Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 16:42, контрольная работа
Цена – это количество денег (или других товаров и услуг), за которые продавец согласен реализовать, а покупатель готов приобрести единицу товара или услуги. Здесь она выступает в виде заработной платы.
Тема №1 «Рынок труда, заработная плата»…………………………………………………………………………………………..
1.	Рынок труда и особенности его функционирования………………………………………………...................
2.	Рабочая сила, её стоимость. Система заработной платы………………………………………………………….
3.	Понятие «безработица», виды и формы. Государственное регулирование безработицы……………………………………………………………………………………………………………………………….
Тема №2 «Рынок природных ресурсов и их цена»………………………………………………………………………………..
1.	Рынок природных ресурсов и его специфические особенности………………………………………………
2.	Экономическая рента и её виды………………………………………………………………………………………………..
3.	Цена земли………………………………………………………………………………………………………………………………….
Тема №3 «Рынок капитала и ссудный процент………………………………………………………………………………
1.	Капитал как фактор производства, кругооборот капитала……………………………………………………….
2.	Ссудный процент, как цена производственного фактора капитала…………………………………………
Тема № 4 «Рынок ценных бумаг» ………………………………………………………………………………………………………….
1.	Рынок ценных бумаг: особенности, виды. Фондовая биржа……………………………………………………
2.	Виды ценных бумаг. Круг ценных бумаг……………………………………………………………………………………
3.	Государственное регулирование рынка ценных бумаг…………………………………………………………….
Тема №5 «Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие»…………………………………………………………………………………………………………………………………………….
1.	Совокупный спрос……………………………………………………………………………………………………………………….
2.	Совокупное предложение………………………………………………………………………………………………………….
3.	Макроэкономическое равновесие…………………………………………………………………………………………….
Тема №6 «Национальный доход, его распределение и перераспределение»……………………………………
1.	Макроэкономическое регулирование……………………………………………………………………………………….
2.	Национальный доход: определение, способы подсчёта, распределение национального дохода………………………………………………………………………………………………………………………………………….
3.	Налоги………………………………………………………………………………………………………………………………………….
4.	Государственный бюджет…………………………………………………………………………………………………………..
5.	Доходы населения и уровень жизни………………………………………………………………………………………….
*Изменения в инвестиционных расходах (I). Снижение расходов на инвестиционные товары уменьшает совокупный спрос и сдвигает его кривую влево. На динамику инвестиционных расходов влияют следующие факторы:
- процентные ставки. Как отмечалось выше, увеличение процентных ставок снижает инвестиционные расходы, что вызывает падение спроса на инвестиционные товары и уменьшает совокупный спрос;
- ожидаемая 
прибыль от инвестиций. Ожидание 
большой прибыли от инвестиций 
увеличивает спрос на 
- налоги предприятий. 
Рост налогов увеличивает 
- технологии. Появление новых технологий увеличивает спрос на инвестиционные товары, производимые с их помощью, что увеличивает совокупный спрос;
- избыточные мощности. Если в национальной экономике мощности полностью не загружены, то спрос на инвестиционные товары, а значит, и совокупный спрос снижается.
*Государственные расходы (G). Увеличение государственных закупок национального продукта ведёт к возрастанию совокупного спроса.
*расходы на чистый экспорт (Nx). Чистый экспорт – это разница между величиной экспорта и импорта страны. Увеличение закупок отечественных товаров иностранными покупателями ведёт к увеличению чистого экспорта и смещает кривую совокупного спроса вправо, так как растёт спрос на продукцию экспортнопроизводящих предприятий. На динамику чистого экспорта влияют:
*национальный доход других стран. Его рост позволяет этим странам закупать больше отечественного национального продукта, что увеличивает совокупный спрос;
*валютные курсы. 
Рост курса иностранной валюты 
(стоимость иностранных 
2.Совокупное предложение – это тот объём реального национального продукта, который производится и предлагается на национальном рынке при данном уровне цен.
Существует прямая связь между уровнем цен и совокупным предложением. Более высокий уровень цен симулирует производство товаров и услуг в национальной экономике, что увеличивает их предложение. Более низкий уровень цен вызывает сокращение производства, а значит, и предложения товаров и услуг (национального продукта). Поэтому простая модель совокупного предложения представляет собой кривую с положительным наклоном.
Различают два вида совокупного предложения – краткосрочное и долгосрочное. Такое деление обусловлено существенными различиями в функционировании национальной экономики в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Состояние экономики в долгосрочном периоде с высокой степенью достоверности списано в классической модели макроэкономического равновесия. Согласно ей, количество произведённого национального продукта в стране зависит от используемой техники и технологии, затрат труда и капитала, а не от уровня цен. Поэтому кривая совокупного предложения является вертикальной линией. При таком положении кривой изменения совокупного спроса влияют на цены, а объём национального производства остаётся постоянны. Подобная ситуация наблюдается при полном использовании всех ресурсов.
Если в долгосрочном периоде цены успевают отреагировать на изменения спроса и предложения, то в краткосрочном цены являются относительно устойчивыми из-за ряда инерционных факторов. Когда уровень цен не меняется, совокупное предложение на графике может быть представлено только горизонтальной линией. В краткосрочном периоде негибкость цен определяет зависимость объёма производства от спроса на товары.
В современной экономической литературе выделяют три отрезка кривой совокупного предложения.
Первый – горизонтальный, или кейнсианский отрезок – отражает состояние спада, депрессии экономики. Здесь имеются избыточные мощности и ресурсы, предприятия полностью не загружены. Поэтому рост национального производства происходит в результате загрузки простаивающих производственных мощностей. Объём производства растёт при соранении существующего уровня цен.
Второй отрезок 
– промежуточный, или восходящий 
– соответствует периоду 
Третий отрезок – вертикальный, или классический – отражает развитие экономики в условях полной загрузки мощностей и полной занятости. В такой ситуации любое изменение уровня цен не может изменить объём производства и предложения национального продукта.
На величину 
предложения национального 
 - издержки – 
рост издержек уменьшает объём 
выпуска национального 
- цены на ресурсы – их рост увеличивает издержки, что ведёт к уменьшению предложения, и наоборот;
- производительность труда – увеличение производительности труда ведёт к увеличению объёма предложения;
 - новая технология 
– её массовые применение 
- налоги и субсидии – при увеличении налогов растут издержки на единицу продукции, а значит, предложение уменьшается. Государственные субсидии ведут к снижению издержек фирм и соответственно к росту совокупного предложения.
3.Равновесие спроса и предложения в национальной экономике достигается в точке пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения.
Предположим, что уровень цен равен P1. При таком уровне предложение составит Q1, а спрос – Q2. Поскольку спрос превышает предложение, между покупателями начнётся конкуренция, что поднимает цену до уровня Pe. Повышение цен будет стимулировать производство национального продукта и его предложение повысится до уровня Qе , а потребители снизят до величины Qе. Наступит макроэкономическое равновесие в точке Е.
Может возникнуть случай, когда кривая совокупного спроса пересекает кривую совокупного предложения на горизонтальном (кейнсианском) отрезке.
Макроэкономическое равновесие здесь наступит в точке Е. Ему соответствует предложение Qе и уровень цен Ре. Предположим, что народное хозяйство произвело национальный продукт в количестве, равном Q2, а спрос равен Qе. Он меньше предложения и не позволяет скупить весь национальный продукт. Образуется излишек продукта, поэтому предприятия сокращают выпуск до равновесного размера Qе. Если предприятия выпускали национальный продукт на величину, равную Q1, то совокупный спрос превышает предложение, и поэтому производство национального продукта увеличивается до Qе.
Рассмотрим, как повлияет на макроэкономическое равновесие (а значит, и на объём национального производства, занятость и уровень цен) изменение совокупного спроса и совокупного предложения. Если спрос вырастет, то на разных участках кривой совокупного предложения макроэкономическое равновесие будет иметь вид.
На горизонтальном участке увеличение совокупного спроса с АD1 до АD2 приведёт к росту занятости и объёма ВВП с Q1 до Q2 без увеличения цен. На восходящем отрезке увеличение совокупного спроса с AD2 до AD3 приведёт к росту производства национального продукта с Q2 до Q3 и увеличению цен до Р3, так как растёт занятость и начинают использоваться незадействованные мощности. Увеличение спроса на классическом (вертикальном) отрезке с AD4 до AD5 окажет влияние только на уровень цен, повысив их с Р4 до Р5 так как здесь производственные мощности и рабочая сила использованы полностью.
 
Тема №6
1.Макроэкономическое регулирование – это общественный способ организации и регулирования национального хозяйства. Он выполняет следующие функции: объединяет хозяйство нации в единую систему; направляет производственную деятельность всех низовых звеньев экономики; распределяет труд и средства производства по отраслям и видам производства в соответствии с общественными потребностями; стимулирует высокоэффективное хозяйствование.
Осознание необходимости государственного 
макроэкономического регулирования экономики 
происходило с разработкой его целей средств, 
эффективности и границ. 
Сложные, а иногда и противоречивые взаимоотношения 
целей государственного регулирования 
экономики, и взаимопереплетения и возникающие 
побочные (желательные и нежелательные) 
последствия заставили государственные 
регулирующие органы разрабатывать и 
осуществлять цели не по отдельности, 
а только в увязке друг с другом. Именно 
поэтому в современных правительственных 
программах цели государственного регулирования 
экономики формируются в виде многоугольников.
Наиболее распространен 
среди официальных целей 
Из названий углов следует, что каждая 
цель существует не сама по себе, а во взаимосвязи 
с другими. Магическим многоугольник называют 
потому, что одновременно достичь всех 
названных целей – задача неимоверно 
трудная, а часто и неисполнимая. 
Рассмотрим цели «магического четырехугольника», 
являющиеся типичными для государственного 
регулирования экономики развитых стран. 
Постоянный и умеренный хозяйственный 
рост. Только в условиях экономического 
роста могут быть обеспечены нормальная 
занятость населения, рост жизненного 
уровня, развития инфраструктуры, увеличение 
доходов государственного бюджета
Стабильность 
цен. Длительное и ощутимое повышение 
цен – это проявление инфляции, устойчивое 
снижение цен – дефляции. И то и другое 
нежелательно для здоровья экономики. 
Поэтому состояние цен – это предмет постоянной 
заботы любого правительства. Индикаторами 
уровня цен являются индексы валового 
внутреннего продукта, корзины товаров 
и услуг, частного потребления населения 
и др. 
Высокая степень занятости. Рыночный механизм 
до сих пор не смог создать гарантий от 
массовой безработицы. Эту задачу вынуждено 
взять на себя государство. Оно различными 
регулирующими мерами стремиться удержать 
размеры безработицы в социально приемлемых 
рамках. Главные показатели уровня занятости, 
доля безработицы в самодеятельном населении, 
численность полностью или частично безработных 
в сопоставлении с числом свободных рабочих 
мест и др. 
Внешнеэкономическое равновесие. Внешнеэкономическое 
равновесие отражается в сальдо текущих 
платежей, сальдо платежного баланса и 
курсе национальной валюты по отношению 
к валютам других стран.
Целям внешнеэкономического 
равновесия служат повышение 
Фискальная 
политика представляет собой меры, 
которые предпринимает 
Инструментами фискальной политики выступают 
расходы и доходы государственного бюджета, 
а именно: 1) государственные закупки; 2) 
налоги; 3) трансферты.
В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.
 
Стимулирующая фискальная политика применяется 
при спаде (рис. 10.1(а)), имеет целью сокращение 
рецессионного разрыва выпуска и снижение 
уровня безработицы и направлена на увеличение 
совокупного спроса (совокупных расходов). 
Ее инструментами выступают: а) увеличение 
государственных закупок; б) снижение 
налогов; в) увеличение трансфертов. Сдерживающая 
фискальная политика используется при 
буме (при перегреве экономики) (рис.10.1.(б)), 
имеет целью сокращение инфляционного 
разрыва выпуска и снижение инфляции и 
направлена на сокращение совокупного 
спроса (совокупных расходов). Ее инструментами 
являются: а) сокращение государственных 
закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение 
трансфертов. 
Кроме того, различают фискальную политику: 
1) дискреционную и 2) автоматическую (недискреционную). 
Дискреционная фискальная политика представляет 
собой законодательное (официальное) изменение 
правительством величины государственных 
закупок, налогов и трансфертов с целью 
стабилизации экономики. 
Автоматическая фискальная политика связана 
с действием встроенных (автоматических) 
стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) 
стабилизаторы представляют собой инструменты, 
величина которых не меняется, но само 
наличие которых (встроенность их в экономическую 
систему) автоматически стабилизирует 
экономику, стимулируя деловую активность 
при спаде и сдерживая ее при перегреве. 
К автоматическим стабилизаторам относятся: 
1) подоходный налог (включающий в себя 
и налог на доходы домохозяйств, и налог 
на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги 
(в первую очередь, налог на добавленную 
стоимость); 3) пособия по безработице; 
4) пособия по бедности.