискреционную и 2) автоматическую (недискреционную). Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. 
Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.

Информация о работе Экономическая теория