Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 16:42, контрольная работа
Цена – это количество денег (или других товаров и услуг), за которые продавец согласен реализовать, а покупатель готов приобрести единицу товара или услуги. Здесь она выступает в виде заработной платы.
Тема №1 «Рынок труда, заработная плата»…………………………………………………………………………………………..
1. Рынок труда и особенности его функционирования………………………………………………...................
2. Рабочая сила, её стоимость. Система заработной платы………………………………………………………….
3. Понятие «безработица», виды и формы. Государственное регулирование безработицы……………………………………………………………………………………………………………………………….
Тема №2 «Рынок природных ресурсов и их цена»………………………………………………………………………………..
1. Рынок природных ресурсов и его специфические особенности………………………………………………
2. Экономическая рента и её виды………………………………………………………………………………………………..
3. Цена земли………………………………………………………………………………………………………………………………….
Тема №3 «Рынок капитала и ссудный процент………………………………………………………………………………
1. Капитал как фактор производства, кругооборот капитала……………………………………………………….
2. Ссудный процент, как цена производственного фактора капитала…………………………………………
Тема № 4 «Рынок ценных бумаг» ………………………………………………………………………………………………………….
1. Рынок ценных бумаг: особенности, виды. Фондовая биржа……………………………………………………
2. Виды ценных бумаг. Круг ценных бумаг……………………………………………………………………………………
3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг…………………………………………………………….
Тема №5 «Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие»…………………………………………………………………………………………………………………………………………….
1. Совокупный спрос……………………………………………………………………………………………………………………….
2. Совокупное предложение………………………………………………………………………………………………………….
3. Макроэкономическое равновесие…………………………………………………………………………………………….
Тема №6 «Национальный доход, его распределение и перераспределение»……………………………………
1. Макроэкономическое регулирование……………………………………………………………………………………….
2. Национальный доход: определение, способы подсчёта, распределение национального дохода………………………………………………………………………………………………………………………………………….
3. Налоги………………………………………………………………………………………………………………………………………….
4. Государственный бюджет…………………………………………………………………………………………………………..
5. Доходы населения и уровень жизни………………………………………………………………………………………….
*Изменения в инвестиционных расходах (I). Снижение расходов на инвестиционные товары уменьшает совокупный спрос и сдвигает его кривую влево. На динамику инвестиционных расходов влияют следующие факторы:
- процентные ставки. Как отмечалось выше, увеличение процентных ставок снижает инвестиционные расходы, что вызывает падение спроса на инвестиционные товары и уменьшает совокупный спрос;
- ожидаемая
прибыль от инвестиций. Ожидание
большой прибыли от инвестиций
увеличивает спрос на
- налоги предприятий.
Рост налогов увеличивает
- технологии. Появление новых технологий увеличивает спрос на инвестиционные товары, производимые с их помощью, что увеличивает совокупный спрос;
- избыточные мощности. Если в национальной экономике мощности полностью не загружены, то спрос на инвестиционные товары, а значит, и совокупный спрос снижается.
*Государственные расходы (G). Увеличение государственных закупок национального продукта ведёт к возрастанию совокупного спроса.
*расходы на чистый экспорт (Nx). Чистый экспорт – это разница между величиной экспорта и импорта страны. Увеличение закупок отечественных товаров иностранными покупателями ведёт к увеличению чистого экспорта и смещает кривую совокупного спроса вправо, так как растёт спрос на продукцию экспортнопроизводящих предприятий. На динамику чистого экспорта влияют:
*национальный доход других стран. Его рост позволяет этим странам закупать больше отечественного национального продукта, что увеличивает совокупный спрос;
*валютные курсы.
Рост курса иностранной валюты
(стоимость иностранных
2.Совокупное предложение – это тот объём реального национального продукта, который производится и предлагается на национальном рынке при данном уровне цен.
Существует прямая связь между уровнем цен и совокупным предложением. Более высокий уровень цен симулирует производство товаров и услуг в национальной экономике, что увеличивает их предложение. Более низкий уровень цен вызывает сокращение производства, а значит, и предложения товаров и услуг (национального продукта). Поэтому простая модель совокупного предложения представляет собой кривую с положительным наклоном.
Различают два вида совокупного предложения – краткосрочное и долгосрочное. Такое деление обусловлено существенными различиями в функционировании национальной экономики в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Состояние экономики в долгосрочном периоде с высокой степенью достоверности списано в классической модели макроэкономического равновесия. Согласно ей, количество произведённого национального продукта в стране зависит от используемой техники и технологии, затрат труда и капитала, а не от уровня цен. Поэтому кривая совокупного предложения является вертикальной линией. При таком положении кривой изменения совокупного спроса влияют на цены, а объём национального производства остаётся постоянны. Подобная ситуация наблюдается при полном использовании всех ресурсов.
Если в долгосрочном периоде цены успевают отреагировать на изменения спроса и предложения, то в краткосрочном цены являются относительно устойчивыми из-за ряда инерционных факторов. Когда уровень цен не меняется, совокупное предложение на графике может быть представлено только горизонтальной линией. В краткосрочном периоде негибкость цен определяет зависимость объёма производства от спроса на товары.
В современной экономической литературе выделяют три отрезка кривой совокупного предложения.
Первый – горизонтальный, или кейнсианский отрезок – отражает состояние спада, депрессии экономики. Здесь имеются избыточные мощности и ресурсы, предприятия полностью не загружены. Поэтому рост национального производства происходит в результате загрузки простаивающих производственных мощностей. Объём производства растёт при соранении существующего уровня цен.
Второй отрезок
– промежуточный, или восходящий
– соответствует периоду
Третий отрезок – вертикальный, или классический – отражает развитие экономики в условях полной загрузки мощностей и полной занятости. В такой ситуации любое изменение уровня цен не может изменить объём производства и предложения национального продукта.
На величину
предложения национального
- издержки –
рост издержек уменьшает объём
выпуска национального
- цены на ресурсы – их рост увеличивает издержки, что ведёт к уменьшению предложения, и наоборот;
- производительность труда – увеличение производительности труда ведёт к увеличению объёма предложения;
- новая технология
– её массовые применение
- налоги и субсидии – при увеличении налогов растут издержки на единицу продукции, а значит, предложение уменьшается. Государственные субсидии ведут к снижению издержек фирм и соответственно к росту совокупного предложения.
3.Равновесие спроса и предложения в национальной экономике достигается в точке пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения.
Предположим, что уровень цен равен P1. При таком уровне предложение составит Q1, а спрос – Q2. Поскольку спрос превышает предложение, между покупателями начнётся конкуренция, что поднимает цену до уровня Pe. Повышение цен будет стимулировать производство национального продукта и его предложение повысится до уровня Qе , а потребители снизят до величины Qе. Наступит макроэкономическое равновесие в точке Е.
Может возникнуть случай, когда кривая совокупного спроса пересекает кривую совокупного предложения на горизонтальном (кейнсианском) отрезке.
Макроэкономическое равновесие здесь наступит в точке Е. Ему соответствует предложение Qе и уровень цен Ре. Предположим, что народное хозяйство произвело национальный продукт в количестве, равном Q2, а спрос равен Qе. Он меньше предложения и не позволяет скупить весь национальный продукт. Образуется излишек продукта, поэтому предприятия сокращают выпуск до равновесного размера Qе. Если предприятия выпускали национальный продукт на величину, равную Q1, то совокупный спрос превышает предложение, и поэтому производство национального продукта увеличивается до Qе.
Рассмотрим, как повлияет на макроэкономическое равновесие (а значит, и на объём национального производства, занятость и уровень цен) изменение совокупного спроса и совокупного предложения. Если спрос вырастет, то на разных участках кривой совокупного предложения макроэкономическое равновесие будет иметь вид.
На горизонтальном участке увеличение совокупного спроса с АD1 до АD2 приведёт к росту занятости и объёма ВВП с Q1 до Q2 без увеличения цен. На восходящем отрезке увеличение совокупного спроса с AD2 до AD3 приведёт к росту производства национального продукта с Q2 до Q3 и увеличению цен до Р3, так как растёт занятость и начинают использоваться незадействованные мощности. Увеличение спроса на классическом (вертикальном) отрезке с AD4 до AD5 окажет влияние только на уровень цен, повысив их с Р4 до Р5 так как здесь производственные мощности и рабочая сила использованы полностью.
Тема №6
1.Макроэкономическое регулирование – это общественный способ организации и регулирования национального хозяйства. Он выполняет следующие функции: объединяет хозяйство нации в единую систему; направляет производственную деятельность всех низовых звеньев экономики; распределяет труд и средства производства по отраслям и видам производства в соответствии с общественными потребностями; стимулирует высокоэффективное хозяйствование.
Осознание необходимости государственного
макроэкономического регулирования экономики
происходило с разработкой его целей средств,
эффективности и границ.
Сложные, а иногда и противоречивые взаимоотношения
целей государственного регулирования
экономики, и взаимопереплетения и возникающие
побочные (желательные и нежелательные)
последствия заставили государственные
регулирующие органы разрабатывать и
осуществлять цели не по отдельности,
а только в увязке друг с другом. Именно
поэтому в современных правительственных
программах цели государственного регулирования
экономики формируются в виде многоугольников.
Наиболее распространен
среди официальных целей
Из названий углов следует, что каждая
цель существует не сама по себе, а во взаимосвязи
с другими. Магическим многоугольник называют
потому, что одновременно достичь всех
названных целей – задача неимоверно
трудная, а часто и неисполнимая.
Рассмотрим цели «магического четырехугольника»,
являющиеся типичными для государственного
регулирования экономики развитых стран.
Постоянный и умеренный хозяйственный
рост. Только в условиях экономического
роста могут быть обеспечены нормальная
занятость населения, рост жизненного
уровня, развития инфраструктуры, увеличение
доходов государственного бюджета
Стабильность
цен. Длительное и ощутимое повышение
цен – это проявление инфляции, устойчивое
снижение цен – дефляции. И то и другое
нежелательно для здоровья экономики.
Поэтому состояние цен – это предмет постоянной
заботы любого правительства. Индикаторами
уровня цен являются индексы валового
внутреннего продукта, корзины товаров
и услуг, частного потребления населения
и др.
Высокая степень занятости. Рыночный механизм
до сих пор не смог создать гарантий от
массовой безработицы. Эту задачу вынуждено
взять на себя государство. Оно различными
регулирующими мерами стремиться удержать
размеры безработицы в социально приемлемых
рамках. Главные показатели уровня занятости,
доля безработицы в самодеятельном населении,
численность полностью или частично безработных
в сопоставлении с числом свободных рабочих
мест и др.
Внешнеэкономическое равновесие. Внешнеэкономическое
равновесие отражается в сальдо текущих
платежей, сальдо платежного баланса и
курсе национальной валюты по отношению
к валютам других стран.
Целям внешнеэкономического
равновесия служат повышение
Фискальная
политика представляет собой меры,
которые предпринимает
Инструментами фискальной политики выступают
расходы и доходы государственного бюджета,
а именно: 1) государственные закупки; 2)
налоги; 3) трансферты.
В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.
Стимулирующая фискальная политика применяется
при спаде (рис. 10.1(а)), имеет целью сокращение
рецессионного разрыва выпуска и снижение
уровня безработицы и направлена на увеличение
совокупного спроса (совокупных расходов).
Ее инструментами выступают: а) увеличение
государственных закупок; б) снижение
налогов; в) увеличение трансфертов. Сдерживающая
фискальная политика используется при
буме (при перегреве экономики) (рис.10.1.(б)),
имеет целью сокращение инфляционного
разрыва выпуска и снижение инфляции и
направлена на сокращение совокупного
спроса (совокупных расходов). Ее инструментами
являются: а) сокращение государственных
закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение
трансфертов.
Кроме того, различают фискальную политику:
1) дискреционную и 2) автоматическую (недискреционную).
Дискреционная фискальная политика представляет
собой законодательное (официальное) изменение
правительством величины государственных
закупок, налогов и трансфертов с целью
стабилизации экономики.
Автоматическая фискальная политика связана
с действием встроенных (автоматических)
стабилизаторов. Встроенные (или автоматические)
стабилизаторы представляют собой инструменты,
величина которых не меняется, но само
наличие которых (встроенность их в экономическую
систему) автоматически стабилизирует
экономику, стимулируя деловую активность
при спаде и сдерживая ее при перегреве.
К автоматическим стабилизаторам относятся:
1) подоходный налог (включающий в себя
и налог на доходы домохозяйств, и налог
на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги
(в первую очередь, налог на добавленную
стоимость); 3) пособия по безработице;
4) пособия по бедности.